Графика (др.-греч. γρᾰφικός «письменный»; от γράφω «записывать, писать») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна... Википедия |
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 472
ГРАФИКА, вид изобразительного искусства: рисунок (как самостоят. область творчества) и различные виды его воспроизведения и размножения (гравюра, литография); к Г. часто относят также акварель, гуашь и пастель. Г. делится на станковую (самостоят. рисунок, не имеющий к.-л. прикладного назначения, эстамп, лубок и др.), книжную (иллюстрация, книжные украшения и др.), прикладную (марки, этикетки и др.) и плакат. Г. принадлежит к широко популярным видам иск-ва и играет большую роль в общественной жизни. Выдающихся успехов достигла Г. в советском иск-ве.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 341
ГРАФИКА (греч. graphike, от grapho — пишу), вид изобразит. иск-ва, включающий рисунок и печатные худ. изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на иск-ве рисунка, но обладающие собств. изобр. средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и Г. стоят акварель, гуашь, пастель. Г. делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (пром. Г., почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразит. средства Г.— контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с к-рым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Стилистич. средства Г. разнообразны — от беглых, непосредств., быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций — изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий Г. широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).
Популярная художественная энциклопедия. — Москва, 1986
Графика (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую), вид изобразит. иск-ва, включающий рисунок и печатные художеств. произв. (многообразные виды гравюры), основывающиеся на иск-ве рисунка, но обладающие собств. изобразит. средствами и выразит. возможностями. Термин «Г.» первонач. употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в кон. 19 — нач. 20 вв. в связи с бурным развитием пром. полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиб. удобного для фотомеханич. воспроизведения в книге и журнале. Тогда Г. определилась как иск-во, в основе к-рого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание Г. в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в Г. используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цв. или чёрной) поверхностью бумаги — осн. материала Г. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Г. не исключает и применение цвета. Наиб. общий отличит. признак Г.— особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании к-рого играет фон бумаги или, по выражению сов. графика В. А. Фаворского, «воздух белого листа». Пространств. ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (напр., в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графич. изображение носит в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, Г. с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Г. могут быть свойственны тщательность объёмно-пространств. построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из гл. средств художеств. выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно-выразит. метафорами. Поэтому в Г. наряду с завершёнными композициями самостоят. художеств. ценность имеют натурные наброски, эскизы произв. живописи, скульптуры и архитектуры (рис. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова, А. А. Иванова, Вал. А. Серова в России, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Дега, О. Родена во Франции и мн. др). Способность Г. к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графич. сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, Ж. Калло во Франции, литографии О. Домье во Франции, рис. Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР и др.). Активную роль в Г. играют фактура материалов, специфика графических техник и приёмов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространств. и светотеневые переходы, чёткость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декор. броскость линогравюры и др.). Особое место занимают в Г. неизобразит. элементы — чисто декор. мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графич. знаков. Г. обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художеств. средств, создающих в своей совокупности неогранич. возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувств и мыслей художника. Различны и способы общения зрителя с произв. Г.— от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюры. Важными особенностями Г. являются её способность быстро откликаться на актуальные события, возможность тиражирования во мн. экземплярах, последоват. раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр и рис. французов Калло и Домье, англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, поляка Т. Кулисевича, советских графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, А. Ф. Пахомова, Б. И. Пророкова, Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова, Л. А. Ильиной и др.). Эти качества были широко использованы в агитац. и сатирич. политической Г., бурное развитие к-рой падает на годы крупных ист. событий («летучие листки» Крест. войны 1524—26 в Германии, лубки Отеч. войны 1812 в России, гравюры времён революций 1830 и 1848 во Франции, сов. плакаты эпохи Гражд. войны 1918—20 и Вел. Отеч. войны 1941—45, многочисленные произв. антифаш. графики 30-х — нач. 40-х гг. в Европе). В 20 в. Г. развивается как демокр. иск-во большого социального звучания, обращённое к массовому зрителю. Особое значение приобретает политич. газетная и журнальная Г., принимающая активное участие в революц., нац.-освободит. борьбе народов.
По технике Г. разделяют на рисунок и печатную Г. Наиб. древний и традиц. вид графич. иск-ва — рисунок, истоки к-рого можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, антич. вазописи, где основу изображения составляют линия, силуэт, цветовое пятно.
Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразит. и художеств.-выразит. возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из гл. средств Г. (как и др. видов изобразит. иск-ва), служа извечным способом творч. общения художника с натурой, её художеств. познания, непосредств. отклика человека на окружающий его мир. В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графич. по характеру произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произв. печатной Г. могут распространяться во мн. равноценных экземплярах. Гравюра известна с 6—7 вв. в Китае, с 14—15 вв. в Европе (первонач. ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Литография возникла лишь к 19 в. До появления фотомеханич. репродукции печатная Г. служила для воспроизведения картин и рисунков.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная Г. и плакат. Станковая графика получила широкое распространение в осн. с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиц. жанрам изобразит. иск-ва — тематич. композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, Хогарта и Ф. Брэнгвина в Великобритании, Гойи в Испании, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазереля в Бельгии, литографии Э. Делакруа, Домье, Т. Стейнлена во Франции, работы членов «Мастерской народной графики» в Мексике, гравюры и рис. И. Е. Репина в России), портрету (рис. Ф. Клуэ, Ж. О. Д. Энгра во Франции, О. А. Кипренского, Вал. А. Серова, гравюры Н. И. Уткина в России, М. Швабинского в Чехии, С. Выспяньского в Польше, рис. Н. А. Андреева, Г. С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры Кацусика Хокусай в Японии, И. И. Шишкина в России, рис. и гравюры сов. художников А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова и др.), натюрморту (рис. М. А. Врубеля в России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые произв. печатной графики (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декор. качеств широко используются для украшения интерьеров. Специфич. массовыми видами являются в станковой Г. лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Одна из осн. областей применения графики — книга. С рукописной книгой древности и ср. веков во многом связаны рисунок и миниатюра, с печатной книгой — гравюра и литография. С искусством Г. связан также и книжный шрифт, поскольку буква является графич. знаком. Книжная графика (У. Моррис в Великобритании, В. А. Фаворский, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, Л. М. Лисицкий, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР, К. Сволинский, Я. Главса в Чехии, В. Гложник, А. Бруновский в Словакии, Р. Кент в США и др.) включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. Сравнительно молодая область Г.— плакат, к-рый в совр. формах сложился в 19 в. как вид торг. и театр. афиши (работы художников Ж. Шере и А. Тулуз-Лотрека во Франции), а затем стал выполнять и задачи политич. агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше и др.). Кроме рисунка плакат использует и приёмы фотомонтажа, применявшиеся также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Германии, Г. Г. Клуциса в СССР). Прикладная, в т. ч. пром., Г. Лисицкий, А. М. Родченко в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление печатных и пром. изделий (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки, разл. виды упаковки и т. п.). Связь Г. с совр. жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графич. иск-ва.
Лит.: Клингер М., Живопись и рисунок, [пер. с нем.], СПБ., 1908; Кристеллер П., История европейской гравюры. XV—XVIII в. [пер. с нем.], М., 1939; Сидоров А. А., Рисунки старых мастеров. Техника, теория, история, М.—Л., 1940; его же, Рисунок старых русских мастеров, М., 1956; его же, Рисунок русских мастеров. (Вторая пол. XIX в.). М., 1960; его же, Графика первого десятилетия. 1917—1927. [Альбом], М., 1967; его же, Русская графика начала XX в., М., 1969; В. А. Фаворский, О графике как основе книжного искусства, в сб.: Искусство книги, в. 2, М., 1961; [Левитин Е.], Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. [Альбом], М., 1959; Виппер Б. Р., Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Чегодаев А. Д., Русская графика... 1928-1940, М., 1971; Гараева Р. В., Мальцева Н. Л., Пути развития советской графики, М., 1980; Полевой В. М., Двадцать лет французской графики, М., 1981; Bock E., Geschichte der graphischen Kunst..., В., 1930; Magnus G. H., DuMont's Handbuch für Grafiker, Köln, 1980.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986
ГРАФИКА, -и, ж. 1. Искусство изображения предметов линиями и штрихами, без красок, а также произведения этого искусства. 2. Начертания письменных или печатных знаков, букв. Русская г. || прил. графический, -ая, -ое (к 1 знач.).
ГРАФИК 2, -а, м. Художник, специалист в области графики.
