ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь

Фотографiя — Учебникъ физики
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Большая российская энциклопедия. 2017 

 

В. Даль. Толковый словарь. — М.: Русский язык, 1978


ФОТОГРАФIЯ ж. греч. искуство снимать предметы на бумагу посредствомъ свѣта; свѣтопись, солнопись. || Картина, симъ способомъ снятая, фотографическое изображенье. || Заведенье, устройство, мастерская художника фотографа, свѣтописца. Фотометръ, снарядъ для измѣренья степени, силы свѣта.

 

 

Страница 139 учебника физики


фото страницы учебника

 

VII. Дополнительныя статьи.

127. Фотографiя.  Мы уже говорили (§ 125), что свѣтовые лучи могутъ производить химическiя дѣйствiя, и видѣли, какъ подъ дѣйствiемъ лучей темнѣла бумага, содержащая хлористое серебро. На чувствительности къ свѣту нѣкоторыхъ соединенiй серебра основана фотографiя *).

*) Отъ греческихъ словъ: фос — свѣтъ и графо — пишу.

 

Познакомимся въ главныхъ чертахъ съ обычными прiемами фотографированiя. Для фотографированiя прежде всего нужна фотографическая камера.

фотокамера

Наиболѣе употребительная камера представляетъ собою ящикъ, одной стѣнкой котораго служитъ матовое стекло а въ рамѣ; эта рама можетъ отходить на петляхъ въ бокъ. Въ стѣнку, противоположную матовому стеклу, вдѣланъ объективъ b, подобный объективу волшебного фонаря. Остальныя стѣнки камеры сдѣланы на подобiе мѣховъ гармонiи, благодаря чему мы можемъ, раздвигая камеру, ставить матовое стекло на разныхъ разстоянiяхъ отъ объектива. Желая снять какой-нибудь предметъ, ставимъ камеру объективомъ къ нему и раздвигаемъ ее настолько, чтобы на матовомъ стеклѣ получилось рѣзкое изображенiе предмета. Послѣ этого отводимъ раму съ матовымъ стекломъ въ сторону и на ея мѣсто вставляемъ кассету с, т.-е. плоскiй ящичекъ съ выдвижной крышкой. Въ кассету предварительно должна быть вложена свѣточувствительная броможелатинная пластинка. Эта пластинка представляетъ собою стекло, покрытое слоемъ желатины, въ которой содержится бромистое серебро съ нѣкоторыми другими веществами. Вкладыванiе пластинки въ кассету производится въ темной комнатѣ при свѣтѣ краснаго фонаря, такъ какъ красный свѣтъ мало дѣйствуетъ на пластинку. Когда кассета съ пластинкой вставлена въ камеру крышкой внутрь, закрываютъ объективъ крышкой d и выдвигаютъ крышку кассету. Затѣмъ на нѣкоторое время открываютъ объективъ, чтобы изображенiе предмета упало на чувствительный слой пластинки. Послѣ этого кассету закрываютъ и удаляютъ изъ камеры.

Если посмотрѣть теперь на пластинку, то мы не замѣтимъ на ней никакого изображенiя; чтобы оно образовалось, надо его проявить. Для проявленiя изображенiя мы пользуемся свойствомъ бромистого серебра разлагаться подъ влiянiемъ некоторыхъ веществъ, называемыхъ проявителями, если только предварительно бромистое серебро подверглось дѣйствiю свѣта. вынувъ пластинку изъ кассеты въ темной комнатѣ при красномъ фонарѣ, мы погружаемъ ее въ растворъ проявителя *).

*) Существуетъ множество различныхъ проявителей. Однимъ изъ удобныхъ проявителей является гидрохинонный проявитель, который можно составить по слѣдующему, напримѣръ, рецепту. Приготовляютъ два отдѣльныхъ раствора. Для раствора 1-го берутъ 60 см.3 горячей воды, 15 гр. сѣрнистокислаго натрiя и 2 гр. гидрохинона; для раствора 2-го — 60 см.3 воды и 15 гр. углекислаго натрiя. Для проявленiя смѣшиваютъ 1 часть раствора 1-го съ 2 частями раствора 2-го и 2—3 частями воды.

