ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

НАТЮРМОРТ // Большая российская энциклопедия

натюрморт

Натюрморт (фр. nature morte с итальян. natura morta — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


НАТЮРМОРТ, изображение в искусстве неодушевлённых предметов, обычно — домашней утвари, плодов, цветов, битой дичи и т. д.

 

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980


НАТЮРМОРТ (франц. nature morte, букв.— мёртвая природа), жанр изобразительного искусства, (гл. обр. станковой живописи), посв. изображению неодушевл. предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты к.-л. деятельности и т. д.).

 

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986


Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, букв.— тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразит. ис-ва (гл. обр. станковой живописи), к-рый посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Спец. организация мотива (т. н. постановка) — один из осн. компонентов образной системы жанра Н. Кроме неодушевл. предметов (напр., предметов домашнего обихода), в Н. изображают объекты живой природы, изолированные от естеств. связей и тем самым обращённые в вещь,— рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя осн. мотив, в Н. может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Изображение вещей в Н. имеет самостоят. художеств. значение, хотя в процессе развития он нередко служил выражению символич. содержания, решению декор. задач или естествоиспытательской точной фиксации предметного мира и т. п. Вместе с тем Н., может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, содержание и образ жизни их владельца, порождать многочисл. ассоциации и социальные аналогии.

Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в иск-ве Др. Востока и античности, с Н. отчасти сопоставимы нек-рые явления в ср.-век. иск-ве Дальнего Востока (напр., т. н. жанр «цветы-птицы»), но рождение Н. как самостоят. жанра происходит в новое время, когда в тв-ве итал. и особенно нидерл. мастеров Возрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувств. изображению. Историю Н. как жанра станковой живописи, и в частности его типа «trompe l'oeil» (т. н. обманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы «Натюрморт» итальянца Якопо де Барбари (1504). Распространение жанра Н. приходится на 2-ю пол. 16 — нач. 17 вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонауч. склонности, интерес иск-ва к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художеств. освоения мира (работы нидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др.).

натюрморт

Натюрморт. В. Хеда. «Завтрак с ежевичным пирогом». 1631. Картинная галерея. Дрезден.

Эпоха расцвета Н.— 17 в. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием нац. реалистич. школ живописи. В Италии и Испании подъёму Н. во мн. способствовало тв-во Караваджо и его последователей (см. Караваджизм). Излюбленными темами Н. были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.). Исп. Н. свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голл. Н. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита «монохромных завтраков» В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа («десерты»). Голл. Н. отличает обилие разл. типов этого жанра: «рыбы» (А. Бейерен), «цветы и фрукты» (Я. Д. де Хем), «битая дичь» (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорич. Н. «vanitas» («суета сует») и др. Флам. Н. (гл. обр. «рынки», «лавки», «цветы и фрукты») выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), В 17 в. развивается также нем. (Г. Флегель, К. Паудис) и франц. (Л. Божен) Н. С кон. 17 в. во франц. Н. восторжествовали декор. тенденции придворного искусства («цветы» Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). На этом фоне подлинной человечностью и демократизмом выделяются произв. одного из самых значительных мастеров франц. Н.— Ж. Б. С. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористич. решений. В сер. 18 в. в период окончат. сложения академич. иерархии жанров возник термин «nature morte», к-рый отразил пренебрежит. отношение к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью к-рых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др.).

натюрморт

Натюрморт. П. Сезанн. «Персики и груши». Кон. 1880-х гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

В 19 в. судьбы Н. определяли ведущие мастера живописи, работавшие во мн. жанрах и вовлекавшие Н. в борьбу эстетич. взглядов и художеств. идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Среди мастеров 19 в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Новый подъём Н. был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для к-рых мир вещей становится одной из осн. тем (П. Сезанн, В. ван Гог). С нач. 20 в. Н. является своего рода творч. лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декор.-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др.), используя заложенные в специфике Н. художественно-аналитич. возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Н. привлекает и мастеров других течений (А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др.). Социальные тенденции в Н. 20 в, представлены тв-вом Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

натюрморт

Натюрморт. К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.

В рус. иск-ве Н. появился в 18 в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познават. пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир («обманки» Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие рус. Н. в течение значит. времени носило эпизодич. характер. Его некоторый подъём в 1-й половине 19 в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во 2-й пол. 19 в. к Н. этюдного характера лишь изредка обращались И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подсобное значение Н. в художеств. системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематич. картины. Самостоят. значение Н.-этюда возрастает на рубеже 19 и 20 вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет рус. Н. приходится на нач. 20 в. К его лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонко обыгрывающие ист.-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусства» (А. Я. Головин и др.); остродекор. образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и др. живописцев круга «Голубой розы»; яркие, пронизанные полнотой бытия Н. мастеров «Бубнового валета» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова). Сов. Н., развиваясь в русле иск-ва социалистического реализма, обогащается новым содержанием. В 20—30-х гг. он включает и филос. осмысление современности в обострённых по композиции произв. (К. С. Петров-Водкин), и тематич. «революц.» натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую т. н. беспредметниками «вещь» через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40—50-х гг. значит., многообразные по манере Н., отражающие существ. особенности совр. эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60—70-х гг. в Н. активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Среди мастеров Н. в союзных республиках выделяются А. Акопян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. Тяготение к повышенной «предметности» изображения, эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к Н. молодых художников 70-х — начала 80-х гг. (Я. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др.).

натюрморт

Натюрморт. И. И. Машков. «Снедь московская: хлебы». 1924. Третьяковская галерея. Москва.

Лит.: Виппер Б. Р., Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Кузнецов Ю. И., Западноевропейский натюрморт, Л.—М., 1966; Ракова М. М., Русский натюрморт конца XIX — начала XX в., М., 1970; Пружан И. Н., Пушкарев В. А., Натюрморт в русской и советской живописи. Л., [1971]; Герчук Ю. Я., Живые вещи, М., 1977; Натюрморт в европейской живописи XVI — начала XX века. Каталог, М., 1984; Sterling Ch., La nature morte de l'antiquitй а nos jours, P., 1952; Dorf B., Introduction to still-life and flower painting, L., 1976; Ryan A., Still-life painting techniques, L., 1978.

 

 

ССЫЛКА


 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024