ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Юридический словарь. 1953
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Юридический энциклопедический словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2016

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 293


ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ, высший орган гос. власти, осуществляющий законодательную власть в СССР, в союзных и автономных советских республиках. Избирается сроком на 4 г. на основе всеобщего, равного, прямого избират. права при тайном голосовании. Депутатский состав В. С. выражает демократич. принципы Советского социалистического государства, руководящую роль в нём Коммунистической партии. Каждый В. С. избирает подотчётный ему Президиум, образует Совет Министров, избирает Верховный суд. Верховный Совет СССР назначает Ген. прокурора СССР. Верховный Совет СССР состоит из 2 равноправных палат: Совета Союза, представляющего общие интересы трудящихся СССР, и Совета Национальностей, представляющего интересы трудящихся СССР, связанные с их нац. особенностями. В. С. союзных и автономных республик однопалатны.

 

 

Юридический словарь. — Москва, 1953. — С. 63—64


ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР — высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В. С. СССР — подлинный представитель всего советского народа, обладающий всей полнотой государственной власти в социалистическом государстве (см.). В выборах депутатов в В. С. СССР имеют право участвовать все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, за исключением умалишённых и лиц, осуждённых судом с лишением избирательных прав. Депутатом В. С. СССР может быть избран каждый гражданин Советского Союза, достигший 23 лет.

В. С. СССР осуществляет все права, присвоенные СССР согласно ст. 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчётных В. С. СССР органов СССР; Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР (см.) и министерств СССР. В. С. СССР разрешает важнейшие вопросы государственной жизни СССР, в частности вопросы войны и мира, утверждает единый государственный бюджет и народнохозяйственные планы, разрешает вопросы о принятии в состав Союза новых республик, утверждает, с согласия союзных республик, изменения границ между ними, образование новых краёв, областей, а также новых автономных республик и т. д.

Законодательная власть СССР осуществляется исключительно В. С. СССР. Этим обеспечивается подлинное его верховенство и стабильность советского законодательства. Издание законов только представительным органом советского народа свидетельствует о подлинном демократизме Советского государства, о том, что закон в СССР является действительным выражением воли народа.

В. С. СССР располагает неограниченным правом контроля над деятельностью органов гос. власти и управления. Это находит своё выражение, во-первых, в том, что депутаты В. С. СССР пользуются правом запроса (см. Запрос депутата Верховного Совета) как в отношении Правительства в целом, так и в отношении отдельных членов Правительства. Правительство СССР или Министр СССР, к к-рым обращен запрос депутата В. С. СССР, обязаны не более чем в трёхдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате. Во-вторых, В. С. СССР может, когда сочтет необходимым, по любому вопросу назначать следственные и ревизионные комиссии. Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и предоставлять им необходимые материалы и документы.

В. С. СССР состоит из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей (см.). Двухпалатная структура В. С. СССР обусловлена многонациональным составом населения Советского Союза, Народы Советского Союза наряду с общими интересами имеют ещё свои особые, специфические интересы,, связанные с их национальными особенностями. Совет Союза представляет общие интересы всех трудящихся СССР. Совет Национальностей представляет особые, специфические интересы объединившихся с СССР национальностей. В соответствии с этим Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: 1 депутат на 300 тыс. населения; Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям национальным округам по норме: по 25 депутатов от каждой союзной советской социалистической республики (см.), по 11 депутатов от каждой автономной советской социалистической республики (см.), по 5 депутатов от каждой автономной области (см.) и по 1 депутату от каждого национального округа (см.). Вследствие такой системы в Совете Национальностей представлены все национальности многонационального советского социалистического государства — в том числе и такие, к-рые насчитывают всего по нескольку тысяч человек. Верховный Совет СССР является, следовательно, представительным органом как всего советского народа в целом, так и всех его национальностей.

Обе палаты В. С. СССР равноправны. Их равноправие обеспечивается Конституцией СССР. Им в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива. Закон считается утверждённым,если он принят обеими палатами В. С. СССР простым большинством голосов. В случае разногласия между палатами вопрос передаётся на разрешение согласительной комиссии (см. Комиссия согласительная), образуемой палатами на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если её решение не удовлетворяет какую-либо из палат, вопрос рассматривается ими вторично. Если и в этом случае палаты не приходят к согласному решению, то Президиум В. С. СССР распускает В. С. СССР и назначает новые выборы. Сроки полномочий обеих палат одинаковы. Сессии палат начинаются и заканчиваются одновременно. Во время сессий обе палаты имеют общий, единый порядок дня. Каждая палата избирает Председателя и 4 его заместителей. Председатели палат руководят их заседаниями и ведают их внутренним распорядком. Совместными заседаниями палат руководят поочерёдно их председатели.

