Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Юридический словарь. 1953
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Юридический энциклопедический словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017
Ссылка
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. — М.: Русский язык, 1978
ПАРЛАМЕНТЪ м. фрн. въ конституцiонныхъ государствахъ, собранiе чиновъ и выборныхъ, палата, дума, соборъ, для обсужденья законодательныхъ и дрг. вопросовъ. Парламентское постановленье. Парламентеръ м. посланный для переговоровъ съ непрiятелемъ, обычно съ бѣлымъ значкомъ и съ трубачемъ; переговорщикъ, бирючъ.
Энциклопедический Словарь : в 3 т. — М.: БСЭ, 1953—1955
ПАРЛАМЕНТ, 1) законодат. орган бурж. гос-ва, построенный целиком или частично па выборных началах, состоит из двух (верхняя и нижняя) или одной палаты. Бурж. П. лишь формально обладает правами высшего законодат. органа, а по существу является послушным орудием в руках финансовых монополии. Законы, принятые П., как правило, утверждаются главой гос-ва. 2) Судебный орган во Франции (до бурж. революции конца 18 в.).
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, буржуазный гос. строй, при к-ром, согласно конституции, парламенту должна принадлежать руководящая роль в системе гос. органов. Для бурж. П. характерно подчинение парламента органам исполнит. власти, подкуп депутатов, к-рые не отвечают перед на родом; контроль деятельности парламента финансовыми монополиями.
ПАРЛАМЕНТАРИИ (франц.), депутат парламента, парламентский деятель.
ПАРЛАМЕНТАРНЫЙ, соответствующий системе гос. управления, при к-рой руководящая роль в гос-ве должна принадлежать парламенту.
Юридический словарь. — М.: ГОСЮРИЗДАТ, 1953. — С. 437—439
ПАРЛАМЕНТ — общегосударственный представительный законодательный орган буржуазии в капиталистических странах. В эпоху свободной конкуренции П. занимал центральное место в механизме буржуазного государства (см.). С перерастанием промышленного капитализма в империализм основным орудием диктатуры буржуазии становится правительство (см.), а значение П. падает (см. Парламентаризм).
Историческими прерогативами (см.) буржуазных П. являются право принятия законов, копирование бюджета и контроль над правительством. В период империализма эти полномочия П. превратились в фикцию. П. по существу не законодательствуют, а штампуют законодательные предложения правительств, причём наиболее яркое выражение это получило в США.
В период империализма законодательные функции П. фактически переходят к правительствам, к-рые издают нормативные акты либо по делегации парламентов, т. е. в силу переуступки законодательных полномочий П. правительствам, либо помимо неё. В нарушение буржуазных конституций империалистические правительства издают указы, приказы (США), декреты, эдикты (Франция) и т. п. Обязательная сила этих актов не только не отличается от статутов П., но порою превосходит их.
Выражая волю монополистической буржуазии, П. санкционируют правительственные проекты бюджетов, предусматривающих громадные ассигнования на военные расходы. Эти расходы ложатся тяжелым налоговым бременем на трудящихся и обеспечивают высокие прибыли монополистам.
П. формально сохранили за собой право контроля и для видимости иногда прибегают к отдельным его формам — интерпелляции (см.), выражению вотума недоверия и т. д., что свидетельствует о противоречиях между различными группами господствующего класса. Правительства буржуазных стран, как правило, состоят из лидеров партии большинства либо коалиции партий, составляющих такое большинство, и поэтому добиваются нужного поведения палат в порядке воздействия на депутатов по партийной линии. В парламентарных республиках, когда П. выступает против правительства, оно может через главу государства распустить П. и назначить новые выборы. «Парламенты уверяют, что именно они контролируют правительства. А на деле получается, что состав правительств предопределяется и их действия контролируются крупнейшими финансовыми консорциумами. Кому не известно, что ни в одной капиталистической „державе" не может быть сформирован кабинет против воли крупнейших финансовых тузов: стоит только произвести финансовый нажим,— и министры летят со своих постов, как оглашенные. Это есть действительно контроль банков над правительствами, вопреки мнимому контролю парламентов» (Сталин И. В., Соч., т. 10, стр. 100—101).
Институт парламентского контроля над правительствами может быть использован в реакционных целях, если правительство станет проводить политику, неугодную монополиям.
