ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (мастера пения), поэты, композиторы и певцы ср.-век. Германии из ремёсленно-цеховой среды. В 14—15 вв. М. трактовали преим. религ. сюжеты; во время Реформации в их произведениях появляются историко-героические темы и бытовые мотивы (Ганс Фогель, сер. 16 в.; Адам Пушман, 1532—1600). Наивысшего развития искусство М. достигло в творчестве Ганса Сакса (1494—1576), давшего живое изображение нар. жизни. Картины быта М. и их творческие состязания показаны Р. Вагнером в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (пост. 1868).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


...МЕЙСТЕР (от нем. Meister — мастер), часть сложных слов, названий должностей или званий с первонач. значением «мастер», «специалист», напр. гроссмейстер.

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (нем. Meistersinger, букв.— мастер-певец), нем. ср.-век. поэты-певцы из ремесленно-цеховой среды (Г. Сакс, Г. Фольц, Г. Фогель и др.), пришедшие на смену миннезингерам. Усваивали в своих певческих школах канонич. манеру исполнения песен на религ.-дидактич. (14—15 вв.), позднее и светские (16 в, Реформация) темы. Состязания М. показаны Р. Вагнером в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1868).

 

 

 МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ // Большая российская энциклопедия. Том 19. — Москва, 2011. — C. 611—612


МЕЙСТЕРЗИ́НГЕРЫ (нем. Meistersänger, от Meister – мастер и Sänger – певец), нем. поэты-музыканты из бюргерского сословия, объединявшиеся по ремесленно-цеховому принципу в литературно-певческие общества (школы). Первые сведения об обществах М. относятся к 15 в.; расцвет искусства М. пришёлся на 16 в. и связан в первую очередь с творчеством Г. Сакса. С сер. 17 в. начался упадок мейстерзанга (Meistersang, Meistergesang – «искусство пения»), хотя общества М. в отд. городах Германии существовали и в 19 в. Центрами мейстерзанга были преим. юж.-нем. города: Майнц, Страсбург, Франкфурт-на-Майне, Вюрцбург, Кольмар, Аугсбург, Нюрнберг и др. Наибольшую известность приобрели нюрнбергские мастера – Г. Фольц (15 – нач. 16 вв.), А. Пушман (ученик Сакса), Г. Фогель (16 в.), А. Мецгер (17 в.) и др.

Культура мейстерзанга на всём протяжении своего существования отличалась консервативностью, ориентацией на традиции «старых мастеров» (alte Meister), прежде всего миннезингеров – представителей куртуазной литературы, творчество которых М. считали образцом для подражания; высокой самооценкой (М. возводили своё иск-во к библейскому певцу Давиду). Поэзия воспринималась как ремесло, требующее обучения; сочинение стихов и их распев регламентировались обширными сводами правил (т. н. табулатуры; самая ранная из сохранившихся датирована 1540), которым М. неуклонно следовали. В основе музыки (строго одноголосной) – мелодия-модель, т. н. тон, или вайзе (Weise, букв. – напев), которая подтекстовывалась разными стихами по принципу контрафактуры. Число тонов постоянно увеличивалось; к 1630 их насчитывалось ок. 1400. Названия давались по имени автора и иногда были весьма причудливыми: напр., «серебряный тон Сакса», «чёрный тон Клингзора», «увеселительный сад Венеры [Veneris Lustgarten] Мецгера». Координация стиха и музыки происходила в форме бар. В 14–15 вв. песни создавались преим. на христианские темы (воспевание Богородицы, Воскресения Христова, описание чудес), в 16 в. их тематика стала более разнообразной (сюжеты из истории, басен, фарсов, гимны именитым коллегам по цеху и т. д.). Стихи (сочинялись только по-немецки) сохранились в большом количестве (ок. 150 рукописей, наиболее ранние датированы нач. 15 в.), но в осн. без мелодий, которые передавались изустно. Образцы мелодий – в Кольмарском песеннике (ок. 1460), «авторских» рукописях А. Пушмана (утрачены в годы 2-й мировой войны), В. Фойгта (Магдебург, 1558), Б. фон Ватта (Нюрнберг, 17 в.) и некоторых других. Поскольку ритм в сохранившихся мелодиях нотирован фрагментарно или вовсе не нотирован, а правила импровизированной орнаментики утрачены, нынешние муз. реконструкции песен М. носят предположительный характер. Поэзия М. оказала влияние на И. В. Гёте, Жана Поля, Э. Т. А. Гофмана; их лит. быт (в т. ч. поэтич. состязания) отображён в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера.

