ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Большая российская энциклопедия. 2017

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
”Я васъ любилъ...”

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 743


ЛЮБОВЬ, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии — космич. сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме Л.-эрос — побудит. сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая Л.— Л., свободная от чувств. влечения. Половая Л. в совр. её форме индивидуально-избират. чувства — результат длит. ист. развития человеческой личности.

 

 

ЛЮБОВЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


ЛЮБО́ВЬ, интимное и глубокое чувство, устремлённость на др. личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этич. требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская Л. включает в себя здоровые биологич. инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С др. стороны, Л. к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психологич. материалу Л., которой мать любит своего новорождённого младенца, Л., которой влюблённый любит свою возлюбленную, и Л., которой гражданин любит свою родину, всё это есть Л., отличающаяся от всего, что только «похоже» на неё, – от эгоистич. «влечения», или «предпочтения», или «интереса». «Подлинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом "я" и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать собою» (Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. СПб., 2007. Т. 1. С. 55).

Разработанная терминология разл. типов Л. существовала в др.-греч. яз. «Эрос» – это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения. «Филиа» – это Л.-дружба, Л.-приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором. «Сторгэ» – это Л.-нежность, особенно семейная, «агапэ» – жертвенная и снисходящая Л. «к ближнему».

При осмыслении Л. в мифе и древнейших системах философии она берётся как «эрос», в ней видят космич. силу, подобную силе тяготения. Бог Эрос упомянут в мифологич. эпосе Гесиода как один из породителей и устроителей мироздания, родившийся сразу после Хаоса и Матери-Земли; ещё более почётная роль отводится ему в космогонии орфиков. Для Эмпедокла вся история космоса – это противоборство любви («филиа») как конструктивного начала и ненависти как начала диссоциации. Это мифологически-филос. учение о Л. как строящей, сплачивающей, движущей и соразмеряющей энергии мироздания характерно для греч. мысли в целом с её гилозоизмом. Даже Аристотель видит в движении небесных сфер проявление некоей вселенской Л. к духовному принципу движения – неподвижному перводвигателю (что было теологически переосмыслено в ср.-век. философии и отразилось в заключит. стихе «Божественной комедии» Данте: «Любовь, что движет солнце и светила»). Продолжая эту же линию, Посидоний разработал учение о всемирной «симпатии» вещей и природных сил, необычайно популярное в последние века античности, а позднее привлекавшее мн. мыслителей и поэтов Ренессанса и Нового времени (вплоть до И. В. Гёте). Др. линия античной философии Л. начинается с Платона, истолковавшего в диалоге «Пир» чувственную влюблённость и эстетич. восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной Л., предмет которой – абсолютное Благо и абсолютная Красота (отсюда упрощённое житейское выражение «платоническая любовь»). Доктрина Платона, платоников и неоплатоников об «эротическом» пути к абсолюту типологически сопоставима с мистич. доктриной о бхакти – экстатичной любви, представляющей собой один из возможных путей освобождения в индуизме.

Но как в инд. традиции трансцендентные восторги «бхакти» стоят рядом с рассудочным и прагматичным гедонизмом «Камасутры» – необычного «учебника» любовных наслаждений, пытающегося дотошно систематизировать и «рационализировать» отношения мужчины и женщины, так и в культуре Древней Греции между плотским «эросом» и абстрактно-духовным «эросом» оставалось мало места для «души», для Л. к конкретному, живому, страдающему человеку, нуждающемуся в помощи, сострадании, уважении. Эллинская любовная лирика, достигшая необычайной тонкости в пластических описаниях, как и в эгоцентрической фиксации аффектов влюблённости, бессильна понять Л. между мужчиной и женщиной как противостояние, спор или гармонию двух личностей. Женщина, отказывающаяся быть простым орудием мужчины в семье или его игрушкой вне семьи, может выступить лишь как персонаж трагедии, наделённый чертами преступницы (Клитемнестра у Эсхила) или иноземки-ведьмы (Медея у Еврипида). С этим коренным пренебрежением к духовному миру женщины связано характерное для античной Греции принципиальное предпочтение гомосексуальной Л., принимавшей самые разл. формы (воинское товарищество, взаимоотношения духовного наставника и ученика и т. д.). По известному замечанию Ф. Энгельса, «...для классического поэта древности, воспевавшего любовь, старого Анакреонта, половая любовь в нашем смысле была настолько безразлична, что для него безразличен был даже пол любимого существа» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1961. Т. 21. С. 79). В этом отношении с Анакреонтом вполне солидарен Платон. Шаг вперёд делает рим. любовная поэзия (Катулл, Тибулл, Проперций, эпизод Дидоны в «Энеиде» Вергилия), которая открыла в любимой женщине автономную личность, то пугающую своим загадочным своеволием, то вызывающую наряду с влюблённостью нежность и сострадание. Иронически задуманная попытка Овидия создать систематич. и кодифицированную «теорию» Л. оказалась началом традиции, пережившей расцвет в средние века – эпоху схоластики и казуистики.

