ХУДОЖНИК, творческий работник в какой-либо области искусства (живописец, скульптор, график, архитектор и др.). В переносном смысле — человек, достигший высокого совершенства в выполнении какой-либо работы.
ХУДО´ЖНИК, -а, м. 1. Тот, кто творчески работает в какой-н. области искусства. 2. То же, что живописец. Х. — баталист. 3. перен. Тот, кто выполняет что-н. с большим художественным вкусом, мастерством. Х. своего дела. || ж. художница, -ы (ко 2 и 3 знач.). || прил. художнический, -ая, -ое.
Славянское слово «художник» (болг. художник, укр. художник) образовано от утраченного ныне общеславянского слова «hǫdogъ» (ст.‑слав. хѫдогъ), которое является древним заимствованием из готского языка (готск. handags) или другого древнегерманского диалекта, а в германских языках восходит к обозначению руки (ср. нем. Hand, дат. Hånd, норв. Hånd, англ. Hand).
Профессия
В каменном веке художники создавали изображения или рисунки на камнях. Первыми известными художниками были древние греки V веке до н. э. (Агатарх и Полигнот). Первым мифологическим художником считался Дедал, хотя он являлся одновременно скульптором и инженером. В Древнем Египте художники украшали гробницы и каменные дома, а ремесло художника было тесно связано с изготовлением красок. Кроме того, в Древнем Египте создание изображений считалось магическим действием, а сами художники почитались как жрецы. Поскольку изображения были сакральны, то художники обладали знанием определенного канона и пропорций.
В средние века художник становился иконописцем (например, Андрей Рублёв), создателем фресок, мозаики и книжных миниатюр, творчество которого сковывали каноны. В Италии эпохи Возрождения сформировался современный образ художника-портретиста, чьё искусство стало живописью с присущей ей свойствами (Джотто).
Особенности профессии
Влияние конъюнктуры на художника
2000-е годы
По мнению искусствоведа Н. О. Тамручи, к середине 2000-х годов, большинство художников ориентировались на рациональные коммерческие отношения, а создание абсолютно некоммерческих вещей являлось редким неопределяющим явлением в их жизни, в том же интервью Наталья Тамручи утверждала, что случаи, когда художники могли равнодушно относиться к социальной среде были, в тот период, крайне редки, так как «свободные художники» являлись более зависимыми от денег и критиков, чем их коммерциализированные коллеги-ремесленники:
Художник, который творит свободно, более зависим от кошелька, чем творческий ремесленник. Потому что ремесленник — архитектор или дизайнер — сначала получает деньги. И от них уже не зависит. Что он будет делать после того, как получил заказ и оформил договор, зависит только от того, на что он способен. А вот свободный художник, если хочет за свою работу получить деньги, в процессе её создания должен учитывать вкусы публики, вкусы галериста, вкусы критиков, то есть среды… Если, конечно, он хочет двигаться, хочет быть успешным художником.
Иной точки зрения придерживался арт-менеджер и галерист Марат Гельман, в 2008 году он утверждал, что в тот момент, когда внешняя среда начинала диктовать, какое ей нужно искусство, современный художник сопротивлялся ей:
Сферы, питающиеся искусством, в какой-то момент начинают желать влиять на искусство, и в этот момент художник начинает выстраивать границы непроникновения: знайте своё место.
— Марат Гельман: «Искусству кризис не помеха…»
Однако, в историческом аспекте, Марат Гельман признавал, что художнику приходилось учитывать особенности политики и рынка:
Если смотреть исторически, то искусство вечно, а рынок имеет разные формы. И смысл рынок имеет только как способ финансирования искусства. Деньги — это кровь искусства. Когда-то единственным заказчиком была церковь, надо было соответствовать образцам, получать заказ, участвовать в интригах. Потом был век Просвещения, просвещенные правители финансировали искусство, надо было угадывать их вкусы… Вполне возможно, что рынок поменяет свои формы.
— Марат Гельман, «Искусство и деньги»
2010-е годы
В начале 2010-х годов арт-менеджер Виктор Мизиано считал, что художественная практика в России отражает в себе политическую ситуацию, поэтому она затребована либо как пропагандистский ресурс, либо как индустрия роскоши и развлечений, куратор также выделил некоторые особенности того периода, например, отвечая на вопрос о том, пошел ли кризис на пользу русскому искусству, Виктор Мизиано сказал следующее:
Я уже слышал подобную точку зрения, что кризис окажется благотворным для художественной ситуации. Однако думаю, что если художники мыслят рынок оптимальным контекстом для своего искусства, то в момент экономического спада они вряд ли изменятся: они просто постараются адаптироваться к новым рыночным условиям.
При этом уже сам факт того, что у нас общественное мнение связывает с кризисом некую позитивную перспективу, разоблачителен. Это означает, что для него развитие искусства так или иначе осуществляется исключительно через деньги! Не этим должно быть обеспокоено художественное сообщество.
Б. Земляной, Ю. Чевокина. В мире занимательных фактов. — Алма-Ата, изд. Казахстан, 1965. — с. 129
IV. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ПИОНЕРЫ-ЛЮДИ И ПИОНЕРЫ-ВЕЩИ
... Первой женщиной, получившей в России в 1868 году звание художника, была Мария Дмитриевна Иванова-Раевская. Училась она в Дрездене, а аттестат ей выдали в Петербурге. ...
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, разнообразные разделы промышленности, вырабатывающие художественно оформленные предметы быта (мебель, посуда, осветительные приборы, ковры, декоративные ткани, одежда, ювелирные изделия и др.), а также архитектурно-декоративные детали.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ, жанр эстрадного иск-ва, концертное исполнение литературных произведений (поэтич., прозаич.). Как особый вид исполнительского творчества получил большое распространение в Советском Союзе.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. И. СУРИКОВА, см. Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ, произведение киноискусства. Создаётся на основе драматургического произведения (сценария) в результате коллективной работы актёров, режиссёров, операторов, художников, композиторов и других участников съёмочной группы, руководимой постановщиком. Особым видом X. ф. является мультипликационный фильм.