В. Даль. Толковый словарь. 1978
... Живопись ж. искуство изображать предметы красками, живопиство или живописанье ср., а также самая вещь, изображенiе, картина. Живописный, къ живописи относящс.; достойный быть списаннымъ. или картинный, прекрасный на видъ. Живописныя картины. писанныя масляными красками, или на бѣлкѣ и т. п. Живописность ж. свойство живописнаго, въ знч. картиннаго. Живописецъ м. —сица ж. занимающiйся живописью. Живописцевъ. —цынъ, ему. ей принадлежащiй. Живописать что, изображать вѣрно и живо. кистью или словами. перомъ. —ся, быть живописуему. Живописательный, къ живописанью относящiйся. ...
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 612—613
ЖИВОПИСЬ, один из видов изобразительных искусств — воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены и т. п. предметов и явлений реальной действительности. Как и другие виды иск-ва, Ж. является формой обществ. сознания, формой отражения реального мира. Отражая действительность в художеств. образах, насыщенных в классовых обществах классовым идейным содержанием, Ж. служит средством обществ. воспитания. История Ж. представляет собой историю борьбы передовых реалистич. тенденций с формалистич., натуралистич. и др. тенденциями, приводящими к искажению действительности. По назначению различают Ж.: монументальную (см. Монументальное искусство), станковую (см. Станковое искусство), декоративную (см. Декоративное искусство), декорационную и миниатюру. По содержанию Ж. делится на жанры: исторический (изображение историч. событий); бытовой (изображение повседневной общественной и частной жизни); батальный (изображение событий войны); мифологическая и религиозная Ж.; портрет; пейзаж (изображение природы); натюрморт (изображение неодушевлённых предметов). По технике различают: масляную Ж. (связующее вещество для красок — различные масла), Ж. водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (аль секко); темперу (связующее вещество — яичный желток или цельное яйцо); энкаустику (связующее вещество — воск), а также гуашь (краски на воде с клеем и примесью белил), акварель (прозрачные водяные краски), пастель (прессованные краски в виде карандашей), к-рые иногда причисляются к графике. Особое место занимают мозаика (изображение выполняется из кусочков камней, стекла и т. п.) и витраж.
Первые живописные изображения появляются в первобытном иск-ве (пещерные росписи эпохи палеолита). Множество памятников Ж. оставило иск-во Древнего Египта. Важное место занимала Ж. (вазовая, фресковая) в античном иск-ве. Рано появляется Ж. в Китае, достигшая высокого расцвета в 4—12 вв. Важную роль наряду с визант. Ж. играла в средние века Ж. России, Грузии, Армении (иконопись, монументальная Ж.). В эпоху средних веков Ж. находилась под сильнейшим воздействием религии, что определило условный характер её художеств. образов. В эпоху Возрождения зап.-европ. Ж., освобождаясь от гнёта церк. идеологии и переходя на реалистические позиции, переживает яркий расцвет (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан). Развивается станковая живопись, получившая с этого времени преобладающее значение. Великих мастеров реалистической живописи дало западно-европейское искусство 17, 18 и 19 вв. (Рембрандт, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Ф. Гойя и др.). Глубокой гуманистичностью, высоким уровнем мастерства отличалась русская живопись 18 в. С конца 19 в., когда возникают формалистич. направления, начинается упадок зап.-европ. Ж. Совр. реакц. зап.-европ. и амер. живописцы, находясь на службе у империалистич. буржуазии, в своих уродливых «произведениях» выражают человеконенавистнич. идеи и приходят к отрицанию Ж. как вида иск-ва. В борьбе с этими реакц. течениями развивается творчество передовых, прогрессивных народных художников,— борцов за мир и демократию, опирающихся на опыт советского иск-ва. Большими успехами ознаменовано развитие Ж. в странах народной демократии.