Регламент (см.) палат одинаков. Обе палаты имеют одинаковые постоянные комиссии (см. Комиссии Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных и автономных республик): мандатную, законодательных предположений, бюджетную и по иностранным делам. Порядок образования обеих палат одинаково демократичен.

В. С. СССР на совместном заседании обеих палат избирает Президиум Верховного Совета СССР, к-рый подотчётен ему во всей своей деятельности, и образует Правительство СССР — Совет Министров СССР, к-рый ответственен перед В. С. СССР и ему подотчётен. В. С. СССР избирает Верховный Суд СССР (см.) и специальные суды (см.) и назначает Генерального Прокурора СССР.

По истечении полномочий или в случае досрочного роспуска В. С. СССР новые выборы назначаются Президиумом В.С.СССР в срок не более 2 месяцев со дня истечения полномочий или роспуска В. С. СССР. Вновь избранный В. С. СССР созывается Президиумом В. С. СССР не позднее как через 3 месяца после выборов. В. С. СССР осуществляет свою деятельность в сессионном порядке, Сессии В. С. СССР созываются Президиумом В. С. СССР: очередные два раза в год, внеочередные — по усмотрению Президиума В. С. СССР или по требованию одной из союзных республик. Первая сессия В. С. СССР нового созыва открывается по палатам старейшими депутатами палат. Последующие сессии, если они начинаются раздельно по палатам, открываются председателями палат; если же сессия начинается совместным заседанием палат, то она открывается одним из председателей палат.

Порядок дня сессии устанавливается непосредственно самими палатами В. С. СССР на первом заседании сессии; вопросы на рассмотрение В. С. СССР вносятся: Президиумом В. С. СССР, Правительством СССР, палатами В. С. СССР, постоянными комиссиями палат и депутатами В. С. СССР. На первом заседании сессии палаты устанавливают порядок обсуждения вопросов, принятых к рассмотрению В. С. СССР на данной сессии. Как правило, доклады по вопросам порядка дня заслушиваются на совместных заседаниях палат. По решению палат вопросы могут обсуждаться как на раздельных, так и на совместных их заседаниях.

Докладчики по вопросам порядка дня сессии утверждаются председателями палат. Каждая группа депутатов Совета Союза и Совета Национальностей, насчитывающая не менее 50 человек, может выставить своего содокладчика. Заседания В. С. СССР и его палат ведутся согласно установленным палатами на первой сессии регламентам, Прения по отдельным вопросам прекращаются по решению палат. Голосование производится поднятием рук или депутатских мандатов. Вопросы решаются простым большинством голосов, Для изменения Конституции СССР требуется квалифицированное большинство, а именно — не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Сессии В. С. СССР продолжаются до тех пор, пока не оказывается исчерпанным весь порядок дня.

Депутаты В. С. СССР пользуются законодательной инициативой, правом запроса и депутатской неприкосновенностью (см. Право законодательной инициативы, Неприкосновенность депутата); они обязаны выполнять волю пославших их избирателей, отчитываться перед ними и могут быть в любое время отозваны по решению большинства избирателей в установленном законом порядке (см. Право отзыва депутата). Депутатами В. С. СССР советский народ избирает лучших представителей рабочего класса, крестьянства и интеллигенции нашей страны, выдвигаемых блоком коммунистов и беспартийных. В соответствии с коренными интересами советского народа В. С. СССР всей своей деятельностью направляет развитие Советского государства по пути к коммунизму. Он опирается при этом на основной экономический закон социализма: обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Это находит яркое выражение в издаваемых В. С. СССР законах о перспективных планах развития народного хозяйства СССР, о государственном бюджете СССР и др. B. С. СССР проводит последовательную политику мира и сотрудничества между народами, ведёт неустанную борьбу против подготовки империалистами новой мировой войны. Примерами этого являются Заявление В. С. СССР от 19 июня 1950 г. о поддержке предложений Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия, установлении международного контроля над соблюдением этого запрещения и объявлении военным преступником правительства, к-рое первым применит атомное оружие, Закон о защите мира (см.) от 12 марта 1951 г. и др.