Лит.: Puschman A. Gründlicher Bericht des deutschen Meistergesangs. Görlitz, 1571. Göppingen, 1984. Bd 1–2; Финдейзен Н.  Средневековые майстерзингеры // Русская музыкальная газета. 1898. Февраль; Der deutsche Meistersang / Hrsg. B. Nagel. Darmstadt, 1967; Brunner H. Die alten Meister. Münch., 1975; Kugler H. Handwerk und Meistergesang. Gött., 1977; Petzsch C. Die Kolmarer Liederhandschrift. Münch., 1978; Die Töne der Meistersinger / Hrsg. H. Brunner, J. Rettelbach. Göppingen, 1980; Schanze F. Meisterliche Liedkunst zwischen H. von Mügeln und H. Sachs. Münch., 1983–1984. Bd 1–2; Hahn R. Meistergesang. Lpz., 1985; Repertorium der Sangsprüche und Meisterlieder des 12. bis 18. Jahrhunderts / Hrsg. H. Brunner, B. Wachinger. Tüb., 1986–2009. Bd 1–16; Merzbacher D. Meistergesang in Nürnberg um 1600. Nürnberg, 1987; Rettelbach J. Variation, Derivation, Imitation. Tüb., 1993.

 

 

Материал из Википедии


Ганс Сакс, один из наиболее известных мейстерзингеров

Мейстерзанг (нем. Meistersang, Meistergesang), в Германии XIV—XVI веков — музыкально-поэтические творчество мейстерзингеров (от нем. Meistersänger — «искусный певец»), членов профессиональных цеховых объединений поэтов-певцов, из среды среднего и мелкого бюргерства. Называли себя мейстерзингерами в отличие от миннезингеров — «старых мастеров» (alte Meister), носителей куртуазной лирики, творчество которых считали образцом для подражания. Наиболее знаменит мейстерзингер Ганс Сакс.

Мейстерзингеры в искусстве

Мир мейстерзингеров красочно и достаточно достоверно изображён в опере Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», при создании которой композитор использовал книгу Иоганна Кристофа Вагензейля «О сладостном искусстве мейстерзингеров» (Von der Meistersingern holdseligen Kunst, 1697).

Литература

  • Grimm J. Ueber den altdeutschen Meistergesang. Göttingen, 1811;
  • Wertheim H. Entstehung und Verlauf des deutschen Meistersangs. [s.l.], 1897;
  • Nürnberger Meistersingerprotokolle 1575—1869, in Bibliothek des literarischen Vereins in Stuttgart. Stuttgart, 1898;
  • Mey C. Der Meistersang in Geschichte und Kunst. Leipzig, 1901;
  • Nagel W. Studien zur Geschichte des Meistersangs. Langensalza, 1909;
  • Weber R. Zur Entwicklung und Bedeutung des deutschen Meistersangs im 15 und 16 Jh., 1921;
  • Stammler W. Von Mystik zum Barock, 1400—1600. Stuttgart, 1927;
  • Meistergesang // Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, B. IV, 1931 (содержит обстоятельную библиографию).
  • Пуришев Б. И. Мейстерзанг // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1929—1939. Т. 7. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934.

Примечания

  • Мейстерзингеры // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • www.meistergesang.de  (нем.)

