ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Популярная художественная энциклопедия. 1986


УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Украина. Расположена на Ю.-З. СССР. Иск-во У. впитало традиции многочисл. художеств. культур, сменявшихся на её землях. Становление самобытной культуры укр. народа проходило в сложных ист. условиях. Шесть с лишним веков У. была объектом захвата и дележа между разл. гос-вами. Иск-во служило одним из средств самоутверждения укр. народа в его борьбе за сохранение нац. самостоятельности. Высшие достижения укр. ис-ва — пам. ср.-век. арх-ры (в т. ч. своеобразный вариант арх-ры барокко) и живописи (особенно портрет 17—18 вв.), нац. школы гравюры. В тесном содружестве с рус. иск-вом слагались традиции демокр. художеств. культуры 19 в., к-рые помогли мастерам сов. У. сформировать одну из крупнейших школ многонац. сов. иск-ва.

Украинская ССР. Замок в Хотине. 13—16 вв.

 

Украинская ССР. П. Римлянин. Капелла Кампианов во Львове. 1609—29.

От эпохи верх. палеолита на терр. У. сохранились остатки жилищ (круглых и овальных в плане, с шатровым каркасом из жердей, покрытых шкурами животных), костяные и кам. подвески, фигурки людей и животных, от эпохи неолита — остатки полуземлянок с конич. шатром из жердей, лепные керамич. сосуды со штампов. или лепным орнаментом, фигурки и рельефные изображения животных. О высоком уровне энеолитич. иск-ва и иск-ва раннего периода эпохи железа на терр. У. свидетельствуют пам. трипольской, ямной, чернолесской и др. культур. Во 2-й пол. 7 в. до н. э. —4 в. н. э. на Черноморском побережье У. развивался местный вариант антич. иск-ва, в сложном взаимодействии с к-рым протекала эволюция художеств. тв-ва скифов (пам. «звериного стиля»). Основой для формирования ср.-век. укр. иск-ва послужила художеств. культура др.-рус. гос-ва 9—12 вв., где творчески развивались и перерабатывались традиции и опыт визант. иск-ва (подробнее см. Киевская Русь) и наследие к-рой сыграло определ. роль в последующем развитии иск-ва и зодчества, как и всей социально-политич. и культурной жизни У.

Украинская ССР. Ильинская церковь в Субботове Черкасской области. 1653.

 

Украинская ССР. «Волынская богоматерь». Икона из Покровской церкви в Луцке. 14 в. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

