ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Фотоискусство — Большая российская энциклопедия. 2017
Фотоискусство — Материал из Википедии
Немного истории — Крат­кий спра­воч­ник фо­то­лю­би­те­ля. 1985
Ссылки

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980. — С. 1438


ФОТОИСКУССТВО, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются средствами фотографии.

 

 

ФОТОИСКУССТВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Версия 2023

ФОТОИСКУ́ССТВО (искусство фотографии), вид изобразительного искусства; включает произведения, полученные в результате запечатления изображения реальности и манипуляции с ним путём оптико-химического (позднее – оптико-цифрового) процесса фотографии. Главные выразит. средства Ф.: композиция и кадрирование, резкость и оптич. рисунок, соотношение тонов и контрастность, формат, тонирование и др., позднее – цвет. В ходе развития Ф. выработало присущие только ему жанры и формы представления произведений: фотомонтаж, фоторепортаж, фотоочерк, фотосерия, фотоальбом, фотокнига и пр. С момента возникновения одновременно с техникой фотографии в 19 в. Ф. зависело от технич. устройств (фотоаппарат и др.) и технологич. процессов создания отпечатков и негативов, позднее – цифровых изображений.

Будучи плодом эпохи пром. революции и идеологии позитивизма, фотография долгое время после своего появления воспринималась лишь как технич. новшество и лучший (т. е. наиболее точный) способ документации реальности, поэтому произведения Ф. выставлялись на Всемирных выставках в разделе техники, а попыткам ввести Ф. в круг изящных искусств противился Ш. Бодлер и др.

С. М. Прокудин-Горский. «Молодые русские крестьянки с берегов реки Шексна близ Кириллова».

Как вид иск-ва без собств. истории, Ф. поначалу ориентировалось в сюжетах и манере на живопись и графику, заимствовав у них в т. ч. и систему жанров. Первыми фотоизображениями, выполненными пионерами Ф., были пейзажи и натюрморты (в т. ч. в связи со слишком долгой выдержкой, затруднявшей съёмку человека). Постепенно фотографич. изображения заменили по функции миниатюру портретную и коммерч. акварельные рисунки: в широкой продаже появились виды ландшафтов, изображения «типов» и жанровые сцены (бр. Алинари из Италии, франц. фотограф А. Браун, В. Каррик). Однако расцвет Ф. в 19 в. связан с жанром портрета. Росло число фотоателье, что было обусловлено спросом на правдивую фиксацию образа человека, благодаря технике фотографии ставшую доступной более широким слоям населения. Очевидна ориентация студийного фотопортрета на традицию парадного живописного портрета: сдержанность позы, жестов, эмоций, использование живописных фонов и разнообразной бутафории, создававших скорее типические, чем индивидуальные образы. Среди ведущих мастеров портретного жанра в Ф. 19 в.: Хилл и Адамсон, Надар, С. Л. Левицкий, А. И. Деньер. С сер. 19 в. используется приём фотомонтажа, поставивший под сомнение «правдивость» фотографии. На рубеже 19–20 вв. пионером цветной фотографии был С. М. Прокудин-Горский.

А. Адамс.«Горный хребет Титони река Снейк».1942.

