ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. В трёх томах. БСЭ, Москва. 1953—1955


УКРАИНЦЫ, социалистическая нация, осн. население УССР. Живут также в БССР, РСФСР, на Сев. Кавказе и в Сибири. Численность в СССР — 35611 т. ч. (окончат. итоги переписи 1939). Язык — украинский, восточно-слав. группы.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. СЭ, Москва. 1980


УКРАИНЦЫ, нация, осн. нас. УССР (33,3 млн. ч.), всего в СССР 40,7 млн. ч. (1970). Часть живёт в Польше, Чехословакии, Румынии, Югославии, Канаде, США и др. (всего ок. 1,5 млн. ч.). Яз. украинский.

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК, относится к славянским языкам (вост.-слав. гр.), входящим в индоевроп. семью яз. Письменность на основе рус. алфавита.

 

 

УКРАИНЦЫ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


УКРАИ́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – укра́їнці), 1) граждане Украины; 2) вос­точ­но­сла­вян­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Ук­раи­ны. Чис­лен­ность 37,5 млн. чел., из них 32,6 млн. чел. го­во­рят на ук­ра­ин­ском язы­ке (2001, пе­ре­пись); рас­про­стра­нён рус. яз. Жи­вут так­же в Рос­сии (1,9 млн. чел. – 2010, пе­ре­пись; 2,5 млн. вы­ход­цев с Ук­раи­ны, по дан­ным МВД на 2016), на се­ве­ре Ка­зах­ста­на (333 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись); в стра­нах Вост., Юго-Вост. и Центр. Ев­ро­пы – на се­ве­ре и вос­то­ке Мол­да­вии (442,5 тыс. чел., в т. ч. в При­дне­ст­ро­вье 160,1 тыс. чел., – 2004, пе­ре­пись), се­ве­ре и за­па­де Ру­мы­нии (50,9 тыс. чел., в т. ч. в жу­де­це Ма­ра­му­реш – 30,8 тыс. чел.), се­ве­ро-вос­то­ке Сло­ва­кии (40,9 тыс. чел., в т. ч. 33,5 тыс. ру­син, – 2011, пе­ре­пись), а так­же в Гер­ма­нии (255 тыс. вы­ход­цев с Ук­раи­ны – 2014, дан­ные Ста­ти­стич. ве­дом­ст­ва), Че­хии (53,3 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), Бе­ло­рус­сии (158,7 тыс. чел., по-ук­ра­ин­ски го­во­рят 46,4 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), Поль­ше (48 тыс. чел., из них 22 тыс. чел. со­че­та­ют укр. иден­тич­ность с др. эт­нич. иден­тич­ностью; 232 тыс. уро­жен­цев Ук­раи­ны, в т. ч. 15 тыс. гра­ж­дан Ук­раи­ны, – круп­ней­шая им­ми­грант­ская груп­па – 2011, пе­ре­пись), Лат­вии (45,7 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись); в Аме­ри­ке – в Ка­на­де (1,3 млн. чел. укр. про­ис­хо­ж­де­ния, в т. ч. 345,4 тыс. чел. в пров. Аль­бер­та, 342 тыс. чел. в пров. Он­та­рио, 203,6 тыс. чел. в пров. Брит. Ко­лум­бии, – 2011, пе­ре­пись), США (1 млн. чел. – 2006, пе­ре­пись), Бра­зи­лии (до 0,5 млн. чел., в осн. в шта­те Па­ра­на), Ар­ген­ти­не (до 0,3 млн. чел. – 2012, дан­ные Укр. по­соль­ст­ва) и др. Ве­рую­щие в осн. пра­во­слав­ные (Ук­ра­ин­ская пра­во­слав­ная цер­ковь Моск. пат­ри­ар­ха­та, Укр. пра­во­слав­ная цер­ковь Ки­ев­ско­го пат­ри­ар­ха­та и Укр. ав­то­ке­фаль­ная пра­во­слав­ная цер­ковь) и униа­ты (в осн. на Зап. Ук­раи­не), есть ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты.