Подлинными выразителями воли народа в буржуазных П. являются депутаты — представители коммунистических и демократических партий. Отстаивая интересы народа, коммунисты и другие прогрессивные депутаты выступают против правительственной политики наступления на демократические права и свободы трудящихся масс, борются против законопроектов, попирающих эти права и свободы, разоблачают антинародную политику буржуазных правительств и демагогию буржуазных парламентариев, выступают в защиту национальной свободы и независимости своих стран.
Фактическая деятельность буржуазных П. протекает не на пленарных заседаниях, к-рые вырождаются в публичные представления, а в комитетах, формируемых органами партийного большинства в палатах. Именно в комитетах осуществляется законодательство, решения же комитетов штампуются палатами безоговорочно. Таким образом, комитеты фактически превращаются в законодательные органы, действующие под непосредственным руководством монополий.
П. собираются в установленные законом сроки на очередные сессии, а также могут быть созваны главой государства на чрезвычайные сессии. Обе палаты, как правило, заседают одновременно, хотя в президентских республиках верхняя палата (напр., сенат в США) может заседать отдельно, когда она созывается президентом (см.) для рассмотрения вопросов, входящих в её исключительную компетенцию.
Сессии буржуазных П. очень длинны и продолжаются по 6—7 месяцев в год. Это неслучайно, так как парламентарии в буржуазных странах участия в исполнении законов не принимают, а сами П. проводят своё время в демагогической болтовне.
Буржуазные П., за редким исключением (сейм в Финляндии, меджлис в Турции, меджлис в Иране, риксдаг в Дании), состоят из двух палат. Двухпалатная система впервые сложилась в Англии и впоследствии получила распространение почти во всех буржуазных странах. Реакционный характер двухпалатной системы состоит в том, что верхняя палата (сенат в США, палата лордов в Англии и т. д.) служит тормозом, противовесом против возможного демократического использования нижних палат (палаты представителей в США, палаты общин в Англии и т. д.). Если нижние палаты обычно избираются прямыми выборами и целиком обновляются каждый раз по окончании полномочий или в случае роспуска (в Аргентине по конституции 1949 г. палата депутатов обновляется наполовину каждые 3 года), то верхние палаты либо избираются косвенными выборами, либо члены их назначаются главой государства; обновляются же верхние палаты почти всюду не полностью, а частично. В тех случаях, когда верхние палаты либо целиком (сенат в США), либо частично (сенат в Италии по конституции 1947 г.) избираются прямыми выборами, то применяются большие ограничения избирательного права, чем для выборов нижних палат (более высокий возрастной ценз, ценз оседлости и т. д.).
Верхние палаты нередко пользуются большими полномочиями, чем нижние. Так, напр., сенат в США ратифицирует договоры, утверждает назначения президента на высшие государственные должности, дипломатические посты и т. д.
Верхние палаты в буржуазных странах являются открытым оплотом самой махровой реакции, противовесом более, как правило, многочисленным нижним палатам.
Обе палаты буржуазного П. в период империализма реакционны, и никаких противоречий между ними фактически не существует. Верхняя палата играет роль душителя тех демократических законопроектов, к-рые порою принимает нижняя палата из демагогических соображений под давлением общественного мнения.
Реакционная роль двухпалатной системы настолько очевидна, что народные массы всегда и везде выступают против неё. Так, в 1946 г. во Франции, в 1947 г. в Италии коммунистические партии вели борьбу против организации верхних палат в период выработки и принятия новых конституций.
Нижние палаты буржуазных П. обычно избираются путём прямых выборов, в к-рых формально могут принимать участие все граждане, имеющие право голоса. Однако наличие различных ограничений (см. Избирательный ценз), махинации, подкуп, использование полиции на выборах приводят к тому, что трудящиеся представлены в парламентах либо весьма ограниченно, либо совсем не представлены.
