ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь. 1978


ПРЕЗИДЕНТЪ, —ша, латин. предсѣдатель, —ша, старшiй членъ совѣщательнаго мѣста, управленья. Президентскiя кресла. Президентство ср. должность, званiе его, предсѣдательство. Презусъ м. предсѣдатель военнаго суда.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 5


ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ, выборный на определённый срок глава гос-ва.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, в государствах с монархии, формой правления — монарх (король, император и т. д.), в республиках — президент. В СССР нет единоличного президента. Президент в СССР коллегиальный,— это Президиум Верховного Совета, включая и председателя Президиума Верховного Совета, избираемый не всем населением, а Верховным Советом и подотчётный Верховному Совету.

 

 

Юридический словарь.  — Москва, 1953


ПРЕЗИДЕНТ — глава государства в странах республиканской формой правления. В буржуазном государствоведении П. рассматривается как носитель верховной государственной власти и высший представитель государства во внешних сношениях. Подобное утверждение насквозь лживо, так как госyдарственная власть в капиталистических странах принадлежит буржуазии, к-рая является её носителем, а П.— только орудие диктатуры монополий.

Для социалистических государств характерно отсутствие единоличного П. Как правило, в социалистических государствах представительный высший орган государственной власти избирает из своего состава коллегиальный орган — президиум, к-рый действует в период между сессиями избравшего его органа и подотчётен ему во всей своей деятельности. Так, Верховный Совет СССР (см.) избирает Президиум Верховного Совета СССР (см.), Великое национальное собрание Румынской Народной Республики (см.) избирает Президиум Великого национального собрания, Сейм Польской Народной Республики (см.) избирает Государственный совет и т. д.

Как показал опыт истории после второй мировой войны, при наличии определённых условий институт единоличного П. может быть использован в интересах трудящихся. Важнейшей гарантией подлинно демократического характера этого института является руководство государством со стороны коммунистических и рабочих партий. Единоличные П. имеются в Германской Демократической Республике, в Чехословацкой Республике и в Демократической Республике Вьетнам, где они избираются высшими органами государственной власти, к-рые могут лишить П. их постов в случае совершения ими преступлений против своих народов. П. этих республик имеют большие заслуги перед трудящимися своих стран в деле строительства демократического государства и создания свободного от империалистической эксплуатации общества и являются верными слугами своих народов.

П. в капиталистических странах является послушным орудием в руках монополистической буржуазии и, в зависимости от особенностей форм правления, играет либо главную, либо вспомогательную, но всегда реакционную роль. В парламентарных буржуазных республиках. П. избирается законодательным органом (см. Парламент). Иногда для выборов П. создаётся специальный избирательный корпус из депутатов парламента и представителей высших муниципальных органов (Италия) или законодательных собраний штатов (Индия).

В президентских республиках, где П. является одновременно главой государства и главой правительства, он избирается либо непосредственно населением (Аргентина), либо через выборщиков (США), что противопоставляет его представитель. ному органу. Срок полномочий П, устанавливается конституциями и колеблется от 1 года до 7 лет. Порядок переизбрания П. также устанавливается в основном законе.

П. обладает обширными полномочиями, к-рые в президентских республиках носят чисто диктаторский характер. В парламентарных республиках П. имеет право роспуска парламента, перерыва в его работе, созыва чрезвычайных сессий. Принятые парламентом законы нуждаются в санкции П. В случае отказа П. санкционировать тот или иной закон (см. Вето) парламент должен одобрить его вторично в установленном конституцией порядке, если только П. не принадлежит право окончательного отклонения закона. П. имеет право обращаться с посланиями к парламенту. В президентских республиках эти послания фактически представляют собой программу для законодательной деятельности парламентов (напр., в США).

В парламентарных республиках П. поручает лидеру фракции партийного большинства либо главе парламентской коалиции сформировать правительство; он же принимает отставку правительства. В президентских республиках П. сам формирует правительство, члены к-рого ответственны перед ним.

П. принадлежит право издавать нормативные акты (декреты, указы и т. д.). П. является главнокомандующим всеми вооружёнными силами, в связи с чем он производит назначения на высшие командные посты армии и флота. Как правило, П. предоставляется право ратификации нек-рых международных соглашений. В США П. присвоил себе право заключать международные соглашения без представления их на утверждение сената (см.). П. производит назначение на дипломатические должности, при нём аккредитуются дипломатические представители иностранных государств. П. осуществляет право амнистии и помилования.

Следует отметить, что в парламентарных республиках П. является малоактивной политической фигурой и, как правило, заслоняется премьер-министром (таковы П. во Франции и Италии). Однако большие полномочия, предоставленные П. конституциями этих республик, позволяют правящей клике, когда она сочтёт это необходимым, выдвигать П. на первый план.