В 14–16 вв. жи­те­ли Юж. Ру­си на­зыва­ли се­бя ру­си­на­ми, ру­си­ча­ми, рус­на­ка­ми, ка­за­ка­ми и т. д.; с 18 в. стал широ­ко исполь­зо­вать­ся эт­но­ним «ма­ло­рос­сы». Вы­де­ля­ют­ся укр. ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. ре­гио­ны: Ср. По­днеп­ро­вье (от Кие­ва до Днеп­ров­ских по­ро­гов), Юг (За­по­ро­жье, При­чер­но­мо­рье и При­азо­вье), По­до­лье (по­до­ля­не), Кар­па­ты (Сев. Бу­ко­ви­наЗа­кар­па­тьеПря­шев­ская Русь, Лем­ков­ская Русь, Га­ли­цияВо­лынь – гу­цу­лыбой­килем­кидо­лы­ня­не; см. так­же Ру­си­ны), По­ле­сье (бас­сей­ны Те­те­ре­ва и Дес­ны – по­ле­щу­ки, лит­ви­ны), Се­вер­щи­на (вер­хо­вья Дес­ны), Сло­бо­жан­щи­на (вер­хо­вья Вор­ск­лы, Псё­ла, Се­вер­ско­го Дон­ца). С кон. 19 в. от­ме­че­но неск. волн мас­со­вой эмиг­ра­ции У. (гл. обр. с Зап. Ук­раи­ны) в стра­ны Зап. Ев­ро­пы и осо­бен­но Аме­ри­ки. Укр. им­ми­гран­ты (в 19 – нач. 20 вв. – гл. обр. кре­сть­я­не, в меж­во­ен­ный пе­ри­од – по­ли­тич. эмиг­ран­ты, в по­сле­во­ен­ный – так­же «пе­ре­ме­щён­ные ли­ца») по­се­ля­лись на се­ве­ро-вос­то­ке США (в осн. в шта­те Пен­силь­ва­ния), в про­вин­ци­ях Аль­бер­та, Сас­ка­че­ван и Ма­ни­то­ба в Ка­на­де, Юж. Аме­ри­ке. У., им­ми­гри­ро­вав­шие из Ав­ст­ро-Венг­рии в Ка­на­ду, но не по­лу­чив­шие ка­над. граж­дан­ст­ва, в 1-ю ми­ро­вую вой­ну бы­ли ин­тер­ни­ро­ва­ны. В 1944–46 на ос­но­ва­нии со­гла­ше­ния от 9.9.1944 меж­ду пра­ви­тель­ст­вом УССР и Поль­ским нар. ос­во­бо­дит. к-том осу­ще­ст­в­ле­но пе­ре­се­ле­ние У. из Поль­ши в УССР (од­но­вре­мен­но по­ля­ки пе­ре­се­ля­лись с тер­ри­то­рии УССР в Поль­шу). Пер­во­на­чаль­но про­ис­хо­ди­ло доб­ро­воль­но, с 1945 и в при­ну­дит. по­ряд­ке; все­го пе­ре­се­ле­но св. 500 тыс. чел. В 1947 в хо­де опе­ра­ция «Вис­ла», пред­при­ня­той по ре­ше­нию польск. пра­ви­тель­ст­ва, св. 140 тыс. У. и лиц из сме­шан­ных поль­ско-укр. се­мей де­пор­ти­ро­ва­ны из юго-вост. рай­о­нов Поль­ши в се­ве­ро-за­пад­ные, ра­нее вхо­див­шие в со­став Гер­ма­нии и по­лу­чен­ные Поль­шей пос­ле за­вер­ше­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны. Тру­до­вая эмиг­ра­ция с Ук­раи­ны рез­ко вы­рос­ла в кон. 20 в. В свя­зи с во­ен­но-по­ли­тич. кри­зи­сом на Ук­раи­не в Рос­сию в 2014–15 при­бы­ло св. 300 тыс. укр. бе­жен­цев (све­де­ния Фе­де­раль­ной миг­рац. служ­бы на ле­то 2015).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для вост. сла­вян Вост. Ев­ро­пы, име­ет ряд черт, сход­ных с на­ро­да­ми Центр. и Юго-Вост. Ев­ро­пы. Осн. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие (рожь, пше­ни­ца, яч­мень, гре­чи­ха, лён, ко­но­п­ля, с 17 в. – та­бак, с 19 в. – кар­то­фель, под­сол­неч­ник, ку­ку­ру­за) и жи­вот­но­вод­ст­во (круп­ный ро­га­тый скот, сви­ньи, ло­ша­ди; мес­та­ми – ов­цы: чёр­ная ре­ше­ти­лов­ская и се­рая со­коль­ская по­ро­ды на Пол­тав­щи­не, кар­пат­ская в Кар­па­тах и др.).