Христианство усмотрело в Л. как сущность своего Бога (который, в отличие от богов античной религии, не только любим, но и сам любит всех), так и гл. заповедь человеку. Но это была совсем особая Л. («агапэ»), не похожая ни на чувственный «эрос», ни на дружбу по выбору («филиа»), ни на патриотич. солидарность граждан. Речь шла о жертвенной, «всё покрывающей» и безмотивной Л. к «ближнему» – не к «близкому» по роду или по личной склонности, не к «своему», но к тому, кто случайно окажется близко, и в особенности к врагу и обидчику. Предполагалось, что именно такая Л. сможет побудить любящих принять все социальные дисгармонии на себя и тем как бы отменить их. Но если по отношению к людям предписана снисходящая «агапэ», то по отношению к Богу христианская мистика вслед за языческой решается говорить о восторженном «эросе» (такое словоупотребление особенно характерно для сочинений христианского неоплатоника 5 в., подписанных именем Дионисия Ареопагита, и всей идущей отсюда традиции).

Как христианская «агапэ», так и христианский «эрос» имели аскетич. характер. Для внеаскетич. сфер жизни в позднем Средневековье была разработана «куртуазная» теория Л. между мужчиной и женщиной из феод. среды: такая Л. находит себе место исключительно вне брака (как реальная связь или обожание издали), но подчиняется собств. законам учтивости, тонкости и благородства. Этот специфич. культ дамы прошёл через поэзию трубадуров и миннезингеров, найдя отклик в образах Беатриче у Данте и Лауры у Ф. Петрарки. Петрарка изъял традицию одухотворения Л. из сферы феод. быта, передав её образованным гор. кругам и соединив её с веяниями Возрождения. «Петраркизм» в Л. и любовной поэзии распространяется в Зап. Европе, вульгаризуясь до поверхностной моды на идеализированное чувство. Ренессанс проявляет интенсивный интерес к платоновской теории «эроса», восходящего от эстетики чувственного к эстетике духовного («Диалоги о любви» Леоне Эбрео, 1501–02). Б. Спиноза радикально переосмыслил схоластич. понятие «интеллектуальной любви к Богу», выведя его из контекста традиц. представлений о личном Боге как субъекте, а не только объекте Л.: это центр. понятие «Этики» Спинозы означает восторг мысли перед глубинами мирового бытия, не ожидающей для себя никакой ответной Л. из этих глубин. Философия энциклопедистов 18 в., полемизируя против аскетизма, подчёркивала радостную естественность чувства Л. и сопряжённый с ним «правильно понятый интерес» индивида (в духе концепции «разумного эгоизма»). Недооценивая присущие Л. возможности трагич. самоотвержения, она часто смешивала Л. со «склонностью» и «благожелательностью», а счастье – с гедонистич. самоудовлетворением. Коррективы были внесены идущим от Ж. Ж. Руссо движением сентиментализма и «Бури и натиска», подготавливавшим романтизм; благодаря этому движению накануне и в эпоху Франц. революции 18 в. Л. была понята как порыв, разрушающий рамки сословных преград и социальных условностей, воссоединяющий в стихийном единстве «то, что строго разделил обычай» (Ф. Шиллер).

Представители нем. романтизма (Новалис, Ф. Шлегель, Ф. К. фон Баадер) и нем. классического идеализма (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, молодой Г. В. Ф. Гегель), возрождая платоновскую философию «эроса», толковали Л. как метафизич. принцип единства, снимающий полагаемую рассудком расколотость на субъект и объект. С этой гносеологизацией проблемы Л. у романтиков соседствует вникание в «тёмную», «ночную», иррациональную психологию Л., порой предвосхищающее психоанализ, и подчёркнуто глубокомысленное, философски разработанное возвеличивание чувственной стихии (напр., в «Люцинде» Шлегеля). Так романтич. идеал Л. колеблется между экзальтацией и аморализмом, сливая то и другое воедино; нем. романтика и общеевропейский «байронизм» предпринимают реабилитацию легендарного Дон Жуана как носителя тоскующей Л. к невоплощённому совершенству, во имя этой Л. разрешившего себе систематич. бесчеловечность к «несовершенным» возлюбленным. Эта сторона идеала романтиков была к кон. 19 в. доведена до логич. предела в доктрине Ф. Ницше о «любви к дальнему» (в противоположность «любви к ближнему»): здесь на место конкретной Л. к человеку, который есть, ставится внутренне пустая Л. к сверхчеловеку, которого нет.

