ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Популярная художественная энциклопедия. Книга 1. — Москва, 1986


Живопись вид изобразит. иск-ва, произв. к-рого создаются с помощью красок, наносимых на к.-л. твёрдую поверхность. В художеств. произв., создаваемых Ж., используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Ж. может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоц.-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в Ж. возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет Ж. не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности ист. процессов, внутр. мира человека, к выражению отвлечённых идей. В силу своих обширных идейно-художественных возможностей Ж. является важным средством художеств. отражения и истолкования действительности, обладает существ. социальным содержанием и разнообразными идеологич. функциями.

Живопись. «Владимирская богоматерь». 1-я пол. 12 в. Третьяковская галерея. Москва.

Широта и полнота охвата реальной действительности сказываются в обилии присущих Ж. жанров (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт). Различают Ж.: монумент.-декор. (стенные росписи, плафоны, панно), предназначенную для украшения арх-ры и играющую важную роль в идейно-образном истолковании архитектурной постройки; станковую (картины), обычно не связанную с к.-л. определ. местом в художеств. ансамбле; декорационную (эскизы театр. и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру. К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологич. способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, Ж. красками на воде по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмали, Ж. керамич. и силикатными красками и т. п. Непосредственно с Ж. смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монумент. Ж. художеств. задачи. Для исполнения живописных произв. используют также акварель, гуашь, пастель, тушь.

Живопись. Рафаэль. Фреска «Парнас» в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509—1511

Цвет является наиб. специфическим для Ж. выразит. средством. Его экспрессия, способность вызывать разл. чувств. ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает изобразит., выразит. и декор. возможности Ж. В произв. Ж. цвет образует целостную систему (колорит). Обычно применяется ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также Ж. оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция обеспечивает определ. колористич. единство произв., влияет на ход его восприятия зрителем, являясь существ. частью его художеств. структуры. Другое выразит. средство Ж.— рисунок (линия и светотень) вместе с цветом ритмически и композиционно организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, часто является конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов и их мельчайшие элементы. Светотень позволяет не только создать иллюзию объёмности изображений, передать степень освещения или затемнённости предметов, но и создаёт впечатление движения воздуха, света и тени. Важную роль в Ж. играет также красочное пятно или мазок художника, являющийся его осн. тех. приёмом и позволяющий передать множество аспектов. Мазок способствует пластической, объёмной лепке формы, передаче её материального характера и фактуры, в сочетании с цветом воссоздаёт колористич. богатство реального мира. Характер мазка (гладкий, слитный или пастозный, раздельный, нервозный и т. п.) способствует также созданию эмоц. атмосферы произв., передаче непосредств. чувства и настроения художника, его отношения к изображённому.

Живопись. Я. Вермер. «Бокал вина». Ок. 1660. Картинная галерея. Берлин-Далем.

Условно различаются 2 типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространств., но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной Ж. характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразит. контурами, чёткие и ритмичные линии; в древней и отчасти в совр Ж. встречаются условные способы пространств. построения и воспроизведения предметов, к-рые раскрывают зрителю смысловую логику изображения, размещение предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. Возникшее в античном искусстве стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек, вызвало появление в Ж. объёмно-пространств. изображений. В Ж. такого типа могут воспроизводиться цветом пространств. соотношения, создаваться иллюзия глубокого трёхмерного пространства, зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных цветов; объёмные формы моделируются цветом и светотенью. В объёмно-пространственном и линейно-плоскостном изображении используются выразительность линии и цвета, причём эффект объёмности, даже скульптурности, достигается градацией светлых и тёмных тонов, распределённых в чётко огранич. цветовом пятне; при этом колорит часто бывает пёстрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое. Тональная Ж. (см. Тон) с помощью сложной и динамич. разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения (см. Валер), а также от взаимодействия рядом лежащих цветов (см. Рефлекс); общий тон объединяет предметы с окружающей их световоздушной средой и пространством. В Ж. Китая, Японии, Кореи сложился особый тип пространств. изображения, в к-ром возникает ощущение бесконечного, увиденного сверху пространства, с уходящими вдаль и не сходящимися в глубине параллельными линиями; фигуры и предметы почти лишены объёма; их положение в пространстве показывается гл. обр. соотношением тонов.