Жи­ли­ще в осн. кар­кас­ное (сто­впо­во), кар­кас за­пол­нял­ся го­ри­зон­таль­ны­ми бру­ска­ми (ле­со­степ­ное Пра­во­бе­ре­жье), вер­ти­каль­ны­ми брёв­на­ми (стор­чив­ка, тор­чив­ка, тор­чов­ка – Ле­во­бе­ре­жье) или плет­нём (тур­лук – степь); в По­ле­сье и Кар­па­тах рас­про­стра­не­ны сруб­ные до­ма, на юге – сыр­цо­вые и гли­но­бит­ные. Сте­ны бе­ли­лись (кро­ме Кар­пат и Сев.-Зап. По­ле­сья), ино­гда по­кры­ва­лись по­ли­хром­ной рос­пи­сью; кры­ша валь­мо­вая стро­пиль­ная, кры­тая со­ло­мой. Жи­ли­ще в осн. двух­ка­мер­ное, на се­ве­ро-вос­то­ке, за­па­де и юге – трёх­ка­мер­ное с ха­той, се­ня­ми и кле­тью (ко­мо­рой) ли­бо дру­гой ха­той по др. сто­ро­ну от се­ней; в Кар­па­тах од­ну или неск. ко­мор при­страи­ва­ли к ха­те и де­ла­ли отд. вход. Во 2-й пол. 19 в. в се­нях ста­ли вы­го­ра­жи­вать кла­до­вую (ко­мо­ра, ко­мир­ка, ко­мир­чи­на, клить, по­клить, хиж­ка, чу­лан), в нач. 20 в. в По­ле­сье и на Сло­бо­жан­щи­не – ота­п­ли­вае­мое пе­чью по­ме­ще­ние (те­п­лу­ха, те­п­луш­ка, при­ха­ток, ха­ти­на, кух­ня); ха­ты ста­ли де­лить на гор­ни­цу (чис­та ха­та, ве­ли­ка ха­та, за­ла) и кух­ню (ха­ти­на). К вхо­ду при­страи­ва­ли крыль­цо (га­нок, крыль­це, рун­дук, ко­ли­дор). В Кар­па­тах и Прид­не­ст­ро­вье по­строй­ка име­ла под­клет (по­гриб, пив­ни­ца). Пла­ни­ров­ка ин­терь­е­ра ха­ты в осн. зап.-рус. (укр.-бе­ло­рус.) ти­па (см. в ст. Из­ба): печь ста­ви­лась у вхо­да усть­ем к не­му, в За­кар­па­тье – усть­ем к тор­цу. В Пра­во­бе­ре­жье – печь с ши­ро­ким шест­ком (при­пи­чок) с мас­сив­ным усе­чён­но-пи­ра­ми­даль­ным ды­мо­при­ём­ни­ком (ко­мин) над ним. Усадь­ба име­ла сво­бод­ную не­замк­ну­тую пла­ни­ров­ку: ха­та (бу­ды­нок) ста­ви­лась вхо­дом на юг или юго-вос­ток в глу­би­не дво­ра на зна­чи­тель­ном («глу­бо­кий двор») или не­боль­шом (кур­до­нёр) рас­стоя­нии; на край­нем се­ве­ро-вос­то­ке до­ма ино­гда ста­ви­лись на «крас­ной ли­нии» ули­цы. В По­ле­сье, на Во­лы­ни, в За­кар­па­тье бы­ла рас­про­стра­не­на од­но­ряд­ная связь (дов­га), в По­ле­сье, Кар­па­тах, По­до­лье – замк­ну­тая пла­ни­ров­ка дво­ра (по­лес­ский ок­руж­ний двир, круг­лый двир; гу­цуль­ская гра­ж­да).

Украинцы
Рис. Е.Н. Федорченко Украинцы. Традиционный костюм. 1 – Среднее Поднепровье (Полтавщина): мужчина одет в вышитую рубаху, заправленную в шаровары, подвязанные кушаком, суконную свиту, мерлушковую шапку (кучма), сапоги (чоб...

