ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Гос. издательство политической литературы, 1939. — С. 256—259


Социология (наука об обществе).— До Маркса были разные попытки теоретически обосновать социологию. В частности к числу попыток обосновать социологию как всеобъемлющую науку об обществе относятся попытки буржуазных ученых XIX в.— Огюста Конта и Спенсера. Само слово «социология» образовано Контом. Социология делится Контом на социальную статику, изучающую общественный организм в состоянии покоя, и социальную динамику, изучающую его в состоянии движения. Весь социальный механизм покоится на идеях, направление общественному развитию дает человеческий дух. К Конту примыкает Спенсер; он представитель так называемого органического направления в социологии. Это направление стремится истолковать жизнь общества и его строение по аналогии с организмом. Части, на которые распадается общество, сравниваются с функциями животного организма; так, земледелие и промышленность исполняют функции питания, торговля — кровообращения и т. д. Буржуазные ученые создали множество и других всеобъемлющих социологических теорий, но все они совершенно несостоятельны. Всем им свойственно рассуждать абстрактно и начинать, как указывал Ленин, не с начала, а с конца. Истинная наука начинается не с вопроса о том, что такое общество вообще, а с изучения конкретных явлений исторически определенного общества. Эту задачу выполнил Маркс. Изучив подробно одну из форм общества, капиталистическую, он показал, что развитие общества определяется не идеями, а производственными отношениями, т. е. теми отношениями, в которые люди вступают друг к другу в процессе материального производства. Он, таким образом, доказал зависимость хода идей от хода вещей. Он объяснил развитие общества материалистически. «...Эта гипотеза впервые возвела социологию на степень науки» (Ленин). Не ограничившись этим, он показал, какую структуру принимает общество в зависимости от производственных отношений, т. е. какие классы вырастают на их основе, какой государственный строй и какой порядок идей. Он «везде и постоянно прослеживал соответствующие этим производственным отношениям надстройки, облекал скелет плотью и кровью» (Ленин). В противоположность всяческим абстрактным теориям вроде социологии Конта и Спенсера, стирающим характерные черты различных периодов истории, Маркс показал, что «каждый исторический период имеет свои собственные законы» (Ленин). Он показал, что задача научного исследования общества состоит «в выяснении тех особых (исторических) законов, которые регулируют возникновение, существование, развитие и смерть данного общественного организма и замену его другим, высшим организмом» (Ленин). По всему своему существу учение марксизма-ленинизма о законах развития человеческого общества, теория исторического материализма (см.) является наукой последовательно-материалистической и строго исторической.

 

 

Энциклопедический Словарь : в трёх томах. — М.: БСЭ, 1953—1955. — Т. 3, с. 272


СОЦИОЛОГИЯ, учение об общих законах развития общества. Термин «С.» был введён в 19 в. франц. социологом-позитивистом О. Контом. До возникновения марксизма во взглядах на общество господствовал идеализм; основанные на нём социологич. теории ограничивали развитие общества рамками эксплуататорского строя (теория круговорота Дж. Вико; распространённая в 17—18 вв. теория обществ. договора; философия истории Г. Гегеля и др.). Впервые научная С. была создана вождями и теоретиками пролетариата К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они разработали материалистич. понимание истории, исторический материализм, в к-ром правильно отображены объективные законы общественного развития, раскрыты подлинные движущие силы истории. Историч. материализм был творчески развит дальше В. И. Лениным и И. В. Сталиным. История общества предстала как естественно-историч. процесс прогрессивного развития, ведущий к высшему обществ. строю — коммунизму. С вступлением на историч. арену пролетариата бурж. С. в 19 в. резко повернула в сторону реакции (О. Конт, Г. Спенсер и др.). Совр. бурж. С. насквозь реакционна; она проповедует расистские, мальтузианские и др. человеконенавистнич. взгляды, оправдывает империалистич. агрессию.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Гос. издательство политической литературы, 1954. — С. 558—560


СОЦИОЛОГИЯ — наука об обществе. Попытки теоретически обосновать социологию как науку об обществе были до Маркса. В частности к числу таких попыток относятся теории буржуазных учёных. XIX в. Огюста Конта (см.) и Герберта Спенсера (см.) . Самое слово «социология» впервые употреблено Контом. Социология делится Контом на социальную статистика, изучающую общественный организм в состоянии покоя, и социального динамику, изучающую его в состоянии движения. Весь общественный механизм покоится, согласно Конту, на идеях; направление общественному развитию даёт человеческий дух. К Конту примыкает Спенсер — представитель так называемой органической теории общества (см.). Это направление стремится истолковать жизнь общества и его строение по аналогии с организмом, уподобляет функции общества функциям животного организма; так, земледелие и промышленность (сюда относятся по этой теории рабочие) исполняют функции питания, торговля соответствует распределитель-ной системе органон (кровообращение), капиталисты и промышленности — это регулятивная система. Все эти несуразные сравнения делаются для того, чтобы доказать, что рабочие по своей природы обречены на вечный физический труд, а капиталисты признаны руководить обществом и т. п. Буржуазные ученые создали множество и других социологических теорий, но все они идеалистические и не имеют ничего общего с наукой. Связанные по рукам и ногам путями буржуазной идеологии, буржуазные социологи приспосабливали свои теории к интересам увековечения капиталистического строя.

Toлько идеологи пролетариата Маркс и Энгельс совершили величайший переворот в развитии человеческой мысли и создали впервые подлинную науку об обществе и его закономерностях. Исследовав капиталистическую общественно-экономическую формацию, Маркс показал, что развитие общества обусловливается не идеями, а способом производства материальных благ (см.), необходимых для существования людей. Производственные, экономические отношения составляют основу всей политической и духовной жизни общества. Марксизм свёл действия индивидуумов к действиям oбщественных классов, показав, что классовая структура общества определяется характером господствующего и единое время способа производства. Марксизм объяснил развитие общества материалистически и тем самым впервые возвёл coциологию на ступень науки.

В противоположность буржуазной социологии, стирающей характерные черты различных периодов истории, марксизм доказал, что каждый исторический период имеет свои собственные законы. Задача научного исследования общества, следовательно, состоит «в выяснении тех особых (исторических) законов, которые регулируют возникновение, существование, развитие и смерть данного общественного организма и замену его другим, высшим организмом» (Ленин, т. 1, с. 150). Вместе с тем марксизм учит, что существуют общие экономические законы, действующие во всех формациях. Это — социологические законы. Они имеют отношение ко всем фазам общественного развития. Значение их состоит в том, что они связывают все формации в единый закономерный процесс развития общества от низшего к высшему, от простого к сложному.

Марксистская наука об обществе вооружила пролетариат и его партию подлинно научным знанием законов развития общества, движения его вперёд, к социализму и коммунизму, и является несокрушимым теоретическим фундаментом политики Коммунистической партии. Каждый новый шаг в развитии общества подтверждает истинность этой науки. Поступательный ход истории опрокинул и опрокидывает всевозможные социологические школы  и школки буржуазии, для которых характерна лишь защита строя капиталистического рабства. Современная буржуазная социология открыто проповедует империалистические теории расизма, расового неравенства, космополитические теории уничтожения национального суверенитета народов и подчинения их американо-английскому капиталу, реакционную мультузианскую философию народонаселения, согласно которой всё зло происходит не от буржуазного строя эксплуатации, а от «излишка» населения, разбойничью теорию геополитики (см.) и т. п. Но развитие общества разбивает все эти «теории». Не буржуазные человеконенавистнические взгляды на общество, а единственно научное мировоззрение — марксизм-ленинизм — получает в наше время широчайшее распространение во всём мире. Победа социализма в СССР, строительство социализма в странах народной демократии, победа китайского народа, прогрессирующий рост сил всего мирового лагеря демократии и социализма всё это означает подлинный триумф марксистско-ленинской науки об обществе. (См. также Исторический материализм).

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 1260


СОЦИОЛОГИЯ (от лат. societes — общество и ...логия), наука об об-ве как целостной системе и об отд. социальных ин-тах, процессах, обществ. группах. Марксистская С. изучает закономерности и движущие силы их развития и функционирования в рамках обществ. формаций и ист. процесса в целом. Попытки объяснения обществ. жизни возникли в античности (Платон, Аристотель и др.), продолжались в философии истории. Создать «позитивную науку» об об-ве в сер. 19 в. на идеалистич. основе пытался О. Конт (ввёл и сам термин). В 19 — нач. 20 вв. в С. выделились геогр. школа, демографич. школа, биол. направление и др. Концепции крупнейших бурж. социологов (Ф. Тённиса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Т. Веблена) опиралась на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др. С 20-х гг. в бурж. С. преобладают эмпирич. иссл. произ-ва и управления, происходит специализация С. (С. семьи, города, права и др.— св. 40 отраслей). Совр. домарксистская С. переживает идейно-теоретич. кризис. Множество школ опирается на методологию неопозитивизма, феноменологии, неофрейдизма и др. Антикоммунизм, разработка средств манипулирования обществ. сознанием, «улаживания» социальных конфликтов, методов управления и орг-ции в интересах монополистов. буржуазии — гл. функция бурж. С. Противостоящая буржуазной С. марксистско-ленинская С., созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитая В. И. Лениным, включает общую социол. теорию и методологию — исторический материализм. Ее основой служат понятие обществ.-экон. формации, принципы партийности и историзма. Частные социол. теории изучают закономерности отд. сфер об-ва. Кроме того, ведутся эмпирич. исследования и обобщения. Марксистская С. служит познанию и рев. преобразованию мира, играет важную роль в идеологич. борьбе социализма и капитализма.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 449—450


