Содержание:
В. Даль. Толковый словарь
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2008
Ссылки
В. Даль. Толковый словарь. — Москва, 1978
ЖИЗНЬ ж. жись, жизть, прстнрд. животъ; житiе, бытiе; состоянiе особи, существованiе отдѣльной личности. Въ обширн. смыслѣ жизнь обусловлена только питанiемъ и усвоенiемъ пищи, и въ этомъ знач. она дана двумъ царствамъ природы: животному и растительному; въ тѣсномъ смыслѣ, она требуетъ произвольнаго движенiя и чувствъ, принадлежа однимъ животнымъ; въ высшемъ знач. какъ бытiе, она относится къ душѣ или к смерти плоти. Жизнь человѣка, вѣкъ его, все продолженiе земной жизни его, отъ рожденiя до смерти; также || родъ и образъ жизни его, бытъ, дѣянiя, поступки, похожденiя ипр. || Стар. животы, нажитое, пожитки. Весною жизнь природы просыпается. Жизнь (человѣка) коротка, да погудка долга. Человѣкъ строгой жизни, нравственный, умѣренный въ мирскiхъ усладах. Это не жизнь, а каторга! Не радъ жизни, терплю много горя. Въ картинѣ мало жизни, она мертва, не выражаетъ живаго. Въ обществѣ нѣтъ жизни, нетъ движенiя, бесѣды, удовольствiй, всѣ живутъ одиноко, сходятся равнодушно. На жизнь и на смерть. Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая! Жизненокъ, – ночекъ. яросл. жизточка об. милый, любезный, желанный, жадобный, жизнь моя. Жизненный, къ жизни относящ., ей служащiй. Жизненное дерево, деревцо Thuja. Жизненность ж. сила жизни въ комъ или въ чемъ, живыя или жизненные силы. Жизнедѣятельность, почти то же: силы, животворящiя плоть, прахъ, сила орудная, животная и растительная. Жизнедатель, жизнеподатель, жизнодавецъ м. кто даетъ жизнь, животворитъ. Жизне(о)дательный прлг. то же, животворящiй. Жизнеописанiе ср. подробный разсказъ о жизни какого-либо человѣка; бiографъ. Жизнеописатель, жизнеписатель м. описывающiй чью-либо жизнь, бiографъ. Жизнеописательный, содержащiй въ себѣ описанiе жизни или къ сему дѣлу относящiйся. Жизно(е)любивый человѣкъ или жизнолюбецъ, кто любитъ жизнь, боится утратить ее, животолюбивый; || кто любитъ пожить и мiрски наслаждаться. Жизно(е)носный, живо(то)носный. Жизне(о)творный, животворный. Жизнеточный, —точивый, животочный.
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 614
ЖИЗНЬ, способ существования белковых тел. Представляет собой особую форму движения материи и возникает как новое качество материи в процессе её развития. Характерной особенностью всякого живого тела является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Живое тело извлекает из окружающей среды необходимые ему вещества и включает их в свой состав (уподобляет себе); этот процесс называется ассимиляцией. Одновременно с ассимиляцией происходит процесс распада частиц живого тела, их разложение — диссимиляция. В единстве этих двух процессов совершается самообновление живого тела, с прекращением их наступает смерть. В неживых телах химич. превращения вызывают их разрушение, а в живых — являются основным условием их существования.
Только теория диалектического материализма позволила правильно подойти к проблеме происхождения Ж. В трудах классиков марксизма указаны основные пути историч. развития материи.
Руководствуясь марксистско-ленинской философией и опираясь на данные совр. науки, советский биолог А. И. Опарин выдвинул гипотезу образования белковых тел и происхождения Ж. на Земле. Согласно этой гипотезе, образовавшиеся из неорганич. веществ первичные белковоподобные соединения, находящиеся в водном растворе, объединялись, образуя белковые комочки — коацерваты; Ж. возникла в результате качественного скачка от коацерватов к первичным живым организмам. Явления Ж. изучает наука биология.
ЖИЗНЕННЫЙ ЭЛИКСИР, фантастич. вещество, к-рое, по учению алхимиков, должно было сообщать человеку долгую жизнь и даже бессмертие. См. Алхимия.