В. С. СССР, являющийся носителем суверенной государственной воли советского народа, принципиально отличается от буржуазных парламентов (см.), послушных органов в руках империалистической буржуазии. В то время как В. С. СССР осуществляет всю полноту власти в государстве, буржуазные парламенты играют второстепенную роль в государственном механизме. В капиталистических странах «настоящую „государственную" работу делают за кулисами и выполняют департаменты, канцелярии, штабы. В парламентах только болтают со специальной целью надувать „простонародье" (Ленин В. И., Соч., т. 25, стр. 395). В отличие от В. С. СССР, являющегося подлинно представительным органом народа, буржуазные парламенты не являются в действительности представительными органами вследствие ограничений избирательного права, террора, подкупов, вымогательства и других способов давления на избирателей во время избирательных кампаний, а также прямой фальсификации выборов.

Двухпалатная структура В. С. СССР не имеет ничего общего с буржуазной двухпалатной системой. Палаты в буржуазных парламентах неравноправны. Верхняя палата пользуется большими правами по сравнению с нижней палатой. Верхняя палата образуется ещё менее демократическим путём, чем нижняя: при выборах в верхнюю палату применяются более высокие возрастные и иные цензы, в частности для пассивного избирательного права, что значительно суживает круг лиц, имеющих право быть избранными в верхнюю палату; в отдельных случаях применяются косвенные выборы, а иногда, как, напр., в палате лордов в Англии, подавляющее большинство членов палаты получает свои места в палате по наследству или назначается.

Опыт создания в СССР подлинно представительного органа народа, обладающего всей полнотой власти в государстве и возглавляющего всю систему государственных органов, используется странами народной демократии.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980


ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР, с 1936 высший орган государственной власти СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Избирается населением на 5 лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Состоит из 2 равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Сессии созываются не реже 2 раз в год. Верховный Совет СССР избирает из своего состава Президиум Верховного Совета СССР, образует правительство — Совет Министров СССР, избирает Верховный суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР. Каждая палата Верховного Совета СССР образует комиссии постоянные.

Однопалатные Верховные Советы избираются в союзных и автономных республиках в качестве их высших органов государственной власти.

 

 

Юридический энциклопедический словарь. — Москва, 1987. — С. 42—44


ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ в С С С Р, 1) В. С. СССР — высший орган гос. власти СССР. Воплощает суверенитет я полновластие сов. народа на территории всей страны. В. С. СССР правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР к ведению Союза ССР. К исключительной компетенции В. С. СССР относятся: принятие Конституции СССР, внесение в неё изменений; принятие в состав СССР новых республик, утверждение образования новых авт. республик и авт. областей; утверждение гос, планов зкономич. и социального развития СССР, Гос. бюджета СССР и отчётов об их выполнении; образование подотчётных ему органов Союза ССР (см. Конституция СССР, ст. 108). Он принимает законы, формирует высшие гос. органы СССР, принимает решения по важнейшим вопросам гос., хоз. и социально-культурного строительства, определяет осн. направления внешней политики, осуществляет высший контроль за деятельностью государственного аппарата.

В. С. СССР является представительным poc. органом всего советского народа. Он избирается всеми совершеннолетними гражданами СССР путём всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Депутатом В. С. СССР может быть избран гражданин СССР, достигший 2i года. В составе В. С. СССР представлены все социальные слои сов. общества — рабочий класс, колхозное крестьянство и интеллигенция; как мужчины, так и женщины; многочисленные нации, народности и этнографич. группы; коммунисты и беспартийные — кандидаты нар. блока коммунистов и беспартийных, олицетворяющего морально-политик. единство советского народа. В составе В. С. СССР 11-ro созыва, избранного в марте 1984, 527 рабочих (35,2%), 242 колхозника (16,1%); 1071 депутат являются членами и кандидатами в члены КПСС (71,4%); среди депутатов 492 женщины (32,5%).

В. С. СССР состоит из двух халат: Совета Союза и Совета Национальностей. Такая структура обеспечивает сочетание в деятельности высшего органа гос. власти страны интересов всего народа со специфич. интересами союзных и авт. республик, авт. областей и авт. округов. Палаты В. С. СССР равноправны.

