Энциклопедический Словарь. 1953—1955
СКУЛЬПТУРА (ваяние, пластика), вид изобразительного искусства, произведения к-рого имеют объёмную, трёхмерную форму. Подразделяется на круглую С., где произведение обработано со всех сторон, и рельеф, где изображение связано с фоном. Произведения С. выполняются обычно путём высекания (из камня), лепки (из глины и т. д.), отливки (из металла), вырезывания (из дерева, кости). С. возникла в глубокой древности. Значит. развитие получила на Древнем Востоке. Большую общественно-воспитательную роль играла реалистич. древно-греч. С. (Мирон, Фидий, Поликлет). В Древнем Риме был развит скульптурный портрет. Замечательные образцы С. (особенно анималистической) были созданы в Китае. В средневековом искусстве С. была в большой степени подчинена архитектуре и имела в общем условный характер; её развитие сковывалось религиозными требованиями. В эпоху Возрождения С. вступила на путь реализма и приобрела большое общественное значение (Донателло, Микеланджело). В 18—19 вв. выдающуюся роль в развитии С. сыграли русские мастера Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, М. М. Антокольский. Крупнейшими зап.-европ. скульпторами 17 — нач. 20 вв. являются Л. Бернини — в Италии, Ж. А. Гудон, Э. М. Фальконе, О. Роден — во Франции, К. Менье — в Бельгии, Й. В. Мысльбек — в Чехословакии. Общий упадок буржуазного искусства в конце 19 — нач. 20 вв. сказался и на С.
Расцвет С. в СССР связан с победой принципов социалистического реализма. Скульпторами Ф. Г. Абдурахмановым, 3. И. Азгуром, Н. А. Андреевым, Е. В. Вучетичем, В. И. Мухиной, М. Г. Манизером, С. Д. Меркуровым, Я. И. Николадзе, Н. В. Томским, И. Д. Шадром и др. созданы монументы и портреты лучших людей СССР, статуи, рельефы, памятники, прославляющие великие победы народа, произведения декоративной скульптуры и т. п. Больших успехов достигла С. Народного Китая и европ. стран народной демократии: Венгрии (Ж. Кишфалуди-Штробль), Болгарии, Польши, Чехословакии, Румынии и др., а также передовые скульпторы капиталистич. стран, борющиеся за мир и демократию.
Популярная художественная энциклопедия. 1986
СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso — леплю), вид изобразит. иск-ва, осн. на принципе объёмного, физически 3-мерного изображения. Как правило, объект изображения в С.— человек, реже — животные (анималистический жанр), ещё реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обработка материала, архитектонич. организация объёма, зрительный эффект его массы, весовые отношения, выбор пропорций, специфич. в каждом случае характер силуэта являются гл. выразит. средствами С. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомич. (структурных) особенностей той или иной модели.
Скульптура. Скопас (?) (Древняя Греция). Надгробие юноши. Мрамор. Ок. 340 до н. э. Национальный археологический музей. Афины.
Различают 2 осн. разновидности С.: круглую (статуя, скульпт. группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.), к-рая свободно размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон.
По содержанию и функциям С. делится на монумент., монумент.-декор., станковую и т. н. С. малых форм. Развиваясь в тесном взаимодействии, эти разновидности С. имеют свои особенности. Монумент. и монумент.-декор. С. рассчитана на конкретное архит.- пространств. или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в обществ. местах — на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах обществ. сооружений. Она призвана конкретизировать архит. образ, дополнять выразительность архит. форм новыми оттенками (см. Синтез искусств), способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в гор. памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, к-рым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения. Станковая С., прямо не связанная с арх-рой, носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Тем самым определяются особенности пластического языка С., её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистич. жанр). Станковой С. в большей мере, чем монументальной, присущи интерес к внутр. миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. С. малых форм включает широкий круг произв., предназнач. преим. для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К С. малых форм принадлежат также произв. медальерного искусства и глиптики. Назначение и содержание скульпт. произв. определяют характер его пластич. структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульпт. материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника С. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки. Твёрдые вещества (разл. породы камня, дерева и пр.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (разл. металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произв. С. при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения С. в металле прибегают также к гальванопластике (получению точных копий электрохимич. способом). В нерасплавленном виде металл в С. обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки. Для создания керамич. С. употребляются особые сорта глины, к-рая обычно покрывается росписью или цв. глазурью и обжигается в спец. печах. Цвет в С. применяется с древнейших времён: хорошо известна раскраш. скульптура античности, ср. веков, Возрождения. Обращение к полихромии в скульптуре или отход от неё к однотонной подкраске, тонировке и естеств. цвету материала связан с общим направлением развития иск-ва в данной стране и в данную эпоху. Возникновение С., относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магич. верованиями. В палеолитич. стоянках (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Мальта и Буреть в СССР) обнаружены изображения животных и женщин — прародительниц рода, отличающиеся остротой жизн. наблюдений при обобщённости и грубоватости форм. Неолитич. С. (круглая, обычно небольших размеров) резалась из мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер, в изображениях фигур господствовала схематизация форм. С. часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Дальнейшее развитие С. получила в период разложения первобытно- общинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологич. прогрессом; ярчайшие пам. этого этапа — золотые рельефы скифов, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная дерев. резная С. народов Океании.