С конца 13 в. началось интенсивное стр-во (гл. обр. в Галицко-Волынских землях, менее разрушенных монг.-тат. нашествием), в к-ром гл. роль вплоть до 17 в. играло оборонное зодчество. Возводились укрепл. монумент. замки феод. магнатов, корол. наместников (замки в Белгороде-Днестровском, Каменец-Подольском, Кременце, Луцке, Львове, Мукачеве, Хотине), близ которых возникали также сильно укреплённые гор. поселения с собств. центрами (обычно рыночная площадь с ратушей) и живописной застройкой. В городах Зап. У. преобладали узкие улицы с 2—3-этажными дерев. и кам. домами, на Левобережной У. застройка велась 1-этажными дерев. домами на обширных участках с садами и огородами. В систему укреплений включались монастыри, где целям обороны служили не только стены, но и монастырские храмы (монастырь в Межириче Ровенской обл., 15—17 вв.), соборные церкви и корпуса келий (монастырь в Зимно Волынской обл., 1465—95), башни над притворами (монастырь в Подгорянах Тернопольской обл., 16—17 вв.). Иногда целям обороны служила даже отдельно стоящая церковь (Покровская ц. в Сутковцах). До 15 в. осн. масса церквей строилась преим. по типу 4-столпных, крестово-купольных, 3-апсидных храмов (арм. собор во Львове), были также и 1-нефные или центрич. храмы, сочетавшие в оформлении черты др.-рус. зодчества с элементами готики (ц. Рождества Христова в Галиче). С 15 в. распространились 1-нефные, 3-частные храмы с куполом и без него (Вознесенская ц. в Лужанах Черновицкой обл., 1453—55), а также 3-конховые храмы (ц. Николая в Бучаче Тернопольской обл., 1610); в это же время возникает тип многоярусной, отдельно стоящей колокольни (колокольня Корнякта во Львове). Католики возводили костёлы, первонач. сугубо готические по облику и конструкциям (кафедральный костёл во Львове), позднее — в духе ренессанса и рим. барокко (костёл бернардинцев во Львове, арх. П. Римлянин, А. Прихильный). К 16 в. в зап. р-нах У. сложились важнейшие типы дерев. церквей: приземистые храмы из трёх срубов разл. высоты с 2-скатными шатровыми завершениями — «хатного типа» (Волынская обл.); высокие и стройные 3-срубные и 5-срубные объёмы (Львовская обл.); «лемковские» церкви с обилием горизонт. членений (в Прикарпатье). Пам. монумент. живописи 14—16 вв. обнаруживают приверженность к др.-рус. традициям, но отличаются большей эмоциональностью (фрески ц. св. Онуфрия в Лаврове Львовской обл.). Отд. росписи несут в себе черты Проторенессанса и готики (фрески Горянской ротонды в Закарпатской обл., 1360—70), укр. нар. иск-ва (росписи дерев. ц. св. Духа в с. Потелич Львовской обл., 1620—40-е гг.). Демократизм образного строя, идейно обусловленный обострением освобод. борьбы укр. народа, потребностью в религ. живописи, близкой и понятной нар. массам, проявился в иконописи 15—17 вв. Уже в ранних укр. иконах на смену строгому иератизму, свойственному иск-ву Киевской Руси, приходят большая свобода и мягкость. С 16 в. мн. образы икон обретали бытовую окраску и подчёркнутую злободневность, усилилось стремление к пышной нарядности, распространились орнаментир. нимбы, узорчатые рамки, фоны с геом. или растит. орнаментами, вводились пейзажные изображения. Вместо канонич. святых в ряд композиций включались ист. укр. персонажи. Мастера овладевали проф. навыками, стремились передать анатомию человеческого тела, использовали элементы линейной перспективы. Стремление к индивидуализации человеческого образа дало толчок к выделению портрета в самостоят. жанр (эпитафиальные, репрезентативные портреты). Большое место в ср.-век. укр. иск-ве заняла книжная миниатюра, первонач. стилистически связанная как с укр. монумент. иск-вом, («Поучения Ефрема Сирина», 1392), так и с визант. образцами. С 16 в. сюжетные композиции в рукописях вытесняются сложным и нарядным орнамент. оформлением. С началом книгопечатания, большую роль в к-ром сыграли издания белоруса город Скорины и деятельность на Украине И. Фёдорова, получила развитие гравюра на дереве. Традиции иск-ва миниатюры сказались в работе типографии Киево-Печерской лавры (осн. в 1616), мастера к-рой (гравёр Илия и др.) особое внимание уделяли местным ист. сюжетам. Религ. скульптура 14—16 вв. отличается цельностью и лаконизмом форм. Особое развитие круглая пластика получила в зап. областях У. (в оформлении фасадов и в интерьерах часовни Боимов и Трёх святителей во Львове). В декор.- прикл. иск-ве 13 —1-й пол. 17 вв. развивались керамика, бытовая и с 14 в. декоративная (изразцы) резьба по дереву, изготовление художеств. изделий из металла (литургическая и бытовая утварь, оружие, сбруя) и ювелирных изделий, литьё.

Украинская ССР. Фрагмент фрески «Успение богоматери» в церкви св. Духа в с. Потелыч. 1620—40-е гг.

 

Украинская ССР. Мастер Федуско из Самбора. Икона «Благовещение». 1579. Харьковский художественный музей.