Огромное Мировое историч. и художеств. значение имеет русская Ж. 19 в., отразившая освободительную борьбу народа и выдвинувшая в 1-й пол. века выдающихся мастеров О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, П. А. Федотова. Особенно глубокое, идейно-демократич. иск-во создали передвижники: В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов и мн. др. Советская Живопись, развиваясь по пути социалистического реализма, в ярких и правдивых произведениях лучших русских советских мастеров — М. Б. Грекова, И. И. Бродского, А. М. Герасимова, Б. В. Иогансона и др. — отражает борьбу советского народа за коммунизм, величие эпохи социализма, воплощает героический образ советского человека. Достигла расцвета Ж. УССР — А. А. Шовкуненко, С. А. Григорьев, М. И. Хмельно и др.; Арм. ССР — М. С. Сарьян и др., а также других союзных и автономных республик.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 441—442
ЖИВОПИСЬ, вид изобразит. иск-ва, произв. к-рого создаются с помощью красок, наносимых на к.-л. поверхность. Ж. — важное средство худ. отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существ. социальным содержанием и разнообразными идеологич. функциями. Идейный замысел произв. Ж. конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Используются монохромная Ж. (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различных окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валёры образуют тончайшие градации тона; на непосредств. изучении натуры основано воспроизведение естеств. освещения и возд. среды (пленэр). Выразительность Ж. определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объёма и пространства связана с линейкой и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространств. качеств тёплых и холодных тонов. Ж. может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалёвок и лессировки. Жанры Ж.: ист., бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декор. Ж. (стенные росписи, плафоны, панно), станковая Ж. (картина), декорационная Ж. (театральная и кинодекораций), декор. роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Осн. техн. разновидности — масляная Ж., Ж. водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая Ж., восковая Ж., эмаль, Ж. керамич., силикатными, синтетич. красками, мозайка, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
ЖИ´ВОПИСЬ, -и, ж. 1. Изобразительное искусство — создание художественных образов красками. Уроки живописи. Школа живописи. 2. собир. Произведения этого искусства. Стенная ж. || прил. живописный, -ая, -ое. Живописная мастерская.
ЖИВОПИСА´ТЬ, -сую, -суешь; сов. и несов., что (высок. устар.). Описать (-сывать) живо, картинно. Ж. события. || сущ. живописание, -я, ср.
ЖИВОПИ´СЕЦ, -сца, м. Художник, занимающийся живописью.
ЖИВОПИ´СНЫЙ, -ая, -ое, -сен, -сна. 1. см. живопись. 2. Красивый. достойный кисти художника. Ж. вид. Живописная природа. 3. Яркий, образный. выразительный. Ж. рассказ. Живописное сравнение. || сущ. живописность, -и, ж. (ко 2 и 3 знач.).
Большая российская энциклопедия. Том 10. — Москва, 2008. — С. 50-58 // Электронная версия
ЖИ́ВОПИСЬ, вид изобразит. искусства; включает произведения, выполненные содержащими красочный пигмент материалами (краски, смальта и др.), помещаемыми на какую-либо поверхность. Ж. организует плоскость (условное двухмерное пространство) с помощью цвета.
Ж. делится на монументальную, станковую и миниатюру; иногда как особые разновидности Ж. выделяются иконопись и театрально-декорационная Ж. (см. Театрально-декорационное искусство). Монументальная Ж. (см. Монументальное искусство) тесно связана с архитектурой, украшает общественные и частные здания – храмы, дворцы, стадионы и т. п. Она может размещаться как снаружи здания (живописный фриз, мозаичные или майоликовые панно на фасаде и т. п.), так и в интерьере (панно, десюдепорт, плафон). Станковая Ж. (см. Станковое искусство), напротив, самодостаточна, изолирована рамой. С декоративно-прикладным иск-вом граничит миниатюра портретная, с графикой – миниатюра книжная.
Ж. разделяется также по техникам. В монументальной Ж. наиболее распространены техники настенной росписи темперой по-сырому (фреска) или по-сухому (альсекко), которые иногда сочетаются; значительно реже используются масляные краски. Наиболее прочная техника монументальной Ж. – мозаика, представляющая собой выкладывание изображения разноцветными камнями или смальтой. В ср.-век. Европе получило развитие изображение из цветных стёкол – витраж, условием восприятия которого является не отражённый, а проникающий свет. Керамич. Ж., применяемая для оформления зданий и изделий декоративно-прикладного искусства цветными глазурями, выполняется красками, выдерживающими обжиг, на керамике; осн. материалами для красок служат окислы металлов. В Древнем Египте была разработана техника восковой живописи (энкаустики), которой широко пользовались др.-греч. мастера (в т. ч. в монументальной Ж.); впоследствии эта техника встречалась редко, однако используется и доныне.