Худож. поиски брит. фотографов Дж. М. Камерон, Л. Кэрролла, Г. П. Робинсона, О. Г. Рейландера близки прерафаэлитам, франц. мастеров Г. Ле Гре и Э. Кювелье – барбизонской школе. В свою очередь мн. живописцы охотно использовали фотографию в дополнение или в качестве замены этюдам с натуры (Ж. О. Д. Энгр, Э. Делакруа, Э. Дега, М. Дени, Э. Вюйар, П. Боннар и др.). Первое собственно фотографич. худож. направление – пикториализм (кон. 1880-х – кон. 1910-х гг.), для которого характерна последовательная ориентация на графику и живопись (в композиции, сюжетах, стиле) и тесная связь с импрессионизмом, символизмом и стилем модерн. В рамках этого направления фотохудожники (самоназвание фотографов в тот период) часто использовали мягкорисующую оптику (тогда уже устаревшую, напр. монокль) и сложные техники позитивной печати, позволявшие тщательно контролировать её процесс и делать каждый отпечаток индивидуальным, сближая его с эстампом. Авторы, стремясь обособить себя от коммерч. и бытовой фотографии, объединялись в фотоклубы, организовывали галереи и выставки худож. фотографии («салоны»), выпускали периодич. издания. Эта деятельность стала важным шагом на пути признания Ф. видом иск-ва. Наиболее ярко пикториализм проявился в Великобритании [впервые – в работах Робинсона в кон. 1880-х гг.; объединение «Линкед ринг» («The Linked Ring»): Ф. Эванс, О. Л. Коберн и др.], Франции [объединение «Парижский фотоклуб» («Photo-Club de Paris»): К. Пюйо, Р. <Демаши и др.; ж. «Revue photographique»], Австрии (объединение «Трилистник», «Das Kleeblatt»), Германии, России (в ней эстетика пикториализма сохраняла популярность вплоть до 1930-х гг.; А. О. Карелин, А. С. Мазурин, С. А. Лобовиков и др.). Особенно влиятельной была амер. школа пикториализма, ключевая фигура – А. Стиглиц. Именно в этой школе принято видеть истоки фотоавангарда (Коберн, П. Стренд, Ч. Шилер). В 1920–30-е гг. шёл новый виток экспериментов и поиска визуального языка Ф.: сосуществовали многочисл. тенденции, часто в рамках более широких худож. направлений. Популярность приобрели появившиеся ещё в сер. 19 в. техники и приёмы: длинная выдержка, превращавшая движущиеся формы в размытые и деформированные образы («фотодинамизм» А.Дж. Брагальи в русле итал. футуризма), фотомонтаж (в рамках дадаизма), фотограмма (фотография без использования камеры; Мэн Рей, Л. М. Лисицкий и др.), многократная экспозиция, сверхкрупный план, резкие ракурсы сверху вниз и снизу вверх и диагональная композиция (группа сов. фотографов «Октябрь»: А. М. Родченко, Б. В. Игнатович, Е. М. Лангман и др.; Л. Мохой-Надь). Центрами модернистского Ф. стали Баухауз и Вхутемас. К сер. 1930-х гг. на первый план выходят сдержанные реалистические и классицизирующие направления Ф. (отчасти под воздействием тоталитарных режимов). Важная тенденция 1920–30-х гг. также – работа с документальными качествами фотографии приверженцев «прямой фотографии» (группа «f/64» в США: А. Адамс и др.) и нем. «новой вещественности» (А. РенгерПач, К. Блоссфельдт).

Появление проф. портативной дальномерной камеры «Лейка» в 1924 определило расцвет худож. документальной фотографии. Осн. проблема фотодокументалистики – соотношение «постановочности» и «правдивости» сюжета. В 1-й пол. 20 в. фоторепортаж становится одним из гл. жанров идеологич. пропаганды. Снимки нем. (Л. Рифеншталь), сов. (А. С. Шайхет, И. М. Шагин, Е. А. Халдей, Д. Н. Бальтерманц, В. С. Тарасевич), амер. (Д. Ланг, М. Бурк-Уайт, А. Айзенштадт) авторов отличаются ясностью, доходчивостью, идеализацией образов и плакатной выразительностью. Они публиковались в иллюстрированных журналах «Life», «Огонёк», «СССР на стройке» (позднее «Советский Союз») и в фотокнигах. Благодаря описанным качествам и широкому распространению многие из этих фотографич. образов прочно вошли в массовую культуру.

Гл. фигура непостановочного документального Ф. – А. Картье-Брессон, представитель т. н. франц. гуманистич. фотографии (наряду с Р. Дуано, В. Рони и др.). Для работ этого направления характерен интерес не к событию или известной персоне (в отличие от репортажной фотографии), а к течению жизни как таковой. Сходные явления можно наблюдать в итал. (неореализм М. Джакомелли и др.) и рос. (творчество В. С. Тарасевича и др. в эпоху «оттепели») Ф. Подобная трактовка фотодокументалистики особенно ярко проявилась во 2-й пол. 20 в. в США (Р. Франк и др.) и стала основой для направления амер. уличной фотографии (стрит-фотографии) в 1976 – 1980-е гг. (Г. Виногранд, Л. Фридлендер, Дж. Мейеровиц и др.). Именно в эти годы цветная фотография впервые начинает широко использоваться в документальном Ф. (С. Лейтер, С. Шор, У. Эгглстон), а главными её темами становятся поэтизация повседневности и изменённый человеком пейзаж.