После воссоединения У. с Россией (1654) на Левобережье начался бурный рост городов с прямоуг. (Лебедин, Прилуки), радиально-кольцевыми (Нежин, Путивль, Чугуев), линейной (Сумы) системами планировки. Арх-ра приобрела более светский характер, замки сменялись парадными дворцами, монастыри получили более свободную открытую планировку, в культ. зодчестве появились заимствованные из рус. арх-ры ярусность и нарядность (Николаевская церковь в Глухове, 1686). В честь казацких побед по всей Левобережной У. ставились монумент., крестообразные в плане бесстолпные храмы (Николаевская церковь в Нежине, 1668), а также прямоуг. в плане 6-столпные 3-нефные храмы с центр. удлинённым нефом, открытым в сторону иконостаса (собор Троицкого мон. в Чернигове). С началом 18 в. усилились рус.-укр. культурные связи (на У. работали А. В. Квасов, бр. В. И. и П. И. Нееловы, И. Ф. Мичурин, В. В. Растрелли, Г. И. Шедель, украинец И. П. Зарудный с 1701 возглавлял моск. стр-во). В арх-ре нашёл своеобразное выражение пышно орнаментированный стиль барокко — постройки Киево-Печерской лавры, брама (ворота) Заборовского (арх. Шедель), Андреевская ц. (арх. Растрелли, Мичурин), Кловский (арх. В. И. Неелов, С. Д. Ковнир) и Мариинский (арх. Растрелли, Квасов) дворцы (все — в Киеве), а со 2-й пол. 18 в. появились элементы классицизма (постройки И. Г. Григоровича-Барского). Многообразны местные школы дерев. арх-ры кон. 17—18 вв. (волынская, галицкая, гуцульская, подольская и др.). Особой монументальностью отличались храмы Приднепровья и Слобожащины (Троицкий собор в Новомосковске, 1773—78, мастер Яким Погребняк). В укр. нар. сельском жилище распространены 1—3-камерные хаты из брёвен, досок, глины с соломой, глины с камнем и т. д. Характерные конструктивные особенности — лаконизм и симметричность пространственных композиций. Покрытия соломенные, с большим свесом.

Украинская ССР. Троицкий собор Троицкого монастыря в Чернигове. 1670—89.

 

Украинская ССР. Г. Шедель. Брама (ворота) Заборовского в ансамбле Софийского собора в Киеве. 1746—48.

В монумент. живописи кон. 17 в. выделяются росписи дерев. церквей (Воздвиженской и Юрьевской в Дрогобыче), в которых традиц. изображения «страстей христовых» и апостолов ассоциировались с судьбами укр. повстанцев, боровшихся с панской Польшей. В местных иконописных школах нарастали тяготение к барочной экспрессивности поз и жестов (вишенская школа — И. Бродлакович и др.), интерес к пластич. моделировке форм, к гармоничной плавности и бытовой детализации повествования (жолковская школа — И. Кондзелевич, И. Руткович и др.). В 18 в. возросла роль иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, в произв. к-рой тенденции барочной декоративности стали ещё более интенсивными. В станковой живописи в кон. 17 в. развивались батальный и ист. жанры, в портретах репрезентативность и плоскостный декоративизм соединялись с попытками раскрытия внутр. мира человека (мастер Самуил). Популярным стал жанр т. н. нар. картины, в к-рой одно из ведущих мест занял образ казака-бандуриста. В графике, почти полностью освободившейся от иконописных схем, распространилась техника гравюры на меди (портреты, панегирические композиции и тезисы — Н. Зубрицкий, А. и Л. Тарасевичи, И. Щирский). Образы нар. художеств. культуры нашли выражение в раскрашенных акв. лубочных эстампах и гравюрах типа шпалер («кольтринах»). В скульптуре появилось стремление к точности в передаче анатомич. строения человеческой фигуры; выдающееся место заняло декор. оформление иконостасов, стилистич. эволюция к-рых была тесно связана с арх-рой. В декор.-прикл. иск-ве кон. 17—18 вв. выделялись керамика (Косое, Опошня), изделия из стекла (сосуды, украшенные лепными «прекрасами» и росписью, фигурная посуда), резьба по дереву, рогу и кости, художеств. шитьё, ковроделие (килимы), декор. ткачество.

Украинская ССР. Церковь св. Николая из с. Кривки Львовской области. 1763. Ныне в Музее народной архитектуры и быта. Львов.

 

Украинская ССР. «Казак-бандурист». Начало 19 в. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

