ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Кисть

В. Даль. Толковый словарь. 1978


... Живопись ж. искуство изображать предметы красками, живопиство или живописанье ср., а также самая вещь, изображенiе, картина. Живописный, къ живописи относящс.; достойный быть списаннымъ. или картинный, прекрасный на видъ. Живописныя картины. писанныя масляными красками, или на бѣлкѣ и т. п. Живописность ж. свойство живописнаго, въ знч. картиннаго. Живописецъ м. —сица ж. занимающiйся живописью. Живописцевъ. —цынъ, ему. ей принадлежащiй. Живописать что, изображать вѣрно и живо. кистью или словами. перомъ. —ся, быть живописуему. Живописательный, къ живописанью относящiйся. ...

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 612—613


ЖИВОПИСЬ, один из видов изобразительных искусств — воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены и т. п. предметов и явлений реальной действительности. Как и другие виды иск-ва, Ж. является формой обществ. сознания, формой отражения реального мира. Отражая действительность в художеств. образах, насыщенных в классовых обществах классовым идейным содержанием, Ж. служит средством обществ. воспитания. История Ж. представляет собой историю борьбы передовых реалистич. тенденций с формалистич., натуралистич. и др. тенденциями, приводящими к искажению действительности. По назначению различают Ж.: монументальную (см. Монументальное искусство), станковую (см. Станковое искусство), декоративную (см. Декоративное искусство), декорационную и миниатюру. По содержанию Ж. делится на жанры: исторический (изображение историч. событий); бытовой (изображение повседневной общественной и частной жизни); батальный (изображение событий войны); мифологическая и религиозная Ж.; портрет; пейзаж (изображение природы); натюрморт (изображение неодушевлённых предметов). По технике различают: масляную Ж. (связующее вещество для красок — различные масла), Ж. водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (аль секко); темперу (связующее вещество — яичный желток или цельное яйцо); энкаустику (связующее вещество — воск), а также гуашь (краски на воде с клеем и примесью белил), акварель (прозрачные водяные краски), пастель (прессованные краски в виде карандашей), к-рые иногда причисляются к графике. Особое место занимают мозаика (изображение выполняется из кусочков камней, стекла и т. п.) и витраж.

Первые живописные изображения появляются в первобытном иск-ве (пещерные росписи эпохи палеолита). Множество памятников Ж. оставило иск-во Древнего Египта. Важное место занимала Ж. (вазовая, фресковая) в античном иск-ве. Рано появляется Ж. в Китае, достигшая высокого расцвета в 4—12 вв. Важную роль наряду с визант. Ж. играла в средние века Ж. России, Грузии, Армении (иконопись, монументальная Ж.). В эпоху средних веков Ж. находилась под сильнейшим воздействием религии, что определило условный характер её художеств. образов. В эпоху Возрождения зап.-европ. Ж., освобождаясь от гнёта церк. идеологии и переходя на реалистические позиции, переживает яркий расцвет (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан). Развивается станковая живопись, получившая с этого времени преобладающее значение. Великих мастеров реалистической живописи дало западно-европейское искусство 17, 18 и 19 вв. (Рембрандт, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Ф. Гойя и др.). Глубокой гуманистичностью, высоким уровнем мастерства отличалась русская живопись 18 в. С конца 19 в., когда возникают формалистич. направления, начинается упадок зап.-европ. Ж. Совр. реакц. зап.-европ. и амер. живописцы, находясь на службе у империалистич. буржуазии, в своих уродливых «произведениях» выражают человеконенавистнич. идеи и приходят к отрицанию Ж. как вида иск-ва. В борьбе с этими реакц. течениями развивается творчество передовых, прогрессивных народных художников,— борцов за мир и демократию, опирающихся на опыт советского иск-ва. Большими успехами ознаменовано развитие Ж. в странах народной демократии.

