В. Даль. Толковый словарь. — М.: Русский язык, 1978
НЕГАТИВНЫЙ латн. отрицательный. Негативъ, въ свѣтописи, обратный, по тѣнямъ, снимокъ на стеклѣ, первый снимокъ, съ котораго берутъ потомъ прямые, правые снимки; противень, оборотка.
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 477
НЕГАТИВ, фотография, изображение, противоположное в отношении передачи светотени изображаемому объекту: светлые части последнего на Н. передаются тёмными, и наоборот. В цветной фотографии цвета изображения на Н. являются дополнительными к цветам объекта съёмки. Н. получают под действием света на фотографич. плёнках или пластинках, с последующим проявлением и фиксированием снимков. В результате этих операций в освещённых местах эмульсии отлагается чёрное тонко раздроблённое металлич. серебро, образующее Н.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 882
НЕГАТИВ, (от лат. negativus — отрицательный) (негативное изображение), в чёрно-белой фотографии и кинематографии — изображение объекта съёмки, образованное зёрнами металлич. серебра. Н. тем темнее, чем светлее (ярче) объект. Цветной Н.— изображение объекта съёмки, образованное красителями, цвета к-рых дополнительны к цветам соответствующих деталей объекта: жёлтые — к синим, пурпурные — к зелёным, голубые — к красным (см. также Дополнительные цвета).
НЕГАТИВНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, см. Негатив.
НЕГАТИВ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017) // Новая версия |
НЕГАТИ́В, негативное изображение (от лат. negativus – отрицательный), фотографич. изображение, получаемое на светочувствит. материале в результате фото- или киносъёмки и последующей химикофотографич. обработки. На чёрнобелом Н. распределение оптических плотностей почернений изображения соответствует распределению яркостей объекта съёмки, т. е. чем ярче деталь, тем большим почернением она воспроизведена. На цветных фотоматериалах Н. получается в дополнит. цветах по отношению к цветам объекта. Такой Н. состоит из трёх негативных цветоделённых изображений – жёлтого, пурпурного и голубого, на каждом из которых распределение цветоделённой оптич. плотности, как и на чёрно-белом Н., отображает распределение яркости объекта съёмки соответственно в синей, зелёной и красной зонах видимого излучения (см. Дополнительные цвета).
Н. – промежуточное изображение объекта, используемое для получения позитива. В некоторых случаях Н. может быть окончат. изображением, напр. при регистрации спектров в спектральном анализе. Осн. характеристики Н. – контраст фотоизображения, зернистость, общая (средняя) оптич. плотность; цветной Н., кроме того, оценивают по балансу цветного изображения.
Краткий справочник фотолюбителя. Сост. Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. — 3-е, стереотипное изд. М., 1985. — С. 293—294
Особые способы обработки фотоматериалов
6. НЕГАТИВ — ПОЗИТИВ
Негатив — позитив — способ печатания в черно-белой и цветной фотографии, позволяющий изменять тональность и цветность изображения. Эффект возникает при печатании со сложенных вместе, эмульсия к эмульсии, негатива и диапозитива. В зависимости от соотношения контрастов и плотностей негатива и диапозитива изображение на фотобумаге носит негативный или позитивный характер.
Разновидностью этого способа является барельеф, заключающийся в том, что негатив и диапозитив немного сдвигаются относительно друг друга. Тогда при печатании с них на границах деталей изображений образуются черные или белые контуры, создающие эффект выпуклости.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Негати́в (лат. negativus — отрицательный), в чёрно-белой фотографии и кинематографии образованное зёрнами металлического серебра изображение объекта съёмки, в котором относительное распределение яркостей при рассматривании в проходящем свете обратно яркостям деталей объекта съёмки.
Позитив и негатив. A — цветной позитив. B — цветной негатив. C — чёрно-белый позитив. D — чёрно-белый негатив.
Чёрно-белые негативные фотоплёнки фирмы Тасма, СССР, 1980-е годы.
Другими словами, распределение оптических плотностей негатива соответствует распределению яркостей объекта. В цветных фотопроцессах изображение объекта съёмки формируется красителями, цвета которых дополнительны к цветам объекта съёмки. Например, синие предметы на цветном негативе выглядят жёлтыми, зелёные — пурпурными, а красные — голубыми и так далее (см. Дополнительные цвета, Цветоделение). Оптические плотности при этом также обратны объекту съёмки. Термин «негатив» применительно к процессу калотипии изобрёл Джон Гершель в XIX веке.
Назначение
Негатив — промежуточное изображение объекта в негативно-позитивном процессе, используемое для получения позитива. Впервые такая технология появилась в процессе, под названием калотипия, изобретённом Ф. Тальботом в 1835 году. В некоторых случаях негатив может быть конечным изображением, например, в спектральном анализе, астрофотографии или рентгенографии. Качество негатива оценивают по точности передачи градаций яркости объекта съёмки, а также по фотографической широте и зернистости. Для цветных негативов, кроме того, важна сбалансированность цветов, то есть согласование цветоделённых изображений. Нормальным считается такой негатив, печатание с которого обеспечивает получение качественного позитива с хорошо различимыми деталями и широким диапазоном градаций серого.
Негатив пригоден для тиражирования позитивов. С фотографического негатива возможно получение неограниченного количества позитивных отпечатков. Тиражеустойчивость кинонегатива ограничена, поскольку при печати он транспортируется лентопротяжным механизмом кинокопировального аппарата и изнашивается. Поэтому, для получения больших тиражей фильмокопий с оригинального негатива печатается несколько дубльнегативов. Отклонения оптической плотности и цветопередачи негатива в результате ошибок экспонирования могут в сравнительно широких пределах корректироваться при печати, давая нормальный позитив. При обращаемом и одноступенном фотопроцессах, сразу дающих позитивное изображение в единственном экземпляре, отклонения практически неустранимы.
См. также
Примечания
- При рассматривании в отражённом свете изображение на негативе может выглядеть позитивным
Источники
- Фотокинотехника, 1981, с. 208.
- Лекции по истории фотографии, 2014, с. 24.
- Великое противостояние, 2004, с. 214.
- Общий курс фотографии, 1987, с. 6.
- Основы кинотехники, 1965, с. 205.
Литература
- Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт.— М.,: «Искусство», 1965.— 636 с.
- Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин.— М.,: «Советская энциклопедия», 1981.— С. 208.— 447 с.
- Владимир Левашов. Лекция 1. Предыстория и открытие медиума // Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская.— 2-е изд..— М.: «Тримедиа Контент», 2014.— С. 11—28.— 464 с.
- Фомин А. В. Глава I. Фотоаппараты // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова.— 3-е.— М.,: «Легпромбытиздат», 1987.— С. 5—49.— 256 с.— 50 000 экз.
- Коллектив авторов. Марс. Великое противостояние / О. В. Салецкая.— М.,: Физматлит, 2004.— С. 214.— 224 с.