С кон. 18 — нач. 19 вв. при участии русских и украинских мастеров реконструировались города. Широко применялась регул. планировка, жилые дома возводились по «образцовым» проектам, доминирующую роль стали играть классицистич. обществ. и торг. сооружения. Получило развитие стр-во усадеб. После отмены крепостного права бурно развивалось пром. стр-во, сопровождавшееся нарастанием хаотичности городской застройки, появлением рабочих кварталов, лишённых элементарных удобств. Достижения строит. техники (жел.-бет. конструкции), новые материалы (гипс, метлахская плитка, майолика) сочетались с образно-композиц. решениями в духе эклектизма и неоклассицизма (П. Ф. Алёшин, А. Н. Бекетов). В рамках арх-ры «модерна» в нач. 20 в. выделилось нац.-романтич. течение, переосмыслившее формы нар. зодчества (В. Г. Кричевский, И. И. Левинский). В изобразит. иск-ве кон. 18 — нач. 19 вв. утвердился классицизм, в распространении к-рого значит. роль сыграла петерб. АХ, где учились и укр. по происхождению мастера (В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, А. П. Лосенка, И. П. Мартос и другие). Строгая нормативность классицизма преодолевалась в портретном жанре (портретисты город А. Васько, К. С. Павлов) с его пристальным вниманием к индивид. особенностям моделей (влияние В. А. Тропинина, работавшего на У. в 1804—21). Основы укр. романтико-реалистич. пейзажа заложили живописцы А. М. Кунавин, И. М. Сошенко, В. И. Штернберг. Великий укр. поэт и худ. Т. Г. Шевченко, творчески переосмыслив приёмы романтизма, создал в своих жанр. композициях, портретах, пейзажах первые и наиб. совершенные образцы критич. реализма в укр. иск-ве 19 в. По пути Шевченко последовали живописцы Л. М. Жемчужников, И. И. Соколов, К. А. Трутовский, а также мастера 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., идейно и творчески связанные с рус. передвижниками. Жанр. полотна создавали К. К. Костанди, Н. Д. Кузнецов, П. А. Нилус, Н. К. Пимоненко, к нац.-ист. тематике обращались С. И. Васильковский и др., образные средства портрета обогащались в живописи и графике П. Г. Волокидина, М. И. Жука, А. А. Мурашко и др. Ведущим мастером укр. батальной живописи и графики был Н. С. Самокиш. Пейзаж 19 в. прошёл путь от романтизиров. произв. Васильковского, В. Д. Орловского к композициям близкого мастерам барбизонской школы И. П. Похитонова, тв-ву Н. Г. Бурачека и С. И. Светославского, впитавшему отдельные достижения импрессионизма. В живописи Зап. У. нач. 20 в. реалистич. принципы развивали А. X. Новаковский, И. И. Труш и др. Скульпторы 2-й пол. 19 в. обращались к образам выдающихся деятелей прошлого (работы Л. В. Позена, Ф. П. Балавенского), к сценам крест. жизни, передавая их живо и достоверно. В графике выдвинулись П. Д. Мартынович и А. Г. Сластион. В связи с подъёмом революц. движения и появлением сатирич. ж. «Звон», «Комар», «Шершень» (1905—06) интенсивно развивалась политич. карикатура (И. М. Бурячок, Ф. С. Красицкий, В. В. Резниченко и др.). Нац.-романтич. тематика была характерна для тв-ва И. С. Ижакевича, Е. Л. Кульчицкой, А. И. Монастырского. В 19 — нач. 20 вв. получили широкое распространение многочисл. традиц. виды нар. декор.-прикл. иск-ва (резьба по дереву, керамика, килимарство, вышивка, набойка, «писанкарство» — художественная раскраска пасхальных яиц, и др.). Особого расцвета достигла декор. роспись (наличники, ставни, интерьеры хат, мебель).

Украинская ССР. Мастер Самуил. Портрет Д. И. Долгорукова. 1769. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

 

Украинская ССР. Керамика с. Опошня. 19—20 вв.