Краткий философский словарь. — Москва, 1954
ЖИЗНЬ.— Классическое определение жизни дано Энгельсом; «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных Частей этих тел» («Анти-Дюринг», 77). Сущность жизненного процесса заключается в беспрерывном и одновременном созидании и разрушении живого, ассимиляции и диссимиляции. «Повсюду, где мы встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, которое не находится в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явления жизни... Но в чем же состоят эти явления жизни, одинаково встречающиеся у всех живых существ? Прежде всего в том, что белковое тело извлекает из окружающей среды другие подходящие вещества и ассимилирует их, тогда как более старые частицы тела разлагаются и выделяется. Другие, неживые тела тоже изменяются, разлагаются или комбинируются в ходе естественного процесса, но они при этом перестают быть том, чем были раньше. Скала, которая подверглась выветриванию, уже больше не скала; металл в результате окисления превращается в ржавчину. Но то, что в мертвых телах является причиной разрушения, у белка становится основным условием существования. Как толькo в белковом теле прекращается это непрерывное превращение составных частей, эта постоянная смена питания и выделения,— с этого момента само белковое тело прекращает свое существование, оно разлагается и умирает. Жизнь — способ существования белкового тела — состоит, следовательно, прежде всего в том, что белковое тело в каждый данный момент является самим собой и в то же время — иным и что это происходит не вследствие какого-либо процесса, которому оно подвергается извне, как это бывает и с мертвыми телами. Напротив, жизнь, обмен веществ, происходящий путем питания и выделения, есть самосовершающийся процесс, присущий прирожденный своему носителю — белку, процесс, без которого не может быть жизни» («Анти-Дюринг», 77—78). Энгельс далее указывал, что все основные и характерные свойства живого тела — раздражимость, рост, размножение и т. д.— закономерно вытекают из обмена веществ в белке.
Современные достижения биохимии, физиологии и других наук полностью подтверждают мысли Энгельса. С давних времён в вопросе о жизни идёт борьба двух основных линий, двух основных партий в философии — идеализма и материализма. Идеализм выступает в этом вопросе в форме витализма, вейсманизма-морганизма. Старые, домарксовские материалисты, активно выступая против витализма, стремились обосновать в вопросе о жизни и противопоставить идеализму точку зрении механистического материализма, отрицавшего качественное различие между живым и неживым и пытавшегося свести все явления жизни к физико-химическим и и даже простейшим механическим процессам. Декарт (см.), некоторые французские материалисты ХVIII в. и др. пытались аналогиями доказать тождество живых организмов с машинами.
Диалектический материализм подверг критике ограниченность механистов в понимании жизни, а также идеалистические, поповские фантазии виталистов. Рассматривая жизнь как одну из форм движения материи, диалектический материализм глубоко вскрыл качественное своеобразие жизни, возникшей из неживой материи. Отвергая грубые попытки создания сложной структуры живых организмов из немного, так же как и представления о вечности жизни или о появлении её в результате творческого акта, диалектический материализм обосновал исторических взгляд на возникновение жизни из неорганической природы в результате длительной (миллионы лет продолжавшейся) эволюции неживой материи. Советские учёные разрабатывают теорию возникновения жизни, руководствуясь диалектика-материалистическое мировоззрением. Возникновение жизни было связано с образованием первичного субстрата жизни в виде живого вещества, главным составным компонентом которого являются белки. Последующее развитие живого вещества в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды привело к многообразию форм организации живого вещества и его отправлений. Это многообразие органического мира представлено в настоящее время огромным числом организмов, начиная от самых простейших и кончая человеком. Исторический процесс развития жизни на земле, закономерности происхождения различных видов организмов были вскрыты дарвинизмом, нанесшим сокрушительный удар идеалистическим и религиозным представлениям о возникновении и развития видов в результате творческого акта. Мичуринская биология, творчески развивая дарвинизм, преодолевая его недостатки, дала всестороннее научное обоснование законов органической жизни. Мичуринская биология нанесла поражение господствующей в современном буржуазной мире вейсманистско-морганистической идеалистической теории жизни, рассматривающей организмы вне решающего влияния внешней среды, отрицающей, что изменение типа ассимиляции и диссимиляции есть основная причина изменений в организмах. (См. также Клетка).
