Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 359
ДАГЕР (Dagutrre) Луи Жак Манде (1787—1851), франц. художник и изобретатель, один из создателей фотографии. Разработал (используя опыты Н. Ньепса) первый практически пригодный способ фотографии — дагеротипию, в к-рой светочувствит. веществом служил иодид серебра (1839).
ДАГЕРОТИПИЯ, см. в ст. Дагер.
Рис. 225. Луи Дагерръ (1789—1851), изобрѣтатель перваго фотографическаго способа, имѣющаго практическое значенiе. Изображенiя получаются по этому способу, называемому дагерротипiей, на мѣдныхъ посеребренныхъ пластинкахъ.
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1. — М.: изд. Русский язык, 1978. — С. 414
ДАГЕРОТИПЪ м. отъ имени изобрѣтателя, Дагера; снарядъ, которымъ предметы, посредствомъ солнечнаго свѣта, переносятся изображенiемъ на доску; || самое изображенiе это, на металлическомъ листѣ; такое же изображенiе на бумагѣ назыв. фотографiею, а вообще свѣтописью. Дагеротипное искусство, фотографiя, свѣтопись. Дагеротипистъ, фотографъ, свѣтописецъ.
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 500
ДАГЕРОТИП, фотографич. позитивное изображение на металлической посеребрённой пластинке, обработанной парами иода.
Большая российская энциклопедия. Том 8. — Москва, 2007. — С. 226. Электронная версия
Л. Ж. М. Дагер. «Ателье художника». Дагеротип. 1837.
ДАГЕ́Р (Daguerre) Луи Жак Манде (18.11.1787, Кормей-ан-Паризи – 10.7.1851, Бри-сюр-Марн), франц. живописец, сценограф, изобретатель первого практич. фотографич. процесса (дагеротипии). Посещал рисовальную школу в Орлеане (до 1803), с 1803 жил в Париже. В 1816–1822 работал в театрах «Амбигю-Комик», «Опера-Комик» и «Одеон», оформлял преим. мелодрамы. В 1822 Д. (вместе с П. Л. Ш. Сисери) впервые в Парижской опере использовал газовое освещение на сцене. Писал картины (преим. интерьеры церквей), занимался литографией (серия иллюстраций «Живописные и романтические путешествия по старой Франции», 1820–33, и др.). В 1822 открыл (вместе с худ. Ш. М. Бутоном) первую диораму в Париже, для которой спроектировал спец. здание; демонстрировал альпийские пейзажи, церковные интерьеры, сцены извержения вулканов и т. п., с использованием необычных световых эффектов (в 1823 открыл диораму в Лондоне). С 1824 Д. экспериментировал с металлич. пластинками, вставленными в камеру-обскуру, с целью получения устойчивого изображения. Стремясь облегчить воспроизведение образов в своей диораме, разработал совм. с Ж. Н. Ньепсом способ получения неисчезающего изображения, названный им дагеротипией. Изображение (дагеротип) получалось путём экспозиции на солнечном свете пластины, покрытой слоем иодида серебра, а затем закреплялось парами ртути и гипосульфитом (тиосульфатом) натрия. Сообщение об изобретении дагеротипии было опубликовано в 1839 (считается годом изобретения фотографии).
Дагеротип. Портрет писательницы Э. Дикинсон. 1847–48.
С 1840 жил в Бри-сюр-Марн, где исполнил иллюзорную алтарную роспись в церкви. Награждён орденом Почётного легиона (1824).
Библиография
Соч.: Historique et description des procédés du daguerréotype et du diorama. P., 1839; Description des nouveaux daguerréotypes perfectionnés… P., 1841.
Лит.: Potonniée G. Daguerre, peintre et décorateur. P., 1935; Документы по истории изобретения фотографии. Переписка Ж. Н. Ньепса, Ж. М. Дагера и др. лиц. М., 1949; Gernsheim A., Gernsheim H. L. J. M. Daguerre. The history of the diorama and daguerréotype. L., 1968; Hommage à Daguerre, magicien de l’image / Éd. J. Robbin. Bry-sur-Marne, 1976; Szilágy G. Daguerre... Bdpst, 1987; Paris et le daguerréotype. (Cat.). P., 1989; Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2003.
Ссылка
Луи́ Жак Манде́ Даге́р — Википедия