СОЦИОЛОГИЯ (лат. societes об-во и греч, logos — учение, слово)— наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем, как глобальных (об-во в целом), так и частных. С изучает взаимосвязь разных социальных явлений и общие закономерности социального поведения людей. Как самостоятельная наука С возникла в 19 в. (термин введен Контом), но истоки ее уходят в далекое прошлое. Уже древнейшие философские системы обычно включали к.-л. социальную философию; по-своему объяснявшую общественную жизнь и тенденции исторического развития. В 18 в. в качестве автономной дисциплины получает развитие философия истории, посвященная изучению законов и движущих сил развития об-ва. Хотя домарксовская философия истории содержала немало ценных положений, в целом она была спекулятивной, умозрительной. Усложнение общественной жизни и дифференциация научного знания сделали неизбежным отпочкование С. от философии, превращение ее в самостоятельную науку, сочетающую теоретический анализ общественных отношений с эмпирическим исследованием социальных фактов, Требование поднять обществоведение „на степень наук, основанных на наблюдении", выдвинул уже Сен-Симон. Однако реализовать его удалось лишь Марксу и Энгельсу. Созданное ими материалистическое понимание истории (исторический материализм) не только составляет философский фундамент всякого научного обществоведения, но и содержит теоретический анализ структуры общественной жизни, взаимосвязи важнейших социальных явлений (способа производства, классов, политических учреждений, культуры, форм общественного сознания и т. д.) и закономерностей развития общественно-зкономических формаций. Классики марксизма придавали также большое значение эмпирическому социальному исследованию (Конкретные социологические исследования), „Капитал" Маркса, „Положение рабочего класса в Англии" и „К жилищному вопросу" Энгельса, „Развитие капитализма в России" и „Великий почин" Ленина — классические примеры органического сочетания теоретического исследования и анализа конкретных социальных процессов. После победы революции Ленин выдвинул проведение социальных исследований в ряд первоочередных задач (т. 36, с. 372). Особенно быстрыми темпами развивается С. в СССР и др. социалистических странах в последние десятилетия. Исследуются общие и специфические закономерности социалистического строительства, развертывания научно-технической революции, отношение людей к труду, тенденции развития брака и семьи, проблемы урбанизации, досуга, пути и средства совершенствования государственного управления и т. п. Возрастает роль марксистской С. в решении практических задач, в обеспечении научного руководства развитием об-ва. Немарксистская С., родоначальником к-рой считается Конт, прошла в своем развитии ряд этапов. С. второй половины 19 в., находившаяся под влиянием позитивизма, имела в осн. историко-эволюционный характер. В соответствии с тем, какую сторону („фактор") общественной жизни социологи считали главной. С. распадалась на ряд течений: географическое направление, расово-антропологическая школа (Ж. Гобино, Х. Чемберлен, О. Аммон, Ж. Лапуж), биоорганическая школа (П. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Фулье), социал-дарвинизм. В конце 19 в. наибольшее распространение получают различные разновидности психологической школы — инстинктивным, бихевиоризм, интроспекционизм. Появляются теории, выдвигающие на первый план не индивидуальное, а коллективное, общественное сознание (Ф. Гиддингс, Ч. Кули, Дюркгейм) либо абстрактные формы социального взаимодействия (Ф. Теннис, С. Бугле). Распространение получает и т. наз. экономический материализм. С начала 20 в. на зап. С. оказывают сильное влияние идеалистические философские течения — неокантианство, философия жизни и др., а также фрейдизм. В 19 в. С. была преимущественно теоретической дисциплиной, а с 20-х гг. 20 в. в ней все большую роль играют эмпирические исследования, что повлекло за собой совершенствование техники социологических исследований и расширило возможности практического применения С. Буржуазная С. не только идеологически обслуживает господствующий класс, теоретически обосновывая его интересы, но и помогает ему решать ряд практических задач (изучение общественного мнения, организация пропаганды, налаживание „человеческих отношений" в промышленности, поиски оптимальных методов управления и т. п.). Широкий круг общественных явлений, составляющих предмет исследования совр. С., обусловливает неизбежность ее специализации. Наряду с общей С. и социологической теорией выделяются более или менее автономные области исследования (индустриальная С., С. семьи, города, преступности и т. п.). Однако чисто описательная С. не дает ответа на коренные вопросы общественной жизни и в условиях капитализма легко вырождается в бессмысленную фактографию. Это привело в последние годы к кризису социологического эмпиризма. Все большее число социологов приходит к выводу о необходимости разработки обобщающей социологической теории. Возродился интерес к философии. Резкой критике подвергаются натуралистические, позитивистские теории. Растет интерес к „гуманистической социологии", феноменологии, историческому методу и междисциплинарным исследованиям. Идейные основы немарксистской С. неоднородны. Наряду с завзятыми реакционерами и антикоммунистами на Западе имеется немало ученых, критически относящихся к капитализму и пытающихся разобраться в его противоречиях. В последние гг. у мн. из них возрос интерес к марксизму и марксистской С. Это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к оценке различных социологических идей и их авторов. Руководствуясь указаниями Ленина, марксистские социологи используют все то положительное, что достигнуто буржуазной С., но при этом они должны „уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей линией враждебных нам сил и классов" (т. 18, с. 364).

