ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Краткий философский словарь. 1954
Философский словарь. 1987
Ссылка

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 296—299


Формальная логика — учение о законах человеческого мышления, открывающее исследование этих законов от природы. Эту логику интересует не материальная истина (правильное отражение в мышлении явлений природы), а формальная истина (соответствие правилам логики). Отсюда название — «формальная логика». Формальная логика придает большое значение исследованию различных форм человеческих суждений, умозаключений, интересуясь только тем, построено ли данное суждение или умозаключение в соответствии с правилами логики или же нет. Она является основой метафизического метода. Диалектика — материалистическая логика — исходит из того, что и содержание мышления и правила, законы логики должны согласоваться с материей, природой, с ее законами. Законы формальной логики противоположны законам диалектической логики. Первый закон формальной логики выражается при помощи формулы: «А есть А», что значит: всякая вещь и всякое понятие всегда равны самим себе. Согласно этому закону, каждое явление есть нечто неизменное и закостенелое. Материалистическая диалектика показывает несостоятельность такого взгляда на вещи. Для нее всякая вещь и тождественна и нетождественна самой себе, потому что всякая вещь находится в процессе изменения, развития. «Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение своей жизни тождественны сами с собой и в то же время отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря дыханию, образованию и умиранию клеток... Но уже в неорганической природе тождество, как таковое, в действительности не существует» (Энгельс). Второй закон формальной логики — закон противоречия гласит: «А не может быть одновременно А и не А», т. е. опять-таки утверждение, что вещь всегда обладает только одним тождественным свойством и не может противоположных, взаимоисключающих свойств. И этот закон формальной логики имеет метафизический характер, поскольку не учитывается того, что всякое развитие предполагает противоречие. «Всякая конкретная вещь, всякое конкретное нечто стоит в различных и часто противоречивых отношениях ко всему остальному... бывает самим собой и другим» (Ленин). Таким образом, противоречие есть реальное основание всякого явления и мышления. Третий закон формальной логики — закон исключенного третьего гласит: «нечто есть или А, или не А, третье невозможно». Формула этого закона «или-или» в том виде, как ее дает формальная логика, является метафизической, абстрактной, бессодержательной. Диалектика не отрицает, что о каждом событии и явлении можно и должно говорить — «или-или». «Мы отстали,— говорил товарищ Сталин,— от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Отличие диалектического метода от формально-логистического в этом отношении заключается в том, что он отвергается неизменность явлений и рассматривает их в развитии, в изменении, как явления противоречивые. Поэтому верное решение того или иного вопроса всегда вытекает из учета конкретных условий, из учета развития действительности. Основной же формальной логики является признание неизменности, отрицание внутренних противоречий предметов.

 

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 646—648


ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА — наука о законах и формах мышления, сложившаяся ещё со времён Аристотеля (см.). Формальная (или элементарная) логика учит мыслить правильно, соблюдая однозначность мысли, непротиворечивость мысли, непротиворечивость мысли, её определённость, доказательность, последовательность. Если мышление протекает внутренне противоречиво, нестройно, непоследовательно, то становятся невозможными никакие научные знания, никакие аргументированные рассуждения, направленные на решение тех или иных вопросов. ««Логической противоречивости»,— при условии, конечно, правильного логического мышления — не должно быть ни в экономическом ни в политическом анализе» (Ленин, т. 23, с. 29).

Формальная логика выдвигает четыре основных закона мышления: 1) Мысль должна быть однозначной. Закон тождества учит тому, что надо уметь правильно отождествлять и различать вещи, что недопустима подмена одного понятия другим. В любом рассуждении, споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. 2) Мысль должна протекать непротиворечиво. Логический закон противоречия запрещает в процессе рассуждений, анализа вопросов противоречить самому себе. Нужно отличать противоречия неправильного рассуждения от противоречий живой жизни, противоречий диалектических. Противоречия неправильного рассуждения недопустимы. Нельзя, например, о положении, которое признаётся верным, говорить в то же время как о неверном. 3) На один и тот же вопрос, правильно поставленный и правильно понятый, говорится в законе исключённого третьего, недопустимо отвечать неопределённо — ни «да», ни «нет»,— уклоняясь от всякой определённости мысли. После необходимого уточнения вопроса всегда надлежит дать определённый ответ. Из двух противоречащих суждений одно необходимо истинно, а другой ложно, и нет ничего третьего, или, иначе говоря, А есть или В или не-В. 4) Мысль должна протекать последовательно (закон достаточного основания). Всякая мысль лишь тогда верна, когда она обоснована, когда oна вытекает как следствие из другой правильной мысли, служащий ей в данном случае основанием. Поэтому мышление должно быть последовательным. А есть потому, что есть В, учит закон достаточного основания. Так, например, и беседе с первой американской рабочей делегацией на вопрос о возможности отмены монополии внешней торговли И. В. Сталин ответил; «Делегация, видимо, не имеет возражений против того, что пролетариат СССР отобрал у буржуазии и помещиков фабрики и заводы, землю и железные дороги, банки и шахты.