Произв. Ж. состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.), обычно покрытой грунтом, и красочного слоя, иногда защищённого предохранит. плёнкой лака. Изобразит. и выразит. возможности Ж., особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, к-рые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, к-рым работает художник, от применяемых им разбавителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произв. Ж., а просвечивающий цвет основы или грунта — на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определ. роль в колористич. построении. Поверхность красочного слоя произв. Ж., т. е. его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками. Процесс создания картины или настенной росписи может распадаться на неск. стадий, особенно чётких и последовательных в ср.-век. темперной и классич. масляной Ж. (рисунок на грунте, подмалёвок, лессировки). Существует Ж. и более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизн. впечатления благодаря одновремен. работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом (см. Алла прима).

Живопись. П. В. Кузнецов. «Натюрморт с хрусталем». 1928. Русский музей. Ленинград.

Ж. возникла в эпоху позднего палеолита (40—8 тысяч лет назад). Сохранились наскальные росписи (в Юж. Франции, Сев. Испании и др.), исполненные земляными красками (охрами), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщеплённых палочек, кусочков меха и пальцев (изображения отд. животных, а затем и охотничьих сцен). В Ж. палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка объёмов, но композиц. начало в ней ещё слабо выражено. Более развитые, абстрактно обобщённые представления о мире отразились в Ж. неолита, в к-рой изображения связываются в повествоват. циклы, появляется образ человека (см. Первобытное искусство).

Ж. рабовладельч. общества обладала уже развитой образной системой, богатыми тех. средствами. В Др. Египте, а также в древней Америке существовала монумент. Ж., выступавшая в синтезе с арх-рой (см. Синтез искусств; роспись гробниц, реже зданий). Связанная гл. обр. с заупокойным культом, она носила развёрнуто-повествоват. характер; гл. место занимало в ней обобщённое и нередко схематич. изображение человека. Строгая канонизация изображений, проявлявшаяся в особенностях композиции, соотношении фигур и отражавшая господствовавшую в обществе жёсткую иерархию, сочеталась со смелыми и меткими жизненными наблюдениями и обилием деталей, почерпнутых из окружающего мира (пейзаж, бытовая утварь, изображения зверей и птиц). Древняя Ж. главными художеств.-выразит. средствами к-рой были контурная линия и цветовое пятно, обладала декор. качествами, её плоскостность подчёркивала гладь стены.

В антич. эпоху Ж., выступавшая в художеств. единстве с арх-рой и скульптурой и украшавшая храмы, жилища, гробницы и др. сооружения (см. Помпеи, Геркуланум, Пестум, Казанлыкская гробница), служила не только культовым, но и светским целям. Раскрылись новые, специфич. возможности Ж., дающей широкое по тематике отображение действительности. В античности зародились принципы светотени, своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы. Наряду с миф. создавались бытовые и ист. сцены, пейзажи, портреты, натюрморты. Антич. фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верх. слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. В Др. Греции возникла почти не сохранившаяся станковая Ж. (на досках, реже на холсте) гл. обр. в технике энкаустики (см. Восковая живопись); нек-рое представление об антич. станковой живописи дают файюмские портреты.

В ср. века в Зап. Европе, Византии, на Руси, Кавказе и Балканах развивалась Ж., религиозная по содержанию: фреска (как по сухой, так и по влажной штукатурке, наносившейся на кам. или кирп. кладку), иконопись (на грунтов. досках преим. яичной темперой), а также книжная миниатюра (на грунт. пергаменте или бумаге; исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др. красками), включавшая порой и ист. сюжеты. Иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архит. членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с арх-рой образовывали в церк. интерьерах единый ансамбль. Ср.-век. Ж. присущи экспрессия звучного, преим. локального цвета и ритмичной линии, выразительность контуров; формы обычно плоскостные, стилизованные, фон отвлечённый, часто золотой; встречаются также условные приёмы моделировки объёмов, как бы выступающих на лишённой глубины живописной плоскости. Значит. роль играла символика композиции и цвета. В 1-м тыс. н. э. высокий подъём пережила монумент. Ж. (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Ср. Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне (ныне Шри-Ланка). В феод. эпоху в Месопотамии, Иране, Индии, Ср. Азии, Азербайджане, Турции развивалось иск-во миниатюры, для к-рого характерны тонкая красочность, изящество орнамент. ритма, яркость жизн. наблюдений. Поэтичностью, поразительной зоркостью видения людей и природы, лаконичностью живописной манеры, тончайшей тональной передачей воздушной перспективы выделялась дальневост. Ж. тушью, акварелью и гуашью на свитках из шёлка и бумаги — в Китае, Корее, Японии.