Скульптура. Энку (Япония). «Отшельник». Дерево. 17 в. Храм Каннондзи. Нагоя.
В иск-ве рабовладельч. общества С. выделилась как особый вид деятельности, имеющий специфич. задачи и своих мастеров. С. др.-вост. гос-в, имевшая ритуальное и магич. значение, служила увековечению строгой обществ. иерархии, власти богов и царей, к-рая утверждалась в грандиозных по масштабу и лаконично-строгих по стилю произв. В С. Др. Египта, отличавшейся своеобразной системой условного изображения человеческой фигуры — каноном, сфинксы, величеств. статуи фараонов, портреты вельмож, суммированные по объёму, сохраняли представление об исходном блоке материала. В развивавшейся сходными путями С. других др.-вост. деспотий (Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия) своеобразными чертами были яркость раскраски (Шумер), введение в рельеф многочисл. деталей, в т. ч. элементов пейзажа (Ассирия).
Иной, гуманистич. характер носит С. Др. Греции и отчасти Др. Рима, обращённая к массе свободных граждан и во многом являющаяся пластич. материализацией антич. мифологии. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Др. Греции воплощали идеал гармонично развитой личности, утверждали свои этич. и эстетич. представления. На смену целостной, пластически обобщённой, но несколько скованной С. периода архаики пришла основанная на точном знании анатомии, свободной постановке фигуры в пространстве С. классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп. В их тв-ве с наиб. полнотой раскрылась гуманистич. сущность греч. С.: утверждение значительности человеческой личности, пластич. красоты человеческого тела, соединённой с идеальной обобщённостью образа. В эллинистическом искусстве уравновешенность и гармоничность классич. С. сменяются драматизмом, патетич. страстностью, напряжённостью образов и внеш. эффектностью форм. Реализм др.-рим. С. особенно полно раскрылся в иск-ве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с ист.-повествоват. сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на пл. Капитолия в Риме).
Христ. религия как осн. форма миросозерцания во многом определила характер европ. ср.-век. С. Как необходимое звено С. входит в архит. ткань соборов эпохи романского стиля, подчиняясь суровой торжественности их тектонич. строя. В иск-ве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастич. существ, а порой и идеализированные образы реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верх. ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, С. играет особенно заметную роль. Она как бы «очеловечивает» арх-ру, усиливает её духовную насыщенность. В Др. Руси высокого уровня достигло иск-во рельефа (киевские шиферные рельефы, кам. резное убранство храмов владимиро-суздальской школы). В ср. века С. получила широкое развитие в странах Ср. и Д. Востока; особенно велико мировое художеств. значение С. Индии, Индонезии, Индокитая, монументальной по характеру, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки.
Скульптура. Микеланджело (Италия). «Ночь». Деталь убранства Новой сакристии (капеллы Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Мрамор. 1520—1534.
В 13—16 вв. зап.-европ. С., постепенно освобождаясь от религ.- мистич. содержания, переходит к более непосредств. изображению жизни. Раньше, чем в С. других стран, во 2-й пол. 13 — нач. 14 вв. новые реалистич. тенденции проявились в С. Италии (Никколо Пизано и др.), В 15—16 вв. итал. С., опираясь на антич. традицию, всё более тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма (см. Возрождение). Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её гл. задачей (тв-во Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо). Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. е. относительно независимых от арх-ры) статуй, в решении проблем размещения пам. в гор. ансамбле, многопланового рельефа. Совершенствуется техника бронз. литья, чеканки, используется техника майолики. Одной из вершин искусства Возрождения явились скульп. произв. Микеланджело, полные титанич. мощи и напряжённого драматизма. Преимущественный интерес к декор. задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Челлини и др.). Из скульпторов Возрождения в других странах выделяются Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Лахер (Австрия), А. Крафт, Ф. Штос и Т. Рименшнейдер (Германия).
В С. барокко ренессансная гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных, нередко исполненных торжеств. пышности. Стремительно нарастают декор. тенденции: С. буквально сплетается с арх-рой церквей, дворцов, фонтанов, парков. В эпоху барокко создаются также многочисл. парадные портреты и памятники. Крупнейшие предст. С. барокко — Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Люже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в тв-ве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.). Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии зап.-европ. С. 2-й пол. 18 — 1-й трети 19 вв., в которой наряду с ист., миф. и аллегорич. темами (А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании) большое значение приобрёл портрет (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции). Эмоц. напряжённость, поиски новых выразит. средств характерны для С. эпохи романтизма (П. Ж. Давид д'Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд во Франции).