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 443
ЖИЗНЬ, одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к разл. формам движения, приспособляемостью к среде и т. п.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Изд. политической литературы. 1987
ЖИЗНЬ — форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в „снятом" виде. Реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.). Каждый организм является открытой самоорганизующейся системой, для к-рой характерно наличие процессов обмена веществ, роста, развития и размножения. Известен ряд концепций происхождения и сущности Ж., выдвинутых биологами и философами. С позиций креационизма выступали Линней (признавал одноактное творение организмов богом) и Кювье (признавал повторяющиеся акты творения все более совершенных форм жизни после уничтожения предыдущих в результате „катаклизмов"). Витализм, восходящий к учению об энтелехии Аристотеля, пытался объяснить процессы жизни действием нематериальной „жизненной силы" (нем. биолог Г. Дриш), „жизненного порыва" (Бергсон); аналогичные идеи высказывались представителями эмерджентной эволюции и холизма. К концепциям, свойственным метафизическому материализму, относятся гипотеза С. Аррениуса о занесении спор жизни на Землю из космоса и концепция К. Бэра об извечном параллельном существовании живой и неживой материи. Теория, выдвинутая А. И. Опариным, предполагает первоначальное образование белковоподобных комплексных коллоидных систем — коацерватов, а затем первых живых тел. Согласно данным совр. науки, в результате соединения возникших абиотическим путем аминокислот образовалась материальная система, состоящая из двух подсистем — управляющей и управляемой (ядра клетки и цитоплазмы). В ядре клетки содержатся молекулы нуклеиновой кислоты ДНК, каждая из к-рых состоит из двух цепочек атомов, связанных друг с другом четырьмя основаниями, составляющими алфавит информационного (генетического) кода; порядок расположения этих оснований определяет последовательность всех процессов жизнедеятельности организма. Прежде всего это — обмен веществ с окружающей средой, в ходе к-рого организм как открытая система получает извне вещества, служащие строительным материалом, обеспечивающим его рост и развитие, а также образование дочерних организмов в процессе размножения, и снабжающие его энергией. Т. обр., биосистемы постоянно находятся в состоянии динамического равновесия на биологическом уровне организации материи. Среди материалистических теорий, предназначенных для объяснения механизма развития органического мира, важнейшими являются: учение Ж.-Б. Ламарка (Неоламаркизм) об упражнении и неупражнении органов как источнике новых признаков организмов, приобретаемых ими в процессе индивидуальной жизни и якобы наследуемых, и теория естественного отбора Нарвина. Согласно совр. генетике, воздействия внешней среды (космические лучи, изменения температуры и т. п.) вызывают ненаправленные изменения генетического кода (мутации). Последние приводят к возникновению качественно новых организмов, к-рые с необходимостью подвергаются действию естественного отбора: лишь приспособленные к условиям внешней среды организмы выживают и оставляют потомство, дающее начало новым биологическим видам. Разветвление генеалогического древа (имеющего три осн. ветви, соответствующие простейшим организмам, растениям и животным) свидетельствует об отсутствии однозначной предопределенности в развитии органического мира. Поиски проявлений жизни на др. небесных телах Солнечной системы до сих пор не увенчались успехом. Решение вопроса о том, является ли существующая на Земле жизнь уникальной, требует экспериментального исследования и не может быть получено умозрительным путем.
Большая российская энциклопедия. Том 10. — Москва, 2008. — С. 82—84 // Электронная версия
ЖИЗНЬ. Вопросы о природе (сущности) Ж. и её происхождении относятся к числу наиболее фундам. проблем совр. науч. и филос. мысли. Разнообразие существующих определений Ж. – естеств. следствие того, что исследованием разл. аспектов этого сложного и многогранного явления занимается огромное число наук. Необычайно трудной оказывается сама задача выделить такие особенности живых систем, которые давали бы возможность чётко и однозначно охарактеризовать Ж. в отличие от всего того, что живым не является. Многообразные аспекты проявления Ж. изучает биология.