Источник — Википедия

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


МИННЕЗИНГЕРЫ, нем. ср.-век. поэты, представители рыцарской лирики (возникла в 12 в.). Осн. содержание творчества М; — воспевание рыцарской любви, служение идеализированной «даме». Лучшие из М. были связаны с традициями народной поэзии, крупнейший среди них — Вальтер фон дер Фогельвейде. В конце 14 — нач. 15 вв. поэзия М. приходит в упадок.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


МИННЕЗИНГЕРЫ (нем. Minntsinger — певец любви), нем. рыцарские поэты-певцы; иск-во М. возникло в 12 в. под влиянием провансальских трубодуров. Воспевали любовь к даме, служение богу и сюзерену, крестовые походы, стремясь согласовать светски-рыцарское и религ. миропонимание (Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ) и даже выйти за рамки придворно-рыцарской поэзии (Вальтер фон дер Фогельвейде).

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


МИННЕЗИ´НГЕР [нэ], -а, м. Средневековый немецкий поэт-певец.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907


Миниесаннгеры и мейстерзингеры. - Миннезингеры (Minnesinger, отъ Minne — любовь) — средневѣковые нѣмецкiе лирики, воспѣвавшiе любовь къ дамамъ. Около середины XII в., когда поэзiя изъ рукъ бродячихъ пѣвцовъ и духовенства переходитъ въ руки дворянства, постепенно проникающагося рыцарскимъ духомъ, въ Австрiи, Баварiи и Швабiи любовная пѣсня (tiutliet или minneliet) получаетъ большое развитiе; она стремится удовлетворить художественное чувство и возбудить въ слушателѣ такое же душевное настроенiе, въ какомъ находился самъ поэтъ; она дѣлается продуктомъ личного искусства и потому записывается. Раннiе миннезингеры (первый, имя котораго дошло до насъ — Кюренбергъ) еще не знаютъ о любовномъ «служенiи» или «служенiи дамамъ», такъ какъ еще не выработалось и самое понятiе о дамѣ. Плоды ихъ творчества еще всецѣло коренятся на народной почвѣ и ближе къ нашимъ такъ наз. женским пѣснямъ, нежели къ остроумнымъ канцонамъ трубадуровъ. Чувство здѣсь не подвергается анализу, а только указывается; женщина является нѣжной,чувствительной, часто невинно страдающей, вѣрной; любовь ея реальная,здоровая, а не модная, обрядовая; выраженiю чувства часто предшествуетъ эпическое введенiе; состоянiе человѣческой души часто сопоставляется съ жизнью природы. Метръ этихъ пѣсенъ большею частью обычный эпическiй метръ съ 4-мя повышенiями; риѲма далеко не отличается чистотой и звучностью. Уже у Дитмара изъ Эйста, младшаго земляка Кюренберга, направленiе нѣсколько измѣняется: является рефлективное отношенiе къ любви и ея страданiямъ; метрика становится гораздо разнообразнѣе. Когда на подмогу этой национальной рыцарской утонченности пришло влiянiе модной провансальско-французской лирики, характеръ нѣмецкаго миннезанга измѣнился радикально. Женщина становится госпожею (vrouwe), мужчина — ея вассаломъ, рабомъ ея капризовъ; его дѣло томиться, страдать и желать. Главный предметъ поэзiи — не столько самое чувство, сколько размышленiе очувстве. Живая человѣческая страсть превращается въ служенiе дамамъ, которое подчиняется строжайшему этикету. РиѲмы