Огромное Мировое историч. и художеств. значение имеет русская Ж. 19 в., отразившая освободительную борьбу народа и выдвинувшая в 1-й пол. века выдающихся мастеров О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, П. А. Федотова. Особенно глубокое, идейно-демократич. иск-во создали передвижники: В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов и мн. др. Советская Живопись, развиваясь по пути социалистического реализма, в ярких и правдивых произведениях лучших русских советских мастеров — М. Б. Грекова, И. И. Бродского, А. М. Герасимова, Б. В. Иогансона и др. — отражает борьбу советского народа за коммунизм, величие эпохи социализма, воплощает героический образ советского человека. Достигла расцвета Ж. УССР — А. А. Шовкуненко, С. А. Григорьев, М. И. Хмельно и др.; Арм. ССР — М. С. Сарьян и др., а также других союзных и автономных республик.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 441—442


ЖИВОПИСЬ, вид изобразит. иск-ва, произв. к-рого создаются с помощью красок, наносимых на к.-л. поверхность. Ж. — важное средство худ. отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существ. социальным содержанием и разнообразными идеологич. функциями. Идейный замысел произв. Ж. конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Используются монохромная Ж. (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различных окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валёры образуют тончайшие градации тона; на непосредств. изучении натуры основано воспроизведение естеств. освещения и возд. среды (пленэр). Выразительность Ж. определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объёма и пространства связана с линейкой и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространств. качеств тёплых и холодных тонов. Ж. может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалёвок и лессировки. Жанры Ж.: ист., бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декор. Ж. (стенные росписи, плафоны, панно), станковая Ж. (картина), декорационная Ж. (театральная и кинодекораций), декор. роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Осн. техн. разновидности — масляная Ж., Ж. водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая Ж., восковая Ж., эмаль, Ж. керамич., силикатными, синтетич. красками, мозайка, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


ЖИ´ВОПИСЬ, -и, ж. 1. Изобразительное искусство — создание художественных образов красками. Уроки живописи. Школа живописи. 2. собир. Произведения этого искусства. Стенная ж. || прил. живописный, -ая, -ое. Живописная мастерская.

ЖИВОПИСА´ТЬ,  -сую, -суешь; сов. и несов., что (высок. устар.). Описать (-сывать) живо, картинно. Ж. события. || сущ. живописание, -я, ср.

ЖИВОПИ´СЕЦ, -сца, м. Художник, занимающийся живописью.

ЖИВОПИ´СНЫЙ, -ая, -ое, -сен, -сна. 1. см. живопись. 2. Красивый. достойный кисти художника. Ж. вид. Живописная природа. 3. Яркий, образный. выразительный. Ж. рассказ. Живописное сравнение. || сущ. живописность, -и, ж. (ко 2 и 3 знач.).

 

 

ЖИВОПИСЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


ЖИ́ВОПИСЬ, вид изо­бра­зит. ис­кус­ст­ва; вклю­ча­ет про­из­ве­де­ния, вы­пол­нен­ные со­дер­жа­щи­ми кра­соч­ный пиг­мент ма­те­риа­ла­ми (крас­ки, смаль­та и др.), по­ме­щае­мы­ми на ка­кую-ли­бо по­верх­ность. Ж. ор­га­ни­зу­ет плос­кость (ус­лов­ное двух­мер­ное про­стран­ст­во) с по­мо­щью цве­та.

Живопись. «Рождество Христово». Иллюстрация (миниатюра) из «Роскошного часослова герцога Беррийского». 1412–16. Национальная библиотека (Париж).

Ж. де­лит­ся на мо­ну­мен­таль­ную, стан­ко­вую и ми­ниа­тю­ру; ино­гда как осо­бые раз­но­вид­но­сти Ж. вы­де­ля­ют­ся ико­но­пись и те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ная Ж. (см. Те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ное ис­кус­ст­во). Мо­ну­мен­таль­ная Ж. (см. Мо­ну­мен­таль­ное искус­ст­во) тес­но свя­за­на с ар­хи­тек­ту­рой, ук­ра­ша­ет об­ще­ст­вен­ные и ча­ст­ные зда­ния – хра­мы, двор­цы, ста­дио­ны и т. п. Она мо­жет раз­ме­щать­ся как сна­ру­жи зда­ния (жи­во­пис­ный фриз, мо­за­ич­ные или май­о­ли­ко­вые пан­но на фа­са­де и т. п.), так и в ин­терь­е­ре (пан­но, де­сю­де­порт, пла­фон). Стан­ко­вая Ж. (см. Стан­ко­вое ис­кус­ст­во), на­про­тив, са­мо­дос­та­точ­на, изо­ли­ро­ва­на ра­мой. С де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным иск-вом гра­ни­чит ми­ниа­тю­ра порт­рет­ная, с гра­фи­кой – ми­ниа­тю­ра книж­ная.