Важнейшая линия осмысления Л. на протяжении 19 в. связана с противопоставлением её «рациональному» буржуазному делячеству. Для Л. Фейербаха в предельно обобщённом (и отвлечённом) принципе Л. лежит родовая сущность человека, подвергающаяся отчуждению и извращению во всех религиях мира. Некоторые мыслители и поэты готовы искать «тепло», которого недостаёт «холодному» и «бесполому», лицемерно-расчётливому миру коммерсантов, в чувственной Л. (мотив «реабилитации плоти», нашедший отголоски в движении Б. П. Анфантена, у Г. Гейне и «Молодой Германии», в творчестве Р. Вагнера и т. п.). Другие, как Ч. Диккенс и Ф. М. Достоевский, противопоставляют эгоизму принципиальной бесчеловечности Л. как жалость и совесть, Л.-самопожертвование, которая «не ищет своего». Одновременно с этим в пессимистич. философии 19 в. ставится задача «разоблачить» Л., что было спровоцировано экзальтацией романтиков и подготовлено их собств. «разоблачительством». Для А. Шопенгауэра Л. между полами есть иллюзия, при помощи которой иррациональная мировая воля заставляет обманутых индивидов быть слепыми орудиями продолжения рода. На рубеже 19–20 вв. З. Фрейд предпринял систематич. перевёртывание платоновской доктрины Л. Как и Платон в «Пире», Фрейд постулирует принципиальное единство истока, соединяющего проявления половой страсти с явлениями духовной жизни; но если для Платона одухотворение «эроса» означало его приход к собственным сущности и цели, то для Фрейда это лишь обман, подлежащее развенчанию переряживание «подавляемого» полового влечения (либидо). Единственно реальным аспектом Л. (притом всякой, не только половой Л.) объявлен биологический, к нему и предлагается сводить без остатка всё богатство проявлений Л. и творчества.

После З. Фрейда зап.-европ. идеализм предпринимает ряд попыток восстановить понимание Л. как пути к глубинной истине и одновременно самой этой истины. В философии жизни Л. выступает в качестве одного из синонимов самой «жизни», начала творч. свободы и динамики (так, у А. Бергсона понятие «порыва любви» непосредственно соотнесено с ключевым понятием «жизненного порыва»). Поскольку, однако, Л. не сводится к своим стихийным аспектам и не может быть лишена личностного характера, метафизика Л. являлась для многих одним из способов перейти от философии жизни к персонализму и экзистенциализму. В этом отношении показательна фигура М. Шелера, видевшего в Л. акт «восчувствования ценности», благодаря которому личность входит в духовное пространство свободы, характеризующей ценностный мир, и впервые по-настоящему становится личностью. Л. есть для Шелера не только единственный модус отношения к «ценностям», но и единственный способ познания «ценностей». Мотив абсолютной свободы Л. в смысле её недетерминированности подхватывается экзистенциалистами. Представители религ. экзистенциализма (М. Бубер, Г. Марсель) говорят о Л. как спонтанном прорыве из мира «оно» в мир «ты», от безличного «иметь» к личностному «быть». Вся эта философия Л. развёртывается на фоне острой критики «отчуждённого», безличного и безлюбого мира капиталистич. цивилизации, стоящего под знаком «иметь».

Протест против этого «холодного» мира во имя какого-то «тепла», хотя бы и «звериного», часто облекается на Западе в противоречивую форму т. н. сексуальной революции. Постоянно соседствуя с антиконформистскими, антивоенными и антирасистскими настроениями, она, однако, сама есть выражение отчуждения и стимулирующий фактор легального коммерч. эротизма.