В ранних формах станковой Ж. и в иконописи применялась темпера (см. Темперная живопись), сохранившая свою роль и позднее. Начиная с 15 в. станковая Ж. чаще всего выполняется масляными красками на холсте, натянутом на подрамник (см. Масляная живопись). Основой, кроме холста, может служить дерево, реже металл или стекло. На основу наносится грунт, обеспечивающий прочность сцепления красочного слоя с основой; цвет и тон грунта помогают художнику строить светотеневые и цветовые отношения. Встречается и смешанная техника – сочетание темперы с масляными красками. Так, в эпоху Возрождения подмалёвок нередко выполнялся темперой, а последующие слои – масляными красками; при этом использовались декоративные возможности прочной темперной основы и свойства масляной Ж. – её прозрачность и богатство цветовых нюансов. Работа над картиной заканчивалась лессировкой (нанесением прозрачного слоя масляной краски), а после высыхания, как правило, картина покрывалась лаком, защищающим красочный слой от внешних воздействий. Если классич. техника масляной Ж. многослойна, то в 19–20 вв. художники предпочитали метод алла прима, который позволял закончить произведение в один сеанс. Эта техника прочно утвердилась в работе с натуры над этюдом, на пленэре. В иск-ве 20 в. широкое распространение получила акриловая живопись. К техникам Ж., которые могут являться одновременно и графическими (см. Графика), относятся акварель, гуашь и пастель.
Ж. разделяется по жанрам, которые определяются темой и сюжетом изображения, а также общими признаками построения композиции, соотношением предмета и пространства. Так, в пейзаже господствует открытое пространство, а человек оказывается второстепенным элементом изображения – стаффажем. Замкнутое пространство преобладает в жанре интерьера. В картинах исторического жанра, батального жанра, бытового жанра или анималистического жанра фигура и пространство, как правило, уравновешены; в натюрморте равновесие предмета и пространства смещается в сторону предмета. В портрете центром изображения становится лицо (или фигура) человека, а пространство ему подчинено и служит фоном. В иконописи преобладают не пространственно-предметные отношения, а плоскостные качества изображения, которое несёт символич. и сакральный смысл. Жанры Ж., в свою очередь, подразделяются на множество разновидностей – субжанров (портреты – парадные, камерные, групповые, аллегорические, автопортреты и т. д.; пейзажи – архитектурный пейзаж, ведута, марина, каприччио, разновидности пейзажа в дальневосточной Ж. и т. д.). Начиная с иск-ва Нового времени границы между жанрами нередко стираются (напр., портрет в интерьере, бытовая сцена в пейзаже и т. п.).
Ж. передаёт организованное цветовое впечатление, важнейшими составляющими которого являются рисунок, композиция и колорит. В системе академич. Ж. (в которой процесс создания произведений разработан наиболее детально) художник, прежде чем приступить к картине, часто работает над эскизом (разработка общего решения композиции), иногда – над картоном (разработка всех элементов изображения); для уточнения деталей могут выполняться этюды, подготовит. штудии, наброски. Затем живописец, как правило, выполняет на холсте подготовит. рисунок, иногда сначала углем, карандашом или в другой графич. технике, иногда сразу кистью; рисунок определяет контуры изображения, светотеневые градации, контрасты и нюансы тёмного и светлого. Получается т. н. монохром – светотеневое изображение, выполненное кистью и красками как нижний слой под полихромную живопись; иногда произведение Ж. завершается в монохроме (гризайль) ради образно-смыслового или декоративного эффекта. Далее художник приступает к цветовой разработке картины – он не просто «украшает» её цветом или создаёт более полную иллюзию видимой реальности, но оттачивает, уточняет композицию при помощи цветового пятна, цветового нюанса и контраста, создавая определённую организацию цветовых отношений – колорит. Возникающий в результате характер поверхности красочного слоя – фактура – также является выразит. средством и нередко специально обрабатывается художником... Читать оригинал