ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 359


ДАГЕР (Dagutrre) Луи Жак Манде (1787—1851), франц. художник и изобретатель, один из создателей фотографии. Разработал (используя опыты Н. Ньепса) первый практически пригодный способ фотографии — дагеротипию, в к-рой светочувствит. веществом служил иодид серебра (1839).

ДАГЕРОТИПИЯ, см. в ст. Дагер.

 

 


Луи Дагер

 

 

Из учебника физики

Рис. 225. Луи Дагерръ (1789—1851), изобрѣтатель перваго фотографическаго способа, имѣющаго практическое значенiе. Изображенiя получаются по этому способу, называемому дагерротипiей, на мѣдныхъ посеребренныхъ пластинкахъ.

 

 


 

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1. — М.: изд. Русский язык, 1978. — С. 414


ДАГЕРОТИПЪ м. отъ имени изобрѣтателя, Дагера; снарядъ, которымъ предметы, посредствомъ солнечнаго свѣта, переносятся изображенiемъ на доску; || самое изображенiе это, на металлическомъ листѣ; такое же изображенiе на бумагѣ назыв. фотографiею, а вообще свѣтописью. Дагеротипное искусство, фотографiя, свѣтопись. Дагеротипистъ, фотографъ, свѣтописецъ.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 500


ДАГЕРОТИП, фотографич. позитивное изображение на металлической посеребрённой пластинке, обработанной парами иода.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 8. — Москва, 2007. — С. 226. Электронная версия


Л. Ж. М. Дагер. «Ателье художника». Дагеротип. 1837.

ДАГЕ́Р (Daguerre) Луи Жак Манде (18.11.1787, Кормей-ан-Паризи – 10.7.1851, Бри-сюр-Марн), франц. живописец, сценограф, изобретатель первого практич. фотографич. процесса (дагеротипии). Посещал рисовальную школу в Орлеане (до 1803), с 1803 жил в Париже. В 1816–1822 работал в театрах «Амбигю-Комик», «Опера-Комик» и «Одеон», оформлял преим. мелодрамы. В 1822 Д. (вместе с П. Л. Ш. Сисери) впервые в Парижской опере использовал газовое освещение на сцене. Писал картины (преим. интерьеры церквей), занимался литографией (серия иллюстраций «Живописные и романтические путешествия по старой Франции», 1820–33, и др.). В 1822 открыл (вместе с худ. Ш. М. Бутоном) первую диораму в Париже, для которой спроектировал спец. здание; демонстрировал альпийские пейзажи, церковные интерьеры, сцены извержения вулканов и т. п., с использованием необычных световых эффектов (в 1823 открыл диораму в Лондоне). С 1824 Д. экспериментировал с металлич. пластинками, вставленными в камеру-обскуру, с целью получения устойчивого изображения. Стремясь облегчить воспроизведение образов в своей диораме, разработал совм. с Ж. Н. Ньепсом способ получения неисчезающего изображения, названный им дагеротипией. Изображение (дагеротип) получалось путём экспозиции на солнечном свете пластины, покрытой слоем иодида серебра, а затем закреплялось парами ртути и гипосульфитом (тиосульфатом) натрия. Сообщение об изобретении дагеротипии было опубликовано в 1839 (считается годом изобретения фотографии).

Дагеротип. Портрет писательницы Э. Дикинсон. 1847–48.

С 1840 жил в Бри-сюр-Марн, где исполнил иллюзорную алтарную роспись в церкви. Награждён орденом Почётного легиона (1824).

Библиография

Соч.: Historique et description des procédés du daguerréotype et du diorama. P., 1839; Description des nouveaux daguerréotypes perfectionnés… P., 1841.

Лит.: Potonniée G. Daguerre, peintre et décorateur. P., 1935; Документы по истории изобретения фотографии. Переписка Ж. Н. Ньепса, Ж. М. Дагера и др. лиц. М., 1949; Gernsheim A., Gernsheim H. L. J. M. Daguerre. The history of the diorama and daguerréotype. L., 1968; Hommage à Daguerre, magicien de l’image / Éd. J. Robbin. Bry-sur-Marne, 1976; Szilágy G. Daguerre... Bdpst, 1987; Paris et le daguerréotype. (Cat.). P., 1989; Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2003.

 

 

Ссылка


Луи́ Жак Манде́ Даге́р — Википедия

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024