В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. — Москва, «Русский язык», 1978. — С. 434
ТРIУМФЪ м. побѣдное торжество славы, торжественая встрѣча. Трiумфальныя ворота, въ честь побѣдителей сооруженныя.
Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 434
ТРИУМФ, 1) в Древнем Риме высшая награда полководца. Т. назначался сенатом и выражался в торжественной встрече полководца, въезжавшего в Рим. 2) В широком смысле — блестящий успех, победа.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1365
ТРИУМФ (лат. triumphus), в Др. Риме торжеств. вступление в столицу полководца-победителя с войском (от Марсова поля на Капитолий). Устраивался по решению сената и являлся высш. наградой полководцу. Перен.— блестящий успех, выдающаяся победа.
ТРИУМФАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ, процесс повсеместного, почти везде бескровного свержения бурж.-помещичьей власти и установления Сов. власти на терр. России в окт. 1917—марте 1918. Началось после победы Окт. вооруж. восст. в Петрограде 25 окт. (7 нояб.) 1917. Осуществлялось под руководством ЦК партии и местных большевистских орг-ций; наиболее быстро — в кр. пром. центрах.
Большая российская энциклопедия. Том 32. — Москва, 2016. — С. 413. Электронная версия
ТРИУ́МФ (лат. Triumphus, из греч. ϑρίαμβος – торжественное шествие и песнь в честь Вакха), в Древнем Риме вступление полководца-победителя с войском в город. Т. являлся не только гражд. церемонией, но и религ. обрядом, освящавшим успех полководца. Чтобы удостоиться Т., полководец был обязан обладать империем (высшей воен. властью; соответственно, в республиканскую эпоху было необходимо занимать одну из высших должностей – консула или претора); командовать армией самостоятельно, не подчиняясь др. военачальнику; выиграть сражение, в котором пало не менее 5000 врагов. Война, в ходе которой состоялось такое сражение, должна была окончиться победой. В республиканскую эпоху Т. устраивался по решению сената и являлся высшей наградой полководцу. В период империи Т. удостаивались лишь императоры и их ближайшие родственники (напр., имп. Веспасиан и его сын Тит после падения Иерусалима в Иудейской войне 66–74 н. э.).
Процессия (pompa) направлялась от Марсова поля к храму Юпитера на Капитолии. Триумфатор был одет в расшитую пальмами тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (toga picta, toga purpurea), позолоченную обувь, на голове – лавровый венок (corona triumphalis). Впереди шли сенаторы и магистраты римские, следом в сопровождении музыкантов и певцов ехал триумфатор, стоя на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Его окружали дети и родственники, за ним стоял гос. раб, напоминавший триумфатору о том, что он смертный человек (memento mori). Далее шло войско. Воины пели песни – хвалебные или шутливые, высмеивающие триумфатора (с целью магич. защиты). Затем демонстрировали добычу – оружие, скот, пленников, а после побед на Востоке ещё и золото, драгоценную утварь, предметы иск-ва и др. (см. Трофей). Шествие могло растянуться на неск. дней. На Капитолии приносились жертвы Юпитеру, частично делилась добыча, устраивалось пиршество, иногда для всех или только для магистратов, давались игры в цирке. Имя триумфатора записывалось в триумфальные фасты (Fasti Triumphales).
Библиография
Лит.: Beard M. The Roman triumph. Camb., 2007; Östenberg I. Staging the world: Spoils, captives, and representations in the Roman triumphal procession. Oxf.; N. Y., 2009.