Муж­ской кос­тюм – ту­ни­ко­об­раз­ная или с пря­мы­ми по­ли­ка­ми ру­ба­ха (ко­шу­ля, со­роч­ка), шта­ны, ча­ще с ши­ро­ким ша­гом (ша­ро­ва­ры), под­вя­зан­ные ши­ро­ким поя­сом (ку­шак), без­ру­кав­ка; свер­ху на­де­ва­ли ле­во­за­паш­ной каф­тан (сви­та) со сбо­ра­ми в та­лии на спи­не из сук­на или фаб­рич­ной тка­ни (жу­пан), у зап. У. – курт­ку (сэр­дак); на го­ло­ве – обыч­но мер­луш­ко­вая шап­ка (куч­ма), ле­том – со­ло­мен­ная шля­па (брыль). До 19 в. го­ло­ву бри­ли, ос­тав­ляя прядь (осе­ле­дец) на ма­куш­ке, гу­цу­лы но­си­ли длин­ные во­ло­сы. Жен­щи­ны по­верх ру­ба­хи (на Пра­во­бе­ре­жье – со стоя­чим или от­лож­ным во­рот­ни­ком; на Ле­во­бе­ре­жье – с бе­ло-се­рой, на Пра­во­бе­ре­жье – с крас­но-чёр­ной, в За­кар­па­тье – так­же жёл­то-зе­лё­но-крас­ной вы­шив­кой, у по­ле­щу­ков – с тка­ным ор­на­мен­том) но­си­ли пре­стил­ку (за­пас­ка), по­нё­ву (дер­га) или плах­ту, у по­ле­щу­ков – так­же шер­стя­ную юб­ку (лит­ник, ан­да­рак); без­ру­кав­ку (кер­сет­ка, у по­ле­щу­ков – ка­тан­ка из бе­ло­го сук­на, у зап. У. – кэп­тар) и сви­ту. За­муж­ние жен­щи­ны уби­ра­ли во­ло­сы под ша­поч­ку ти­па по­вой­ни­ка (очи­пок), до кон. 19 в. бы­то­вал по­ло­тен­ча­тый убор (на­мит­ка).

Тра­диц. пи­ща: ка­ши из му­ки (греч­не­вой – ле­миш­ка, ку­ку­руз­ной – ма­ма­лы­га, пше­нич­ной – за­тир­ка), в т. ч. фер­мен­ти­ро­ван­ной (ки­силь, ква­ша), по­хлёб­ки с кру­пой (ку­лиш) или про­жа­рен­ной му­кой (са­ла­мат), ва­ре­ни­ки (га­луш­ки), лап­ша (лок­ша, лок­ши­на), су­пы из крас­ной свёк­лы (чер­во­ный борщ) или зе­ле­ни (зе­лё­ный борщ), блю­да из ты­к­вы (гар­буз); из на­пит­ков – ком­пот из су­шё­ных фрук­тов (уз­вар), хлеб­ный квас (сы­ри­вец).

Раз­но­об­раз­ны те­ат­ра­ли­зов. об­ход­ные об­ря­ды: свя­точ­ные ко­ля­до­ва­ние с вер­те­пом, об­хо­ды ря­же­ных пар­ней «Ко­за», «Ма­лан­ка», «Мед­ведь» и др. (ря­же­ные со­став­ля­ли со­пер­ни­чаю­щие груп­пы – ма­лан­ка­ры, ко­то­рые уст­раи­ва­ли со­стя­за­ния в борь­бе и др.); мас­ле­нич­ные шу­тов­ские ше­ст­вия с «ко­лод­кой», про­цес­сии с на­ря­жен­ной зе­ле­нью де­вуш­кой («То­поль», в По­ле­сье – «Куст»; ср. обы­чай Пе­пе­ру­ды в Юго-Вост. Ев­ро­пе) на Трои­цу (Зе­ле­ны свя­та), «ку­паль­ским де­рев­цем» (Ку­пай­ло, Ку­пай­ли­це, Ма­ре­на) на Ива­нов день, по­след­ним сно­пом на до­жин­ки, «про­во­ды Ру­сал­ки» в По­ле­сье (см. Ру­са­лии) и т. п. На Пас­ху (Ве­лик­день) пе­кут ку­ли­чи (пас­ка) и кра­сят пас­халь­ные яй­ца (пи­сан­ка, кра­шан­ка, га­лун­ка и т. п.), уст­раи­ва­ют «об­ли­ван­ные дни», по­сле Пас­халь­ной не­де­ли – по­ми­наль­ные об­ря­ды (Про­во­ды, Гроб­ки, Мо­гил­ки – см. Ра­до­ни­ца). Раз­ви­ты вы­шив­ка и узор­ное тка­че­ст­во, про­из-во по­лив­ной ке­ра­мич. по­су­ды (По­до­лье, За­кар­па­тье, сёла Опош­ня и Мир­го­род Пол­тав­ской обл., с. Ко­со­во Ива­но­во-Фран­ков­ской обл.), из­раз­цов (г. Ич­ня Чер­ни­гов­ской обл. и др.), резь­ба по де­ре­ву (в т. ч. «фи­гу­ры» – скульп­ту­ра на хри­сти­ан­ские сю­же­ты в Кар­па­тах). На Свят­ки и Пас­ху до­ма ук­ра­ша­ли вы­ши­ты­ми по­ло­тен­ца­ми (руш­ник), в По­до­лье – бу­маж­ны­ми цве­та­ми и узор­ны­ми сал­фет­ка­ми (вы­ты­нан­ки), в Зап. По­ле­сье и Га­ли­ции – фи­гур­ка­ми из со­ло­мы («пау­ки»).