Во 2-й пол. 20 в. Ф. окончательно вошло в круг изобразит. искусств; фотография стала важным выразит. средством совр. иск-ва (а иногда и составной частью мультимедийных произведений). Ф. сблизилось с концептуальным искусством, поп-артом и др. направлениями и само начало оказывать влияние на др. виды иск-ва (фотореализм). Ф. обрело своё место в худож. музеях (напр., Музей современного искусства в Нью-Йорке, Орсе в Париже). Появляются новые течения Ф., самое значительное – дюссельдорфская школа, основанное в Германии Б. и Х. Бехер концептуальное направление, которое ставит во главу угла принцип беспристрастной типологизации реальности посредством фотографии (Т. Руф, Т. Штрут, К. Хёфер, А. Гурски и др.). В нач. 21 в. в Ф. актуальны псевдодокументальность и сконструированная реальность [игра с верой в достоверность фотоизображения: Дж. Уолл (Канада), Т. Деманд (Германия), Г. Крюдсон (США) и др.]; апроприация [использование чужих авторских или бытовых снимков: Р. Принс, Ш. Ливайн (США) и др.], имитация эстетики любительской фотографии и личного дневника [интимный характер изображений и яркая экспрессия: Н. Голдин и М. Акерман (США), А. Петерсен (Швеция) и др.]. Центральное место занимает жанр автопортрета, когда фотограф, снимающий себя в разл. образах и контекстах, стремится показать широкие общечеловеческие темы и вопросы. На первый план выступает принцип фотопроекта как исследования: с помощью серии фотографий (часто сопровождаемых документальными материалами, видеообъектами) авторы пытаются раскрыть проблемы общества, отразить явления реальности, личные психич. травмы, феномены культуры и психологии, традиции, табу и т. д.

Лит.: Rosenblum N. A world history of photography. 3rd ed. N. Y., 1997; Новая история фотографии / Под ред. М. Фризо. СПб., 2008; Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894–1994. 5-е изд. М., 2012; Левашов В. Лекции по истории фотографии. 2-е изд. М., 2012; Cotton Ch. The photograph as contemporary art. 3rd ed. N. Y., 2014; Marien M. W. Photography: a cultural history. 4th ed. Boston, 2015.

 

 

Материал из Википедии


Фотоискусство — основанное на технологиях фотографии искусство создания художественной фотографии — то есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Считается одним из изобразительных искусств и занимает одно из ключевых мест в современной массовой культуре.

Для фотоискусства характерно значительное разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка. Фотоискусство противопоставляется коммерческой фотографии, которая используется для рекламы товаров и услуг.

Проблема определения

«И в недуге и в здравии», работа Жанно Руффа

В настоящее время не существует чёткого определения понятия «фотоискусство» или «художественная фотография». В качестве примера — определения, встречающиеся в справочниках, научных статьях, интернете.

В справочниках
  • «художественная фотография»: «эвфемизм для фотографии в стиле ню».
  • «художественная фотография»: фотография, созданная как предметы искусства — то есть отражающая эмоции и восприятие художника, разделяющая их с другими (зрителями).
  • «Изобразительное искусство фотографии»: создание изображений для воплощения творческого замысла фотографа. … Синоним художественной фотографии.
В научных статьях
  • В двух работах Кристоферсон в 1974 г. определил фотохудожника как «человека, создающего и распространяющего фотографии как искусство».
  • В 1986 в этнографической и исторической статье Доны Шварц не содержится определения «изобразительного искусства фотографии» в прямом виде, но она сравнивает его с фотографией фотоклубов. Также она говорит, что художественная фотография связана с другими изобразительными средствами, такими как живопись; «следует своей собственной истории и традициям» (не стремясь повторять достижения своих предшественников), «обладает своей собственной лексикой», «выражает идеи» (например, демонстрация содержания через форму), «новаторское», «субъективное», «образ жизни» и «является частью мирового рынка».
В интернете
  • Библиотека Конгресса определяет понятия «художественная фотография» и «Искусство фотографии» как «фотография как искусство, включающее эстетическую теорию».
  • Обсуждение «Изобразительного искусства фотографии» в группах Usenet, Интернет форумах и блогах не пришло к согласию по поводу определения этого термина.