«Мост в Удзи». Роспись ширмы. Японский мастер 17 в. Музей изящных искусств (Бостон).

Ж. раз­де­ля­ет­ся так­же по тех­ни­кам. В мо­ну­мен­таль­ной Ж. наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны тех­ни­ки на­стен­ной рос­пи­си тем­пе­рой по-сы­ро­му (фре­ска) или по-су­хо­му (аль­сек­ко), ко­то­рые ино­гда со­че­та­ют­ся; зна­чи­тель­но ре­же ис­поль­зу­ют­ся мас­ля­ные крас­ки. Наи­бо­лее проч­ная тех­ни­ка мо­ну­мен­таль­ной Ж. – мо­заи­ка, пред­став­ляю­щая со­бой вы­кла­ды­ва­ние изо­бра­же­ния раз­но­цвет­ны­ми кам­ня­ми или смаль­той. В ср.-век. Ев­ро­пе по­лу­чи­ло раз­ви­тие изо­бра­же­ние из цвет­ных стё­кол – вит­раж, ус­ло­ви­ем вос­при­ятия ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся не от­ра­жён­ный, а про­ни­каю­щий свет. Ке­ра­мич. Ж., при­ме­няе­мая для оформ­ле­ния зда­ний и из­делий де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва цвет­ны­ми гла­зу­ря­ми, вы­пол­ня­ет­ся крас­ка­ми, вы­дер­жи­ваю­щи­ми об­жиг, на ке­ра­ми­ке; осн. ма­те­риа­ла­ми для кра­сок слу­жат окис­лы ме­тал­лов. В Древ­нем Егип­те бы­ла раз­ра­бо­та­на тех­ни­ка во­ско­вой жи­во­пи­си (эн­кау­сти­ки), ко­то­рой ши­ро­ко поль­зо­ва­лись др.-греч. мас­те­ра (в т. ч. в монумен­таль­ной Ж.); впо­след­ст­вии эта тех­ни­ка встре­ча­лась ред­ко, од­на­ко ис­поль­зу­ет­ся и до­ны­не.

Фото В. М. Паппе «Юный принц на коне». Роспись дворца Хашт-Бехешт в Исфахане (Иран). Фреска. Кон. 17 в.
 

«Тайная вечеря». Витраж собора Нотр-Дам в Шартре. 1145-55.

