Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва. 1953—1955. — С. 472
УКРАИНЦЫ, социалистическая нация, осн. население УССР. Живут также в БССР, РСФСР, на Сев. Кавказе и в Сибири. Численность в СССР — 35611 т. ч. (окончат. итоги переписи 1939). Язык — украинский, восточно-слав. группы.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1390-1391
УКРАИНЦЫ, нация, осн. нас. УССР (33,3 млн. ч.), всего в СССР 40,7 млн. ч. (1970). Часть живёт в Польше, Чехословакии, Румынии, Югославии, Канаде, США и др. (всего ок. 1,5 млн. ч.). Яз. украинский.
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК, относится к славянским языкам (вост.-слав. гр.), входящим в индоевроп. семью яз. Письменность на основе рус. алфавита.
Большая российская энциклопедия. Том 32. — Москва, 2016. — С. 763-764 // Электронная версия
УКРАИ́НЦЫ (самоназвание – укра́їнці), 1) граждане Украины; 2) восточнославянский народ, осн. население Украины. Численность 37,5 млн. чел., из них 32,6 млн. чел. говорят на украинском языке (2001, перепись); распространён рус. яз. Живут также в России (1,9 млн. чел. – 2010, перепись; 2,5 млн. выходцев с Украины, по данным МВД на 2016), на севере Казахстана (333 тыс. чел. – 2009, перепись); в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы – на севере и востоке Молдавии (442,5 тыс. чел., в т. ч. в Приднестровье 160,1 тыс. чел., – 2004, перепись), севере и западе Румынии (50,9 тыс. чел., в т. ч. в жудеце Марамуреш – 30,8 тыс. чел.), северо-востоке Словакии (40,9 тыс. чел., в т. ч. 33,5 тыс. русин, – 2011, перепись), а также в Германии (255 тыс. выходцев с Украины – 2014, данные Статистич. ведомства), Чехии (53,3 тыс. чел. – 2011, перепись), Белоруссии (158,7 тыс. чел., по-украински говорят 46,4 тыс. чел. – 2009, перепись), Польше (48 тыс. чел., из них 22 тыс. чел. сочетают укр. идентичность с др. этнич. идентичностью; 232 тыс. уроженцев Украины, в т. ч. 15 тыс. граждан Украины, – крупнейшая иммигрантская группа – 2011, перепись), Латвии (45,7 тыс. чел. – 2011, перепись); в Америке – в Канаде (1,3 млн. чел. укр. происхождения, в т. ч. 345,4 тыс. чел. в пров. Альберта, 342 тыс. чел. в пров. Онтарио, 203,6 тыс. чел. в пров. Брит. Колумбии, – 2011, перепись), США (1 млн. чел. – 2006, перепись), Бразилии (до 0,5 млн. чел., в осн. в штате Парана), Аргентине (до 0,3 млн. чел. – 2012, данные Укр. посольства) и др. Верующие в осн. православные (Украинская православная церковь Моск. патриархата, Укр. православная церковь Киевского патриархата и Укр. автокефальная православная церковь) и униаты (в осн. на Зап. Украине), есть католики и протестанты.
В 14–16 вв. жители Юж. Руси называли себя русинами, русичами, руснаками, казаками и т. д.; с 18 в. стал широко использоваться этноним «малороссы». Выделяются укр. историко-этнографич. регионы: Ср. Поднепровье (от Киева до Днепровских порогов), Юг (Запорожье, Причерноморье и Приазовье), Подолье (подоляне), Карпаты (Сев. Буковина, Закарпатье, Пряшевская Русь, Лемковская Русь, Галиция, Волынь – гуцулы, бойки, лемки, долыняне; см. также Русины), Полесье (бассейны Тетерева и Десны – полещуки, литвины), Северщина (верховья Десны), Слобожанщина (верховья Ворсклы, Псёла, Северского Донца). С кон. 19 в. отмечено неск. волн массовой эмиграции У. (гл. обр. с Зап. Украины) в страны Зап. Европы и особенно Америки. Укр. иммигранты (в 19 – нач. 20 вв. – гл. обр. крестьяне, в межвоенный период – политич. эмигранты, в послевоенный – также «перемещённые лица») поселялись на северо-востоке США (в осн. в штате Пенсильвания), в провинциях Альберта, Саскачеван и Манитоба в Канаде, Юж. Америке. У., иммигрировавшие из Австро-Венгрии в Канаду, но не получившие канад. гражданства, в 1-ю мировую войну были интернированы. В 1944–46 на основании соглашения от 9.9.1944 между правительством УССР и Польским нар. освободит. к-том осуществлено переселение У. из Польши в УССР (одновременно поляки переселялись с территории УССР в Польшу). Первоначально происходило добровольно, с 1945 и в принудит. порядке; всего переселено св. 500 тыс. чел. В 1947 в ходе операция «Висла», предпринятой по решению польск. правительства, св. 140 тыс. У. и лиц из смешанных польско-укр. семей депортированы из юго-вост. районов Польши в северо-западные, ранее входившие в состав Германии и полученные Польшей после завершения 2-й мировой войны. Трудовая эмиграция с Украины резко выросла в кон. 20 в. В связи с военно-политич. кризисом на Украине в Россию в 2014–15 прибыло св. 300 тыс. укр. беженцев (сведения Федеральной миграц. службы на лето 2015).