Известные фотографы

Галерея

Де Лука, Аугусто‬ — (1980)

 

Без названия. Фотограф Даниель Антунеш

 

«Победитель», фотограф Андриус Петручениа

См. также

Литература

 

 

Крат­кий спра­воч­ник фо­то­лю­би­те­ля. Сост. Н. Д. Пан­фи­лов, А. А. Фо­мин. — 3-е, стереотипное изд. М., 1985. — С. 16—17


Немного истории

3. ФОТОГРАФИЯ КАК ИСКУССТВО.

Изобретение фотографии не просто создало новую изобразительную технику рядом с прежними. Оно создало новый вид изобразительного искусства.

Несмотря на непродолжительную по сравнению с традиционными искусствами историю, фотоискусство прошло сложный путь развития.

На этом пути светопись сначала искала признания проторенной дорогой подражательности. Она стремилась быть похожей на живопись и графику. Эстетические критерии заимствовались ею из опыта признанных пластических искусств.

Однако постепенно усиливались искания собственных выразительных средств, заложенных в самой природе фотоизображения. Фотографическая природа изображения со временем изменила сам характер зрительного восприятия. Она сказалась на способах ориентации в пространстве. Выяснилось — у оптического изображения несколько иная пространственная структура, чем у привычного рисованного. Фотоизображение иначе «толкует» время, чем живопись и графика.

Так, наступил момент, когда уже светопись стала оказывать влияние на стилистику и приемы традиционных искусств.

Фотография увеличила возможности человеческого зрения, сделала видимым то, что нельзя было увидеть, выявило то, что ускользало от нашего глаза.

Еще в прошлом веке некоторые фотографы стали выполнять снимки, которые противоречили исконно сложившимся зрительным представлениям. Например, быстро двигавшиеся объекты, жесты, выражения человеческих лиц застигались в такие непривычные моменты, что поначалу воспринимались как курьезы. За это фотографию подвергали издевкам и насмешкам. Однако постепенно люди стали привыкать к специфике фотоязыка, а уже в нашем веке по достоинству оценили новое видение.

Это, естественно, привело к расширению и углублению восприятия мира, к расширению и углублению эстетических критериев вообще. Одно за другим появились взаимосвязанные искусства, опиравшиеся в своем развитии на достижения новой изобразительной техники.

Пророческими оказались слова французского художника Поля Делароша, сказанные им в год изобретения светописи,— «Она окажет великие услуги искусствам...». Живописцы, скульпторы, графики, кинематографисты разных школ и направлений пользовались, пользуются и еще будут пользоваться выразительными средствами фотоязыка.

Возникла расширенная интеграция искусств — традиционных и новых. В диалектическом их взаимодействии, взаимопроникновении творческая фотография нашла свое полноправное, достойное место.

Вот лишь некоторые имена мастеров разных стран и времен, которые с блеском украшают историю мировой светописи: англичане Д. Хилл, Джулия Кэмерон, первые фотографы-режиссеры датчанин О. Рейландер и англичанин Г. Робинсон, русские С. Левицкий, А. Деньер, А. Карелин, М. Дмитриев, С. Лобовиков, Н. Петров, А. Родченко, французы Надар, Э. Каржа, Демаши, К. Пюйо, предвестник нынешней репортажной жанровой фотографии Э. Атже, поляк Я. Булкак, венгры Л. Моголи-Надь, Э. Вадаш, чехословацкие мастера Й. Судек, Я. Функе, немцы братья Т. и О. Гофмейстеры, Р. Дюркооп, А. Ренгер-Патч, фотомонтажист Дж. Хартфильд, бельгиец Л. Миссон, плеяда американских мастеров — А. Стиглиц, Гертруда Кэзибир, Э. Уэстон, Дороти Ланге, Э. Стейхен — составитель первой в истории эпической фотовыставки «Род человеческий». Список можно продолжить. Сюда войдут представители более молодых поколений, наши современники, сторонники традиционный школы и смелые искатели-новаторы. Все они несут людям радость общения с миром, истинное наслаждение от встречи с прекрасным.