В ран­них фор­мах стан­ко­вой Ж. и в ико­но­пи­си при­ме­ня­лась тем­пе­ра (см. Тем­пер­ная жи­во­пись), со­хра­нив­шая свою роль и позд­нее. На­чи­ная с 15 в. стан­ко­вая Ж. ча­ще все­го вы­пол­ня­ет­ся мас­ля­ны­ми крас­ка­ми на хол­сте, на­тя­ну­том на под­рам­ник (см. Мас­ля­ная жи­во­пись). Ос­но­вой, кро­ме хол­ста, мо­жет слу­жить де­ре­во, ре­же ме­талл или стек­ло. На ос­но­ву на­но­сит­ся грунт, обес­пе­чи­ваю­щий проч­ность сце­п­ле­ния кра­соч­но­го слоя с ос­но­вой; цвет и тон грун­та по­мо­га­ют ху­дож­ни­ку стро­ить све­то­те­не­вые и цве­то­вые от­но­ше­ния. Встре­ча­ет­ся и сме­шан­ная тех­ни­ка – со­че­та­ние тем­пе­ры с мас­ля­ны­ми крас­ка­ми. Так, в эпо­ху Воз­рож­де­ния под­ма­лё­вок не­ред­ко вы­пол­нял­ся тем­пе­рой, а по­сле­дую­щие слои – мас­ля­ны­ми крас­ка­ми; при этом ис­поль­зо­ва­лись де­ко­ра­тив­ные воз­мож­но­сти проч­ной тем­пер­ной ос­но­вы и свой­ст­ва мас­ля­ной Ж. – её про­зрач­ность и бо­гат­ст­во цве­то­вых ню­ан­сов. Ра­бо­та над кар­ти­ной за­кан­чи­ва­лась лес­си­ров­кой (на­не­се­ни­ем про­зрач­но­го слоя мас­ля­ной крас­ки), а по­сле вы­сы­ха­ния, как пра­ви­ло, кар­ти­на по­кры­ва­лась ла­ком, за­щи­щаю­щим кра­соч­ный слой от внеш­них воз­дей­ст­вий. Ес­ли клас­сич. тех­ни­ка мас­ля­ной Ж. мно­го­слой­на, то в 19–20 вв. ху­дож­ни­ки пред­по­чи­та­ли ме­тод ал­ла при­ма, ко­то­рый по­зво­лял за­кон­чить про­из­ве­де­ние в один се­анс. Эта тех­ни­ка проч­но ут­вер­ди­лась в ра­бо­те с на­ту­ры над этю­дом, на пле­нэ­ре. В иск-ве 20 в. ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла ак­ри­ло­вая жи­во­пись. К тех­ни­кам Ж., ко­то­рые мо­гут яв­лять­ся од­но­вре­мен­но и гра­фи­че­ски­ми (см. Гра­фи­ка), от­но­сят­ся ак­ва­рель, гу­ашь и пас­тель.

Эль Греко. «Вид Толедо в грозу». Масло. 1610–14. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

Ж. раз­де­ля­ет­ся по жан­рам, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют­ся те­мой и сю­же­том изо­браже­ния, а так­же об­щи­ми при­зна­ка­ми по­строе­ния ком­по­зи­ции, со­от­но­ше­ни­ем пред­ме­та и про­стран­ст­ва. Так, в пей­за­же гос­под­ству­ет от­кры­тое про­стран­ст­во, а че­ло­век ока­зы­ва­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным эле­мен­том изо­бра­же­ния – стаф­фа­жем. Замк­ну­тое про­стран­ст­во пре­об­ла­да­ет в жан­ре ин­терь­е­ра. В кар­ти­нах ис­то­ри­че­ско­го жан­ра, ба­таль­но­го жан­ра, бы­то­во­го жан­ра или ани­ма­ли­сти­че­ско­го жан­ра фи­гу­ра и про­стран­ст­во, как пра­ви­ло, урав­но­ве­ше­ны; в на­тюр­мор­те рав­но­ве­сие пред­ме­та и про­стран­ст­ва сме­ща­ет­ся в сто­ро­ну пред­ме­та. В порт­ре­те цен­тром изо­бра­же­ния ста­но­вит­ся ли­цо (или фи­гу­ра) че­ло­ве­ка, а про­стран­ст­во ему под­чи­не­но и слу­жит фо­ном. В ико­но­пи­си пре­об­ла­да­ют не про­стран­ст­вен­но-пред­мет­ные от­но­ше­ния, а пло­ско­ст­ные ка­чест­ва изо­бра­же­ния, ко­то­рое не­сёт сим­во­лич. и са­краль­ный смысл. Жан­ры Ж., в свою оче­редь, под­раз­де­ля­ют­ся на мно­же­ст­во раз­но­вид­но­стей – суб­жан­ров (порт­ре­ты – па­рад­ные, ка­мер­ные, груп­по­вые, ал­ле­го­ри­че­ские, ав­то­порт­ре­ты и т. д.; пейза­жи – ар­хи­тек­тур­ный пей­заж, ве­ду­та, ма­ри­на, ка­прич­чио, раз­но­вид­но­сти пей­за­жа в даль­не­во­сточ­ной Ж. и т. д.). На­чи­ная с иск-ва Но­во­го вре­ме­ни гра­ни­цы ме­ж­ду жан­ра­ми не­ред­ко сти­ра­ют­ся (напр., порт­рет в ин­терь­е­ре, бы­то­вая сце­на в пей­за­же и т. п.).

