Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — с. 135—147
Марксизм-ленинизм — теория освободительного движения пролетариата, теория и тактика диктатуры пролетариата, теория строительства коммунистического общества. «История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Eго учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической зкономии и социализма» (Ленин).
Философия марксизма — диалектический и исторический материализм составляет теоретический фундамент коммунизма, тeopeтическую основу марксистской партии. Отстаивая решительным образом философский материализм от всех попыток его извратить, борясь против различных форм философского идеализма, Маркс и Энгельс не остановились на материализме XVIII в., а двинули философию вперед, обогатив ее приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха. Важнейшее из этих приобретений — д и а л е к т и к а. Душой марксизма является материалистическая диалектика, «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи» (Ленин). «Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий,— из крепостничества, например, вырастает капитализм» (Ленин). В противовес идеалистическим теориям, признающим основой развития общества идеи, разум, Маркс доказал, что зкономический строй, материальные условия производства, а не идеи являются основой, на которой возвышается политическая и другие надстройки, что движущей силой развития в обществах, разделенных на антагонистические классы, является классовая борьба.
Главный труд Маркса — «Капитал» посвящен изучению зкономического строя капиталистического общества. За отношениями вещей (обмен товаров) Маркс вскрыл и показал действительное отношения между людьми. В своей теории прибавочной стоимости Маркс вскрыл источник богатства класса капиталистов. «Учение о прибавочной стоимости есть краеугольный камень зкономической теории Маркса» (Ленин). Исследовав законы развития капиталистического способа производства, Маркс обосновал неизбежность его гибели и победы коммунизма. Капитализм, явившийся на смену феодальному строю, был более прогрессивным строем. Но одна форма эксплуатации и угнетения трудящихся сменилась другой. Как отражение капиталистического гнета и протест против него стали возникать различные социалистические учения. Но первоначальный социализм был у т о п и ч е с к и м социализмом: он резко критиковал, осуждал капиталистические порядки, мечтал о лучшем строе, где не будет эксплуатации, но настоящего выхода он указать не мог. Маркс и Энгельс впервые превратили социализм из мечты в науку. Они выяснили всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма, как созидателя социалистического общества. Главное в марксизме — учение о д и к т а т у р е п р о л е т а р и а т а. Маркс писал, что «между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе», что «государство тoгo периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Марксизм вооружил рабочий класс в его борьбе против буржуазии революционной теорией, дал рабочему движению, стихийно до тoгo развивавшемуся, социалистическое направление. При первых же проявлениях влияния марксистских идей на массы «все силы старой Европы объединились для священной травли» марксизма. Буржуазия боролась и борется с марксизмом не только насилием. «Диалектика истории такова, что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами.
Внутренно сгнивший либерализм пробует oживить себя в виде социалистического оппортунизма» (Ленин). «Оппортунизм не всегда означает прямое отрицание марксистской теории или ее отдельных положений и выводов. Оппортунизм проявляется иногда в попытках уцепиться за отдельные положения марксизма, ставшие уже устаревшими, и превратить их в догмы, чтобы задержать тем самым дальнейшее развитие марксизма, — следовательно, — задержать также развитие революционного движения пролетариата (Краткий курс истории ВКП(б). Марксизм — наука творческая. Основоположники марксизма всегда рассматривали свою теорию как теорию революционную, как руководство к действию. После смерти Энгельса величайший теоретик Ленин, а после смерти Ленина — Сталин и другие ученики Ленина были единственными марксистами, которые не только беспощадно разоблачили оппортунистов всех мастей и отстояли марксизм от извращения, но и гигантски двинули вперед марксистскую теорию, обогатили ее новым опытом в новых условиях классовой борьбы пролетариата. Они практически, на деле показали всесилие творческого марксизма. Марксизм-ленинизм есть единое, неразрывное, цельное научное мировоззрение рабочего класса.