Окт. революция 1917 коренным образом изменила условия развития укр. художеств. культуры. Создание суверенного Укр. сов. гос-ва, рост его экономич. могущества, утверждение социалистич. отношений, интенсивное развитие всех областей нар.-хоз. и духовной жизни сов. общества, взаимообогащение художеств. культур братских народов благотворно сказались на развитии укр. арх-ры и изобразит. иск-ва, обеспечивая их поступат. рост и неуклонный подъём. В 20—30-х гг. интенсивно реконструировались города по заранее разработанным планам, были выдвинуты прогрессивные предложения по планировке жилых кварталов, типизации сооружений, развёрнуто стр-во школ, клубов, дворцов культуры, больниц и поликлиник. В арх-ре использовались формы нар. зодчества (пос. Харьковского тракторного з-да, 1924, арх. В. К. Троценко), укр. барокко (с.-хоз. академия в Киеве, 1923-30, арх. Д. М. Дьяченко), классицизма (здания Сов. Мин. УССР, 1934—39, арх. И. А. Фомин, П. В. Абросимов, и Верх. Совета УССР, 1936—39, арх. В. И. Заболотный,— оба в Киеве). В Харькове был создан ансамбль пл. Дзержинского (1925—35, арх. С. С. Серафимов и др.), застроенный зданиями в стиле конструктивизма. Невиданный размах приобрело пром. строительство, примечат. образцом к-рого стал комплекс Днепрогэса им. В. И. Ленина (1927—32, арх. бр. Веснины, Г. М. Орлов, Н. Д. Колли, С. Г. Андриевский, инж. И. Г. Александров и др.). После Вел. Отеч. войны 1941—45 проведена большая работа по восстановлению разрушенных городов (Севастополь, Тернополь, ул. Крещатик в Киеве); со 2-й пол. 50—60-х гг. укр. архитекторы широко использовали типовые проекты, а с 70-х гг.— типовые блоксекции и конструкции сборного домостроения. Созданы также проекты планировки гг.-заповедников (Луцка, Каменец-Подольского и др.) с выделением охранных зон для пам. арх-ры. В жилых районах крупных городов создаются многообразные пространств. композиции застройки, которые обогащаются сочетанием зданий разной этажности и усилением пластической выразительности объёмов: массивы Русановка (1965—72, арх. В. Е. Ладный, Г. С. Кульчицкий), Березняки (1971, арх. С. Б. Шпильт, В. М. Гречина и др.), Оболонь (1980-е гг., Г. С. Кульчицкий, З. Г. Хлебников и др.) — все в Киеве; «Победа» в Днепропетровске (1982, арх. Н. П. Розанов, О. Г. Хавкин, Е. Б. Яницкий). Функц. чёткость планировки, лаконизм форм, применение монумент.-декор. композиций (мозаичные панно, майолика и т. д.) характерны для обществ. сооружений 60—80-х гг.: гостиница «Тарасова гора» в Каневе (1961, арх. Н. Б. Чмутина, Е. В. Гусева, А. А. Зубок), киноконцертный зал «Украина» в Харькове (1963, арх. В. С. Васильев и др.), Дворец культуры «Украина» в Киеве (1970, арх. Е. А. Маринченко, И. Г. Вайнер, П. Н. Жилицкий), аэровокзал в Борисполе (1966, арх. А. В. Добровольский и др.), оперный театр в Днепропетровске (1974, арх. Б. П. Жежерин). Ещё большие масштабы получают пром. и сельское стр-во.

Украинская ССР. В. Д. Орловский. «Хаты в летний день». 1870-е гг. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

 

Украинская ССР. И. И. и Л. Левинские, А. О. Лупщинский, Т. Обминский. Здание страхового общества «Днестр» во Львове. 1905.

В первые годы Сов. власти на У. сложилось агитац.-массовое иск-во (плакат, «окна» УкРОСТА и ЮгРОСТА, оформление агитац. поездов и пароходов). Ленинский план монументальной пропаганды стимулировал создание обобщённо-героич. образов в монумент. скульптуре (М. И. Гельман, И. П. Кавалеридзе). Художники-монументалисты (М. Л. Бойчук, И. И. Падалка, В. Ф. Седляр) стремились переосмыслить опыт др.-рус. и итал. ренессансных мастеров фресковой живописи, но нередко впадали в схематич. отвлечённость образов. Живописцы 20-х гг. (Самокиш, Ф. Г. Кричевский, А. Г. Петрицкий, А. А. Шовкуненко) запечатлевали в своих произведениях драматич. события революции и Гражданской войны 1918—20, характерные приметы сов. действительности, черты нового человека. С 20-х гг. интенсивно развивались и театр.-декорац. иск-во (М. И. Драк, В. Г. Меллер), книжная (Г. И. Нарбут) и станковая (В. X. Заузе, В. И. Касиян) графика, плакат (А. И. Страхов). В художеств. жизни этих лет важную роль сыграли объединения АХЧУ [Ассоциация художников Красной (Червоной) У.] и АРМУ [Ассоциация революц. иск-ва (мистецтва) У.]. Эволюция укр. изобразит. иск-ва в 30-х гг. проходила под знаком острой борьбы с формалистич. тенденциями, за углубление гражд. содержания произв., овладение методом социалистич. реализма. Ведущее место заняла тематич. картина (К. Д. Трохименко, В. Н. Костецкий), жизнеутверждающие настроения усилились в портрете, пейзаже, графике и скульптуре. После воссоединения зап. земель, Сев. Буковины и Закарпатья с Сов. У. передовые зап.-укр. художники (И. И. Бокшай, Кульчицкая, Манастырский, А. М. Эрдели) влились в отряд деятелей укр. сов. иск-ва. В годы Вел. Отеч. войны 1941—45 укр. художники активно работали на фронтах и в тылу, создавая боевые плакаты (Касиян, В. Г. Литвиненко и др.) агитокна, скульпт. (Г. Л. Петрашевич) и живописные (Шовкуненко) портреты героев войны, линогравюры (А. С. Пащенко), офорты (М. Г. Дерегус).