Но делегация, как мне кажется, несколько недоумевает но поводу того, что пролетариат не ограничился этим и пошёл дальше, отобрав у буржуазии политические права. Это, по-моему, не совсем логично или, вернее, совсем нелогично... Я думаю, что логика обязывает. Тот, кто думает о возможности возвращения буржуазии её политических прав, тот должен, если он хочет быть логичным, пойти дальше и поставить вопрос также о возвращении буржуазии фабрик и заводов, железных дорог и банков» (т. 10, с. 111—112), Данный пример ярко показывает, что значит последовательность, логичность мысли. Как видно из приведённых четырёх логических законов мышления, формальная логика выдвигает как обязательные наиболее общие и элементарные закономерности мышления, наиболее общие правила последовательности и логичности мысли.

Устанавливая основные законы и правила мышления, формальная логика затем переходит к рассмотрению различных форм, в которых осуществляется процесс мышления. Понятие, суждение и умозаключение — таковы эти формы мышления, составляющие три основных раздела формальной логики. В разделе о понятии формальная логика устанавливает виды понятий, их взаимоотношения, логические способы образования понятий, соотношение между объемом и содержанием понятий, раскрывает способы и правила определения и деления понятий. В разделе о суждениях формальная логика исследует состав суждения, основные виды суждения и т. д. В наиболее обширном своём разделе формальная логика даёт понятие об умозаключении, классифицирует виды и приёмы умозаключений, развивает учение о силлогизмах, о правилах силлогизма, о фигурах силлогизма, показывает значение и роль дедуктивных и индуктивных умозаключений в процессе познания и т. д. Наконец, формальная логика исследует способы и правила доказательства, раскрывает роль доказательства в процессе логического мышления. Из рассмотрения содержания и задач формальной логики вытекает, что она является как бы грамматикой логического мышления. Подобно грамматике, которая устанавливает правила изменения слов, правила соединения слов в предложения и таким образом придаёт языку стройный, осмысленный характер, логика позволяет придать мышлению стройный, осмысленный характер. Общее в грамматике и логика то, что они, абстрагируясь от частного и конкретного, определяют общие правила и законы, дающие возможность правильно сочетать слова и предложения, изменять слова (грамматика), строить правильно свою мысль, умело сочетать понятия в суждения, суждения — в умозаключения и т. д. (логика).

Законы и правила формальной логики, будучи такими законами и правилами, без которых невозможен никакой познавательный процесс, являются всеобщими, общечеловеческими. Логические законы — объективные законы науки, отражающие явления объективного мира. Подобно языку они обслуживают мышление всех людей независимо от классовой принадлежности. Они не могут быть и не являются поэтому классовыми, как нет и не может быть классовой грамматики. В противном случае люди, принадлежащие к различным классам, не могли бы понимать друг друга. Законы и правила, формальной логики — это законы и правила естественного процесса мышления. Вместе с тем различные теории об этих законах и правилах логического мышления могут давать и дают искажённое толкование законов мышления. Так, идеалисты строят формальную логику как чисто формалистическую науку, оторванную от объективной действительности. Поэтому Ленин, говоря о необходимости изучения формальной логики, требовал прости в старую логику «поправки», т, е. освободить её от всяческих искажений и идеалистических наслоений, Формальная логика является «низшей математикой» мышления, раскрывающей простейшие связи и отношения вещей, и сама по себе она недостаточна для научного исследования. Могучим инструментом научного исследования является марксистский диалектический метод, раскрывающий наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. (О соотношении диалектики и формальной логики см. Логика.)
 

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С.519—520


ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА — наука, изучающая формы мысли — понятия, суждения, умозаключения, доказательства — со стороны их логической структуры, т. е. отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и вычленения лишь общий способ связи частей этого содержания. Осн. задача Ф. л.— сформулировать законы и принципы, соблюдение к-рых является необходимым условием достижения истинных заключений в процессе получения выводного знания. Начало Ф. л. было положено трудами Аристотеля, разработавшего силлогистику. Дальнейший вклад в развитие Ф. л. внесли ранние стоики, в средние века — схоласты (Петр Испанский, Дунс Скот, Оккам, Луллий и др.); в новое время — прежде всего Лейбниц. Отход от многовековой традиции изучения проблем дедуктивной логики связан с исследованием индукции и попыткой сформулировать правила индуктивных умозаключений (Ф. Бэкон, позднее Милль и др.). Новый этап в развитии Ф. л. наступил с конца 19 — начала 20 в., когда стала интенсивно развиваться математическая (символическая) логика. Последняя, разрабатывая логические теории математических рассуждений и доказательств, обогатила Ф. л. новыми методами и средствами логического исследования.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024