Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека... Википедия |
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ПОРТРЕТ, один из важнейших видов изобразит. иск-ва, воспроизведение облика конкретного человека. Художеств. ценность П. обусловливается (кроме точной передачи сходства) глубиной и правдивостью психологич. и социальной характеристики человека. Выдающиеся образцы П. созданы в эпохи античности, Возрождения (Леонардо да Винчи, Тициан, Г. Гольбейн Младший), в 17 — нач. 19 вв. западноевропейскими (Ф. Гальс, Рембрандт, Д. Веласкес, Ж. А. Гудон, Ф. Гойя, Ж. Л. Давид), а в 18 — нач. 20 вв. русскими (Д. Г. Левицкий, Ф. И. Шубин, В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. А. Серов) художниками. В противовес упадочному бурж. искусству П., пришедшему к искажённому изображению человека, советскими портретистами созданы проникнутые идеями социалистического гуманизма правдивые П. выдающихся деятелей Советского государства, передовых советских людей (работы Н. А. Андреева, И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Г. Манизера, В. И. Мухиной, Я. И. Николадзе, А. А. Шовкуненко и др.).
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ПОРТРЕТ (франц. portrait), изображение или описание человека или группы людей; в изобр. иск-ве один из жанров (и отд. произв.), в к-ром воссоздаётся облик к.-л. человеческой индивидуальности. Вместе с внеш. сходством П. запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создаёт типич. образ представителя народа, класса, эпохи. См. также Автопортрет.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907
Портретъ — изображенiе того или другаго человѣка, произведенное средствами живописи, гравированiя или скульптуры (а также фотографическое). П. может считаться вполнѣ удовлетворительнымъ, когда воспроизводитъ оригиналъ въ точности, со всѣми чертами его внѣшности и внутренняго индивидуальнаго характера, въ наиболѣе привычной его позѣ, съ наиболѣе свойственною ему экспрессiей. Удовлетворенiе этого требованiя входитъ въ кругъ задачъ искусства и можетъ приводить къ высокохудожественнымъ результатамъ, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими въ копированiе дѣйствительности свой личный вкусъ и чувство природы. Смотря по величинѣ изображенiя, живописные портреты могутъ быть головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколѣнные и во весь ростъ; въ отношенiи позы представленной фигуры, они бываютъ профильные, «съ лица» (en face), въ три-четверти поворота направо или налѣво (en trois quarts) и такъ наз. au profil perdu, т. е. изображающiе лицо съ затылка, такъ что видна только часть профиля. Такое же раздѣленiе существуетъ и для П., рисованныхъ карандашемъ, писанныхъ акварелью, гравированныхъ и вылѣпленныхъ высокимъ или низкимъ рельефомъ (какъ, напр., на медаляхъ и монетахъ); собственно же скульптурные П. дѣлаются въ видѣ гермовъ (одна голова съ шей), бюстовъ (голова и верхняя часть туловища) и статуй (цѣлая фигура, съ головы до ногъ). Портретное искусство возникло въ глубокой древности; еще за много вѣковъ до Р. Хр. оно было въ большомъ употребленiи у египтянъ, какъ о томъ свидѣтельствуютъ деревянныя и каменныя статуи, найденныя въ значительномъ числѣ въ погребальныхъ постройках этого народа. У древнихъ грековъ долгое время П. въ строгомъ смыслѣ слова на существовало; хотя и было въ обычаѣ награждать побѣдителей на играхъ постановкою ихъ статуй на публичныхъ мѣстахъ, однако, то были идеальныя фигуры, лишь въ общихъ чертахъ. Эллинскiя республики даже запрещали общественнымъ дѣятелямъ и частнымъ лицамъ заказывать свои реалистическiе П., находя ихъ могущими развивать въ гражданахъ тщеславiе и противорѣчащими принципу равенства между ними. Только въ V в. до Р. Хр. впервые явились у грековъ настоящiя портретные гермы и статуи, а именно въ числѣе произведенiй Димитрия Алопекскаго, жившаго во времена Перикла. Реалистическое направленiе окончательно утвердилось въ портретной скульптурѣ при Александрѣ Македонскомъ, благодаря Лизиппу и его брату, Лизистрату, который первый сталъ формовать маски съ натуры. Впослѣдствiи П. размножились не только въ пластикѣ, но и въ живописи, при чемъ въ послѣдней достигли уже до большаго совершенства, какъ мы можемъ судить о томъ по многочисленнымъ доскамъ съ изображенiемъ лицъ покойниковъ, находимыхъ при саркофагахъ греко-египетскихъ мумiй. Изъ Грецiи любовь къ П. перешла къ римлянамъ, которые къ прежнимъ родамъ пластическихъ портретныхъ изображенiй, статуѣ и герму, прибавили новый родъ — бюстъ. Отъ римской эпохи дошло до насъ огромное количество портретныхъ изваянiй реалистичныхъ и идеальныхъ, исполненныхъ прiѣзжими въ вѣчный городъ греческими художниками и ихъ римскими учениками, въ томъ числѣ поражающихъ своею экспрессивностью и совершенствомъ техническаго исполненiя (каковы, напр., двѣ сидящiя статуи поэтовъ Менандра и Позидипа, статуи Эврипида, Демосфена, полководца Фокiона, имп. Августа и др. въ Ватиканскомъ музеѣ, Софокла, въ Латеранскомъ музеѣ, Аристокла и Помпея, въ Палаццо-Спада, Пиндара и Анакреона, въ виллѣ Боргезе, въ Римѣ, и пр.). Въ Cреднiе вѣка портретный родъ какъ скульптуры, такъ и живописи находился почти въ полномъ упадкѣ, и только съ наступленiемъ эпохи Возрожденiя занялъ видное мѣсто среди другихъ художественныхъ отраслей. Въ Италiи его воскресили прежде всего скульпторы — Дезидерiо да Саттиньяно, Мино да Фьезоле, Росселлино, Л. делла Роббiа, Донателло и пр., быстро достигшiе до блестящихъ результатовъ въ своемъ стремленiи воспроизводить человѣческую физiономiю вѣрно съ дѣйствителностью, опредѣленно выражать характеры и, въ тоже время, соблюдать благородство стиля. Значительно позже ихъ вступили на тотъ же путь живописцы, но зато, в перiодъ полнаго расцвѣта итальянскаго искусства, явилась цѣлая фаланга даровитыхъ и генiальныхъ художниковъ, которые возвели П. на степень высоко-изящной картины, увѣковѣчивающей всю сущность характера даннаго лица въ моментъ самаго яркаго ея выраженiя. Рафаэль, С. дель Пьомбо, Тицiан, Джорджоне, Тинторетто и толпа другихъ мастеровъ прославились столько же своими П., сколько и историческими картинами. Еще раньше, чѣмъ итальянцы, въ XV ст., весьма успѣшно воздѣлывали П. въ натуралистическомъ духѣ нидерландскiе живописцы, во главѣ которыхъ стоятъ братья ванъ-Эйки и Г. Мемлингъ. Въ слѣдовавшемъ послѣ нихъ развитiи нидерландской живописи и по раздѣленiи ея на самостоятельныя фламандскую и голландскую школу, П. прiобрѣталъ все большее и большее значенiе въ дѣятельности художниковъ и въ связи съ общимъ направленiемъ этихъ школъ совершенствовался, главнымъ образомъ, въ отношенiи колорита и свѣтотѣни. Величайшими портретистами между фламандцами были Рубенсъ и ванъ Дейкъ, а между голландцами — Рембрандтъ, Ф. Гальсъ, ванъ-деръ-Гельстъ и Терборхъ. Изъ старонѣмецкихъ живописцевъ особенно знамениты какъ портретисты А. Дюреръ и Г. Гольбейнъ Мл. Наиболѣе выдающимися представителями П. въ цвѣтущую пору испанской школы были Велазкезъ и Карреньо-де-Миранда. Съ исходомъ XVII ст. манерность и условность, водворившiяся вообще въ искусствѣ помѣшали П. удержаться на достигнутой имъ выcотѣ и даже отодвинули его на второй планъ какъ въ живописи, такъ и въ скульптурѣ; тѣмъ не менѣе, конецъ XVII и XVIII ст. произвели такихъ замѣчательныхъ портретистовъ, какъ П. Миньяръ, Г. Риго, Детруа и Н. Ларжильеръ во Францiи, Купецкiй, Р. Менгсъ и А. Графъ въ Германiи, Рейнольдсъ, Лауренсъ и Гайнсборо въ Англiи, Гойя въ Испанiи, Левицкiй и Боровиковскiй въ Россiи. Въ это время распространилась любовь къ гравированнымъ П., а также и исполненнымъ пастелью и минiатюрно-акварельнымъ, по части которыхъ явилось много весьма искусныхъ мастеровъ, что продолжалось до 50-х годовъ настоящаго столѣтiя — до той поры, пока изобрѣтение светописи не сократило запроса на трудъ этихъ художниковъ, и общедоступные по своей дешевизнѣ фотографические П. не стали все болѣе и болѣе входить въ обращенiе вмѣсто дорогихъ рисованныхъ, писанныхъ и гравированныхъ отъ руки. При всемъ томъ, и въ настоящее время портретная живопись, какъ масляными красками, такъ и акварелью, не перестаетъ быть отраслью искусства, доставляющей образцовыя произведенiя. Изъ живописцевъ XIX в., особенно замѣчательными портретистами выказали себя: французы Давидъ, Жераръ, Энгръ, П. Деларошъ, Эберъ, Винтергальтеръ, Бонна, Каролюс Дюранъ, Дюбюфъ, Ландель; нѣмцы — Вахъ, Магнусъ, Гензель, Г. Рихтеръ, Ю. Шрадеръ, К. Бегасъ, О. Бегасъ, Амерлингъ, Ангели, Ленбахъ, Фр. Каульбахъ; англичане — Милле, Оулесъ, Геркомеръ, Пойнтеръ; русскiе — Варнекъ, Кипренскiй, К. Брюлловъ, Тропининъ, Зарянко, Перовъ и Крамской.
