Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — C. 249
Скачок — быстрый и внезапный переход из одного качества в другое. «При всей постепенности, переход от одной формы движений к другой всегда остается скачком, решающим поворотом» (Энгельс). Для скачка обязательно предварительное накопление некоторой суммы незаметных и постепенных количественных изменений. Так, при нагревании воды до температуры меньше 100 градусов не меняется заметно ее состояние, но при 100 градусах вода бурно переходит в пар: количество переходит в качество. Революция в социальной жизни означает скачок к новым общественным формам. Революция неизбежна, когда в недрах старого общества производительные силы настолько развились, что становятся несовместимыми со старыми производственными отношениями. Против закона скачкообразного развития выступают из страха перед революцией все реакционеры, ревизионисты, оппортунисты, стремящиеся свернуть пролетарские массы с революционного пути.
Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 225
СКАЧКООБРАЗНОСТЬ РАЗВИТИЯ, см. Переход количественных изменений в качественные.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 231—233
СКАЧОК — перерыв постепенного накопления количественных изменений в развитии, момент перехода от старого качественного состояния к новому в результате накопления незначительных и скрытых количественных изменений. Закономерность скачкообразных переходов от одного качественного состояния к другому отрицают метафизики, считающие, что развитие якобы всегда бывает только эволюционным, количественным, без переходов количественных изменений в качественные, без скачков. Развитие природы и общества опровергает этот метафизический взгляд. На деле всякий переход от одного качества к другому означает скачок, совершается посредством скачка. Развитие неорганической природы, развитие органических видов и т. д. свидетельствует о том, что скачки являются закономерным этапом в процессе перехода от старого качественного состояния к новому. Точно так же и история развития общества, смена одних формаций другими, подтверждает учение марксистской диалектики о скачках. Так, например, постепенные количественные изменения, происходящие в недрах капитализма, подготовляют коренное, качественное изменение социального строя, скачкообразный переход от капитализма к социализму, осуществляемый пролетарской революцией.
Против признания скачков в развитии выступают из страха перед революцией все реакционеры, оппортунисты и реформисты, стремящиеся свернуть трудящихся с революционного пути. Тезис диалектики о скачкообразности развития имеет огромное значение для практической революционной борьбы. «Если переход медленных количественных изменений в быстрые и внезапные качественные изменения составляет закон развития, то ясно, что революционные перевороты, совершаемые угнетёнными классами, представляют совершенно естественное и неизбежное явление» (Сталин, Вопросы ленинизма, 580). Следовательно, для того чтобы добиться свержения капитализма и победы социализма, нужно быть пролетарским революционером, а не реформистом. Классическим образцом величайшего революционного скачка, положившего начало эре крушения мирового капитализма, является Октябрьская социалистическая революция. Крупнейшим революционным скачком был также период сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса в нашей стране.
В обществе, разделенном иа враждебные классы, переходы от одного строя к другому (скачки) имеют характер политических революций, революционных взрывов, т. е. характер насильственного ниспровержения власти одного класса и установления политической власти другого класса. С уничтожением эксплуататорских классов скачки утрачивают характер политических революций, взрывов. Закон перехода от старого качества к новому в форме взрыва применим не в любых общественных условиях. Он обязателен для общества, разделённого на враждебные классы. Но он по обязателен для общества, не имеющего враждебных классов, где уже нет антагонизма между властью и народом. При социализма политической власть принадлежит самому народу. Советское государства и Коммунистическая партия строят свою деятельность в соответствии с объективными законами развития. Государственные планы находят полную поддержку снизу, со стороны трудящихся масс. При социализма нет таких классов, которые мешали бы становлению и развитию нового, передового и боролись бы за сохранение всего, что отмирает и тормозит поступательное развитие. В социалистическом обществе имеются ещё инертные, отсталые элементы, которые тормозят развитие нового, но обществу не трудно преодолеть их сопротивление. Поэтому назревающие качественные изменения, скачки в развитии советского общества происходят не путём взрыва, т. е. не путём уничтожения существующей политической власти и установления другой власти, а в порядке постепенного отмирания элементов старого качества и нарастания элементов нового качества. Так