ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 1572


ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ, изучает социально-культурные, техн. и эстетич. проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами пром. произ-ва для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретич. основу дизайна, Э. т. изучает его обществ. природу и закономерности развития, принципы и методы худ. конструирования, проблемы проф. творчества художника-конструктора (дизайнера).

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 570—571


ЭСТЕТИКА И ТЕХНИКА. Соотношение этих областей человеческой деятельности можно рассматривать в таких аспектах: т. наз. производственная Э.; техническая Э. и художественное конструирование, „дизайн" (англ. design — проектировать, чертить, а также план, рисунок) как вид деятельности по проектированию предметного мира; взаимоотношение Т. и искусства. Производственная Э. предполагает организацию производства на началах красоты и целесообразности, т. е. создание наиболее совершенных его условий, к-рые способствовали бы сохранению здоровья и бодрости работников, росту производительности труда. Она включает проектирование эстетически привлекательной и практически целесооб. разной архитектуры промышленных сооружений и орудий труда, создание удобной и красивой рабочей одежды, оформление интерьеров производственного помещения, мест отдыха и т. д. Все это повышает эстетическую культуру трудящихся, способствует их гармоническому развитию и воспитанию коммунистического отношения к труду. В процессе художественного конструирования создаются технические изделия, обладающие эстетическим совершенством, а в нек-рых случаях и художественной выразительностью. Техническая Э.— это теория художественного конструирования, „дизайна". Она разрабатывает технологические и эксплуатационные требования к изделиям промышленности, в к-рых целесообразность сочетается с красотой. Техническая Э., используя данные мн. областей знания, прежде всего эргономики — науки, изучающей трудовую деятельность с т. зр. техники, технологии, физиологии, психологии, гигиены и т. д., помогает художнику-конструктору создавать такие предметы, к-рые не только имеют определенное целевое назначение, но и обладают эстетической ценностей. Наконец, взаимоотношение Т. и искусства проявляется прежде всего в том, что развитие Т. делает возможным появление новых видов искусства (кино, телевидение) и оказывает влияние на самые „древние" его виды (строительная техника в архитектуре, новые материалы и новые способы их обработки в скульптуре, новые музыкальные инструменты, театральная техника и т. д.). Велика роль Т. и в распространении искусства (радио, телевидение, полиграфия).

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024