В рус. С. с нач. 18 в. совершается переход от ср.-век. религ. форм к светским; развиваясь в русле общеевроп. стилей — барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражд. идеалов с осознанием пластич. красоты реального мира. Символом новых ист. устремлений России стал пам. Петру I в Петербурге работы Фальконе. Прекрасные образцы парковой монумен.-декор. С., дерев. резьбы, парадного портрета появляются уже в 1-й пол. 18 в. (Б. К. Растрелли и др.). Во 2-й пол. 18 — 1-й пол. 19 вв. складывается академич. школа рус. С., к-рую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотич. пафос, величавость и классич. ясность образов характеризуют тв-во Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, Ф. П. Толстого, С. С. Пименова. Тесная связь с арх-рой, равноправное положение в синтезе с ней, обобщённость образного строя типичны для С. рус. классицизма. В 1830—40-е гг. в рус. С. всё больше преступает стремление к ист. конкретности образа (Б. И. Орловский) и жанр. характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов).
Во 2-й пол. 19 в. в рус. и зап.-европ. С. находит отражение общий процесс демократизации иск-ва. Классицизму, к-рый теперь перерождается в салонное искусство, противостоит реалистич. направление (см. Реализм) с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам обществ. морали (Ж. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.). Реалистич. рус. С. развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Характерная для последних глубина размышлений над ист. судьбами родины отличает и скульпт. тв-во М. М. Антокольского. В С. утверждаются сюжеты, взятые из совр. жизни, крест. тема (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, С. О. Иванов), которые, однако, страдают излишним натурализмом и приземлённостью образов, а иногда и сентиментальностью.
Скульптура. А. Майоль (Франция). «Скованное движение». Бронза. Нач. 20 в. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
В иск-ве 2-й пол. 19 в. наступил распад синтеза арх-ры и иск-ва, упадок монумент.-декор. и монумент. С.; распространились разл. натуралистич. течения. Попытки преодоления кризиса С. наметились в кон. 19 — нач. 20 вв., когда в рамках стиля «модерн» вновь возрождается стремление к синтезу иск-в, в к-ром С. (в особенности связанная с интерьером, оформлением фасадов, т. е. рельеф, станковая и декор. С.) занимает важное место. На развитие С. этого времени оказывают влияние современные ей художеств. течения (импрессионизм, символизм), она широко опирается на традиции прошлого (греч. архаику, классику, Возрождение). Мощное воздействие на все нац. школы оказывает тесно связанная с изучением натуры и отражающая противоречивый характер своей эпохи пластика О. Родена, создавшего яркие по силе эмоц. воздействия и значительные по идейному замыслу произв. Отчасти под влиянием Родена сложилось творчество крупнейших мастеров франц. С. 20 в. — Э. А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо. Наиб. значит. представителями этого вида иск-ва в др. странах в 1-й пол. 20 в. были Э. Барлах (в Германии), И. Мештрович (в Хорватии). Разл. направления рус. С. этого периода выражают С. М. Волнухин, И. Я. Гинцбург, П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, С. Т. Конёнков, А. Т. Матвеев, Н. А. Андреев. В С. осн. значение приобретает пластич. выразительность форм (М. Россо в Италии, А. Джакометти в Швейцарии, Г. Кольбе в Германии).
В 20 в. развитие С. принимает противоречивый характер. Экспериментализм модернистских живописных течений 20 в. проник и в С.; особенно сильно было влияние кубизма (П. Пикассо, А. П. Архипенко, А. Лоран), приведшее к включению в произв. С. самых разл. нетрадиц. материалов. Предст. конструктивизма были Н. Габо, А. Певзнер, сюрреализма — X. Арп, абстрактного искусства — А. Колдер и др. Дадаисты (М. Дюшан), а за ними художники поп-арта ввели принцип превращения обыденного предмета в произв. С., т. н. объект, отрицая значение художеств.-пластич. формы. В совр. урбанистич. среду вписываются созданные из новейших материалов декор. формы (И. Ногучи, США) или гигантские стилизов. фигуры людей (Г. Мур, Великобритания).