Большая российская энциклопедия. Том 27. — Москва, 2015. — С. 192-194 // Электронная версия |
ПОРТРЕ́Т (франц. portrait, от устар. portraire – изображать), жанр изобразит. искусства, посвящённый изображению конкретного человека или группы людей. В средние века понятия portrait, portraiture означали «воспроизведение» любого объекта; в совр. значении термин «П.» введён лишь в 17 в. А. Фелибьеном (в противопоставление термину figure для изображений животных). Необходимое требование, предъявляемое ко всякому П., – передача индивидуального сходства, отталкиваясь от которого художник создаёт определённый образ, используя для этого разл. средства худож. выразительности.
Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета. П. существует во всех видах изобразительных искусств: скульптурный (статуи, бюсты, гермы, рельефы, геммыкамеи), живописный (монументальный, станковый, миниатюра портретная), графический (рисованный, гравированный), также фотопортрет. По способу представления модели различаются П. парадный, камерный, интимный. С композиц. точки зрения П. могут быть головными, погрудными, поясными, поколенными, в полный рост, также конными; анфас, в профиль, в трёхчетвертном развороте. По числу изображений на одном произведении (холсте, рельефе и т. д.) помимо обычного выделяют двойной и групповой П. (в т. ч. семейный). Парными называют П., написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по формату и композиции (чаще всего это П. супругов). Нередко П. образуют целые ансамбли – портретные галереи (представителей династии или семьи, членов корпорации или гильдии, венецианских дожей, римских пап, воен. деятелей и т. п.). Особый субжанр П. – автопортрет. Портретная иконография нередко используется при изображении людей в др. жанрах иск-ва: в историч. картине, циклах П. «выдающихся людей древности» и др. Подвижность жанровых границ П. позволяет в одном произведении сочетать его с элементами др. жанров: с пейзажем, интерьером, обнажённой натурой, аллегорией и т. д. Специфически характеризуя модель, П. может выполнять разл. функции (помимо фиксации облика человека, которая была важнейшей до появления фотоискусства): увековечивание памяти о человеке или событии; демонстрация принадлежности к определённой социальной, профессиональной либо конфессиональной группе; описание личных предпочтений портретируемого; служить инструментом политич. пропаганды и мн. др. Возможность выявления в П. не только высоких нравств. качеств человека, но и негативных свойств модели обусловила появление сатирич. П., портретной карикатуры (шаржа).
Исторический очерк
Древний Египет. Статуя сидящего писца (из гробницы Каи в Саккаре). Известняк, роспись. V династия (сер. 3-го тыс. до н. э.). Лувр (Париж).
Зародившись в глубокой древности, П. достиг высокого уровня развития в иск-ве Древнего Востока, особенно в др.-егип. скульптуре и живописи, где были широко распространены статуи и рельефные изображения царей и частных лиц; П. традиционно использовались и в заупокойном культе. Погребальные маски ахейцев отличались механич. воспроизведением черт лица умершего. В Древней Греции в период классики создавались идеализированные скульптурные П. обществ. деятелей, полководцев, поэтов, философов. С кон. 5 в. до н. э. др.-греч. П. всё более индивидуализируется, а в эллинистич. иск-ве возникает портрет-образ (Александра Македонского, философов, атлетов и т. д.; скульптурные работы Лисиппа, Леохара и др.). В Древнем Риме П. становится одним из центр. жанров иск-ва, отличается обширной типологией (бюсты, статуи, в т. ч. конные, изображения на рельефах) и иконографией (императорский, частный, мужской, женский, детский и пр.) и проходит длительную эволюцию от республиканского периода к поздней Империи. Особое место занимают файюмские портреты, написанные в технике энкаустики; в них рим. иск-во П. встречается с погребальными практиками и образной концепцией Древнего Востока.