Большая российская энциклопедия. Том 7. — Москва, 2007. — С. 637-640 // Электронная версия |
ГРА́ФИКА (лат. graphice – рисование, черчение; от греч. γραφιϰὴ τέχνη – искусство письма или рисования), вид изобразит. искусства, основанный на технике рисунка. Г. объединяет законченные рисунки, подготовит. худож. работы (набросок, штудия, эскиз), репродукционные техники (гравюра). Вспомогательную (подготовительную) и замещающую (репродукционную) функции Г. позволяет выполнять дешевизна используемых в ней материалов (прежде всего бумаги как основы большинства графич. произведений; до её изобретения были распространены более дорогие папирус, пергамен, шёлк). Особенности материалов (текстура, фактура), техник и технологий придают произведениям Г. эстетич. своеобразие, отличающее её от живописи.
По способу исполнения и возможностям воспроизведения различаются уникальная и печатная Г. Уникальная Г. – рисунок (карандашом, кистью или пером; бистром, углем, сангиной, серебряным штифтом, соусом, тушью, сепией и др.), коллаж, аппликация, силуэт, фотомонтаж и др. Помимо рисунка в Г. применяются цвет, письмо кистью или его имитация (акварель, гуашь, пастель, олеография, цветная гравюра); графич. произведение может достигать законченности, имитирующей живопись, что широко используется как в репродукции, так и в самоценных графич. листах. Наряду с завершёнными композициями худож. ценность имеют наброски, зарисовки и штудии с натуры, эскизы, учебный академич. рисунок. Печатная Г. (разл. виды гравюры и др.) позволяет тиражировать изображение, получая оттиски с доски, на которую нанесён рисунок; исключением является монотипия, которая позволяет сделать только один отпечаток. По назначению различаются станковая и прикладная Г. Станковая включает отд. листы, предназначенные лишь для созерцания; они экспонируются в интерьере, собираются в альбом, увраж или папку и могут составлять серию или цикл. Станковая Г. охватывает все жанры изобразит. иск-ва: сюжетно-тематич. композицию, портрет, пейзаж, натюрморт, икону (бумажные иконки), интерьер. Наряду со станковой широко распространена прикладная Г.: книжная и газетно-журнальная, плакат, промышленная. Книжная Г. – осн. вид прикладной Г. С рукописной книгой (кодекс, манускрипт, свиток) тесно связана история миниатюры и рисунка, с печатной книгой – развитие печатной Г. Книжная Г. включает иллюстрации, создание или выбор шрифта, размещение текста, общее оформление книги. К книжной Г. относится также оформление всевозможных атласов (географич., ботанич., анатомических и т. п.), гербовников, буклетов и др.; ей родственны лубок, журнальная и газетная Г., также дизайн электронных средств массовой информации и компьютерная графика. К пром. графике относится худож. оформление средствами полиграфии разл. предметов утилитарного характера (товарные, почтовые и денежные знаки, этикетка, упаковка, игральные карты и т. п.). Особый вид прикладной Г. – плакат (постер) сложился к 19 в. как вид торговой и театральной рекламы (см. Афиша), а также как средство политич. агитации. Возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений реализуется в сериях плакатов, станковых листов, в иллюстрациях и комиксах. В плакате, газетной и журнальной Г. широко применяется сатирич. Г. (карикатура, шарж). К Г. как виду иск-ва относятся эскизы театральных декораций и костюмов (см. Театрально-декорационное искусство), дизайнерские проекты одежды (см. Мода), также эстетически значимые произведения архитектурной графики и родственной ей технич. Г. (технич. рисунок, чертёж и др.), картографии (см. Географические карты), топографии и т. д. Пограничный с Г. вид иск-ва – графическое (рисованное) анимационное кино (эскизы декораций и персонажей, отд. рисованные кадры). Восприятие произведений Г. может быть как интимным, так и массовым, соответственно их размер варьируется от миниатюрного (экслибрис) до сопоставимого с архитектурой и скульптурой: рекламный плакат, суперграфика, отчасти граффити; близкие к монументальному иск-ву сграффито, картоны, синопии.