В. С. СССР работает прежде всего путём проведения сессий — основной организационно-правовой формы его деятельности, на к-рых обсуждаются и принимаются решения по важнейшим вопросам. Сессии В. С. СССР созываются два раза в год Президиумом В. С. СССР; внеочередные сессии созываются по его инициативе, а также по предложению союзной республики или не менее трети депутатов одной из палат. Сессия В. С. СССР состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат или комиссий В. С. СССР, Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат. Порядок деятельности В. С. СССР устанавливается Регламентом В. С. СССР и др. законами СССР, издаваемыми на основе Конституции СССР. Регламент В. С. СССР принят В. С. СССР 19 апр. 1979 («Ведомости Верховного Совета СССР», 1979, № 17, ст. 272).

На первой сессии каждого нового созыва В, С. СССР избирает из числа депутатов Президиум В. С. СССР, а каждая палата — председателя и четырех его заместителей для руководства заседаниями палаты, утверждает регламенты совместных и раздельных заседаний палат.

В. С. СССР принимает законы, к-рые выражают волю советского народа и обладают высшей юридич. силой. Законодательная деятельность В. С. СССР осуществляется в двух формах: непосредственно путём принятия законов и утверждения изданных в период между сессиями Указов Президиума В. С. СССР, содержащих нормы права. Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. Право законодательной инициативы (т. е. внесения законопроекта) в В. С. СССР принадлежит Совету Союза, Совету Национальностей, Президиуму В. С. СССР, Совету , Министров СССР, союзным республикам в лице их высших органов гос. власти, комиссиям В. С. СССР и постоянным комиссиям его палат, депутатам Б. С. СССР, Верх. суду СССР, Генеральному прокурору СССР, а также общественным орг-циям в лице их общесоюзных органов. Закон считается принятым, если в каждой из палат В. С. СССР за него проголосовало большинство от общего числа депутатов палаты. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передаётся на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на обсуждение следующей сессии В. С. СССР или передаются им на всенародное голосование (референдум). Помимо законов В. С. СССР принимает и др. акты. Решения В. С. СССР по вопросам об образовании высших roc. органов, персональном их составе, по докладам Совета Министров СССР, запросам депутатов оформляются в виде постановлений, и-рые принимаются большинством от общего числа депутатов В. С. СССР и не являются нормативными актами.

В. С. СССР избирает Президиум В. С. СССР, образует Совет Министров СССР, избирает Верх. суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР (все указанные органы ответственны перед В. С. СССР и ему подотчетны). В. С. СССР на сессиях заслушивает доклады Президиума В. С. СССР об указах, изданных в период между сессиями, доклады Совета Министров СССР и т. д.

Важное место в механизме осуществления функций высшего органа гос. власти СССР занимают образуемые В. С. СССР комиссии, к-рые являются его вспомогательными органами. Временные комиссии образуются для подготовки решений по к.-л. одному вопросу, их деятельность ограничивается определённым конкретным сроком. Постоянные комиссии действуют в период всего срока полномочий В. С. СССР данного созыва. Они образуются палатами В. С. СССР (см. Постоянные комиссии Верховного Совета СССР). В. С. СССР создаёт, когда сочтёт необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

В. С. СССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчётных ему гос. органов. Он образует Комитет народного контроля СССР, возглавляющий систему органов народного контроля. В. С. СССР заслушивает доклады Президиума В. С. СССР и отчёты Совета Министров СССР. Контроль осуществляется также посредством запросов депутатов к Правительству СССР, министрам и руководителям др, органов, образуемых В. С. СССР (см. Запрос депутатский), через постоянные комиссии палат.

В каждой палате B. С. СССР образуются Советы старейшин, к-рые формируются но принципу представительства от групп депутатов отдельных союзных и авт, республик, краёв, областей, авт. областей и авт. округов. Перед открытием сессии В. С. СССР Советы старейшин проводят свои заседания, где обсуждают проект повестки дня сессии, рекомендуют кандидатуры на посты председателя соответствующей палаты В. С. СССР и четырёх его заместителей.

В составе В. С. СССР создана Парламентская группа СССР, основная задача к-рой — поддержание и развитие межпарламентских связей.

2) Верховные Советы союзных и автономных республик — высшие представительные органы гос. власти союзных и авт. республик, выражающие общегосударственную волю народа соответствующей республики. Они избираются населением союзных и авт. республик сроком на пять лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В. С. союзных республик олицетворяют гос. суверенитет этих республик.

