ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Юридический словарь. 1953
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Большая российская энциклопедия. 2016
Википедия

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва. 1953—1955. — С. 159


КОРПОРАЦИЯ, узкое, замкнутое объединение, союз людей, преследующих групповые или кастовые интересы. Имеет свои выборные органы и, как правило, является юридич. лицом.

 

 

 

 Юридический словарь. — Москва. 1953. — С. 287—288


КОРПОРАЦИЯ — в буржуазном гражданском праве юридическое лицо, состоящее из физических лиц или юридических лиц либо из тех и других, участвующих в К. на началах членства. К. противополагается учреждение как юридическое лицо без членства, как, напр., гос. органы в тех случаях, когда они признаются юридическими лицами, а также и научные учреждения, учебные заведения, библиотеки, музеи, больницы, дома призрения, созданные на средства, кем-либо завещанные, пожертвованные или собранные по подписке, и т. п.

Гражданское право США и Англии не знает учреждений как разновидности юридических лиц и признает юридическими лицами лишь К. Основным видом К. в гражданском праве периода империализма является акционерное общество (см.), в форму к-рого облекаются чаще всего разнообразные объединения монополистов.

В американском гражданском праве нет особого термина для обозначения акционерного общества, к-рое и именуется К.

К. являются одними из тех монополистических организаций, к-рые в период империализма в целях обеспечения максимальных прибылей полностью подчинили себе гос. аппарат, используя его для усиления эксплуатации трудящихся своей страны, ограбления народов других стран и подрыва их экономики, для борьбы за источники сырья и рынки сбыта. К. являются подлинными хозяевами США, направляющими внутреннюю и внешнюю политику американского империализма.

 

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва. 1980. — С. 641


КОРПОРАЦИЯ (от позднелат. corporatio — объединение), 1) объединение, союз, общество. 2) (Юрид.) совокупность лиц, объединившихся для достижения к.-л. цели: является юрид. лицом (например, в США публичные К.— муниципалитеты и частные — акционерные общества).

КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО, одна из форм авторитарного политич. режима, характерная для фаш. гос-в. Идеологи К. г. рассматривают гос-во как совокупность публичных служб (корпораций), выполняющих определ. социальные функции. Наиб. последовательно идея К. г. была проведена в фаш. Испании.

 

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986. — С. 256


КОРПОРА’ЦИЯ, -и, ж. Объединённая группа, круг лиц одной профессии, одного сословия и т. п. Ученая к.

КОРПОРАТИ’ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна. Узкогрупповой, замкнутый пределами корпорации. Корпоративные интересы. || сущ. корпоративность, -и, ж.

 

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 15. — Москва, 2010. — С. 365. Электронная версия


КОРПОРА́ЦИЯ, форма организации бизнеса в условиях рыночной экономики, основанная на долевой собственности, характеризуется разделением функций собственника и управления.

По формам собственности К. делятся на государственные и частные.

Государственные К. – акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Это способствует выработке стратегии К. в интересах общества, достижению большей прозрачности их хозяйств. деятельности. Государственными К. в России являются, напр., РАО «Норникель», ТНК-BP, ЛУКОЙЛ, «Газпром», Сбербанк.

Основой деятельности частной К. является частный капитал.

Как юридич. лицо К. может приобретать ресурсы, брать и предоставлять кредиты и т. д. Разделение функций собственника и управления проявляется в том, что К. управляют наёмные менеджеры.

В совр. экономике К. играют ведущую роль, что связано со следующими особенностями их организации.

1. Неограниченность масштабов К. является предпосылкой высокой эффективности, т. к. обусловливает макс. обобществление капитала и быстрое привлечение финансовых ресурсов благодаря продаже акций широким слоям населения. Приобретение ценных бумаг К. населением (в форме акций) позволяет получать проценты. В результате К. получает эффект от масштабирования и синергич. эффект.

2. К. легче получить кредит от банков, т. к. она является надёжным и выгодным их клиентом.