В президентских республиках П. представляет собой центральную политическую фигуру, так как он одновременно является и главой государства и главой правительства (таковы П. в США, Аргентине и т. д.). Обладая всеми правами, к-рыми наделен П. парламентарной республики (кроме права роспуска парламента), он также имеет право назначать и смещать по своему усмотрению министров и всех высших гражданских и военных чиновников. П. возглавляет весь военно-бюрократический и дипломатический аппарат и фактически осуществляет руководство парламентом, пользуясь правом вето, правом обращения к парламенту с посланиями, другими, зачастую неконституционными методами.

Президентская власть в странах с подобной формой правления становится в период империализма главным орудием диктатуры монополистического капитала. Так, в США П. полностью контролирует не только федеральный государственный аппарат, но и органы управления штатов. Американский конгресс фактически превратился во вспомогательный орган при П. Установление единоличной диктатуры в лице П. является политическим выражением концентрированной мощи финансового капитала.

Буржуазные П. являются преданными слугами монополий, послушными исполнителями их воли, какую бы демократическую личину они на себя ни одевали.
 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1066


ПРЕЗИДЕНТ (от лат. praesidens, букв.— сидящий впереди), 1) в большинстве совр. гос-в с респ. формой правления выборный глава гос-ва. 2) В ряде обществ. и науч. учреждений, орг-ций (в т. ч. междунар.) выборный председатель исполнит. органа.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, лицо, возглавляющее гос-во и представляющее его во внеш. сношениях. Может быть выборным (напр., през. республики) или наследственным (напр., в гос-вах с монархич. формой правления).

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986


ПРЕЗИДЕНТ, -а, м. Руководитель, глава республиканского государства, а также нек-рых крупных научных учреждений. П. республики. П. Академии наук. || прил. президентский, -ая, -ое.

ПРЕЗИДЕНТСТВО, -а, ср. 1. Должность президентства. 2. Время деятельности президента.

 

 

ПРЕЗИДЕНТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Новая версия


ПРЕЗИДЕ́НТ (от лат. praesidens, род. п. praesidentis, букв. – председательствующий), единоличный избираемый глава государства в странах с республиканской формой правления. В тех редких ситуациях, когда существует коллегиальная президентура, в конституци­ях, иных правовых актах используются термины «президентство» (напр., Конституция Республики Боснии и Герцеговины 1995), «президентский совет» (в прошлом в Афганистане, Бразилии, Судане, Йемене и др.). В 21 в. в большинстве государств мира (приблизительно в 130 из существующих более 200) главой государства юридически является единоличный П. В Иране полномочия главы государства разделены между духовным лидером (им может быть один из высших священнослужителей – аятолла) и П., избираемым путём голосования граждан. В Китае соответствующий иероглиф переводится как председатель республики, в КНДР «вечным» П. объявлен покойный Ким Ир Сен, его сын этот титул не имел, не имеет и внук – совр. руководитель КНДР.

П. избирается на президентских выборах, имеет особый личный статус. Он пользуется неприкосновенностью (что в отличие от монарха не исключает его ответственности в форме импичмента – судить можно только после отрешения от должности), его нельзя привлечь к адм. ответственности, но в некоторых странах к нему возможен гражд. иск и его можно вызвать в суд для дачи свидетельских показаний (это происходит в особой форме). П. имеет определённые привилегии, резиденцию (обычно не одну), транспорт, охрану, др. формы обеспечения.

Полномочия П. сформулированы в конституциях однотипно: 1) полномочия по представительству государства внутри страны и на междунар. арене. В этом качестве он назначает губернаторов в субъекты федерации в некоторых странах, как высшее должностное лицо возглавляет гос. аппарат, разрешает споры и коллизии между высшими органами государства, между органами государства и субъектов федерации, назначает послов в др. государства, при нём аккредитуются послы иностр. государств, представляя ему верительные грамоты; 2) президент – гарант конституции. Он обязан принимать меры по её соблюдению и охране; 3) полномочия в отношении парламента и осуществления законодат. власти – назначение даты выборов в парламент, созыв парламента на сессии, досрочный роспуск нижней палаты (однопалатного парламента) с одноврем. назначением даты новых выборов; первоочередная законодат. инициатива, ежегодные послания парламенту о положении в стране, санкционирование закона путём подписи и право президентского вето; 4) полномочия по отношению к правительству – он назначает правительство, хотя состав правительства при «слабом» П. зависит от того, какая партия (блок партий) имеет большинство в нижней палате парламента (однопалатном парламенте); 5) полномочия по формированию др. высших органов государства и должностных лиц высоких рангов, в большинстве стран – судей, иногда ректоров университетов, старших офицеров и др.; 6) правотворческие полномочия – П. издаёт нормативные и ненормативные правовые акты с разными названиями, они имеют юридич. силу после закона, но в силу разделения властей парламент не вправе их отменить законом (только орган конституционного контроля может лишить их действия, признав несоответствующими конституции); 7) полномочия по гл. командованию вооруж. силами, П. – верховный главнокомандующий, он назначает высший командный состав, присваивает высшие воинские звания, но некоторые конституции устанавливают, что конкретное распоряжение вооруж. силами осуществляет министр обороны; 8) полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций (объявление военного и чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации); 9) полномочия по организации управления в частях государства – назначение в некоторых странах глав субъектов федерации, губернаторов наиболее крупных адм.-терр. единиц, смещение их с должности и роспуск представительных органов адм.-терр. единиц высшего звена (возможно только в связи с предварительным решением суда, практически не бывает); 10) полномочия в сфере личного статуса человека и гражданина – приём в гражданство государства, разрешение на выход из гражданства, награждение орденами, медалями, присвоение почётных званий государства, право помилования.