Порядок прохождения законопроектов и внутренняя организация палат буржуазных П. определяется регламентом (уставом, наказом), принимаемым соответствующей палатой. Как правило, законодательная процедура в палате распадается на 3 стадии (чтения). На первом чтении оглашается название закона. проекта, после чего он направляется в подлежащий комитет. В комитете законопроект может быть либо вообще оставлен без внимания, либо одобрен в том или ином виде. В последнем случае законопроект поступает в палату с докладом комитета и обсуждается. На третьем чтении законопроект голосуется. После прохождения той же процедуры в другой палате законопроект направляется главе государства дпя подписи и опубликования. Законодательная процедура в буржуазных П. умышленно усложнена для того, чтобы создать дополнительные препятствия в прохождении демократических законопроектов. Современные буржуазные П. остаются реакционными политическими учреждениями, служащими для прикрытия и санкционирования антинародной деятельности буржуазных правительств. Как и весь государственный аппарат, они подчинены монополиям и служат их интересам.
Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980
ПАРЛАМЕНТ (англ. parliament, от франц. parler — говорить), в бурж. гос-вых высший представит. орган власти. Впервые был образован в 13 в. в Англии как орган сословного представительства.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, в бурж. гос-вах система гос. власти при к-рой чётко распределены функции законодат. и исполнит. органов при привилегированном положении парламента. Характерен для эпохи домонополистич. капитализма, с перерастанием к-рого в монополистический господствует тенденция усиления исполнит. власти (президента, пр-ва) и сокращения реальных прав парламента.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФРАКЦИЯ, 1) в бурж. гос-вах группа депутатов парламента — члены одной политич. партии, к-рая проводит в парламенте её линию. 2) В нек-рых социалистич. странах, где существует неск. партий (напр., ГДР, Польше, Чехословакии), П. ф. (клубы) создаются для лучшей орг-ции работы депутатов.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986
ПАРЛАМЕНТ, -а, м. Высшее государственное законодательное представительное собрание. || прил. парламентский, -ая, -ое.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, -а, м. Государственная система с парламентом во главе. || прил. парламентарный, -ая, -ое. Буржуазная парламентарная республика.
ПАРЛАМЕНТАРИЙ, -я, м. (книж.) Член парламента.
Юридический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1987. — С. 307—308
ПАРЛАМЕНТ (англ. parliament, от франц. parlement, от parler — говорить), общенациональное представительное учреждение бурж. гос-ва, осуществляющее законодательные функции. Современным П. исторически предшествовали феод. сословно-представительные учреждения, возникшие в 12—13 вв. Широкое распространение П. получили после бурж. революций 16—18 вв. Длит. время традиционной формой построения П. была двухпалатная система (бикамерализм); однопалатные П. были исключением. Однако в результате распада мировой колониальной системы и образования большого числа новых независимых гос-в преобладающей стала однопалатная система. Универсальный метод формирования нижних палат двухпалатных П. и однопалатных П.— выборность; верхние палаты формируются различными способами — путём выборов, назначения, наследования. Как правило, они обладают меньшим объёмом прав, чем нижние (см. Двухпалатная система).
В системе высших органов власти бурж. roc-ва П. формально занимает привилегированное положение и наделяется прежде всего исключительным правом принятия законов, к-рое формально ограничено правом вето главы гос-ва. В компетенцию П. входят принятие бюджета и иных финансовых законов, контроль над деятельностью пр-ва, ратификация междунар. договоров, утверждение назначений на высшие гос. должности. Многие бурж. П. наделяются определёнными судебными функциями.
Регламенты П. предусматривают порядок создания их внутренних структурных подразделений (комитеты, комиссии, фракции, вспомогат. органы) и назначения должностных лиц (председатели палат, бюро и президиумы палат, лидеры партийных фракций, должностные лица палат). Законодательная процедура П. регулируется конституциями, регламентами, законами, резолюциями палат, парламентскими обычаями. В каждом П. она имеет свои особенности, но в основном может быть сведена к следующим стадиям: внесение законопроекта, его одобрение; в двухпалатных П.— передача одобренного законопроекта в верхнюю палату, где он проходит те же стадии, преодоление противоречий между палатами, передача законопроекта главе гос-ва для получения его санкции, в случае отказа (вето) — преодоление возражения главы roc-ва. После получения санкции президента либо монарха закон публикуется в офиц. вестнике (промульгация), что означает его вступление в силу. Особое значение в законодательном процессе имеют такие формально вспомогательные органы, как парламентские комитеты и комиссии, к-рые во многих странах (напр., в США, Италии) фактически подменяют создавшие их палаты или П. и окончательно решают судьбы законопроектов. Законодательная деятельность бурж. П. контролируется и направляется пр-вами, существенное влияние на неё оказывают группы давления (лобби), причём наиболее результативны из них те, к-рые выражают интересы крупных монополистич. группировок.