3. Важным конкурентным преимуществом К. по сравнению с др. формами организации бизнеса является ограниченная ответственность владельцев – они рискуют только той суммой, которую заплатили за покупку акций. Личные активы не подвержены риску, т. к. кредитор может предъявить иск К. только как юридич. лицу.

Эти преимущества в организации позволяют легко увеличивать и реализовывать выгоды роста, в частности создаются реальные возможности для внедрения инноваций и новейших технологий, для организации проф. механизма управления К. Важным фактором развития является то, что К. как юридич. лицо независима от большинства своих владельцев и должностных лиц. Поэтому передача собственности по наследству или через продажу акций не приносит ущерба хозяйств. деятельности К., делает возможным перспективное планирование.

Недостатки в деятельности К. объективно связаны с их достоинствами: крупные масштабы, всесторонние связи с экономич. институтами, большое количество собственников (в лице владельцев акций) приводят к огромному числу бюрократич., юридич. и хозяйств. процедур, что предопределяет отсутствие гибкости в деятельности корпорации.

Специфика структуры К. приводит к двойному налогообложению. Поскольку основой деятельности является акционирование, то дивиденды облагаются налогом дважды: как часть прибыли и как часть личного дохода.

Разделение управленч. функций – управляющих и собственников – позволяет избежать личной ответственности, приводит зачастую к отсутствию контроля за деятельностью и столкновению интересов менеджеров и владельцев. Менеджеры, как правило, не заинтересованы в изменениях стратегии К., т. к. их личный материальный интерес может не совпадать с теми рисками и угрозами, которые возможны вследствие новаций в стратегич. деятельности.

Согласование интересов менеджеров и собственников происходит посредством формирования таких организац. форм, как совет директоров (наблюдательный совет), в состав которого входят лица, не связанные с менеджерами, но достаточно компетентные, чтобы осуществлять контроль за деятельностью менеджеров по поручению собственников (акционеров) и др. участников бизнеса.

В мировой практике имеют место две модели корпоративного управления: американская, когда в совет директоров входят независимые директора и представители высшего менеджмента, и европейская, где управление осуществляется посредством деятельности двух советов – наблюдательного и исполнительного. При этом исполнит. совет подотчётен наблюдательному, в состав наблюдательного совета входят представители служащих и банков, связанных с К. В РФ получила распространение европ. практика, а именно система двойных советов.

В России присутствуют следующие организационные формы корпорации.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) – объединения, представляющие собой совокупность юридич. лиц, полностью или частично объединивших свои материальные активы на основе договора.

Особым видом ФПГ являются транснациональные финансово-пром. группы, созданные в результате производственных и кооперационных связей России с др. странами. Экономич. и политич. значение транснациональных ФПГ приводит, как правило, к их поддержке со стороны государства. В случае создания транснациональной финансово-пром. группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус междунар. финансово-пром. группы. Такой корпорацией в России является «Газпром».

В процессе капитализации в России получили развитие интегрированные бизнес-структуры (ИБГ). Они создаются в форме холдингов и стратегич. альянсов, напр. холдинг «Связьинвест», корпорации нефтяного сектора.

Библиография

Лит.: Радыгин А. Д., Энтов Р. М., Межераупс И. В. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. М., 2003; Кондратьев В. Б. Корпоративное управление и инвестиционный процесс. М., 2003; Богаевская О. В. Современные тенденции развития бизнеса // Проблема эффективности в ХХI в.: экономика США / Под ред. В. И. Марцинкевича. М., 2006.

 

  • КОРПОРАТИВИЗМ — 1) чувство принадлежности к определённой корпорации, предполагающее согласие индивида подчиняться корпоративным нормам, ценностям, отстаивать интересы корпорации; 2) система социальных отношений...
  • КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА — система убеждений, ценностей и ожиданий, определяющих нормы поведения в организации...
  • КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО — подотрасль гражданского права, регулирующая общественные отношения...
  • КОРПОРАЦИИ — элемент системы организации общества в фашистской Италии...

 

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Корпора́ция (от лат. corpus — тело) — форма организации бизнеса, основанная на долевой собственности и раздельной функции собственника и управления... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024