Маркс и Энгельс работали и боролись в период промышленного капитализма, развивавшегося еще по восходящей линии, в период подготовки пролетариата к революции. Ленин и Сталин, гениальные ученики Маркса и Энгельса, выступили в период империализма, в период загнивающего капитализма, в период пролетарских революций, в период, когда пролетарская революция уже победила в одной стране и открыла эру пролетарской демократии, эру Советов, эру строительства социализма. «Вот почему ленинизм является дальнейшим развитием марксизма» (Сталин). Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пpoлетарских революций. «...Никаких «новых принципов» Ленин не «прибавлял» к марксизму, так же как Ленин не отменял ни одного из «старых» принципов марксизма» (Сталин). Целиком и полностью опираясь на принципы марксизма, Ленин развил марксизм применительно к новым условиям, к новой фазе капитализма. Товарищ Сталин в беседе с первой американской рабочей делегацией показал то новое, что внес Ленин в сокровищницу марксизма. Он, во-первых, разработал вопрос об империализме как новой фазе капитализма, «Заслуга Ленина и, стало быть, новое у Ленина состоит здесь в том, что он, опираясь на основные положения «Капитала», дал обоснованный марксистский анализ империализма, как последней фазы капитализма, вскрыв его язвы и условия его неизбежной гибели. На базе этого анализа возникло известное положение Ленина о том, что в условиях империализма возможна победа социализма в отдельных, отдельно взятых капиталистических странах» (Сталин). Далее, Ленин развил марксову идею о диктатуре пролетариата, открыв Советскую власть как государственную форму диктатуры пролетариата; Ленин определил диктатуру пролетариата как о с о б у ю форму классового союза пролетариата с эксплуатируемыми массами непролетарских классов (крестьянства и др.); он показал, что пролетарская диктатура есть в ы с ш и й тип демократии при классовом обществе. Главное в ленинизме — это диктатура пролетариата, что и делает учение ленинизма «интернациональным учением пролетариев всех стран, природным и обязательным для всех без исключения стран, в том числе и для капиталистически развитых» (Сталин). Ленин в новых условиях, в период переходный от капитализма к социализму, в стране, окруженной капиталистическими государствами, по-новому поставил вопрос о формах и способах успешного строительства социализма. Ленин обосновал возможность построения социалистического общества в стране диктатуры пролетариата, окруженной капиталистическими государствами, при условии, что страна не будет задушена военной интервенцией. Ленин показал конкретные формы и пути строительства социализма, доказав, что у нас имеется Все необходимое для победы социализма, Далее, Ленин развил марксову идею гегемонии пролетариата; он развернул эту идею «в стройную систему гегемонии пролетариата, в стройную систему руководства пролетариата трудящимися массами города и деревни не только в дело свержения царизма и капитализма, но и в деле социалистического строительства при диктатуре пролетариата» (Сталин). Опираясь на марксовы идеи по национально-колониальному вопросу, Ленин развил их применительно к новой эпохе, собрал воедино и дал стройную систему взглядов на национально-колониальные революции в эпоху империализма. Ленин показал, что разрешение национально-колониального вопроса неразрывно связано со свержением империализма, «объявил национально-колониальный вопрос составной частью общего вопроса о международной пролетарской революции» (Сталин). Ленин дал русскому и всему международному рабочему классу стройное учение о партии, программных, политических, тактических и организационных основах этой партии — партии нового типа, коренным образом отличающейся от партий II Интернационала, насквозь зараженных оппортунизмом. Теория Маркса — Энгельса — Ленина получила дальнейшее свое развитие в работах Сталина. Сталин не только беспощадно разоблачил врагов, не только отстоял от врагов единство, монолитность и чистоту нашей партии, но и развил и двинул вперед учение Ленина о партии. На основе учения Ленина товарищ Сталин развил дальше теорию о возможности победы социализма пеpвоначально в нескольких странах или даже в одной, отдельно взятой стране и о невозможности в условиях империализма одновременной победы социализма во всех странах, развил далее великие идеи Ленина об индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Товарищ Сталин разработал вопрос о путях социалистической переделки деревни и ликвидации кулачества как класса на базе сплошной коллективизации. Товарищ Cталин разработал и развил дальше учение Маркса — Энгельса — Ленина о государстве при социализме, в условиях капиталистического oкружения. Он вооружил партию и народ Советского Союза знанием законов классовой борьбы в новых условиях, показал роль в пролетарского государства в деле защиты завоеваний коммунизма. Товарищ Сталин развил дальше учение Маркса — Энгельса — Ленина о социализме и коммунизме. Он показал, что стахановское движение подготовляет условия перехода от coциализма к коммунизму. Под руководством Сталина основные положения научного коммунизма уже осуществлены в СССР на практике и зафиксированы в Конституции СССР — первого в мире социалистического государства. В Сталинской Конституции обобщен гигантский опыт строительства социалистического общества в СССР. Намеченные Марксом, Энгельсом и Лениным в основных чертах труднейшие проблемы перехода от социализма к коммунизму, проблемы ликвидации противоположности между городом и деревней, между физическим и умственным трудом разработаны товарищем Сталиным и под его руководством практически разрешаются. Товарищ Сталин учит, что центральным звеном в цепи исторических задач в период социализма является задача овладения кадрами советской интеллигенции марксистско-ленинской теорией. А овладеть марксизмом-ленинизмом значит научиться различать его букву от его сущности, усвоить его существо, научиться пользоваться им в различных условиях классовой борьбы, уметь обогащать, развивать и двигать его вперед в соответствии с новой исторической обстановкой и новыми задачами. Могучим орудием овладения марксизмом-ленинизмом является созданный Центральным Комитетом нашей партии при личном участии товарища Сталина «Краткий курс истории ВКП(б)».
Ссылка
- Марксизм-ленинизм — ЭнциклопедиЯ