Украинская ССР. Архитекторы В. С. Васильев, Ю. А. Плаксиев, А. В. Реусов. Киноконцертный зал «Украина» в Харькове. 1963.

 

Украинская ССР. Здание Театра музыкальной комедии в Одессе. 1980-е гг.

В живописи 50—70-х гг. ведущее место заняли темы героич. борьбы сов. народа в годы войны (В. Г. Пузырьков и др.), ист.-революц. и ист. сюжеты (М. М. Божий, А. М. Лопухов, Г. С. Мелихов, В. А. Чеканюк, В. В. Шаталин). Портрет (Божий, А. А. Коцка, Шовкуненко), пейзажи (Н. П. Глущенко, А. М. Кашшай, С. Ф. Шишко) обнаруживают тенденцию к программности, тематичности, ассоциативности. В 70—80-х гг. ведущее место занимает сюжетно-тематич. картина, в к-рой развёрнутая повествовательность всё чаще уступает место подчёркнутой выразительности композиции и деталей, гармоничному колориту (произв. Г. М. Глюка, Т. Н. Яблонской). Широта проблематики отличает укр. скульптуру этого периода (работы В. З. Бородая, А. А. Ковалёва, А. П. Олейника, М. К. Вронского, Д. П. Крвавича, В. И. Знобы и др.). Плодотворно развивается театр.-декорац. иск-во, где успешно выступили П. А. Злочевский, Д. Д. Лидер, Е. Н. Лысик, Ф. Ф. Нирод и др. Широким тематич. жанр. и эмоц. диапазоном отличается совр. укр. графика (работы А. Д. Базилевича, город В. Якутовича и др.). Успехи иск-ва плаката связаны с именами Т. А. Лящука, О. К Терентьева, Е. В. Саренко, Ф. Т. Глущук и др. Заметно возросла роль монумент.-декор. живописи, открывающей многообразные пути синтеза с арх-рой (С. А. Кириченко, В. В. Мельниченко, А. Ф. Рыбачук и др.).

Украинская ССР. М. М. Божий. «Думы мои, думы?» 1959—60. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

 

Украинская ССР. М. А. Примаченнко. «Пава». Гуашь. 1936. Музей украинского народного декоративного искусства УССР. Киев.

В 20-х гг. получил дальнейшее развитие самобытный жанр нар. станковой живописи и графики, генетически связанный с изготовлением орнамент. композиций на бумаге, ткани, дереве и папье-маше; декор.-экспрессивные композиции созданы мастерами Т. А. Пата, М. А. Примаченко. Г. Ф. Собачко-Шостак, Е. В. Белокур. В 20—50-х гг. среди многочисленных видов декор.- прикл. иск-ва особое место занимали резьба по дереву (П. П. Верна, Я. Р. Халабудный), керамика (И. Т. Гончар, Е. С. Железняк), инкрустация из соломы (А. Ф. Саенко), ткачество и килимарство (П. И. Василенко, Н. Ю. Вовк, город И. Верес). Развивались также набойка, вышивка и др. нар. промыслы (керамика в Косове, Опошне, художеств. стекло во Львове). В 60—80-х гг. традиции нар. художеств. культуры, переосмысляемые в связи с новыми условиями гор. и сельского быта, продолжают служить осн. стилистич. источником укр. декор.-прикл. иск-ва.

СА УССР осн. в 1933, СХ УССР— в 1938.

Лит.: ИСиНМ. т. 4, М., 1978; ВИА. т. 6, 12 (книга 1), М., 1968—75; ИИН СССР, т. 1—9 (книга 1), М., 1971—82; Iстopiя украïнського мистецтва. т. 1—6, Киïв. 1966—70; Логвин город Н., Украина и Молдавия, М., 1982; Памятники градостроительства и архитектуры УССР, т 1—2,— К., 1983—85

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024