Энциклопедический Словарь. 1953—1955
КОЛОРИТ, система красочных отношений в художественном произведении, воспроизводящих цвета реальной натуры. Колорит является одним из важнейших средств создания художественного образа в произведениях живописи, цветной гравюры и др. Колорит, построенный на красных и жёлтых тонах, обычно называют тёплым, на синих и зелёных — холодным.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
КОЛОРИТ (итал. colorito, от лат. color — цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности — может быть тёплым (преимущественно красные, жёлтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряжённым, ярким и блёклым, основан на локальных цветах и на использование тона, рефлекса, валёра.
Популярная художественная энциклопедия. 1986
КОЛОРИТ (итал. colorito, от лат. color — цвет, краска), в иск-ве (преим. в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определ. единство и являющаяся эстетич. претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетич. эмоц. выразительности, компонентом художеств. образа. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произв., с эпохой, стилем, индивидуальности мастера. Исторически сложились 2 колористич. тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно локальных цветов, а часто и с символич. значением цвета (напр., в ср.-век. иск-ве). Для второй характерны стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использование тона, валёра и рефлекса. К. может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых цветов), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета — ярким, сдержанным, блёклым и т. д. В каждом конкретном произв. К. образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Задачи К. зависят от вида иск-ва, материала и функций произведения. В скульптуре и арх-ре система цветовых отношений обычно наз. полихромией.
Лит.: Ивенс Р. М., Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Волков Н. Н., Цвет в живописи, М., 1965.
Большая российская энциклопедия. Том 14. — Москва, 2009. — С. 534 // Электронная версия |
КОЛОРИ́Т (итал. colorito, от лат. сolor – цвет, краска), система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении иск-ва, образующая определённое единство и являющаяся эстетич. претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств худож. выразительности, компонентом образа – прежде всего в живописи, также в цветной графике, произведениях декоративно-прикладного искусства. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произведения, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера, особенностями его цветового ви́дения.
Исторически сложились две колористич. тенденции. Первая связана с применением системы количественно ограниченных локальных цветов, нередко имеющих символич. значение (напр., в раннехристианском или ср.-век. иск-ве). Для второй характерны стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, материальности предмета в его соотношении со средой; этим целям служат тон, валёр, рефлекс, единство К. и светотени. К. может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых цветов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых цветов), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета – ярким, сдержанным, блёклым, изысканным и т. д. В каждом конкретном произведении К. образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией.
Лит.: Ивенс Р.-М. Введение в теорию цвета. М., 1964; Волков Н. Н. Цвет в живописи. 2-е изд. М., 1984; Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск, 1984; Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. М., 1986; Иттен И. Искусство цвета. 4-е изд. М., 2007; Матюшин М. В. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. М., 2007.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
КОЛОРИ´Т, -а, м. 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Яркий к. 2. перен. Отпечаток чего-н., совокупность особенностей (эпохи, местности). К. эпохи в историческом романе. || прил. колористический, -ая, -ое (к 1 знач.).
КОЛОРИ´СТ, -а, м. 1. Живописец, воплощающий свой художественный замысел главным образом средствами колорита. 2. Специалист по расцветки тканей (спец.).
КОЛОРИ´ТНЫЙ, -ая. -ое, -тен, -тна. С ярким колоритом, выразительный. характерный. К. пейзаж. К. язык писателя. || сущ. колоритность, -и, ж.
В. Даль. Толковый словарь. 1978
КОЛОРИТЪ, колористъ ипр. см. колеръ.
КОЛЕРЪ м. фрнц. цвѣтъ или краска; масть; живописцы означаютъ словомъ этимъ цвѣтъ краски, оттѣнокъ или густоту ея, степень яркости. Колерный, къ колеру относящiйся. Колеристый, яркiй цвѣтами. Колеровать картину, расписывать кистью. Ошибочно говорится вм. колировать, прививать, и клеровать, зорить. Колеровщикъ, —щица, расписывающий что либо красками. Колоритъ м. способъ сочетанья красокъ въ живописи. Колоритъ темный, яркiй, мутный ипр. Колоритный, къ колориту относящiйся. Колористый, яркiй красками, ярко и искусно раскрашенный. Колористъ м. живописецъ искусно располагающiй краски.
Ссылка
- Эрнст Фукс (1930—2015) — австрийский художник, основатель Венской школы фантастического реализма