Исторический очерк
История Г. начинается в глубокой древности. Некоторые памятники первобытной культуры можно считать «протографикой» (изображения зверей, нанесённые цветной глиной на стене пещеры, процарапанные на кости или камне, и т. п.). В иск-ве Древнего Египта к Г. относятся изображения клеевыми красками на папирусе мифологич. и др. сюжетов, сочетающиеся с идеографич. письмом (иллюстриров. папирусы «Книги мёртвых» эпохи Нового царства). О рисунках художников и архитекторов Древней Греции и Древнего Рима имеются свидетельства современников (Витрувий, Плиний Старший), хотя сами произведения не сохранились. До наших дней дошли иллюстрации в рукописных книгах поздней античности («Энеида» Вергилия, 4 в., «Илиада», 5 в.). Живопись ср.-век. Китая и стран Дальневосточного региона по европ. критериям является скорее Г. (кисть, тушь на шёлке и бумаге). В Китае и особенно в Японии 17–19 вв. Г. представлена разл. школами и жанрами гравюры (преим. ксилографии). В исламских странах особое значение приобрели каллиграфия и орнамент, однако изобразительность сохранялась в иран. миниатюре 14–17 вв. и инд. миниатюре 16–18 вв.
Книжная миниатюра была осн. разновидностью Г. в иск-ве Византии и ср.-век. Европы. В среде художников и архитекторов имели хождение рисованные «альбомы образцов» (сохранился альбом Виллара де Оннекура). Использование в Европе с 14 в. бумаги стало поворотным пунктом в истории Г. Она послужила материалом для гравюры и первопечатной книги, которая включала иллюстрации (инкунабулы и палеотипы). В зап.-европ. иск-ве 15–18 вв. значит. развития достигла гравюра, ряд художников специализировались в этой области (М. Шонгауэр, У. да Карпи, Ж. Калло, Х. Сегерс), ей уделяли большое внимание крупнейшие живописцы (А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя). Применение бумаги способствовало и развитию рисунка в 16–18 вв.; на бумаге рисовали сангиной, углем, серебряным штифтом, итал. и свинцовым карандашом, бистром; кистью и пером делали эскизы, наброски, штудии с натуры. В эпоху Возрождения начинается систематич. использование рисунка как подготовит. средства для создания произведений станкового и монументального иск-ва (Д. Гирландайо). В технике Г. создавали и законченные произведения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Х. Хольбейн Младший, П. П. Рубенс, Рембрандт, Д. Веласкес, Дж. Б. Тьеполо и др.).
В 17–19 вв. расширяется сюжетный диапазон Г. К пейзажной Г. обращались К. Лоррен, Н. Пуссен, Т. Гейнсборо и Дж. Констебл; архит. мотивы особенно привлекали венецианцев (рисунки пером и кистью Ф. Гварди, офорты обоих А. Каналетто и Дж. Б. Пиранези). Сатирич. Г. и карикатура, предназначенные для массового восприятия, тиражировались в печатной, книжной и журнальной Г. (У. Хогарт, Т. Роулендсон, И. Ж. Гранвиль, О. Домье, В. Буш). Уникальная портретная Г. достигла особой утончённости в линеарных рисунках Ж. О. Д. Энгра, продолжившего в 19 в. традицию франц. карандашного портрета эпохи Возрождения (Ж. Клуэ Младший и Ф. Клуэ, П. и Э. Дюмустье). Бытовой жанр, портрет и пейзаж получили новое дыхание в Г. живописцев, близких барбизонской школе (К. Коро, Ж. Ф. Милле), импрессионистов (пастели Э. Дега) и постимпрессионистов (рисунки В. Ван Гога). Во 2-й пол. 19 в. сформировался плакат в совр. понимании этого вида Г. (афиши А. де Тулуз-Лотрека и А. Мухи). В кон. 19 – нач. 20 вв. художниками модерна, затем авангарда (прежде всего экспрессионизма) были осознаны специфич. выразит. возможности печатной Г. (Ф. Э. Валлоттон, К. Кольвиц, Э. Нольде, Ф. Мазерель и др.). Новый худож. язык широко использовался в книжной (У. Моррис, О. Бёрдсли, Й. Лада) и станковой (рисунки А. Матисса, П. Пикассо, С. Дали, П. Клее, А. Кубина, Э. Шиле, Г. Гроса) Г. На протяжении... Читать оригинал
Ссылка
- Эрнст Фукс (1930—2015) — австрийский художник, основатель Венской школы фантастического реализма