Ж. пе­ре­да­ёт ор­га­ни­зо­ван­ное цве­то­вое впе­чат­ле­ние, важ­ней­ши­ми со­став­ляю­щи­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся ри­су­нок, композиция и ко­ло­рит. В сис­те­ме ака­де­мич. Ж. (в ко­то­рой про­цесс соз­да­ния про­из­ве­де­ний раз­ра­бо­тан наи­более де­таль­но) ху­дож­ник, пре­ж­де чем при­сту­пить к кар­ти­не, час­то ра­бо­та­ет над эс­ки­зом (раз­ра­бот­ка об­ще­го ре­ше­ния ком­по­зи­ции), ино­гда – над кар­то­ном (раз­ра­бот­ка всех эле­мен­тов изо­бра­же­ния); для уточ­не­ния де­та­лей мо­гут вы­пол­нять­ся этю­ды, под­го­то­вит. шту­дии, на­бро­ски. За­тем жи­во­пи­сец, как пра­вило, вы­пол­ня­ет на хол­сте под­го­то­вит. ри­су­нок, ино­гда сна­ча­ла уг­лем, ка­ран­да­шом или в дру­гой гра­фич. тех­ни­ке, ино­гда сра­зу ки­стью; ри­су­нок оп­ре­де­ля­ет кон­ту­ры изо­бра­же­ния, све­то­те­не­вые гра­да­ции, кон­тра­сты и ню­ан­сы тём­но­го и свет­ло­го. По­лу­ча­ет­ся т. н. мо­но­хром – све­то­те­не­вое изо­бра­же­ние, вы­пол­нен­ное ки­стью и крас­ка­ми как ниж­ний слой под по­ли­хром­ную жи­во­пись; ино­гда про­из­ве­де­ние Ж. за­вер­ша­ет­ся в мо­но­хро­ме (гри­зайль) ра­ди об­раз­но-смы­сло­во­го или де­ко­ра­тив­но­го эф­фек­та. Да­лее ху­дож­ник при­сту­па­ет к цве­то­вой раз­ра­бот­ке кар­ти­ны – он не про­сто «ук­ра­ша­ет» её цве­том или соз­да­ёт бо­лее пол­ную ил­лю­зию ви­ди­мой ре­аль­но­сти, но от­та­чи­ва­ет, уточ­ня­ет ком­по­зи­цию при по­мо­щи цве­то­во­го пят­на, цве­то­во­го ню­ан­са и кон­тра­ста, соз­да­вая оп­ре­де­лён­ную ор­га­ни­за­цию цве­то­вых от­но­ше­ний – ко­ло­рит. Воз­ни­каю­щий в ре­зуль­та­те ха­рак­тер по­верх­но­сти кра­соч­но­го слоя – факту­ра – так­же яв­ля­ет­ся вы­ра­зит. сред­ст­вом и не­ред­ко спе­ци­аль­но об­ра­ба­ты­ва­ет­ся ху­дож­ни­ком... Читать оригинал

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, основанный на живописном, так называемом далевом смотрении на натуру, при котором основным является восприятие объекта во взаимосвязи с пространственной и свето-воздушной средой. При перенесении живописного образа на плоскость холста, деревянной доски, картона или бумаги изобразительная поверхность уподобляется трёхмерному пространству. В этом заключается главное отличие живописного искусства от искусства графики. Отсюда понятие «далевой зрительный образ»... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Ссылки


  • Живопись — Популярная художественная энциклопедия.
  • Эрнст Фукс (1930—2015) — австрийский художник, основатель Венской школы фантастического реализма
  • Берни Фукс (1932—2009) — американский художник-иллюстратор и портретист

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024