дѣелаются чрезвычайно чистыми, отточенными, и поэты щеголяютъ ихъ богатствомъ; строго наблюдается число слоговъ, метры поражаютъ гораздо большимъ разнообразiемъ, нежели въ поэзiи трубадуровъ. Хотя сравнительно рѣдко можно указать у М. непосредственное заимствованiе отъ провансальцевъ или французовъ, но въ общемъ ихъ поэзiя страдаетъ однообразiемъ, напускною утонченностью, пересаливанiемъ — свойствами поэзiи подражательной. У трубадуровъ поклоненiе дамѣ — наиболѣе частая тема, не исключавшая, впрочемъ, и другихъ, самыхъ разнообразныхъ; здѣсь, за немногими исключенiями, она единственная тема. Если современнаго читателя поражаетъ скромность (часто напускная) трубадура, который мечтаетъ о поцѣлуѣ при публикѣ, какъ о самой высшей наградѣ, то еще болѣе поразитъ его М., который и о поцѣлуѣ мечтать не смѣетъ: ласковый поклонъ (vriuntlicher gruoz) — вотъ все, чего онъ добивается. Подражательность поэзiи М. не исключаетъ многихъ ригинальныхъ чертъ, свойственныхъ именно нѣмецкому племени: робость въ любви, идеальность отношенiй къ женщинѣ обусловливаются и нацiональнымъ характеромъ, а не одной утрировкою, свойственной подражателямъ. Затѣмъ нѣмецкая натура сказалась въ наклонности къ обработкѣ мотивовъ серьезныхъ и даже печальныхъ; здѣсь передъ нами сѣверный человѣкъ, вдумчивый, склонный къ изслѣдованiю, къ уничтожающей всякую полную радость рефлексiи, часто пессимистически относящiйся къ земной жизни и охотно думающiй о смерти и жизни загробной. Съ этой вдумчивостью связывается наклонность къ аллегорiи: у М. часто фигурируютъ олицетворенiя отвлеченныхъ понятiй, какъ мiръ, счастье и пр. Кратковременность сѣвернаго лѣта усиливаетъ воспрiимчивость къ красотамъ природы. Нѣкоторые полагаютъ, что на поэзiю М.оказали значительное влiянiе средневѣковые латинскiе поэты; нельзя отвергать извѣстной связи между этими двумя теченiями лирики, тѣмъ болѣе, что въ пѣсняхъ нѣм. бродячихъ клериковъ зачастую встрѣчаются нѣм. строфы; но антипатiя клериковъ къ рыцарству и грубая чувственность любовныхъ пѣсенъ указываютъ на крайнюю ограниченность этого влiянiя. Отцомъ искусственнаго миннезанга считается Генрихъ ф. Фельдеке (VIII, 361). Значительно искусственнѣе и рефлективнѣе его Генрихъ ф. Гаузенъ (Hausen), погибшiй въ крестовомъ походѣ Фридриха Барбароссы. Изъ швейцарцевъ выдается Рудодьфъ ф. Фенисъ, который шелъ едва-ли не дальше всѣхъ въ непосредственномъ подражанiи провансальцамъ. Талантливѣйшимъ изъ нѣм. лириковъ до Вальтера ф. д. Фогельвейде (V, 469) слѣдуетъ признать тюрингскаго М. Генриха ф. Морунгенъ (VIII, 361), который по оригинальности больше всѣхъ другихъ напоминаетъ Вольфрама ф. Эшенбаха (VII, 165), но выгодно отличается отъ него легкостью стиля. Изъ М.