В русской религ. философии кон. 19–20 вв. Л. рассматривалась в традиции христианской антропологии как «оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма» (Вл. С. Соловьёв, «Смысл любви»: Л. как «индивидуализация всеединства» утверждает «безусловное значение чужой индивидуальности, а через это и безусловное значение своей собственной» – Соч. М., 1988. Т. 2. С. 505, 533), как «подлинная основа» человеческой жизни, «непосредственное восприятие абсолютной ценности» Другого (С. Л. Франк), условие его познания и признания его уникальности (М. М. Бахтин). Н. А. Бердяев выделял два типа Л., свойственные каждой личности: Л. восходящую (эротическую) – «соединение с другим в Боге», и Л. нисходящую (каритативную) – «соединение с другими в богооставленности». Для П. А. Флоренского Л. выступает прежде всего в аспекте дружбы, духовного союза двух друзей, когда «каждый видит в друге как бы самого себя, интимнейшую сущность свою, своё другое Я». И. А. Ильин усматривал безусловную ценность Л. по сравнению с Л. инстинкта в том, что она устремляет человека к объективно ценному («по хорошу мил», а не «по милу хорош»). В противостоянии натуралистич. концепции З. Фрейда складывалась «Этика преображённого Эроса» Б. П. Вышеславцева (1931), истолковывавшего данные современной ему глубинной психологии в духе восточнохристианского платонизма.

Библиография

Лит.: Leibbrand A., Leibbrand W. Formen des Eros. Kultur und Geistesgeschichte der Liebe. Freiburg; Münch., 1972. Bd 1–2; Kuhn H. «Liebe». Geschichte eines Begriffs. Münch., 1975; Nygren A. Agape and Eros. L., 1982; Soble A. The structure of love. New Haven; L., 1990; Философия любви / Ред. Д. П. Горский, сост. А. А. Ивин. M., 1990. Т. 1–2; The philosophy of (erotic) love / Ed. R. C. Solomon, K. M. Higgins. Kansas, 1991; Schmitz H. Die Liebe. Bonn, 1993; Schumann R. Liebesdrang als Konstitutionsprinzip von Lebenswelt. Fr./M.; N. Y., 1993; Гильдебранд Д. фон. Метафизика любви. СПб., 1999; Luhmann N. Liebe als Passion: zur Codierung von Intimität. 7. Aufl. Fr./M., 2003; Фромм Э. Здоровое общество. Искусство любить. Душа человека. М., 2007; Singer I. The nature of love. Camb.; L., 2009. Vol. 1–3.

 

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 2. — Москва, 1978. — С. 282—283


Стр. 282
Любить

ЛЮБИТЬ, любливать кого, что, чувствовать любовь, сильную къ кому привязанность, начиная отъ склонности до страсти; сильное желанье, хотѣнье; избранье и предпочтенье кого или чего по волѣ, волею (не разсудкомъ), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно. Парень любитъ дѣвку; говор. о страсти половой; и она любитъ, влюблена. Родители любятъ дѣтей своихъ, желаютъ имъ добра, болѣютъ за нихъ сердцемъ. Я люблю сахаръ, а меду не люблю. Мотылекъ любитъ солнышко. Не люблю я брюзгачей, не терплю, ненавижу. Кто любитъ попа, кто попадью, кто попову дочку. Онъ любитъ вино, да оно его не любитъ, онъ пьяный бурливъ. Любящихъ Богъ любитъ. Кого люблю, того и бью. Такъ бы тебя Богъ любилъ, какъ ты меня любишь! Тошно тому, кто любитъ кого; а тошнѣе того, кто не любитъ никого. Люби, не влюбляйся, пей, не напивайся, играй, не отыгрывайся. Когда меня любишь, и мою собачку люби. Кого любишь, того самъ даришь; а не любишь, и отъ него не примешь. ѣшь съ голоду, а люби смолоду. Мать дитя любитъ, а волкъ овцу любитъ. Люби насъ, ходи мимо. Любитъ, какъ волкъ овцу. Люблю, какъ черта въ углу. Любитъ и кошка мышку. Я любить не люблю, отказать не могу (не хочу). Всѣ любятъ добро, да не всѣхъ любитъ оно. Любить себя – любить друга. Любишь чужую бороду драть, люби и свою, подставлять. Люблю тебя, когда я у тебя: постылъ ты мнѣ, когда ты у меня! Люблю тебя (люблю шабра), да не какъ себя. Жена, а жена, любишь ли меня? – «А?» – Аль не любишь? – «Да.» – Что да? – «Ничего». Люблю, какъ клопа въ углу: гдѣ увижу, тутъ задавлю. Кого не любятъ, того и не слушаются. Чего въ другомъ не любишь, того и самъ не дѣлай. || Въ арх. говорят. любить, о снадобьѣ, начать дѣйствовать: Вино любитъ въ жилахъ, начинаетъ горячить. Банный паръ любитъ въ костьѣ, производитъ чувство нѣги. Любиться, любить другъ друга; болѣе говорится о любви половой. Любитеся и множитеся. || Быть любиму: что нравится, то и любится. Не взлюбился мнѣ этотъ человѣкъ. Онъ влюбился...