Въ проявителѣ бромистое серебро пластинки, подвергавшееся дѣйствiю свѣта, постепенно разлагается, и пластинка темнѣетъ. Въ тѣхъ мѣстахъ, на которыя приходились изображенiя свѣтлыхъ частей предмета, и которыя, слѣдовательно, подвергались наиболѣе сильному дѣйствiю свѣта, пластинка темнѣетъ быстрѣе, въ мѣстахъ же, соотвѣтствующихъ темнымъ частямъ предмета, пластинка темнѣетъ медленнѣе. Черезъ нѣсколько времени на пластинкѣ проявляется полное изображенiе предмета со всѣми подробностями, но только свѣтлыя мѣста предмета на пластинкѣ выходятъ темными, темныя — свѣтлыми. Пластинка съ такимъ изображенiемъ называется негативомъ. Когда негативъ окончательно проявился, надо его закрѣпить, т.-е. удалить изъ него оставшееся неразложеннымъ бромистое серебро, иначе на свѣту вся пластинка почернѣетъ. Для закрѣпленiя негативъ погружаютъ въ растворъ гипосульфита (см. примѣч. § 125), въ которомъ неразложившееся бромистое серебро постепенно растворяется. Послѣ этого пластинку хорошо промываютъ, даютъ просохнуть, и негативъ готовъ.

фото гегатив-позитив

Рис. 226. Негативъ и позитивъ

Чтобы получить позитивъ, т.-е. изображенiе съ правильнымъ распредѣленiемъ свѣта и тѣни, воспользуемся знакомой намъ бумагой съ хлористымъ серебромъ. Подложивъ листокъ этой бумаги подъ негативъ (слой къ слою), выставляемъ негативъ на свѣтъ. Свѣтлыя, прозрачныя мѣста негатива пропускаютъ свѣтъ лучше, чѣмъ темныя его мѣста. Поэтому подъ свѣтлыми мѣстами негатива бумага потемнѣетъ скорѣе, чѣмъ подъ темными, и через нѣсколько времени на бумагѣ получиться изображеiе предмета съ правильнымъ распредѣленiемъ свѣта и тѣни. Позитивъ закрѣпляютъ и промываютъ такъ же, какъ и негативъ. Чтобы послѣ закрѣпленiя изображенiе имѣло красивый цвѣтъ, въ закрѣпляющiй составъ вводятъ, кромѣ гипосульфита, еще нѣкоторыя другiя вещества.

Фотографiя, помимо общеизвѣстнаго примѣненiя ея при съемкѣ портретовъ, видовъ и т. д., имѣетъ множество разнообразныхъ и важныхъ приложенiй. Изъ этихъ приложенiй укажемъ на микрофотографiю, т.-е. фотографированiе въ сильно увеличенномъ видѣ мельчайшихъ предметовъ при помощи камеры съ объективомъ отъ микроскопа, и на примѣненiе фотографiи при съемкѣ небесныхъ тѣлъ (камеру соединяютъ съ телескопомъ).

рис. 227

Рис. 227. Микрофотографич. снимокъ конца лапки паука. (Въ 230 разъ болѣе натур. вел.).

Фотографируя небо, можно получить изображенiя такихъ звѣздъ, которыя вслѣдствiе слабости ихъ свѣта не видимы даже въ самые сильные телескопы. Этого достигаютъ съемкой настолько продолжительной (нѣсколько часовъ), что свѣтъ такихъ звѣздъ, несмотря на свою слабость, все-таки оказываетъ достаточное дѣйствiе на пластинку.

рис. 228

Рис. 228. Фотографическiй снимокъ части лунной поверхности. (Лунныя Аппенины.).

Наконецъ, упомянемъ еще о томъ, что въ настоящее время фотографiя имѣетъ большое значенiе въ печатномъ дѣлѣ. Такъ, приготовленiе клише, т.-е. выпуклыхъ изображенiй на цинкѣ, мѣди и т. д., для печатанiя различныхъ рисунковъ, основано отчасти на примѣненiи фотографiи. Всѣ рисунки нашей книги отпечатаны помощью подобныхъ цинковыхъ клише, точно воспроизводящихъ рисунки, исполненные предварительно отъ руки, и фотографическiе снимки.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 528, 599, 572


ФОТОГРАФИЯ (светопись), совокупность процессов и способов получения изображений на светочувствительных материалах действием на них света и последующей химич. обработки (фотосъёмка, негативный и позитивный процессы). При фотосъёмке возникает скрытое изображение, превращаемое проявлением и закреплением (фиксированием) в негативное изображение — негатив (негативный процесс). С негатива при печатании получают позитивное изображение — отпечаток, или диапозитив (позитивный процесс). Существует также способ непосредственного получения (процесс обращения) позитивного изображения на экспонированном фотоматериале (фото- и киноплёнке), к-рый подвергают для этого спец. обработке. Ф., дающая ахроматич. изображение объекта съёмки, наз. чёрно-белой, а многоцветное — цветной. См. также Чёрно-белая фотография, Цветная фотография.

