ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Трубадуры (фр. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-музыканты (инструменталисты и певцы), преимущественно из Окситании. Творчество трубадуров охватывает период с конца XI до XIII веков, его расцвет пришёлся на XII — начало XIII века... Википедия

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 437


ТРУБАДУРЫ, ср.-век. (12—13 вв.) провансальские (южнофранцузские) странствующие поэты-лирики и певцы. Наряду с любовной лирикой (кансона, альба, пастурель), Т. создавали стихи на военные и политич. темы (сирвенты). Выдающиеся Т. — Бернарт де Вентадорн (1150—95), Бертран де Борн (1140—1215), Гираут де Борнель и др.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980


ТРУБАДУРЫ, (франц. troubadour, от прованс. trobador, от trobar — находить, слагать, стихи), провансальские поэты-певцы 11—13 вв. Изысканная лирика Т. воспевала рыцарскую куртуазную любовь, радости жизни (Б. де Борн и др.).

 

 

Толковый словарь Ефремовой


ТРУБАДУР м. 1) Средневековый провансальский странствующий поэт-певец. 2) перен. Тот, кто воспевает, прославляет что-л., посвящая свое творчество какой-л. определенной теме.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986


ТРУБАДУР, -а, -м. Средневековый провансальский (в южной Франции) певец-поэт. Трубадуры чего-н. (перен.: о тех, кто пропагандирует, прославляет что-н: книжн.).

 

 

ТРУБАДУРЫ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017) // Версия 2023

ТРУБАДУ́РЫ (франц. troubadours, от окситанского trobador, от trobar – находить, изобретать), ср.-век. провансальские поэты-музыканты, сочинявшие на окситанском языке. Т. – первые проф. поэты в Зап. Европе, которые стали писать не на латыни, а на нар. языке. Творчество Т. – яркий пример куртуазной литературы, развивалось в 11–13 вв. при дворах провансальской знати (первым Т., по легенде, был Гильом IX) под влиянием классич. др.-рим. поэзии, ср.-век. латинской и арабо-андалузской поэтических традиций. Его осн. темы – прославление Прекрасной Дамы, рыцарское служение, культ утончённой любви (fin’amor). Творчеству Т. присущи повышенное внимание к поэтич. языку, стремление к экспериментированию с поэтич. формой (в сохранившихся текстах представлено св. 900 разл. размеров), разработка новых жанров (альба, пастурель, тенсона и др.). В 13 в. были составлены жизнеописания крупнейших провансальских трубадуров.

Все стихотворения Т. распевались (с собств. аккомпанементом на муз. инструменте). Нотных памятников сохранилось немного: по разным оценкам, ок. 300 образцов, возможно, из-за относительно небольшого количества мелодий, которыми Т. пользовались по принципу контрафактуры, прилаживая их к разным стихам (так делал, напр., Бертран де Борн). Наиболее известные нотные образцы – эстампида «Kalenda maya» Рембаута де Вакейраса и альба «Reis glorios» Гираута де Борнеля. Сохранились также 3 песни Пейре Карденаля, по 4 – Маркабрюна и Джауфре Рюделя, 6 – Арнаута де Марейля, 17 – Пейроля, 18 – Бернарта де Вентадорна, 22 – Раймона де Мираваля; 29 (наибольшее количество) – «последнего трубадура» Гираута Рикье. Мн. песни Т. написаны в форме бар.

Творчество провансальских Т. оказало значит. влияние на зап.-европ. лирику, в т. ч. на труверов, миннезингеров, представителей сицилийской поэтической школы, поэтов «дольче стиль нуово», а также Данте, Ф. Петрарку и др.

Изд.: [В кн.:] Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974; Песни трубадуров. М., 1979; The extant troubadour melodies / Ed. H. van der Werf, G. Bond. Rochester, 1984; [В кн.:] Прекрасная Дама: Из средневековой лирики. М., 1984.

Лит.: Обри П. Трубадуры и труверы: Проблемы музыкознания. М., 1932; Мейлах М. Б. Язык трубадуров. М., 1975; Riquer M. de. Los trovadores: Historia literaria y textos. Barcelona, 1975; Жизнеописания трубадуров. М., 1993; Сапонов М. А. Менестрели. М., 2004; Алисова Т. Б., Плужникова К. Н. Старопровансальский язык и поэзия трубадуров. М., 2011.

 

 

ССЫЛКА


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024