В Зап. Европе в эпоху Возрождения утверждались принципы нового иск-ва, основанного на гуманистич. мировоззрении, открывающего и познающего реальный мир. Возросла роль Ж., выработавшей систему средств реалистич. изображения действительности. Отд. достижения Ж. Возрождения были предвосхищены в 14 в. итал. живописцем Джотто. Научное изучение перспективы, оптики и анатомии, использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной Ж. способствовали раскрытию заложенных в природе Ж. возможностей: убедительному воспроизведению объёмных форм в единстве с передачей пространственной глубины и световой среды, раскрытию цветового богатства мира. Новый расцвет пережила фреска; важное значение приобрела и станковая картина, сохранявшая декор. единство с окружающей предметной средой. Ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм Ж. и духовная активность её образов характерны для композиций на религ. и миф. темы, портретов, бытовых и ист. сцен, изображений обнажённой натуры. Постепенно темперу вытеснила комбиниров. техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая Ж. без темперы. Наряду с гладкой, детализирующей Ж. на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерл. школы и ряда школ итал. Раннего Возрождения) венецианская школа Ж. выработала в 16 в. приёмы свободной, пастозной Ж. на холстах с цв. грунтами. Одновременно с Ж. локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная Ж. Крупнейшие живописцы Возрождения — Мазаччо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель Старший в Нидерландах, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии и др.

В 17—18 вв. процесс развития европ. Ж. усложнялся. Складывались нац. школы во Франции (Ж. де Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. С. Шарден, Ж. О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), Италии (М. Караваджо, Д. Фетти, Дж. Б. Тьеполо, Дж. М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф. Халс, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рёйсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Великобритании (Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Живопись провозглашала новые социально-гражд. идеалы, обращалась к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж, интерьер, предметы обихода); углублялась психологическая проблематика, воплощалось ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. В 17 в. расширилась и чётко оформилась система жанров. В 17—18 вв. наряду с переживавшей расцвет монумент.-декор. Ж. (особенно в стиле барокко), существовавшей в тесном единстве со скульптурой и арх-рой и создававшей активно действующую на человека эмоц. среду, большую роль играла станковая Ж. Формировались разл. живописные системы, как обладавшие общностью стилевых признаков (динамичная Ж. барокко с характерной для неё незамкнутой, спиралевидной композицией; Ж. классицизма с чётким, строгим и ясным рисунком; Ж. рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых и блёклых тонов), так и не укладывавшиеся в к.-л. определ. стилевые рамки. Стремясь к воспроизведению красочности мира, световоздушной среды, мн. художники совершенствовали систему тональной Ж. Это вызвало индивидуализацию тех. приёмов многослойной масляной живописи. Рост станковизма, усиление потребности в произв., рассчитанных на интимное созерцание, повлекли за собой развитие и камерных, тонких и лёгких, техник Ж.— пастели, акварели, туши, разл. видов портретной миниатюры.

В 19 в. складывались новые нац. школы реалистич. Ж. в Европе и Америке. Расширялись связи Ж. Европы и др. частей света, где опыт европ. реалистич. Ж. получил самобытное истолкование, часто на основе местных древних традиций (в Индии, Китае, Японии, других странах); европ. Ж. испытывала влияние иск-ва дальневост. стран (гл. обр. Японии и Китая), что сказалось в обновлении приёмов декор.-ритмич. организации живописной плоскости. В 19 в. Ж. решала сложные и актуальные мировоззренч. проблемы, играла активную роль в обществ. жизни; важное значение в Ж. приобрела острая критика социальной действительности. На протяжении 19 в. в Ж. культивировались также и далёкие от жизни каноны академизма, отвлеч. идеализация образов; возникли тенденции натурализма. В борьбе с отвлечённостью позднего классицизма и салонного академизма сложилась Ж. романтизма с её активным интересом к драматич. событиям истории и современности, энергией живописного языка, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции; Ф. О. Рунге и К. Д. Фридрих в Германии; во многом О. А. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов в России). Реалистич. Ж., основывающаяся на непосредств. наблюдении характерных явлений действительности, приходит к более полному, конкретно-достоверному, зрительно- убедительному изображению жизни (Дж. Констебл в Великобритании; К. Коро, мастера барбизонской школы, О. Домье во Франции; А. Г. Венецианов, П. А. Федотов в России). В период подъёма революц. и нац.-освободит. движения в Европе Ж. демокр. реализма (Г. Курбе, Ж. Ф. Милле во Франции; М. Мункачи в Венгрии, Н. Григореску и И. Андрееску в Румынии, А. Менцель, В. Лейбль в Германии, и др.) показывала быт и труд народа, его борьбу за свои права, обращалась к важнейшим событиям нац. истории, создала яркие образы простых людей и передовых обществ. деятелей; во мн. странах возникли школы нац. реалистич. пейзажа. Социально-критич. остротой отличалась тесно связанная с эстетикой рус. революц. демократов Ж. передвижников и близких к ним художников — В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. В. Верещагина, И. И. Левитана.