ЧЁРНО-БЕЛАЯ ФОТОГРАФИЯ, фотографич. воспроизведение изображений многоцветных объектов в ахроматич. (нейтрально-сером) тоне, присущем мелкораздробленному восстановленному металлич. серебру, в отличие от цветной фотографии, воспроизводящей изображение в натуральных цветах объектов.

ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ, получение многоцветного изображения объекта съёмки на спец. фотоматериалах. Наиболее распространён способ фотографирования на трёхслойных фотокиноплёнках с последующим цветным проявлением. По этому способу съёмка производится обычным фотоаппаратом; в результате получается цветной негатив. С него печатают на трёхслойной фотобумаге с цветным проявлением многоцветные позитивы-отпечатки. Трёхслойные плёнки с обращением позволяют непосредственно получать единичное позитивное цветное изображение. Цветная фотография, основанная на получении цветоделённых негативов, мало распространена.

 

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980


ФОТОГРАФИЯ (от фото... и ...графия), теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствит. фотогр. материалах; различают Ф. чёрно-белую и цветную, худ. и науч.-техн. (аэрофотографию, микрофотографию, рентгеновскую, инфракрасную и др.). Основоположники Ф.— изобретатели Л. Ж. М. Дагер и Ж. Н. Ньепс (1839, Франция) и У. Г. Ф. Толбот (1840—1841, Великобритания). Цв. фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон (1868—1869, Франция).

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986


ФОТОГРА´ФИЯ, -и, ж. 1. Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках, пленках. Заниматься фотографией. 2. Снимок, полученный таким способом. Удачная ф. Семейная ф. 3. Учреждение, мастерская для съемки и изготовления таких снимков. || прил. фотографический, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).

 

 

Большая российская энциклопедия. 2017. Новая версия


ФОТОГРА́ФИЯ (от фото… и графия), теория, методы и средства получения сохраняющихся во времени видимых изображений объектов на светочувствит. материалах (напр., фотоплёнках, фотоматрицах) с помощью световых лучей, испускаемых или отражаемых объектом фотографирования, а также способы регистрации оптич., рентгеновского и др. излучений; в узком смысле – отд. фотоснимок. Различают Ф. аналоговую и цифровую, чёрно-белую (монохромную) и цветную. По характеру съёмки Ф. подразделяют на художественную, жанровую, репортажную, научную и т. д., по характеру пространственного восприятия фотоизображения – на плоскостную (обычную) и объёмную (спектроскопическую). Особый способ получения объёмных изображений с использованием светочувствит. материалов – голография.

В зависимости от химич. состава светочувствит. слоёв (СЧС) фотографических материалов различают фотографич. процессы на серебряных (точнее, галогеносеребряных) слоях и процессы на несеребряных слоях (т. н. бессеребряная Ф.). Многие проф. фотографы отдают предпочтение чёрно-белым и цветным жанровым, пейзажным и портретным снимкам на фотобумаге или фотоплёнке с галогеносеребряными (AgHal) светочувствит. слоями. Возможны два способа получения фотоизображений – негативно-позитивный и прямой позитивный. Первый способ включает фотосъёмку, химико-фотографич. обработку материалов и фотопечать. Фотосъёмка осуществляется фотографическим аппаратом, в котором световое изображение объекта съёмки формируется объективом и проектируется на СЧС негативного фотоматериала (фотоплёнки или фотопластинки) в течение определённого промежутка времени, называемого выдержкой; под действием света (см. Экспонирование) в СЧС возникает невидимое (скрытое) изображение объекта съёмки. При химико-фотографич. обработке отснятой фотоплёнки (фотопластинки) СЧС подвергается воздействию химически-активных веществ, в результате скрытое фотоизображение преобразуется в видимое – чёрно-белое или цветное негативное (негатив) либо позитивное (позитив) изображение, устойчивое к воздействию света (см. Обработка кинофотоматериалов). При фотопечати изображение негатива переносится (как правило, с увеличением) на фотобумагу, на которой после соответствующей обработки получается фотоснимок. Способ реализуем в домашних условиях, позволяет тиражировать с одного негатива практически неограниченное число фотоснимков; ошибки, допущенные при съёмке, могут быть частично исправлены при печатании и в процессе обработки фотобумаги. Негативно-позитивный способ – практически ровесник Ф., но до сих пор остаётся популярным как у проф. фотографов, так и у фотолюбителей. Прямой позитивный способ включает только фотосъёмку и обработку экспониров. фотоматериала (без фотопечати); при этом позитивное изображение образуется вследствие обращения фотоизображения на том же материале, на который производится фотосъёмка.