Осмысление феномена Ж. в Новое время происходило в условиях противостояния двух противоположных филос. точек зрения – механицизма и витализма. Представители механицизма отвергали любую попытку противопоставления живого и неживого, настаивая на том, что Ж. полностью объяснима на основе тех же законов, с помощью которых объясняются и все «неживые» явления природы. Можно выделить следующие версии механицизма, сложившиеся к нач. 20 в.: 1) классич. механицизм, согласно которому все явления природы, в т. ч. и живой природы, научно объяснимы на основе законов механики И. Ньютона, просуществовал с начала эпохи Просвещения вплоть до кон. 19 в., однако с формированием теории относительности и квантовой механики полностью сошёл на нет; 2) физикализм, сторонники которого считали, что именно физика является теоретич. основой всех (по крайней мере естественных) наук и, следовательно, Ж. в конечном счёте полностью объяснима на основе законов физики (в более мягком варианте – «законов физики и химии»). Эту позицию, чётко сформулированную в сер. 19 в. Л. Бюхнером, продолжали обосновывать и в сер. 20 в. (характерно утверждение Б. Рассела о том, что «всё в поведении живой материи может теоретически быть объяснено в терминах физики и химии» – Б. Рассел. Человеческое познание. Его сфера и границы. М.; К., 2001. С. 48); 3) каузализм (от лат. саusa – причина), согласно которому все явления живой (как и неживой) природы строго причинно обусловлены, так что объяснение их не нуждается в привлечении таких телеологич. понятий, как «цель», «смысл», «значение» и т. п.
Витализм формировался как прямая антитеза механицизму, и его представители настаивали на качественном отличии живого от неживого, существовании специфических биологич. закономерностей, не сводимых к законам механики (физики, химии), а главное – наличии в живых системах особых сил и факторов, придающих живым организмам их целостность и целесообразность, особого рода упорядоченность и способность стремиться к определённым целям. Корни витализма уходят в классич. древность и связываются обычно с философией Аристотеля, который понимал Ж. как процессы питания, роста и старения, обусловленные целевой причиной – энтелехией. Витализм 17–18 вв., исходивший из того, что именно душа как нематериальное начало управляет телом и не допускает его распада (нем. естествоиспытатель Г. Шталь, 1660–1734), представлен несколькими вариантами учений о разл. жизненных силах и сущностях, управляющих всеми жизненными процессами (К. Ф. Вольф, И. Ф. Блуменбах и др.).
Под влиянием успехов физики и химии в 19 в. механицизм стал вытеснять витализм из сферы биологич. познания. Мнение, что органич. вещества могут возникать только с помощью «жизненной силы», было опровергнуто синтезом мочевины в 1828 (Ф. Вёлер). Представление о том, что разложение сахаров (при брожении или дыхании) – особая прерогатива живых клеток, было разрушено в 1897, когда из дрожжевых клеток был получен бесклеточный ферментный экстракт, сбраживающий сахар (Э. Бухнер). В 1908 была экспериментально доказана справедливость закона сохранения энергии для живых организмов (М. Рубнер).
Тем не менее кон. 19 – нач. 20 вв. отмечены новой волной антимеханистич. настроений и формированием новых виталистич. концепций. Х. Дриш, опираясь на свои эксперименты по разделению бластомеров морского ежа с последующим получением взрослого целого организма из каждой части, выдвинул идею существования специального непространственного жизненного фактора (названного им вслед за Аристотелем энтелехией), целенаправленно управляющего всеми процессами в живых организмах. В целом позицию витализма, сформировавшуюся в эти годы, можно выразить следующим образом: 1) Ж. подчиняется всем законам физики и химии, но не сводима к ним; 2) имеется абсолютное различие между живым и неживым: если всё неживое подчиняется только закону причинности, то живое не сводится к этому; 3) всякий органич. процесс телеологичен, т. е. управляется имманентной целесообразностью; 4) причиной этой телеологичности является наличие в живых организмах факторов либо психоидной, либо метафизич. природы.
Биологи нач. 20 в. в значит. своей части оставались на позициях механицизма. Даже последующие достижения генетики (расшифровка генетического кода и др.) и молекулярной биологии, как и синтетическая теория эволюции, объединившая дарвинизм и генетику в сер. 20 в., были восприняты большинством современников в сугубо «механистическом» контексте.