В Китае, несмотря на подчинение строгому типологич. канону, ср.-век. мастера создали множество ярко индивидуализированных П., часто подчёркивая в моделях черты интеллектуализма. Выразительны портретные образы ср.-век. япон. живописцев и скульпторов; из живых наблюдений исходили мастера портретной миниатюры Ср. Азии, Азербайджана, Афганистана, Ирана, Индии.
В средние века наиболее распространённая форма П. – ктиторский в Византии (изображения императоров в храме Св. Софии в Константинополе, также имп. Юстиниана и имп. Феодоры с приближёнными в ц. Сан-Витале в Равенне, 546–547) и донаторский в Зап. Европе, который встречается как в монументальном иск-ве, так и в миниатюре книжной. Стремление к подражанию античности вызвало к жизни серию портретов имп. Фридриха II Гогенштауфена и его приближённых, созданных по образцам рим. бюстов.
Очевидно, станковый П. в европ. иск-ве существовал уже в эпоху Проторенессанса (наиболее ранний из известных – несохранившееся изображение Лауры, написанное С. Мартини для Ф. Петрарки и восхвалявшееся поэтом за жизнеподобие). В иск-ве Возрождения в Италии и т. н. арс нова в Северном Возрождении П. окончательно сформировался в качестве самостоят. жанра. Для европ. П. 15 в. в целом характерна достоверная и нейтральная передача индивидуальной внешности. В нидерл. иск-ве П. развивается в рамках т. н. благочестивых диптихов, где на одной створке представлена Богоматерь, а на другой – донатор (алтарные картины Рогира ван дер Вейдена и др. мастеров), также в виде донаторского П. на наружных створках алтарей. Индивидуальный П., начавшись с трёхчетвертного погрудного изображения на тёмном фоне (Р. Кампен), обогащается во 2-й пол. 15 в. пейзажными фонами (Х. Мемлинг). Уникальным двойным П. в интерьере является «Портрет четы Арнольфини» Я. ван Эйка (1434, Нац. галерея, Лондон). Нидерл. П. отличает тщательное воспроизведение натуры, внимание к светотеневой моделировке, иллюзионистич. эффекты. В Италии в течение 15 в. П. продолжает существовать в составе композиций в монументальном иск-ве – мн. циклы росписей Фра Филиппо Липпи, Б. Гоццоли, Д. Гирландайо и др. сопровождаются П. заказчиков и их близких, а в отд. случаях и автопортретами мастеров (Л. Гиберти на Райских вратах флорентийского баптистерия). Широко распространяются мемориальные П. кондотьеров как живописные (С. Мартини, П. Уччелло, А. дель Кастаньо), так и скульптурные (конные статуи Донателло, А. дель Верроккьо). Портретные изображения заняли важное место в возрождённом медальерном искусстве, в надгробиях. Возрождается скульптурный бюст (Мино да Фьезоле, Дезидерио да Сеттиньяно, А. осселлино, Б. да Майано, Верроккьо). Появляются семейные и детские П. Под влиянием нидерл. иск-ва развивается живописный станковый П.: профильное изображение на условном фоне постепенно вытесняется трёхчетвертным изображением (А. дель Кастаньо, А. Мантенья, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини), во 2-й пол. 15 в. нейтральный фон сменяется пейзажной средой или интерьером (Пьеро делла Франческа, С. Боттичелли, Гирландайо, Беллини и др.).
Х. Хольбейн Младший. Портрет Бонифация Амербаха. 1519. Художественный музей (Базель).
Итал. мастера Высокого и Позднего Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Л. Лотто, Тициан, Я. Тинторетто) и маньеризма (Я. Понтормо, А. Бронзино, Ф. Пармиджанино) открывают внутр. мир человека, разнообразие его психологич. состояний. П. в европ. иск-ве 16 в. усложняется и как визуально-худож. целое: детально разрабатываются архит., интерьерные и пейзажные фоны, для характеристики модели широко используются аксессуары и атрибуты (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший и др.). Широко распоространяется графич. П. – рисованный и гравированный (Микеланджело, Дюрер, Л. Кранах Старший, Ж. и Ф. Клуэ, семья Дюмустье и др. мастера т. н. франц. карандашного П.). В Нидерландах пишутся «гуманистические» П. (Я. Госсарт, К. Массейс). Выдающимся мастером скульптурного П. был Ж. Пилон; напряжённостью образного строя отмечены живописные П. работы Эль Греко.