 

 

Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


СОЦИОЛО́ГИЯ (от лат. socius – компаньон и ...логия), наука об общественных основах человеческого существования, о социальном поведении индивидов и разл. формах совместной жизнедеятельности людей. К числу последних относятся общества, группы социальные, социальные системы, институты, организации, ассоциации, союзы, объединения, общины, отношения, связи, взаимодействия, сети социальные и т. д.

Слово «С.», встречающееся в одной из рукописей Э. Ж. Сьейеса (1780), впервые было использовано для обозначения социальной науки О. Контом (1839) вместо употреблявшихся до этого таких её наименований, как «социальная физика» и «социальная физиология», окончательно оно утвердилось благодаря Г. Спенсеру.

С. уходит своими корнями в социокультурную традицию осмысления человеком взаимоотношений с другими и с социальной средой и в этом смысле изначально существует как элемент обыденного знания. Истоки С. как спец. науки, несводимой к обыденному и др. формам знания, её историки относят к разл. эпохам начиная с античности; большинство из них, однако, полагает, что в качестве самостоят. науч. дисциплины С. зародилась в Европе во 2-й пол. 19 в., когда произошли её институционализация и отделение от др. наук, прежде всего от философии и психологии.

Помимо теоретич. размышлений о социальной реальности, в 19 – нач. 20 вв. гос. и филантропич. организациями, статистич. обществами, сторонниками реформистских либеральных и социалистич. движений, а также частными лицами проводились социологические по своему характеру эмпирич. исследования. В них осуществлялся сбор и анализ информации об условиях жизни различных, преим. беднейших, слоёв населения: переписи, статистич. обследования, в т. ч. жизни семей, их бюджетов и т. п. К числу первых социологов-эмпириков можно отнести Т. Мальтуса, Ч. Бута, Л. А. Ж. Кетле, П. Г. Ф. Ле Пле, Р. Вирхова, Э. Энгеля, В. В. Берви-Флеровского, франц. статистиков и социальных гигиенистов Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле, А. Герри и др. Ряд учёных (Г. Спенсер, Ф. Тённис, Э. Дюркгейм, М. Вебер) стремились соединить теоретич. и эмпирич. уровни социологич. исследования.

С самого своего возникновения С., рассматривавшая себя в качестве «социальной физики» и «социальной физиологии», ориентировалась на естествознание как на эталон научности. Эта тенденция, проходящая через всю историю С. (её придерживались, в частности, Г. Спенсер, Ф. Тённис, Э. Дюркгейм и др.), обозначается как «естественно-научная», «натуралистическая», «позитивистская» и т. п. На рубеже 19–20 вв. после работ В. Дильтея и баденской школы неокантианства в С. и смежных с ней науках возникла др. методологич. позиция, которая характеризуется как «гуманистическая», «антинатуралистическая», «антипозитивистская» (понимающая социология, интерпретативная социология: М. Вебер, Ф. Знанецкий и др.). Она связана, в частности, с разделением в теории познания «наук о духе» («наук о культуре») и «наук о природе» и, соответственно, идиографического метода (индивидуализирующего) и номотетического метода (генерализирующего). В творчестве О. Конта и К. Маркса обе ориентации в трактовке С. как естественно-научной и гуманитарной дисциплины сосуществовали и получили развёрнутое обоснование. Противоборство и взаимовлияние этих методологич. линий сохраняются на протяжении всей истории С. Также традиционно важным для разл. направлений и школ в С. являлось решение вопроса об «онтологич. статусе» социальной реальности [обладают ли общество и образующие его структуры независимым, объективным существованием (социологич. реализм) или являются лишь продуктом взаимодействия людей (индивидуализм методологический)].