Традиц. культура типична для вост. славян Вост. Европы, имеет ряд черт, сходных с народами Центр. и Юго-Вост. Европы. Осн. занятия – пашенное земледелие (рожь, пшеница, ячмень, гречиха, лён, конопля, с 17 в. – табак, с 19 в. – картофель, подсолнечник, кукуруза) и животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, лошади; местами – овцы: чёрная решетиловская и серая сокольская породы на Полтавщине, карпатская в Карпатах и др.).
Жилище в осн. каркасное (стовпово), каркас заполнялся горизонтальными брусками (лесостепное Правобережье), вертикальными брёвнами (сторчивка, торчивка, торчовка – Левобережье) или плетнём (турлук – степь); в Полесье и Карпатах распространены срубные дома, на юге – сырцовые и глинобитные. Стены белились (кроме Карпат и Сев.-Зап. Полесья), иногда покрывались полихромной росписью; крыша вальмовая стропильная, крытая соломой. Жилище в осн. двухкамерное, на северо-востоке, западе и юге – трёхкамерное с хатой, сенями и клетью (коморой) либо другой хатой по др. сторону от сеней; в Карпатах одну или неск. комор пристраивали к хате и делали отд. вход. Во 2-й пол. 19 в. в сенях стали выгораживать кладовую (комора, комирка, комирчина, клить, поклить, хижка, чулан), в нач. 20 в. в Полесье и на Слобожанщине – отапливаемое печью помещение (теплуха, теплушка, прихаток, хатина, кухня); хаты стали делить на горницу (чиста хата, велика хата, зала) и кухню (хатина). К входу пристраивали крыльцо (ганок, крыльце, рундук, колидор). В Карпатах и Приднестровье постройка имела подклет (погриб, пивница). Планировка интерьера хаты в осн. зап.-рус. (укр.-белорус.) типа (см. в ст. Изба): печь ставилась у входа устьем к нему, в Закарпатье – устьем к торцу. В Правобережье – печь с широким шестком (припичок) с массивным усечённо-пирамидальным дымоприёмником (комин) над ним. Усадьба имела свободную незамкнутую планировку: хата (будынок) ставилась входом на юг или юго-восток в глубине двора на значительном («глубокий двор») или небольшом (курдонёр) расстоянии; на крайнем северо-востоке дома иногда ставились на «красной линии» улицы. В Полесье, на Волыни, в Закарпатье была распространена однорядная связь (довга), в Полесье, Карпатах, Подолье – замкнутая планировка двора (полесский окружний двир, круглый двир; гуцульская гражда).
Мужской костюм – туникообразная или с прямыми поликами рубаха (кошуля, сорочка), штаны, чаще с широким шагом (шаровары), подвязанные широким поясом (кушак), безрукавка; сверху надевали левозапашной кафтан (свита) со сборами в талии на спине из сукна или фабричной ткани (жупан), у зап. У. – куртку (сэрдак); на голове – обычно мерлушковая шапка (кучма), летом – соломенная шляпа (брыль). До 19 в. голову брили, оставляя прядь (оселедец) на макушке, гуцулы носили длинные волосы. Женщины поверх рубахи (на Правобережье – со стоячим или отложным воротником; на Левобережье – с бело-серой, на Правобережье – с красно-чёрной, в Закарпатье – также жёлто-зелёно-красной вышивкой, у полещуков – с тканым орнаментом) носили престилку (запаска), понёву (дерга) или плахту, у полещуков – также шерстяную юбку (литник, андарак); безрукавку (керсетка, у полещуков – катанка из белого сукна, у зап. У. – кэптар) и свиту. Замужние женщины убирали волосы под шапочку типа повойника (очипок), до кон. 19 в. бытовал полотенчатый убор (намитка).
Традиц. пища: каши из муки (гречневой – лемишка, кукурузной – мамалыга, пшеничной – затирка), в т. ч. ферментированной (кисиль, кваша), похлёбки с крупой (кулиш) или прожаренной мукой (саламат), вареники (галушки), лапша (локша, локшина), супы из красной свёклы (червоный борщ) или зелени (зелёный борщ), блюда из тыквы (гарбуз); из напитков – компот из сушёных фруктов (узвар), хлебный квас (сыривец).