Модернистским течениям последовательно противостоит сов. С., развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе к-рого были созданы первые революц. пам. и памятные доски, а в дальнейшем мн. значит. произв. монумент. С.. В пам. 20—30-х гг. (скульпторы А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер и др.), в монумент.-декор. С., украшавшей крупные обществ. здания, станции метрополитена, всесоюзные и междунар. выставки («Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной и др.), ярко проявилось социалистич. миропонимание, реализовались принципы народности и партийности искусства. Центральными в С. 20—30-х гг. становятся тема революции (Матвеев и др.), образ участника революц. событий, строителя социализма. В станковой С. большое место занимают портрет (Андреев, Голубкина, С. Д. Лебедева, В. Н. Домогацкий и др.), а также изображение человека-борца (И. Д. Шадр и др.), воина (Л. В. Шервуд), рабочего (Г. И. Мотовилов). Развивается анималистич. С. (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется С. малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.). В годы Вел. Отеч. войны 1941—45 на первый план выступила тема Родины, сов. патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (Мухина, Лебедева, Н. В. Томский), в напряжённо-драматичных жанр. фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.). Трагич. события и героич. свершения воен. лет нашли особенно яркое отражение в С. мемор. сооружений 40—70-х гг. (Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Г. Йокубонис, Л. В. Буковский и др.). В 40—80-х гг. С. играет активную роль декор. или пространственного организующего компонента в арх-ре обществ. зданий и ансамблей, используется при создании градостроит. комплексов, в к-рых наряду с многочисл. новыми пам. и монумент. композициями (М. К. Аникушин, Э. Д. Амашукели, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, О. К. Комов, Ю. Г. Орехов, Т. Садыков, В. Е. Цигаль, Ю. Л. Чернов и др.) важное место принадлежит садово-парковой С., скульпт. оформлению жилых кварталов и т. п. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластич. яз. характерны для станковой С. 2-й пол. 50—80-х гг. (А. Г. Пологова, Л. М. Баранов и др.).
Скульптура. Скульптура «Несломленный». Фрагмент мемориального ансамбля Памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе (Латвийская ССР). Бетон. 1967. Скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис.
Общими для мн. нац. школ сов. С. являются стремление воплотить характер совр. человека — строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и С. др. социалистич. стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В зап.-европ. С. реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиб. прогрессивных сил, способствовала созданию произв., проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии). С. передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт ист. и совр. события, в то время как представители разл. модернистских течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизн. проблем в мир субъективной фантастики и формалистич. экспериментов.
Лит.: Г. И. Кепинов, Технология скульптуры, М., 1936; Д. Е. Аркин, Образы скульптуры, М., 1961; М. Я. Либман, О скульптуре, М., 1962; А. С. Голубкина, Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1963; И. М. Шмидт, Беседы о скульптуре, М., 1963; С. С. Валериус, Прогрессивная скульптура XX в. Проблемы и тенденции, М., 1973; Landsberger F., Vom Wesen der Plastik. Ein kunstpдdagogischer Versuch, W., 1924; Rich C., The materials and methods of sculpture, N. Y., 1947; Malraux A., Le musйe imaginaire de la sculpture mondiale, (v. 1—3, P.), 1952—54; Read Н. E., The art of sculpture, 2 ed., N. Y., 1961; Mills J. W., The technique of sculpture, L., (1965); Rogers L. R., Sculpture, L.—N.Y.—Oxf., 1969; Bazin G., The history of world sculpture, L., 1970; его же, Le monde de la sculpture des origine а nos jours, P., 1972; его же, A concise history of world sculpture, Newton Abbot, 1981; Albreht H. Y., Sculptur im 20.Jahrhundert, Kцln, 1977, Wittkower R., Sculpture: processes and principles, L., 1977; Kotula A., Krakowski P., Rzezba wspotczesna, Warsz., 1980.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобр. иск-ва, произв. к-рого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твёрдых или пластичных материалов. С. изображает гл. обр. человека, реже животных, её гл. жанры — портрет, ист., бытовые, символич., аллегорич. изображения, анималистич. жанр. Особо важное значение имеют положит. образы, к-рые воплощают прогрессивный обществ. идеал человека. Худ.-выразит. средства С.— построение объёмной формы, пластич. моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в нек-рых случаях также цвета. Различаются круглая С. (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение распологается на плоскости фона). Монументальная С. (памятники, монументы) связаны с архит. средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декор. С. включает все виды убранства архит. сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтовая, фонтанная, садово-парковая С.); станковая С., не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньше, и конкретное углублённое содержание. Материалы С.— металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки — лепка, высекание, вырезание, литьё, ковка, чеканка и др.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
СКУ´ЛЬПТОР, -а, м. Художник, занимающийся скульптурой. || прил. скульпторский, -ая, -ое.
СКУЛЬПТУ´РА, -ы, ж. 1. Искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки. Заниматься скульптурой. 2. Произведение такого искусства, а также, собир., совокупность таких произведений. Античные скульптуры. Древнерусская деревянная с. || прил. скульптурный, -ая, -ое. Скульптурная группа (скульптура, изображающая группу).
Ссылка
- Петер Фукс (1829—1898) — немецкий скульптор