 

 

С. И. ОжеговСловарь русского языка. — Москва, 1986. — С. 285—286


ЛЮБО´ВЬ, -бви, тв. -бовью, ж. 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Л. к родине. Материнская л. Горячая л. Он — моя первая л.  (перен.; о человеке). 2. Склонность, пристрастие к чему-н. Л. к музыке. Л. к искусству.

ЛЮБВЕОБИ´ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна (книж.). Способный сильно и много любить. Любвеобильное сердце. || сущ. любвеобильность, -и, ж. и любвеобилие,  -я, ср.

ЛЮБИ´МЕЦ, -мца, м. Тот, кого особенно любят. Л. публики. Общий л. || ж. любимица, -ы.

ЛЮБИ´МЧИК, -а, м. (разг.). Тот, кто пользуется чьей-н. любовью, покровительством в ущерб другим. Л. матери.

ЛЮБИ´МЫЙ,  -ая, -ое; -им. Пользующийся наибольшей любовью. Л. писатель. Л. цвет.

ЛЮБИ´ТЕЛЬ, -я, м. 1. чего и с неопр. Человек, к-рый имеет склонность, пристрастие к чему-н. Л. музыки. Л. поговорить. 2. Тот, кто занимается чем-н. в свободное время, не как профессионал. Садовод-л. Фотограф-л. Шофер-л. || ж. любительница, -ы (к 1 знач.). || прил. любительский, -ая, -ое (ко 2 знач.). Л. спектакль. Любительские права (у шофера-любителя).

ЛЮБИ´ТЕЛЬСТВО, -а, ср. Отношение к чему-н., свойственное любителю (во 2 знач.), не профессионалу.

ЛЮБИ´ТЬ, люблю, любишь; любящий; любимый; несов. 1. ког-что. Испытывать любовь к кому-чему-н. Л. родину. Л. свой народ. Л. детей. Л. женщину.  2. что и с неопр. Иметь склонность, пристрастие кчему-н. Л. острую пищу. Он любит охотиться. 3. с союзами. Быть довольным чем-н., чувствовать удовлетворение от чего-н. Не любит, чтобы ему возражали. Люблю, когда во всем порядок. 4. что. Нуждаться в каких-н. условиях. Цветы любят солнце.

ЛЮ´БО, нареч. (разг.). Приятно, хорошо. Л. посмотреть. Л. послушать. Л.-дорого смотреть.

ЛЮБОВА´ТЬСЯ, -буюсь, -буешься; несов. Рассматривать с удовольствием. Л. природой. Л. на себя взеркало. || сов. полюбоваться, -буюсь, -буешься. Полюбуйтесь на этого чудака!  (ирон.; посмотрите). || сущ. любование, -я, ср.

ЛЮБО´ВНИК, -а, м. 1. чей или кого. Мужчина, к-рый находится в половой связи с женщиной, не состоя с ней в официальном браке. 2. Влюбленный человек (устар.). 3. мн. Влюбленная пара (стар.). 4. Роль возлюбленного, влюбленного в театральной пьесе (спец.). Первый л. || ж. любовница, -ы (ко 2 знач.; устар.).

ЛЮБО´ВНИЦА, -ы, ж. 1. см. любовник. 2. Женщина, к-рая находится в половой связи с мужчиной, не состоя с ним в официальном браке.

ЛЮБО´ВНЫЙ, -ая, -ое. 1. Выражающий любовь, проникнутый любовью. Любовное письмо. Л. взгляд. 2. Внимательно-заботливый. Любовное отношению к делу.  3. Возбуждающий любовь (устар.). Л. напиток  (в сказках).

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь включает в себя ряд сильных и позитивных эмоциональных и психических состояний, от самой возвышенной добродетели и до самого простого удовольствия... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Приложение


В. В. Сиповскiй. «Историческая хрестоматиiя по исторiи русской словесности». 1917

Историческая хрестоматия

Пушкинъ.
ЛИРИКА:
”Я васъ любилъ...”— стр. 25

Я васъ любилъ; любовь еще, быть можетъ,
Въ душѣ моей угасла не совсѣмъ;
Но пусть она васъ больше не тревожитъ;
Я не хочу печалить васъ ничѣмъ.
Я васъ любилъ безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томимъ;
Я васъ любилъ такъ искренно, такъ нѣжно,
Какъ дай вамъ Богъ любимой быть другимъ.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024