В совр., эпоху во многих бурж. П. (напр., в Италии, Франции, Финляндии, Японии) имеются сильные фракции коммунистич. и рабочих партий, к-рые стремятся использовать П. в интересах народных масс. См. также Парламентаризм.
О высшем представительном органе roc. власти в СССР см. в ст. Bepховный Совет.
А. А. Мишин.
ПАРЛАМЕНТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия
ПАРЛА́МЕНТ (от нем. Parlament, от франц. parlement, от parler – говорить), общее наименование высшего представительного и законодательного органа. В каждом государстве имеет своё название (Федеральное собрание РФ, Конгресс в США, Всекитайское собрание нар. представителей, Генеральные кортесы в Испании, риксдаг в Швеции и т. д.).
Отдалёнными предшественниками совр. П. были представит. органы, формировавшиеся рабовладельцами и др. свободными лицами в Древней Греции и Древнем Риме, позднее – сословно-представит. органы в Европе (генеральные штаты, земские соборы). Назв. «П.» использовалось для местных, в осн. судебных, учреждений в средние века во Франции, но родиной П. в его совр. виде считается Англия (см. Парламент английский).
П. (неодинаковые по своей структуре, полномочиям, порядку деятельности, их роли в системе органов государства) действуют почти во всех странах мира независимо от формы правления. Они есть в парламентарных (Италия) и президентских (США) республиках, парламентарных (Испания) и дуалистических (Иордания) монархиях. Местные представит. и законодат. органы – «местные П.» действуют также в субъектах федераций (в Германии, США, России и др.) и в некоторых территориальных автономных публично-правовых образованиях (Шотландия и др.). В своеобразном виде (в осн. как консультативные органы) П. созданы также в некоторых мусульм. государствах (Бахрейн, Йемен, Кувейт).
Большинство П. в странах мира двухпалатные (возможны и однопалатные П.). Каждая из палат имеет свои названия: одна обычно именуется «нижней» или первой (Палата представителей, Палата депутатов, Нац. собрание, бундестаг и др.), вторая – «верхней» (Сенат и др.). Членами П. являются избираемые депутаты (представители, члены П., конгрессмены и др.) и сенаторы (члены верхней палаты). Наряду с ними, иногда избираются заместители депутатов и сенаторов, имеющие в палате только право совещат. голоса и выступающие с согласия соответствующего депутата или сенатора (в США в Палате представителей есть также неск. представителей федеральных территорий с правом совещат. голоса, в Дании в однопалатном парламенте есть фиксированное представительство от автономных территориальных образований, в Китае – представители от армии и т. д.). В некоторых странах президенты республик назначают в верхнюю палату небольшое число членов (5 в Италии, 12 в Индии, 15 в Казахстане) из среды лиц, имеющих особые заслуги перед страной в области науки, искусства, обществ. деятельности и др.
В большинстве стран парламентарии (депутаты и сенаторы) работают в П. на постоянной проф. основе, они занимаются законотворчеством и как члены коллегиальных органов выполняют др. обязанности (участие в создании иных высших органов государства, парламентский контроль в отношении исполнит. власти и др.). Эта деятельность оплачивается из гос. бюджета (в ср. в развитых европ. странах оклад парламентария в 4–6 раз превышает ср. размер заработной платы по стране, в некоторых государствах – больше). В ряде стран члены парламентов работают непостоянно. Они получают заработную плату по месту осн. работы, а из гос. бюджета – небольшую доплату для возмещения депутатских расходов (переписка с избирателями, посещение коллективов избирателей и др.), лишь некоторые депутаты – руководители парламентских структур – работают в таких П. на штатной, постоянной основе, получая депутатское вознаграждение из гос. бюджета. В двухпалатном П. правовое положение членов обеих палат в осн. одинаково. В большинстве стран парламентарии имеют свободный мандат, избиратели не могут давать им наказы, но в некоторых странах (Вьетнам, Китай и др.) существует императивный мандат и депутаты обязаны выполнять наказы избирателей. Парламентарии пользуются депутатским (парламентским) иммунитетом и депутатским (парламентским) индемнитетом. Их нельзя задержать, арестовать, привлечь к адм. ответственности без разрешения палаты П., в состав которой они входят; за ними признана свобода речи и голосования в П. (запрещены призывы к насилию, клевета, оскорбление).