Разнообразны театрализов. обходные обряды: святочные колядование с вертепом, обходы ряженых парней «Коза», «Маланка», «Медведь» и др. (ряженые составляли соперничающие группы – маланкары, которые устраивали состязания в борьбе и др.); масленичные шутовские шествия с «колодкой», процессии с наряженной зеленью девушкой («Тополь», в Полесье – «Куст»; ср. обычай Пеперуды в Юго-Вост. Европе) на Троицу (Зелены свята), «купальским деревцем» (Купайло, Купайлице, Марена) на Иванов день, последним снопом на дожинки, «проводы Русалки» в Полесье (см. Русалии) и т. п. На Пасху (Великдень) пекут куличи (паска) и красят пасхальные яйца (писанка, крашанка, галунка и т. п.), устраивают «обливанные дни», после Пасхальной недели – поминальные обряды (Проводы, Гробки, Могилки – см. Радоница). Развиты вышивка и узорное ткачество, произ-во поливной керамич. посуды (Подолье, Закарпатье, сёла Опошня и Миргород Полтавской обл., с. Косово Иваново-Франковской обл.), изразцов (г. Ичня Черниговской обл. и др.), резьба по дереву (в т. ч. «фигуры» – скульптура на христианские сюжеты в Карпатах). На Святки и Пасху дома украшали вышитыми полотенцами (рушник), в Подолье – бумажными цветами и узорными салфетками (вытынанки), в Зап. Полесье и Галиции – фигурками из соломы («пауки»).
Устное творчество. Нар. музыка У. имеет существенные региональные различия, муз. творчество восточных У. имеет общие черты с русским и белорусским фольклором, западных У. – с венгерским, польским, молдавским, румынским, чешским, словацким. В целом характерны календарно-обрядовые (веснянки, колядки, купальские и др.) и семейно-обрядовые песни, лирич. песни и баллады, солдатские, историч. песни, танцевальные наигрыши и др. Наряду с одноголосием, распространено многоголосие подголосочного и гомофонного складов. В 18 – нач. 20 вв. в творчестве проф. музыкантов-сказителей были широко распространены думы, которые традиционно исполнялись в сопровождении бандуры (кобзы) или колёсной лиры. У зап. групп У. значит. роль принадлежит инструментальной музыке, среди муз. инструментов – скрипка, цимбалы, трембита; для танцевальной музыки характерна структура коломыйки. Инструментальная культура У. отличается развитостью и своеобразием, распространено ансамблевое исполнительство; традиц. тип ансамбля – «троїсті музики», в который могли входить скрипки, басоля (смычковый бас) и бубен либо скрипки, цимбалы и бубен (ныне также др. инструменты). Укр. муз. фольклор в его аутентичном звучании сохранился преим. у зап. групп У.; его воспроизводят ансамбли «Древо» (1979), «Володар» (1993), «Божичи» (1999; все – Киев) и др.
Библиография
Лит.: Гуменюк А. Українські народні музичні інструменти. Київ, 1967; Гошовский В. У истоков народной музыки славян. М., 1971; Квитка К. Избранные труды. М., 1971–1973. Т. 1–2; Украинские народные думы. М., 1972; Украинцы. М., 2000.
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 1978
УКРАЙНЫЙ и украинный, крайнiй, у краю, на краю чего нхдщс.; дальнiй, пограничный, порубежный, что на крайнихъ предѣелахъ государства. Сибирскiе города встарь зывались украйными. А город Соловецкой мѣсто украинное, Акты. Украй, украйна, область скраю государства или украйная. Латины взяша украины нѣколико псковскихъ селъ, стар. Даже до украины нашей страны молдавской, стар. На украинѣ, на студеномъ морѣ, стар. Нынѣ Украиной зовутъ Малую Русь. Украекъ м. полоса по краю чего-либо, кромка. Украиться пск. стать, поселиться съ краю; придти къ концу, кончить что. Украивать, укроить что, урѣзать, уменьшить, убавить въ кройкѣ. Укроилъ ты рукава, обузилъ. Портной укроитъ, на ножницахъ унесетъ, украдетъ. —ся, стрдт. Украиванье, укроенье, укрой, укройка, дѣйст. по знч. гл. || Укрой м. укроина ж. нвг. краюха, укрухъ, корка хлѣбная: ломоть, ломтище, укроекъ, ломтикъ. || Укрой, црк. об(по)вязки, пелены. Обязанъ рукама и ногама укроемъ, Iоан. (кроить или крыть?).
Ссылки
- Украинская ССР — Советский Энциклопедический Словарь. 1980
- Украинская ССР — Энциклопедический Словарь. 1953—1955
- Украинская ССР — Популярная художественная энциклопедия. 1986
- Украинская ССР — Настольный календарь колхозника 1939 год
- Украинская ССР — Карманный Атлас СССР. 1939
- Образованiе Кiевскаго государства. § 6. Лѣтописное преданiе о призванiи варяжскихъ князей. — Проф. С. Ѳ. Платоновъ. «Сокращенный курсъ русской исторiи для средней школы». Петроградѣ. 1915
- Украина — Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.