— уроженцевъ верхней Германiи самый извѣстный — Рейнмаръ Старый, жившiй въ концѣ XII в. при вѣнскомъ дворѣ. Все это пѣвцы такъ наз. высокой любви, т. е. чисто рыцарской, тогда какъ у Фогельвейде есть и пѣсни, посвященныя любви низшей (nidere miane), болѣе здоровой и чувственной, свободной отъ этикета; другiе идутъ въ этомъ направленiи еще дальше, и самого Фогельвейде заставляютъ жаловаться на грубость (unfuge), которая готова заполонить придворную лирику. Самымъ даровитымъ поэтомъ этого деревенско-придворнаго направленiя, какъ его назвалъ Лахманъ, былъ баварецъ Нейдгартъ ф. Рейенталь, участвовавшiй съ Леопольдомъ VII австрiйскимъ въ крестовомъ походѣ 1217—19 г., а лучшимъ изъ позднѣйшихъ представителей чисто придворной, самой «высокой» любви считается извѣстный чудакъ Ульрихъ ф. Лихтенштейнъ, тогда какъ его современникъ Таннгейзеръ часто соединяетъ крайнюю искусственность формы и стиля съ реализмомъ и нѣкоторой тривiальностью содержанiя. Чѣмъ ближе къ концу XIII стол., тѣмъ меньше у М. вкуса и простоты, тѣмъ больше вычурности и учености, и тѣмъ ближе они подходятъ къ мейстерзингерамъ (см. ниже). Въ XIV—XV вв., когда во всѣхъ классахъ нѣм. народа такъ сильно развивается вкусъ къ стихотворству и пѣнiю, что даже въ хроники заносятся указанiя на болѣе удачныя и популярныя пѣсни, традицiи раннихъ М. находятъ видныхъ послѣдователей среди рыцарства; подъ влiянiемъ всесословной лирики, ихъ произведенiя сближаются съ народной пѣснью. Послѣдними М. считаются графъ Гуго Монфортскiй (1357—1423) и тиролецъ Освальдъ ф. Волькенштейнъ (1367—1445). Оба они чувствуютъ страсть къ военнымъ авантюрамъ, оба въ юности усердно служатъ дамамъ и оба потомъ прославляютъ въ стихахъ — дѣло неслыханное у старыхъ М. — своихъ собственныхъ супругъ. Въ поэзiи обоихъ много личнаго и вѣрнаго дѣйствительности, а стиль у обоихъ до-нельзя украшенный, маловяжущiйся съ реализмомъ содержанiя; оба они въ то же время и духовные поэты, и дидактики. А между тѣмъ въ основѣ характеровъ — они люди совершенно разные: Гуго — идеалистъ, мечтающiй о восстановленiи древняго рыцарства времен Парсиваля, а Освальдъ — реалистъ, не лишенный юмора, иногда нѣсколько сального, натура въ высшей степени энергичная и дѣятельная, опытный путешественникъ, политическiй интриганъ, ведшiй жизнь бурную, исполненную самыхъ разнообразныхъ перипетiй. Очевидно, общее принадлежитъ не имъ, а духу времени. М. были забыты до середины прошлаго столѣтiя, когда память о нихъ воскресили Бодмеръ и Брейтингеръ (изд. поманесской рукоп. Bodmer, «Minnesinger aus d. Schwabischen Zeilpunkte», Цюрихъ, 1758—59), а знакомство съ М. возбудило въ нѣм. обществѣ интересъ къ изученiю средневѣковой поэзiи вообще. Нѣм. литература о М. огромна. Тепло и талантливо составлены лекцiи Уланда о нѣм. средневѣковой лирикѣ (5-й т. его «S. Schriften»). Лучшее собранiе текстовъ старѣйшихъ М. съ изслѣдованiями: Lachmann u. Haupt, «Minnesangs Fruhling» (4 изд. Лпц.,1888). См. также Bartsch. «Deulsche Liederdichter des XII—XIV J.» (2 изд., Штуттгардтъ, 1879); его же, «Schweizer Minnesinger» (Фрауенф., 1886). Ср. А. Е. Kroeger, «The Minnesinger of Germany» (Нью-Iоркъ, 1873). Изъ новѣйшихъ общихъ работъ см. статью Friedr. Vogt'a, въ Herm. Paul, «Grundriss der germ. Philologie» (11, 1, стр. 245—418; Страсбургъ,1893); тамъ же и подробная библiографiя за 1893 г. По-русски см. Коршъ и Кирпичниковъ, «Всеобщая исторiя литературы» (II, 417 и сл.), и В. Шереръ, «Исторiя нѣмецкой литературы» (СПб., 1893, 1, 180 и слѣд.).

А. Кирпичниковъ.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024