В науке 1-й пол. 20 в. господствовало понимание Ж. как процесса активного и целесообразного поддержания той специфич. материальной структуры, формой проявления которой является сама эта активность. Гл. механизмом поддержания этой специфич. структуры считался процесс взаимодействия организмов с окружающей их неорганической средой, а гл. материальным носителем этой способности – белок. Отсюда широко распространённое среди биологов кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. мнение, что Ж. есть способ существования белковых тел. Однако в процессе развития биохимии выяснилось, что белки – это полимеры (полипептиды), состоящие из 20 разл. аминокислот, и при этом в самих полипептидах не обнаруживалось никаких специфич. биологич. свойств. Сущность Ж. стали искать в особой «физике живого», биофизике.
Наиболее перспективным в 1-й трети 20 в. казалось выявление особой термодинамики «живого вещества», характеризующейся тем, что процессы развития и эволюции в живой природе идут не в сторону роста энтропии, а в сторону повышения уровня организованности и упорядоченности. Такой подход был развит, в частности, рос. учёным Э. С. Бауэром в работах 1920–30-х гг. «Все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счёт своей свободной энергии постоянно работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях» (Э. С. Бауэр. Теоретическая биология. СПб., 2002. С. 43). Из этого принципа устойчивого неравновесия Бауэр выводил все свойства живых организмов – обмен веществ, ассимиляцию и диссимиляцию, раздражимость, рост клеток и их старение и др. Эта линия термодинамич. трактовки Ж. была впоследствии продолжена австр. биологом Л. фон Берталанфи (1901–1972), Э. Шрёдингером, И. Р. Пригожиным и др. и является стержневой в целом ряде совр. концепций самоорганизации материальных систем и происхождения жизни.
Однако по мере осознания фундам. значимости генетич. структур во всех процессах жизнедеятельности учёные всё чаще стали приходить к мысли, что гл. процесс, характеризующий Ж., есть не столько обмен веществ, сколько способность всех живых систем к самовоспроизведению, посредством которого жизнь сохраняется именно в смене (потенциально бесконечной) поколений. Г. Дж. Мёллер в работе «Ген как основа жизни» (1926) развил идею о том, что благодаря уникальной способности генов к самокопированию и сохранению своей специфич. структуры даже в случае изменения (мутирования) самой структуры именно они прежде всего должны рассматриваться в качестве материальной основы жизни и её эволюции путём естественного отбора. Мысль о том, что самовоспроизведение (самокопирование, саморепликация) есть осн. свойство живого, стала одной из определяющих в биологии 2-й пол. 20 в. Когда в 1944 выяснилось, что гены с химич. точки зрения – это не белки, а представители др. класса биополимеров – нуклеиновых кислот (гл. обр., дезоксирибонуклеиновых кислот, ДНК), появился соблазн определить Ж. как форму существования дезоксирибонуклеиновых кислот. Однако к этому времени уже выяснилось, что Ж. не может быть свойством к.-л. тел или веществ самих по себе, она может быть только свойством систем взаимодействий между разл. веществами или телами (а также объединяющих их сил и полей), образующих особого рода целостные структурные образования, индивидуальности.
С появлением в 1948 «Кибернетики» Н. Винера одной из главных в понимании сущности Ж. стала идея сохраняющегося самоуправления. То, что живые организмы способны автоматически поддерживать важнейшие параметры своего функционирования в границах рабочей нормы в достаточно широких пределах изменений окружающих условий (гомеостаз), было известно давно; на это явление как, возможно, гл. характеристики Ж. обратил внимание в 19 в. уже К. Бернар. С появлением кибернетики пришло осознание решающей роли спец. программ управления, и Ж. всё чаще стали определять через понятие информации. Процесс управления включает также «цель» управления и «средства» (механизмы) её достижения, так что в состав фундам. принципов истолкования Ж. были возвращены такие телеологич. понятия, как «цель», «целенаправленность», «целесообразность» и др., старательно изгонявшиеся из биологии на протяжении нескольких веков.