 

IV. ИЗ ИСТОРИИ И СВЕТОПИСИ В РОССИИ

1839. Май — июнь. Член Петербургской Академии паук, академик И. Гамель, находясь в Лондоне, познакомился с изобретением В. Тальбота.

1839 г. 23 мая. Ю. Фрицше на заседании Петербургской Академии наук сделал «Отчет о гелиографических опытах» В. Тальбота по документам, присланным И. Гамелем, и продемонстрировал собранию собственные фотографии листьев растений.

1839 г. Вышла в свет первая брошюра на русском языке, посвященная дагерротипии,— «Описание практического употребления настоящего дагеротипа, изобретенного Дагером». Автором и издателем брошюры был Н. Степанов.

1840 г. Июнь. Изобретатель А. Греков открыл в Москве «художественный кабинет» (первую в России фотостудию) для желающих получить дагеротипный портрет «величиной с табакерку».

1841 г. Вышла в свет брошюра А. Грекова «Живописец без кисти и красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и прочее в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут». В брошюре даны указания по технике съемки, рассказано о художественной стороне дагерротипии.

1842 г. Первое «дагеротипное заведение» открылось в Петербурге. Его владельцами были французы Фоконье и Давиньон, а затем Бергамаско.

1843—1848 гг. В разных городах страны открылись фотопавильоны известных в свое время мастеров дагерротипии Шенфельда, Ванигера, братьев Цвернер, Деньера, Абади и других.

1843 г. Петербургский дагеротипист Давиньон задумал совершить путешествие с фотоаппаратом по просторам России. Он снимал в Москве и на Украине, проехал по городам Сибири, побывал в местах, где жили на поселении декабристы. Фотограф сделал портреты С. Волконского, Н.  Панова, А. Поджио. Но по доносу в III отделение царской канцелярии Давиньон был задержан. Почти все его «дощечки» с портретами декабристов были уничтожены.

1845 r. С. Левицкий снял знаменитый дагерротип «Н. В. Гоголь в группе русских художников в Риме». Известный русский критик В. Стасов сказал об этом портрете: «Какой тут богатый материал: и архитекторы, и живописцы, и cкульпторы, и всякие другие, и Рим, и Россия, и — Гоголь надо всем!!!» (Письмо И. Крамскому от 14 мая 1878 г. Публикация И. Зильберштейнажурн. «Огонек», 1952, № 10, с. 22).

1849 г. С. Левицкий открывает в Петербурге собственное портретное ателье.

1851 г. На Всемирной выставке фотографии в Париже горные ландшафты, выполненные русским фотографом С. Левицким с помощью объектива французского оптика Ш. Шевалье, получили первую в истории светописи медаль за художественность.

1856 г. В журнале «Русский вестник» напечатана полемическая статья В. Стасова «Фотография и гравюра».

1858 г. В «Санкт-Петербургских ведомостях» В. Стасов обратил внимание читателей на разнообразие видов применения фотографии. «Все сделанное до сих пор фотографиею может считаться прологом, вступлением к настоящей ее истории и изданиям».

1858 г. Начинает издаваться первый русский фотографический журнал «Светопись».

1858 г. Состоялось заседание Русского географического общества, на котором исследователь Н. Второв был награжден золотой медалью за удачное использование в своем труде фотографии. К статическо-этнографическому отчету он приложил «богатый альбом типов и костюмов разных обитателей Воронежской губернии»,— говорилось в журнале заседаний географического общества...

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024