К художеств. воплощению окружающего мира в его естественности и постоянной изменчивости приходит в начале 1870-х гг. Ж. импрессионизма (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега во Франции), обновившая технику и приёмы организации живописной поверхности, выявившая красоту чистого цвета и фактурных эффектов. В 19 в. в Европе господствовала станковая Ж. маслом, её техника во мн. случаях приобретала индивид., свободный характер, постепенно утрачивая присущие ей строгую систематичность (чему способствовало и распространение новых красок фабричного произ-ва); палитра расширялась (создавались новые пигменты и связующие); вместо тёмных цв. грунтов в нач. 19 в. вновь внедрялись белые грунты. Монумент.- декор. Ж., использовавшая в 19 в. почти исключительно клеевые или масляные краски, приходила в упадок. В кон. 19 — нач. 20 вв. делаются попытки возрождения монумент. Ж. и слияния разл. видов Ж. с произв. декор.-прикл. иск-ва и арх-рой в единый ансамбль (гл. обр. в искусстве «модерна»); обновляются тех. средства монумент.-декор. Ж., разрабатывается техника силикатной Ж.

В кон. 19—20 вв. развитие Ж. становится особенно сложным и противоречивым; сосуществуют и борются разл. реалистические и модернист. течения. Вдохновлённая идеалами Окт. революции 1917, вооружённая методом социалистического реализма, интенсивно развивается Ж. в СССР и др. социалистич. странах. Возникают новые школы живописи в странах Азии, Африки, Австралии, Лат. Америки.

Реалистич. Ж. кон. 19—20 вв. отличается стремлением познать и показать мир во всей его противоречивости, раскрыть сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, не имеющих порой достаточно наглядного облика; отражение и истолкование мн. явлений реальности приобретало часто субъективный, символич. характер. Ж. 20 в. наряду с наглядно-зримым объёмно-пространств. способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности), условные принципы трактовки зримого мира. Уже в Ж. постимпрессионизма (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в Ж. «модерна» зарождались черты, определившие особенности нек-рых течений 20 в. (активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и ассоциативность цвета, мало связанного с естеств. красочными отношениями, утрированность форм, декоративность). По-новому осмыслялся мир в иск-ве рус. живописцев кон. 19 — нач. 20 вв.— в картинах В. А. Серова, М. А. Врубеля, К. А. Коровина.

В 20 в. действительность противоречиво, а нередко и глубоко субъективно осознаётся и претворяется в Ж. крупнейших художников капиталистич. стран: П. Пикассо, А. Матисса, Ф. Леже, А. Марке, А. Дерена во Франции; Д. Риверы, Х. К. Ороско, Д. Сикейроса в Мексике; Р. Гуттузо в Италии; Дж. Беллоуза, Р. Кента в США. В картинах, настенных росписях, живописных панно нашло выражение правдивое осмысление трагич. противоречий действительности, часто переходящее в обличение уродств капиталистич. строя. С эстетич. осмыслением новой, «технической» эры связано отражение пафоса индустриализации жизни, проникновение в Ж. геометричных, «машинных» форм, к к-рым нередко сводятся формы органические, поиски отвечающих мироощущению совр. человека новых форм, к-рые могут быть использованы в декор. иск-ве, арх-ре и пром-ти. Широкое распространение в Ж., гл. обр. капиталистич. стран, с нач. 20 в. получили разл. модернист. течения, отражающие общий кризис культуры буржуазного общества; однако и в модернист. Ж. находят косвенное отражение «больные» проблемы современности. В живописи многих модернист. течений (фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм, позднее — сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных, иногда алогич. сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются с чисто абстрактными формами. Дальнейшая эволюция многих из этих течений привела к полному отказу от изобразительности, к появлению абстрактной Ж. (см. Абстрактное искусство), что ознаменовало распад Ж. как средства отражения и познания действительности. С сер. 60-х гг. в странах Зап. Европы и Америки Ж. порой становится одним из элементов поп-арта.