был совершён величайший скачок в советской деревне, установивший вместо старого буржуазного хозяйственного строя новый строй — социалистический, строй колхозный. Ныне Советское государство под руководством Коммунистической партии, при активном участии всего советского народа, осуществляет задачу постепенного перехода от социализма к коммунизму. Этот переход будет означать грандиозный скачок в развитии производительных сил и культуры советского общества, это будет коренной переход от одной экономики, от экономики социализма к другой, высшей экономике, к экономике коммунизма. Однако переход этот осуществляется и будет осуществлён не в форме антагонистической борьбы классов, не в форме революционного взрыва, так как в социалистическом обществе нет враждебных классов, а постепенно и планомерно, в результате совместной деятельности государства, партии, всего народа, объединенного морально-политическим единством, движимого таким могучим стимулом, как советский патриотизм. В условиях социализма экономическое развитие происходит не в порядке переворотов, а в порядке постепенных изменений. Это означает, что все коренные, качественные изменения, которые необходимы будут в процессе перехода от социализма к коммунизму (например, поднятие колхозной собственности до уровня общенародной и т. д.), произойдут путём постепенных переходов, в порядке постепенности. В природе переходы от старого качества к новому также имеют многообразные формы: они совершаются либо в виде быстрых внезапных изменений, наступающих как результат медленных количественных изменений, либо в результате постепенного накопления элементов нового качества и отмирания элементов старого качества. И в том и в другом случае качественные изменения возникают в результате количественных изменений, подготовляющих возникновение нового качества. (См. также Переход количественных изменений в качественные.)
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1228—1229
СКАЧОК, коренной перелом в развитии, качеств. преобразование предмета или явления в результате количеств. изменений; выделяют два относительно определ. типа С.: резкие (напр., превращение одних элементарных частиц в другие) и постепенное (напр., качеств. изменения видов р-ний и ж-ных). В обществ. жизни первый тип С. характерен для антагонистич. формации (социальные потрясения, рев-ции); второй — для социализма, при к-ром единство социальных интересов определяет постепенность качеств. изменений об-ва. См. Переход количественных изменений в качественные.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 429—430
СКАЧОК — коренное, качественное изменение предмета или явления, превращение старого качества в новое в результате количественных изменений (Переход количественных изменений в качественные). По сравнению с предшествующей, эволюционной стадией развития С. представляет собой более или менее открытые, относительно быстрые изменения. Всякое качественное изменение возможно только через С. Но формы С. исключительно многообразны и зависят как от характера явления, так и от тех условий, в к-рых протекает его развитие. По существу, каждое явление переходит в новое своим, особым способом. Однако все эти переходы могут быть разделены на два относительно определённых типа: резкие и постепенные С. (к-рые нередко сочетаются в одних и тех же процессах). Первые совершаются так, что старое качество изменяется сразу, целиком (напр., превращение одних элементарных частиц в др.; в общественной жизни примером резкого, бурного С. может служить социальная революция). Др. совершаются так, что существующее изменяется частями, отдельными элементами, пока в результате постепенного развития оно не будет преобразовано в целое. В природе преимущественно таким способом осуществляются качественные изменения видов растений и животных. В общественной жизни первый тип С. характерен для антагонистических формаций, где господствующий класс препятствует исторически назревшему переходу от старого строя к новому. Такой переход (напр., от капитализма к социализму) может быть осуществлен лишь путем политической революции. Второй тип С. характерен преимущественно для неантагонистического строя, где все осн. социальные силы заинтересованы в прогрессивном развитии об-ва. Это имел в виду Маркс, когда предсказывал, что в бесклассовом об-ве социальные эволюции перестанут быть политическими революциями. КПСС исходит из того, что создание материально-технической базы коммунизма, стирание классовых и др. различий, воспитание нового человека — все это решающие революционные повороты в развитии социалистического об-ва, происходящие не внезапно и не сразу, а постепенно и непрерывно. Вместе с тем постепенный переход к коммунизму не исключает и быстрых, резких С. в тех или иных областях жизни об-ва (напр., в технике, науке и т. д.). Происходит также общее ускорение социально-экономического развития, концепция к-рого обоснована в материалах XXVII съезда КПСС.