Эти потоки идей, идущие из трёх разных областей исследования живого (биохимия, генетика и кибернетика), были объединены и дополнены идеей семиотической природы Ж. в рамках молекулярной биологии, стремительно сформировавшейся после открытия структуры ДНК в 1953 (Дж. Д. Уотсон, Ф. Крик). ДНК была понята не просто как химич. тело и вещество наследственности, а одновременно с этим и как носитель кода наследств. информации, как своего рода «текст», в содержании которого записана программа формирования всех важнейших функциональных единиц живой клетки, в т. ч. и программа собств. самовоспроизведения (самокопирования, репликации). Ж. стала пониматься и как «семиотическое» (знаковое) образование, как «текст».
В силу того, что наследственность представляет собой сообщение, записанное в ДНК с использованием химич. языка, понятия, заимствованные из лингвистики, стали широко использоваться в молекулярной генетике. Как подчёркивает Ф. Крик, все попытки объяснить особенности генетич. кода чисто химич. причинами оказались безуспешными. «Связать структуру триплетов ДНК с определёнными аминокислотами, исходя из физико-химических свойств триплетов и аминокислот, невозможно, ибо этой связи нет. Связь эта символическая. Ни физикохимия вообще, ни энергетика в частности, не определяют живое... Определяющими являются смысловые составляющие, не физико-химическая причинность, а смысловые сигналы… Общая теория биологии должна быть семантической, а не физико-химической» (В. П. Щербаков. Эволюция как сопротивление энтропии. Ч. 1. Механизмы видового гомеостаза // Журнал общей биологии. 2005. № 3. С. 206). Весь арсенал гуманитарных понятий приходится задействовать для понимания Ж. уже на самом исходном уровне протекания жизненных процессов. В свете данных науки на нач. 21 в. Ж., живое – это, безусловно, материальная система, подчиняющаяся всем известным законам физики и химии, но одновременно обладающая внутренне присущими ей свойствами осмысленности и целенаправленности. Т. о. развитие как биологии, так и философии и методологии науки 20 в. сделало очевидной ложность самой дихотомии «механицизм – витализм». По словам Н. Винера, «весь спор между механицистами и виталистами можно отложить в архив плохо сформулированных вопросов» (Н. Винер. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1983. С. 63).
Все рассмотренные выше попытки определения Ж. исходили из того, что гл. особенность Ж. сосредоточена в отдельно взятых живых организмах, в индивидуальностях. Однако эта предпосылка отнюдь не очевидна. Так, В. И. Вернадский в статье «Об условиях появления жизни на Земле» (1931) выдвинул совершенно новый подход к пониманию Ж. как изначального свойства биосферы в целом. С этой точки зрения Ж. древнее отдельно взятых живых организмов, поэтому, по словам амер. биофизика Г. Патти, «центральный вопрос происхождения жизни – это не вопрос о том, что возникло раньше, ДНК или белок, а вопрос о том, какова простейшая экосистема» (На пути к теоретической биологии. М., 1970. С. 178). Этот подход к пониманию природы Ж. активно разрабатывается некоторыми экологами, микробиологами и геохимиками, особенно в связи с проблемой происхождения жизни.
Для большинства совр. учёных Ж. на Земле начинается тогда, когда возникает открытая, т. е. непрерывно обменивающаяся со средой веществом, энергией и информацией, система взаимодействующих полимеров, способная к авторегуляции, самовоспроизведению, развитию и эволюции. Именно самовоспроизведение, саморедупликация, точнее – ковариантная (т. е. идущая с вариациями) редупликация рассматривается как то главное, что конституирует материальную систему как живую. Это свойство лежит в основе естественного отбора (из вариантов), что и приводит к изменению строения и состава исходных популяций, выработке приспособлений, эволюции, росту сложности и разнообразия, образованию иерархич. системы таксонов, индивидуализации, активности, автономности, целенаправленности живых систем. А на вершине этого процесса – рост ментальности (на базе прогрессирующей цефализации) и, соответственно, – активной преобразовательной деятельности, подготовивших появление человека и человеческого общества как исходного пункта нового – культурно-исторического – этапа Ж. на Земле. См. также Происхождение жизни.
Ссылки
- Жизнь — Популярная медицинская энциклопедия. 1981
- Жизнь — Ожегов. Словарь русского языка. 1986
- Жизнь — Википедия
- Долголетие
Приложение
Игорь Кийло