Мастера эпохи барокко, опираясь на достижения ренессансных художников, создали разветвлённую внутр. структуру П., существенно расширив его типологию и иконографию. Наряду с парадным П. (А. ван Дейк, Д. Веласкес, Ф. де Шампень, П. Миньяр, Г. Риго, Ш. Лебрен, П. Лели, Г. Неллер, скульптурные бюсты Дж. Л. Бернини), распространяются камерный и интимный П. В 17 в. объектами портретирования становятся горожане (преим. в Голландии; художники Й. Верспронк, Ф. Бол, А. де Гелдер, Я. де Брай, Г. Терборх и др.); распространяется групповой П., как семейный (П. де Хох, П. П. Рубенс), так и корпоративный (Ф. Халс, Рембрандт), а также женские, детские П. и автопортреты (Рембрандт, К. Фабрициус и др.). Выдающиеся портретисты эпохи – Рембрандт, Халс, Рубенс, Веласкес – работают во всём диапазоне возможностей портретного жанра, совмещая в своих новаторских решениях разл. жанры. Расширяются возможности передачи психологич. состояния человека (Рембрандт, Н. Пуссен), драматизации П. способствуют приёмы караваджизма. Во все разновидности П. проникают черты спонтанности (выражение лица, улыбка, случайный характер жестов и т. д.), которые делают восприятие П. всё более динамичным.
Дж. Л. Бернини. Портрет короля Людовика XIV. Мрамор. 1665. Национальный музей Версаля и Трианонов.
Эпоха рококо широко дополняет П. многозначит. аксессуарами, пейзажными фонами, которые усложняют семантич. и визуальную структуру изображения (Ф. Буше, Ж. О. Фрагонар). Реалистич. тенденции в 18 в. связаны с гуманистич. идеалами Просвещения – с сер. 18 в. в облике изображаемых на первый план выходят непосредственность и естественность (В. Гисланди, Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Грёз, У. Хогарт, Т. Гейнсборо, Дж. Рейнолдс и др.). Точность социальных характеристик, острая аналитичность свойственны пластике Ж. А. Гуона и Ж. Б. Пигаля. Лаконизмом и уравновешенностью образа отмечены П. классицизма (Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, Ф. Гойя). П. эпохи предромантизма (А. Гро) и романтизма (поздний Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа, Ф. О. Рунге) нередко представляет людей в необычных ситуациях и экстремальных состояниях. В 19 в. расширяется география нац. школ П. (А. фон Менцель, В. Лейбль, Я. Матейко, Дж. С. Сарджент, Дж. Уистлер, Т. Эйкинс и др.). Важное место занимал П. в салонном искусстве 19 в. и в творчестве прерафаэлитов. Мастера франц. импрессионизма и близкие им художники (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, О. Роден) стремились запечатлеть в П. изменчивость облика человека, его связь со столь же изменчивой средой. Противоположные тенденции нашли выражение в творчестве П. Сезанна, стремившегося выразить устойчивые свойства модели, и в драматич., нервно-напряжённых П. и автопортретах В. Ван Гога, глубоко отразивших проблемы нравственной и духовной жизни совр. человека.
С нач. 20 в. в иск-ве П. происходят существенные изменения. Несмотря на появление в сер. 19 в. портретной фотографии (Надар и др.), жанр П. по-прежнему занимает значит. место в творчестве ведущих художников и скульпторов. В то же время традиц. воспроизведение внешности и др. характеристик модели перестаёт быть осн. целью П. У мастеров авангардизма П. становится своеобразным полем для худож. экспериментов, превращаясь в самоценную худож. задачу, не связанную с изображаемой личностью (П. икассо, А. Матисс, А. Модильяни, мастера австро-нем. экспрессионизма, магического реализма, «новой вещественности», сюрреализма, парижской школы и т. д.). В 20 в. продолжаются и традиции реалистич. П. (живописцы Р. Гуттузо, Д. Ривера, Д. Сикейрос, К. Баба, скульпторы Ш. Деспио, В. Аалтонен, Дж. Манцу, Ж. Кишфалуди-Штробль, Ф. Кремер, К. Дуниковский и др.). Художники... Читать оригинал
Ссылка
- Портрет — Популярная художественная энциклопедия. 1986