Конституции предусматривают не только права и обязанности П., но и определённые запреты: П. запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды оплачиваемой деятельности (кроме творческой, но иногда не разрешается получать вознаграждение и за такую деятельность), приобретение гос. имущества, участие в руководстве акционерных компаний, длительный выезд из страны (во многих странах Лат. Америки выезд возможен только с разрешения парламента). П. (особенно в развивающихся странах) сам занимает неск. наиболее важных должностей министров (иногда он руководитель до половины министерств).

Хотя юридически полномочия П. однотипны, его фактич. роль, положение в механизме власти неодинаковы при разных республиканских формах правления – в президентской и парламентарной республиках, а также в смешанных формах – президентско-парламентарной и парламентарно-президентской республиках. В президентской республике П. сам осуществляет свои конституционные полномочия (США, Бразилия, Мексика и др.), правительства как совета министров нет, не существует должности премьер-министра, эту роль выполняет сам П., а министры – его советники. Решения на заседаниях кабинета П. не могут быть приняты большинством голосов, их принимает только сам П., даже если все остальные высказались против (такие факты имели место). Правда, в некоторых президентских республиках (особенно в США) существует сильный парламент, который оказывает давление на П., корректирует его решения. В президентско-парламентарной республике (Франция, Россия и др.) есть правительство (совет министров), др. элементы парламентаризма. П. в России не может назначить председателя правительства без согласия парламента, хотя кандидатуру парламенту представляет только он (министров П. назначает по своему усмотрению), он может распустить парламент с назначением даты выборов. В президентской и президентско-парламентарной республиках П. «сильный» по своей роли в механизме власти. Иное положение в парламентарной республике, где действует «слабый» П. (Германия, Италия, Индия и др.). Премьер-министра и министров он назначает не сам, а по указанию партии (блока партий), имеющей большинство в парламенте. Правовые акты такого П. не имеют юридич. силы, если на них нет подписи премьер-министра о согласии с ними (правило контрасигнатуры). Такой П. действует по существу по указаниям кабинета министров, премьер-министра (отчётливо видно на примере Германии, где гл. роль играет канцлер). В парламентарно-президентской республике (Польша) роль П. более значительна, но состав правительства определяет блок партий большинства в парламенте.

При П. действует администрация (названия разные), создаются совещательные органы, советы и комиссии по разным вопросам. Наиболее влиятельный из них Совет безопасности (нац. безопасности).

В России действует сравнительно редкая форма правления – президентско-парламентарная республика, поэтому правовое и фактическое положение Президента РФ имеет свои особенности. Конституция РФ (ст. 10) закрепляет триаду властей (законодательная, исполнительная, судебная), но о гос. власти П. говорит отдельно от этой триады (ст. 11), устанавливает, что П. «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» и «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст. 80). П. в России вправе смещать избранных глав субъектов РФ (губернаторов и др.), в т. ч. при издании актов, противоречащих законодательству РФ, и в связи с «утратой доверия», может распускать представительные органы субъектов РФ с назначением новых выборов.

Лит.: Кутафин О. Е. Глава государства. М., 2013; Чиркин В. Е. Глава государства: сравнительно-правовое исследование. 2-е изд. М., 2014.

 

 

Ссылка


 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Президе́нт (от лат. praesidens, род. п praesidentis — сидящий впереди, во главе; председатель) — выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.

В президентских республиках президент избирается внепарламентским путём: посредством косвенных (США) или прямых (Россия, Аргентина) выборов. В президентских республиках президент обладает обширными фактическими полномочиями, так как он соединяет в своих руках функции главы государства и главы правительства... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024