Уст­ное твор­че­ст­во. Нар. му­зы­ка У. име­ет су­щест­вен­ные ре­гио­наль­ные раз­ли­чия, муз. твор­че­ст­во вос­точ­ных У. име­ет об­щие чер­ты с рус­ским и бе­ло­рус­ским фольк­ло­ром, за­пад­ных У. – с вен­гер­ским, поль­ским, мол­дав­ским, ру­мын­ским, чеш­ским, сло­вац­ким. В це­лом ха­рак­тер­ны ка­лен­дар­но-об­ря­до­вые (вес­нян­кико­ляд­ки, ку­паль­ские и др.) и се­мей­но-об­ря­до­вые пес­ни, ли­рич. пес­ни и бал­ла­ды, сол­дат­ские, ис­то­рич. пес­ни, тан­це­валь­ные наи­гры­ши и др. На­ря­ду с од­но­го­ло­си­ем, рас­про­стра­не­но мно­го­го­ло­сие под­го­ло­соч­но­го и го­мо­фон­но­го скла­дов. В 18 – нач. 20 вв. в твор­че­ст­ве проф. му­зы­кан­тов-ска­зи­те­лей бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ду­мы, ко­то­рые тра­ди­ци­он­но ис­пол­ня­лись в со­про­во­ж­де­нии бан­ду­ры (коб­зы) или ко­лёс­ной ли­ры. У зап. групп У. зна­чит. роль при­над­ле­жит ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке, сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов – скрип­кацим­ба­лытрем­би­та; для тан­це­валь­ной му­зы­ки ха­рак­тер­на струк­ту­ра ко­ло­мый­ки. Ин­ст­ру­мен­таль­ная куль­ту­ра У. от­ли­ча­ет­ся раз­ви­то­стью и свое­об­ра­зи­ем, рас­про­стра­не­но ан­самб­ле­вое ис­пол­ни­тель­ст­во; тра­диц. тип ан­самб­ля – «троїсті му­зи­ки», в ко­то­рый мог­ли вхо­дить скрип­ки, ба­со­ля (смыч­ко­вый бас) и бу­бен ли­бо скрип­ки, цим­ба­лы и бу­бен (ны­не так­же др. ин­ст­ру­мен­ты). Укр. муз. фольк­лор в его ау­тен­тич­ном зву­ча­нии со­хра­нил­ся пре­им. у зап. групп У.; его вос­про­из­во­дят ан­самб­ли «Дре­во» (1979), «Во­ло­дар» (1993), «Бо­жи­чи» (1999; все – Ки­ев) и др.

Библиография

Лит.: Гу­ме­нюк А. Українські народні му­зичні інструменти. Київ, 1967; Го­шов­ский В. У ис­то­ков на­род­ной му­зы­ки сла­вян. М., 1971; Квит­ка К. Из­бран­ные тру­ды. М., 1971–1973. Т. 1–2; Ук­ра­ин­ские на­род­ные ду­мы. М., 1972; Ук­ра­ин­цы. М., 2000.

 

 

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 1978


УКРАЙНЫЙ и украинный, крайнiй, у краю, на краю чего нхдщс.; дальнiй, пограничный, порубежный, что на крайнихъ предѣелахъ государства. Сибирскiе города встарь зывались украйными. А город Соловецкой мѣсто украинное, Акты. Украй, украйна, область скраю государства или украйная. Латины взяша украины нѣколико псковскихъ селъ, стар. Даже до украины нашей страны молдавской, стар. На украинѣ, на студеномъ морѣ, стар. Нынѣ Украиной зовутъ Малую Русь. Украекъ м. полоса по краю чего-либо, кромка. Украиться пск. стать, поселиться съ краю; придти къ концу, кончить что. Украивать, укроить что, урѣзать, уменьшить, убавить въ кройкѣ. Укроилъ ты рукава, обузилъ. Портной укроитъ, на ножницахъ унесетъ, украдетъ. —ся, стрдт. Украиванье, укроенье, укрой, укройка, дѣйст. по знч. гл. || Укрой м. укроина ж. нвг. краюха, укрухъ, корка хлѣбная: ломоть, ломтище, укроекъ, ломтикъ. || Укрой, црк. об(по)вязки, пелены. Обязанъ рукама и ногама укроемъ, Iоан. (кроить или крыть?).

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024