Единство Советского союзного гос-ва и гос. власти в СССР обусловливается общностью демократич. принципов, на к-рых строится система высших гос. органов СССР, союзных и авт. республик. Их деятельность основывается на коллективном, свободном, деловом обсуждении и решении вопросов, гласности, регулярной отчётности перед В. С. создаваемых ими органов, широком привлечении граждан к управлению гос. и обществ. делами, постоянном учёте общественного мнения.

В. С. союзных и авт. республик состоят из одной палаты. Они правомочны решать все вопросы, отнесённые к ведению республики Конституцией СССР, конституциями союзных и авт. республик. К исключительной компетенции этих органов относятся принятие конституции, внесение в неё изменений; утверждение гос. плана экономич. и социального развития, гос. бюджета республики и отчётов об их выполнении, образование подотчетных органов.

Порядок выборов В. С. союзных и авт. республик и нормы представительства устанавливаются респ. законодательством. Количеств. состав В. С. той или иной союзной республики неодинаков, так как он определяется численностью населения республики. В. С. союзной, авт. республики избирает постоянно действующий орган В. С. — Президиум В. С. республики, подотчётный В. С. во всей своей деятельности; образует Совет Министров республики. В. С, избирает председателя В. С., к-рый руководит заседаниями В. С. и ведает его внутренним распорядком, а также заместителей председателя.

Из числа депутатов В. С. избирает постоянные комиссии для предварит. рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению В. С., а также для содействия проведению в жизнь законов республики и иных решений В. С. и его Президиума, контроля за деятельностью гос. органов и орг-ций. В. С. может также создавать следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Все государственные и общественные органы, орг-ции и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий В. С., представлять им необходимые материалы и документы.

Среди депутатов В. С.— представители рабочих, колхозников и сов. интеллигенции, члены КПСС и беспартийные. В В. С. обеспечено представительство всех национальностей, проживающих на территории соответствующей республики.

Свои полномочия В. С. осуществляют на основе активного участия в их работе каждого депутата без отрыва его от производств. или служебной деятельности. Депутатам обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного выполнения прав и обязанностей (см. Народный депутат).

Сессии В. С. созываются два раза в год, а внеочередные сессии созываются Президиумом В. С. по его инициативе или по предложению не менее 1/3 депутатов. Сессии В. С. состоят из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных и иных комиссий В. С.

В. С. союзных и авт. республик на своих сессиях рассматривают различные вопросы, связанные с руководством хоз. и культурным строительством, и принимают законы, постановления и иные акты. В союзных республиках на базе Основ законодательства СССР и союзных республик приняты уголовные, гражданские, уголовно-процессуальные, гражданские процессуальные, земельные кодексы, кодексы о труде, о браке и семье, законы о здравоохранении и др.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 5. — Москва, 2006. — С. 195-196 // Электронная версия


ВЕРХО́ВНЫЙ СОВЕ́Т (ВС), 1) в СССР в 1938–88 высший орган гос. власти (в соответствии с Конституцией СССР 1936). Избирался гражданами на 4 года (с 1977 – на 5 лет) на основе всеобщего равного прямого избират. права при тайном голосовании. Состоял из Совета Союза и Совета Национальностей. Осн. форма работы – сессии, проходившие дважды в год (иногда собирались внеочередные). В компетенцию ВС входило принятие Конституции СССР, внесение в неё изменений, принятие законов и их изменение, утверждение планов и бюджетов СССР и отчётов об их исполнении и т. п. Кроме того, ВС формировал СМ СССР, избирал Верховный суд СССР.

В период между сессиями ВС действовал Президиум ВС СССР, избранный ВС. Его полномочия: созыв сессий ВС, толкование действовавших законов, издание указов, роспуск и назначение новых выборов в ВС, отмена постановлений и распоряжений СМ СССР или СМ союзных республик в случае их несоответствия закону, назначение и смена высшего воен. командования, а также полномочных представителей СССР в иностр. государствах, объявление в стране воен. положения, общей и частичной мобилизации, ратификация и денонсация междунар. договоров и пр. Президиум ВС мог освобождать и назначать на должности министров СССР с последующим утверждением ВС, объявлять состояние войны в случае нападения на СССР или необходимости выполнения междунар. договоров о взаимной обороне от агрессии и пр. В 1977 к компетенции Президиума ВС СССР отнесены: контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР, принятие в гражданство СССР или лишение его, образование Совета обороны СССР, утверждение изменения границ между союзными республиками и пр.

