ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 57


КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО (в философии). Диалектический материализм исходит из того, что материальный мир всегда существует в виде определ. вещей, процессов и явлений, отличных друг от друга. Качеством называется такая определённость каждого предмета, явления или процесса, изменение к-рой означает коренное изменение этого предмета, явления или процесса. В отличие от качества, количеством наз. такая определённость, изменения к-рой до известного момента не меняют коренным образом предмет, явление или процесс; однако незаметное и постепенное накопление количеств. изменений закономерно ведёт к коренным качеств. изменениям, в к-рых проявляется поступат. движение — движение по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему. См. Переход количественных изменений в качественные.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 231—233


КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО — философские понятия, отражающие важные стороны предметов и процессов. Качество есть существующая определённость предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом. В природе и в обществе всё находится в постоянном движении, развитии, всегда что-то отмирает и возникает. Но из этого не следует, что предметы, явления не имеют определённого содержания, определённой формы существования, что они неустойчивы. Их качественная определённость и есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает предметы и создаёт конкретное многообразие природы. Марксистская диалектика поэтому решительно выступает против механистических теорий, отрицающих качество предметов как их объективную определённость и сводящих всё многообразие мира к чисто количественным различиям. Такое сведение стирает качественное своеобразие предметов и открывает двери для всякого рода антинаучных взглядов, согласно которым развитие есть лишь чисто количественное изменение, не требующих скачков, революционных форм борьбы против старого и т. д. Таковы, например, взгляды реформистов, считающих, что одно количественное изменение капитализма посредством мелких реформ, изменений в законодательстве, без коренного качественного изменения, без революции и установления диктатуры пролетариата может привести «когда-либо» к возникновению социализма. Между тем капитализм и социализм как общественные способы производства в корне противоположны друг друга по своей качественной определённости. Им присущи различные законы развития, и именно потому, что они в корне противоположны по своему качеству, переход от одного к другому, от капитализма к социализму возможен лишь в результате коренной ломки старого, капиталистического строя, революционного уничтожения этого строя и утверждение нового, социалистического строя.

Понятие качества имеет поэтому огромное теоретическое значение. Научное познание в первую очередь должно установить качественную определённость изучаемых явлений, т. е. вскрыть присущие им особенности, отличающие их от других явлений. Не установив качества предметов, нельзя выяснить закономерности их развития. Для науки важно прежде всего не то, что объединяет предметы, а то, что отличает их друг от друга. Отказ от признания качественной определённости вещей, явлений ведёт к субъективно-идеалистическому утверждению о том, что всё многообразие мира есть лишь плод ощущений субъекта. Такова, например, теория о первичных и вторичных качествах, согласно которой только протяжённость, объём, фигура предметов объективны, а цвет, запах, звук, вкус и т. п. субъективны. Такой взгляд в корне противоречит действительности.

Качество вещей и явлений не вечно, оно подвержено изменению. Метафизик представляет себе развитие как движение, совершающиеся в пределах одних и тех же качеств, исключающее всякое возникновение нового и уничтожение старого. Таковы, например, антинаучные взгляды вейсманистов-морганистов на развитие живой природы, взгляды вирховианцев на клетку и т. п. В противоположность этому диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать не как движение по кругу, а как движение поступательное, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. Новое качественное состояние возникает в результате скачкообразного перехода от одного состояния к другому, возникает не случайно, а закономерно, в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений. Диалектический материализм рассматривает поэтому вопрос о переходе от одного качественного состояния к другому в тесной связи с вопросом о количественных изменениях предметов и процессов. Качество предмета не существует без его количественной определённости. Качественные и количественные стороны предмета находятся в единстве.