Палаты П. формируются неодинаково. Нижняя палата и однопалатный парламент всегда избираются непосредственно гражданами-избирателями в разных странах на 2–6 лет по мажоритарной, пропорциональной или смешанной системе (частичные назначения существуют в единичных странах Африки, Океании). Верхняя палата формируется обычно на такой же срок, что и нижняя, но часто – на более длительный срок (до 6 лет) или действует без указания срока, периодически частично обновляясь на 1/3. Сенаты формируются неодинаковыми способами: прямыми выборами гражданами-избирателями (Сенат США – по 2 сенатора от каждого штата), путём косвенных выборов другими, ранее избранными, лицами (по департаментам – территориальным единицам во Франции, провинц. собраниями депутатов в ЮАР), путём избрания нижней палатой из своего состава (Исландия, Норвегия), путём назначения (полностью назначаются генерал-губернаторами – представителями брит. монарха в этих странах верхние палаты в Канаде, на Ямайке, в Барбадосе, др. монархич. членах Содружества; в Германии члены верхней палаты назначаются правительствами субъектов федерации – земель), в Великобритании членами верхней палаты (лордами) становятся лица в связи с присвоением им монархом высокого дворянского звания, иногда верхняя палата формируется с использованием принципа корпоративного представительства (в Ирландии, частично в Словении и Марокко). Существуют и разл. смешанные способы формирования верхней палаты. В России в соответствии с Конституцией РФ (ст. 95) в верхнюю палату – Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представит. и исполнит. органов гос. власти. В некоторых странах (США, Франция) существует ротация верхних палат: при очередных выборах обновляется только треть палаты.
Каждая палата принимает свой регламент, устанавливающий её внутр. организацию и порядок деятельности (в некоторых странах, напр. в Алжире, Канаде, Китае, Японии, действуют законы подобного рода). Внутр. органами являются: руководство палаты (председатель, в англосаксонских странах – спикер; президиум палаты – в Китае, Чехии; заместители председателя, иногда председателем верхней палаты является по должности вице-президент – в Индии, США), парт. фракции парламентариев, принадлежащих к одной партии (редко – к близким партиям), постоянные профильные комитеты палат – обороны, иностр. дел, пром-сти, с. х-ва, по делам молодёжи и др. (иногда объединённые комитеты палат, обычно по финансовым вопросам), имеется аппарат палаты (в англосаксонских странах в нижней палате его возглавляет клерк палаты), при парламенте создаётся парламентская библиотека, существуют др. учреждения.
Осуществляя законодат. деятельность, некоторые П. принимают основные законы – конституции (Китай, Украина, Финляндия и др.) и др. законы (напр., органические законы). Часто П. определяет основы внутр. и внешней гос. политики (обычно вместе с главой государства и правительством). В некоторых странах (Венгрия, Турция, Чехия и др.) П. (однопалатный или на совместном заседании палат) избирает президента республики. П. (его нижняя палата) в парламентарных монархиях и республиках формирует правительство и вправе уволить его в отставку (в Италии уволить правительство может и верхняя палата); в ряде стран П. (верхняя палата) назначает судей высших судов, уполномоченных П. (парламентских комиссаров, омбудсменов), генеральных прокуроров, генеральных контролёров, членов счётных палат, некоторых высших гражд. и воен. должностных лиц. Используя парламентский контроль, П. может применить импичмент к президенту, министрам, судьям, др. высшим гражд. и воен. должностным лицам; в редких случаях он имеет право отстранить от должности любое должностное лицо и начать расследование против него. Формами парламентского контроля являются также отчёты правительства, вопросы парламентариев на заседаниях парламента к премьер-министру и министрам, др. приглашённым должностным лицам, интерпелляции, парламентские расследования, парламентские слушания и др. Парламент, будучи суверенным представительством народа, несёт ответственность перед ним.
Библиография
Лит.: Саидов А. Х. Национальные парламенты мира: энциклопедический справочник. М., 2005; Чиркин В. Е. Верхняя палата современного парламента: сравнительно-правовое исследование. М., 2009; Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. 3-е изд. М., 2012.
Ссылка
Парламент — Википедия