С 1989 ВС СССР – законодат., распорядит. и контрольный орган гос. власти. Избран тайным голосованием Съездом нар. депутатов СССР из числа самих депутатов сроком на 5 лет (при ежегодном обновлении на 1/5). Двухпалатная структура ВС СССР была сохранена. В Совете Союза рассматривались вопросы социально-экономич. развития, гос. строительства и др., в Совете Национальностей – вопросы обеспечения интересов наций и народностей и др. Продолжительность работы сессий увеличилась до 3–4 месяцев. Президиум ВС стал органом, гл. обр. обеспечивавшим организацию работы Съезда нар. депутатов и ВС. В него входили председатель ВС, его первый заместитель и 15 заместителей – председатели ВС союзных республик, председатели Совета Союза и Совета Национальностей и др. С введением 14.3.1990 поста президента СССР (15.3.1990 им избран М. С. Горбачёв) у ВС СССР остались законодательные и контрольные полномочия; председателем ВС стал А. И. Лукьянов (март 1990 – авг. 1991). После Августовского кризиса 1991 председатель ВС, поддержавший действия ГКЧП, был арестован. Однако статус ВС был повышен: в законе СССР от 5.9.1991 «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» он назван высшим представит. органом власти. В его структуре – Совет Республик (каждая республика имела только один голос) и Совет Союза. Первый должен был принимать решения об организации и порядке деятельности союзных органов, денонсировать и ратифицировать междунар. договоры, второй – рассматривать вопросы обеспечения прав и свобод граждан, принимать решения по вопросам компетенции ВС, за исключением тех, которые были отнесены к ведению Совета Республик. В случае противоречия законов, принимаемых ВС СССР, конституциям союзных республик их действие могло быть приостановлено высшими органами власти союзных республик. Должность председателя ВС и Президиум ВС были упразднены. В таком составе состоялась только одна сессия ВС СССР. Он прекратил существование 26.12.1991 в связи с распадом СССР.

2) В РСФСР в 1938–90 высший орган гос. власти республики. Избирался гражданами на 4 года (деятельность Совета 1-го созыва была пролонгирована в связи с Вел. Отеч. войной), с 1977 – на 5 лет. Был однопалатным. Осн. форма работы – сессии. В компетенцию ВС входило принятие Конституции РСФСР, внесение в неё изменений, утверждение конституций входивших в её состав автономных республик, контроль за соблюдением конституций, принятие законов и их изменение, утверждение планов и бюджетов РСФСР и отчётов об их исполнении и т. п. Кроме того, ВС формировал СМ РСФСР, избирал Верховный суд РСФСР. В период между сессиями высшим органом власти был избираемый ВС Президиум ВС РСФСР, который издавал указы, содержавшие важные нормативные предписания, за ним было закреплено право толкования законов РСФСР.

С 1990 ВС РСФСР (с 25.12.1991 ВС РФ) – законодат., распорядит. и контрольный орган гос. власти. Избран тайным голосованием республиканским Съездом нар. депутатов из числа самих депутатов. Состоял из двух палат – Совета Республики и Совета Национальностей. Председатель ВС – высшее (до появления института президентства в РСФСР) должностное лицо в республике. Первый председатель ВС – Б. Н. Ельцин – избран Съездом нар. депутатов РСФСР тайным голосованием (май 1990 – июль 1991). С введением 24.4.1991 поста президента РСФСР (12.6.1991 им избран Ельцин) и передачей президенту ряда функций полновластие ВС ограничивалось, что способствовало возникновению напряжённости между президентом и ВС; председателем ВС с июля 1991 стал Р. И. Хасбулатов. Противостояние обострилось с подписанием президентом указа от 21.9.1993, в соответствии с которым ВС и Съезд нар. депутатов РФ распускались. Одновременно были назначены выборы в новый парламент – Федеральное собрание РФ. Вслед за отказом ВС подчиниться указу в окт. 1993 последовали осада и обстрел здания ВС и арест его руководителей.

3) Высший орган гос. власти в республиках СССР.

4) Высший орган власти в ряде субъектов РФ (Бурятия, Хакасия).

5) Высший орган власти в некоторых республиках, входивших в состав СССР (Украина, Армения).

Источн.: Ведомости Верховного Совета СССР. М., 1938–1989; Ведомости Верховного Совета РСФСР. М., 1957–1990; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. М., 1989–1991; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. М., 1990–1992; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. М., 1992–1993.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024