В центре внимания большинства зап. социологов 19 в. находились человечество в целом, глобальные общества и большие социальные группы, в частности классы. Эти учёные опирались на представление об обществе как системе, рассматривая в качестве её прообразов механизм и/или биологич. организм (органицизм; Г. Спенсер, нем. и австр. экономист и социолог А. Шеффле, Р. Вормс и др.). Ведущее место занимали идеи социальной эволюции и прогресса (разл. версии этих идей были представлены О. Контом, К. Марксом, Г. Спенсером; см. также Марксизм). В качестве определяющего социальную жизнь фактора могли рассматриваться экономич. фактор, географич. среда (географическое направление в социологии; Г. Т. БокльРатцель и др.), инстинкты (У. Мак-Дугалл), психика индивидов, групп, масс или массовых сообществ (Л. Ф. Уорд, Г. Тард, амер. психолог Дж. М. Болдуин, Г. Лебон и др.; см. Психологизм). Эти редукционистские трактовки социального развития, сводившие его к действию отд. материальных или психологич. факторов, подвергались критике с позиции признания автономии социальной реальности и социологизма – подхода, указывавшего на необходимость «объяснения социального социальным» (Э. Дюркгейм и др.).

На рубеже 19–20 вв. в С. начинают утверждаться представления о вероятностном характере социальных закономерностей и многолинейности (вариативности траекторий) социальной эволюции, определяемой множеством факторов. Наблюдается также постепенный отказ от построения упрощённых моделей эволюции социальной системы и универсальных объяснений историч. возникновения отд. социальных институтов; в то же время исследовательский интерес смещается к анализу функций последних. Предметом изучения становятся процессы индустриализации, секуляризации, урбанизации и рационализации социальной жизни, её ценностно-нормативные аспекты (Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Зомбарт и др.), феномены власти, социальной иерархии и политич. лидерства (теория элит; В. Парето, Р. Михельс, Г. Моска), разл. типы социальных и групповых образований, солидарности социальной, конфликта и т. д. Наряду с этим, получает развитие формально-типологич. подход, сторонники которого стремились к построению классификаций социальных отношений, обладающих вневременной значимостью (т. н. формальная социология; Ф. Тённис, Г. Зиммель, Л. фон Визе, нем. социолог А. Фиркандт). Всё большее внимание уделяется исследованию микросоциальных объектов – малых групп, социальных действий индивидов, межиндивидуального взаимодействия (Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид и др.). Возникает социология знания, исследующая социальную обусловленность форм человеческого мышления (М. Шелер, К. Манхейм и др.).

К кон. 19 в. С. стала влиятельной дисциплиной в США, где в это время создаются первые социологич. ф-ты, кафедры, учебники и журналы. Первые амер. социологи (У. Самнер, Л. Ф. Уорд, А. В. Смолл, Ф. Г. Гиддингс и др.) испытали значит. влияние Г. Спенсера, взгляды которого в контексте традиции амер. индивидуализма были истолкованы преим. в духе дарвинизма социального; в дальнейшем сказалось влияние др. европ. социологов: Г. Тарда, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето. Вокруг социологич. ф-та Чикагского ун-та сформировалась чикагская школа в С., представленная несколькими поколениями учёных (У. А. Томас, Р. Э. Парк, Э. У. Бёрджесс, Л. Вирт, У. Л. Уорнер, Г. Блумер, И. Гофман и др.). Её разнообразные эмпирич. исследования в 1920–40-х гг. были посвящены социологич. проблемам города, миграций, межкультурного взаимодействия, маргинальности, преступности и т. д. С кон. 1930-х гг. попытки создания всеохватывающей социологич. теории предпринимаются П. А. Сорокиным (концепция социальной и культурной динамики) и Т. Парсонсом (общая теория действия и социальной системы). Разрыв между общей теорией, с одной стороны, и разрозненными эмпирич. исследованиями – с другой, породил потребность в формировании «теорий среднего уровня» (Р. К. Мертон).

В сер. и во 2-й пол. 20 в. получают развитие как макро-, так и микросоциологич. исследовательские подходы. К первой группе относятся структурный функционализм, занимавший господствующее положение в С. 1950–70-х гг. и рассматривавший социальные явления с точки зрения их вклада в интеграцию социальных систем... ЧИТАТЬ — НОВАЯ ВЕРСИЯ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024