Количественная сторона предмета выражает степень, уровень его развития. Качество предмета находится в тесной связи и зависимости от его количественной стороны. Так, например, качественно различные химические элементы отличаются между собой неодинаковым количественным составом: например, у атома водорода ядро состоит из одного протона и вокруг ядра вращается один электрон; а у атома урана ядро состоит из 92 протонов и 146 нейтронов, а вокруг ядра вращаются 92 электрона. Зависимость качества предметов и явлений от их количественной стороны можно видеть и на примере общественной жизни. Уровень производительности труда, уровень развития производительных сил имеет в конечном счёте решающее значение для возникновения и существования той или иной социально-экономической формации. Так, первобытно-общинный строй базируется на низком уровне производительности труда взорвал изнутри этот строй, привёл к общественному разделению труда, к возникновению частной собственности, к появлению классов. Возникла качественно новая рабовладельческая социально-экономическая формация. Победа коммунизма находится в зависимости от создания более высокого уровня производительности труда, чем тот, который был достигнут при капитализме.

Если нельзя отрывать качественную сторону от количественной, то также нельзя рассматривать количественные изменения вне связи с качественными, как поступают метафизики, для которых развитие есть простой количественный рост. Метафизический количественный подход к изучению исторической действительности был характерен, например, для народников. Последние считали, что крестьяне, а не рабочие должны осуществлять социалистический переворот в России, потому что крестьян в 80-х годах прошлого столетия насчитывалось десятки миллионов, а рабочих было мало. Народники сопоставляли количество крестьян и рабочих, совершенно игнорируя социальную, качественную сущность этих двух классов, игнорируя закономерности исторического процесса. Но крестьянство как класс распадалось, а пролетариат как класс развивался и вырос в могучую историческую и политическую силу.

Таким образом, марксистский метод требует рассматривать количественные и качественные стороны предметов и процессов, количественные и качественные  изменения в их тесной связи и взаимодействии. Знание диалектики их взаимодействия имеет большое значение для научного понимания сущности развития (См. также Мера; Переход количественных изменений в качественные; Скачок; Эволюция и революция.)   

 

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 567


КАЧЕСТВО, филос. категория, выражающая существенную определённость объекта, благодаря к-рой он является именно этим, а не иным. К.— объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. См. Переход количественных изменений в качественные.

 

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 193—194


КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО — категории философии, отражающие важные стороны объективной действительности. Мир не состоит из готовых, законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в к-рых вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определённой формы существования, абсолютно неустойчивы и неразличимы между собой (ср. Релятивизм). Как бы ни изменялся предмет, но до поры до времени он остаётся именно этим, а не др., качественно определенным предметом. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Кач. есть существования определенность предмета, в силу к-рой он является данным, а не иным предметом и отличается от др. предметов. Кач. предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие Кач. связывается с бытием предметов. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое Кач. В отношениях к.-л. предмета с др. проявляются различные его свойства или группы свойств; в этом смысле можно говорить о многокачественности предметов и явлений. Наряду с качественной определенностью все предметы обладают также количественной величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств и т. д. Кол. есть такая определенность вещи, благодаря к-рой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство) частей или предметов — отличительный признак Кол. Различия между предметами, не подобными друг другу, носят качественный, а различия между предметами подобными — количественный характер. В отличие от Кач. Кол. не связано так тесно с бытием предмета; качественные изменения не сразу ведут к уничтожению или существенному изменению предмета. Только достигнув определенной для каждого предмета границы, количественные изменения вызывают качественные. В этом смысле количественная определенность в отличие от качественной характеризуется внешним отношением к природе предмета. Поэтому она и может быть в процессе познания (напр., в математике) отделена от содержания как от чего-то безразличного для дела. Исключительно широкая применимость математических теорий в различных по конкретному содержанию областях естествознания и техники объясняется тем, что математика изучает преимущественно количественные отношения. Кач. не может быть сведено к Кол., как это пытаются сделать метафизики. Ни один предмет не обладает только качественной или только количественной стороной. Каждый предмет представляет собой единство определенного Кач. и Кол. (Мера); он есть качественная величина (Кол.) и количественно определенное Кач. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета или явления, к превращению его в др. предмет или явление (Переход количественных изменений в качественные).  

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024