Основоположниками Ф. принято считать Ж. Н. Ньепса, Л. Ж. Дагера и У. Г. Ф. Толбота; датой изобретения – 7.1.1839, когда на заседании Парижской АН Д. Ф. Араго впервые сделал сообщение о разработанном Дагером совм. с Ньепсом практич. способе получения изображений, названном впоследствии дагеротипией. Важнейшие этапы развития Ф.: изобретение негативно-позитивного процесса (калотипии) – Толбот (1841, Великобритания); получение фотографич. изображения на пластинках с коллодионной эмульсией (т. н. мокроколлодионный процесс) – Ф. С. Арчер (1851, Великобритания); создание пластинок с сухим бромосеребряным желатиновым слоем – Р. Мэддокс (1871, Великобритания); открытие оптич. сенсибилизации – Г. Фогель (1873, Германия); изобретение фотоплёнки на гибкой нитроцеллюлозной подложке – Г. Гудвин (1887, США); разработка системы Ф. с использованием фотоплёнки – Дж. Истмен (1888, США); получение цветного изображения – Л. Дюко дю Орон (1868–69, Франция); разработка процесса обращения изображения – Л. Маннес и Л. Годовский-младший (1935, США); изобретение диффузионного фотографического процесса – Э. Лэнд (1947, США); разработка «сухого» процесса проявления для цветной Ф. – фирма «Полароид» («Polaroid», 1971, США).

Первоначально Ф. использовалась как способ получения натурных изображений, и первыми фотографами были преим. художники. Точность и объективность фотоизображения сделали Ф. одним из наиболее эффективных способов отображения действительности, средством познания окружающего мира. В кон. 19 в. к Ф. обращались путешественники, натуралисты, этнографы; в 20 в. Ф. стала одним из важнейших средств документирования и сохранения информации, составила основу кинематографии, вошла в число осн. технич. средств полиграфии и т. д. По мере расширения методов и сферы применения Ф. в 1950-х гг. стало очевидным, что в ряде областей науки и техники (напр., в микрофильмировании, голографии, фотолитографии) особенности галогеносеребряных СЧС принципиально ограничивают возможности использования Ф. Это обстоятельство обусловило развитие новых альтернативных способов получения фотографич. изображений – на основе СЧС, не содержащих соединения серебра (электрофотографии, диазотипии, термографии и др.). Важным этапом для регистрации и воспроизведения изображений как движущихся, так и неподвижных объектов стала разработка видеозаписи, использующей (как и Ф.) для получения изображения световые лучи, испускаемые или отражаемые объектом. Создание видеокамер, электронных фотоаппаратов и фотопринтеров, обеспечивающих видеозапись изображений с последующим воспроизведением их на экране дисплея или в виде отпечатка на бумаге, ознаменовало появле­ние электронной, или цифровой, Ф. Однако, несмотря на ряд преимуществ, ни видеозапись, ни др. виды бессеребряной Ф. не могут в полной мере заменить традиц. Ф., которая, будучи, в сущности, технич. способом воспроизведения изображения, превратилась в особый вид искусства – фотоискусство.

Лит.: Чибисов К. В. Общая фотография. М., 1984; Митчел Э. Фотография. М., 1988; Келби С. Цифровая фотография. 2-е изд. М., 2016. Т. 1.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии



Запросы «Фото» и «Фотографии» перенаправляются сюда; о других значениях терминов «Фотография», «Фото» и «Фотографии» см. Фотография (значения).

Фотогра́фия — технология записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью светочувствительного фотоматериала или полупроводникового преобразователя. В отличие от некоторых других языков, в русском слово «фотография» используется только применительно к статичным изображениям. В то же время в профессиональном кинематографе этот термин обозначает изобразительное решение фильма, создаваемое кинооператором. Фотографиями также называются конечные отпечатки фотографического изображения, изготовленные на фотобумаге химическим способом или принтером... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024