В 20 в. возрастает роль монумент.-декор. Ж. как изобразительной (напр., революц.-демокр. монумент. Ж. в Мексике), так и неизобразительной, обычно плоскостной, гармонирующей с геометризов. формами совр. арх-ры.

В 20 в. растёт интерес к поискам в области техники Ж. (в т. ч. восковой и темперной; для монумент. Ж. изобретаются новые краски — силиконовые, на кремнийорганич. смолах и др.), однако по-прежнему преобладает масляная Ж.

Многонац. сов. Ж. тесно связана с коммунистич. идеологией, с принципами партийности и народности иск-ва, она представляет качественно новый этап развития Ж., к-рый определяется торжеством метода социалистич. реализма. В СССР Ж. развивается во всех союзных и авт. республиках, зарождаются новые нац. школы Ж. Сов. Ж. присущи острое чувство реальности, материальности мира, духовная насыщенность образов. Стремление охватить социалистич. действительность во всей её сложности и полноте привело к использованию мн. жанр. форм, к-рые наполняются новым содержанием. Уже с 20-х гг. особое значение приобретает ист.-революц. тема (полотна М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иогансона, И. И. Бродского, А. М. Герасимова). Далее появляются патриотич. полотна, повествующие о героич. прошлом России, показывающие историческую драму Вел. Отеч. войны 1941—45, духовную стойкость сов. человека.

Большую роль в развитии сов. Ж. играет портрет: собират. образы людей из народа, участников революц. переустройства жизни (А. Е. Архипов, Г. Г. Рижский и др.); психологич. портреты, показывающие внутр. мир, духовный склад сов. человека (М. В. Нестеров, С. В. Малютин, П. Д. Корин и др.).

Типичный уклад жизни сов. людей отражается в жанр. Ж., дающей поэтически-яркое изображение новых людей и нового быта. Для сов. Ж. характерны большие полотна, проникнутые пафосом социалистич. строительства (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др.). Эстетическое утверждение своеобразных форм жизни союзных и авт. республик лежит в основе сложившихся в сов. Ж. нац. школ (М. С. Сарьян, Л. Гудиашвили, С. А. Чуйков, У. Тансыкбаев, Т. Салахов, Э. Илтнер, М. А. Савицкий, А. Гудайтис, А. А. Шовкуненко, Г. Айтиев и др.), представляющих составные части единой художеств. культуры сов. социалистич. общества.

В пейзажной Ж., как и в др. жанрах, нац. художеств. традиции сочетаются с поисками нового, с совр. чувством природы. Лирич. линия рус. пейзажной Ж. (В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов, Н. М. Ромадин и др.) дополняется развитием индустр. пейзажа с его стремительными ритмами, с мотивами преображённой природы (Б. Н. Яковлев, Г. Г. Нисский). Высокого уровня достигла натюрмортная Ж. (И. И Машков, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян).

Эволюция социальных функций Ж. сопровождается общим развитием живописной культуры. В границах единого реалистич. метода сов. Ж. добивается многообразия художеств. форм, приёмов, индивид. стилей. Широкий размах стр-ва, создание крупных обществ. зданий и мемор. ансамблей способствовали развитию монумент.-декор. Ж. (работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина), возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики. В 60-х — нач. 80-х гг. усилилось взаимовлияние монумент. и станковой Ж., возросло стремление максимально использовать и обогащать выразит. средства живописи (см. также Союз Советских Социалистических Республик и статьи о сов. союзных республиках).

Лит.: ВИИ, т. 1—6, М., 1956—66; ИРИ, т. 1—13, М., 1953—69; Юон К., О живописи, [М.—Л.], 1937; Киплик Д. И., Техника живописи, (6 изд.), М.—Л., 1950; Каменский А., Зрителю о живописи, М., 1959; Сланский Б., Техника живописи, пер. с чеш., М., 1962; Недошивин Г. А., Беседы о живописи, (2 изд.), М., 1964; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970; Ward J., History and methods of ancient and modern painting, v. 1—4, L., 1913-21; Fosca F., La peinture, qu'est-ce que c'est, Porrentruy-Brux.-P., 1947; Venturi L., Painting and painters, Cleveland, 1963; Cogniat R., Histoire de la peinture, t. 1—2, P., 1964; Barron J. N., The language of painting, Cleveland, (1967); Nicolaus K., DuMont's Handbuch der Gemaldekunde, Koln, 1979.

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024