Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ОФОРТ, вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающем поверхность металлич. пластины, после чего процарапанные места протравливаются кислотой. Изображение оттискивается с пластины, вытравленные углубления к-рой заполняются краской.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ОФОРТ (от франц. eau-forte — азотная кислота) — вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлич. пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
ОФО´РТ, -а, м. Гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры. Выставка офортов,
Популярная художественная энциклопедия. 1986
ОФОРТ (от франц. eau-forte — «крепкая водка», т. е. азотная кислота), вид гравюры на металле, в к-ром углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. На отполиров. цинковую (или медную) пластину («доску») наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла. Помещая цинковую пластину в азотную кислоту, медную — в раствор хлорного железа, протравливают освобождённые от лака места; при этом образуются углублённые печатающие элементы. Углубления заполняют краской, покрывают увлажнённой бумагой и затем получают оттиск на металлографич. станке. Для достижения желаемой градации тонов травление можно повторить, вновь покрывая лаком места, соответствующие светлым участкам изображения. В широком смысле в понятие «О.» часто включают и др. виды гравюры с травлением — акватинту, лавис, мягкий лак. О. часто сочетается с «сухой иглой» и резцовой гравюрой. Для О. характерны живописность и эмоциональность манеры, свобода штриха, тонкость светотени. Первые известные О. были выполнены в нач. 16 в. Д. Хопфером и А. Дюрером в Германии, У. Графом в Швейцарии. В 16 в. для О. использовались железные, в 17—18 вв.— гл. обр. медные доски, а в 19 в. — цинковые пластины, более простые в обработке.
Офорт. Рембрандт. «Слепой Товий». 1651.
Расцвет иск-ва О. относится к 17 в. В Франции лотаринжец Ж. Калло , одним из первых применивший повторное травление, в своих виртуозных по исполнению О. создал образы, в к-рых драматизм и острая жизн. правда сочетаются с гротеском. В Голландии иск-во Рембрандта во многом предопределило тв-во последующих мастеров О. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии «сухой иглы», повторное травление, Рембрандт достигал тончайших, изысканных эффектов светотени, богатства психологич. характеристик. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работали такие значит. офортисты, как Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рeйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии в 17 в. выделялись офорты А. ван Дейка, в Италии — Г. Рени, Дж. Б. Кастильоне, в Испании — Х. Риберы. В России первый датированный О. был выполнен в 1665 С. Ушаковым. Известен офорт, выполненный в 1698 Петром I; в 18 в. в этой технике работали А. Ф. Зубов, Е. П. Чемесов, тонким мастером О. был арх. В. И. Баженов. С сер. 18 в. обозначились 2 линии развития О.: творч. и репродукц. О. Блестящими мастерами творч. О. были Дж. Б. Тьеполо, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и Ж. О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К 18 в. относится распространение цветного О. На рубеже 18 и 19 в. испанец Ф. Гойя, сочетая О. с акватинтой, создавал графич. циклы, полные живописной выразительности, oстроэмоц. и социально-драматич. звучания . В 19 — начале 20 вв. как офортисты плодотворно работали Ж. Ф. Милле, K. Коро, Ш. Ф. Добиньи, É. Maнe, K. Писсарро, Т. Стейнлен во Франции, A. Менцель, Л. Коринт в Германии, А. Цорн в Швеции, Я. Б. Йонгкинд в Голландии, Дж. М. Уистлер в США, И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов в России. В 20 в. новыми чертами О. становятся подчёркнутая напряжённость линий, выявление фактуры доски; к офорту обращаются П. Пикассо во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Дж. Моранди в Италии. Сов. мастера — И. А. Фомин, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин, Д. С. Бисти, Г. Ф. Захаров (РСФСР), М. Г. Дерегус, Ю. А. Ващенко (УССР), Р. М. Гибавичюс (Литов. ССР), Э. Окас, А. Кютт, В. Толли (Эст. ССР) — используют О. для создания островыразит., эмоц. образов современности.
Офорт. И. И. Нивинский. Фронтиспис к книге И. В. Гёте «Римские элегии». Цветной офорт. 1933.
Лит.: Корнилов П. Е., Офорт в России XVII—XX вв., М., 1953; Виппер Б. Р., Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Звонцов В. М., Шистко В. И., Офорт, [М ,. 1971]; Terrapon М., L´eau-forte, Gen., 1975.
Ссылка
- Эрнст Фукс (1930—2015) — австрийский художник, основатель Венской школы фантастического реализма