ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь : в 3 т. — М.: БСЭ, 1953—1955. — Т. 2, с. 442


МУНИЦИПАЛИТЕТ, орган гор. или сел. самоуправления в бурж. странах.

МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ, в СССР принудительный переход имущества (строений и др.) из частной собственности отдельных лиц в ведение местных Советов. Наряду с др. видами экспроприации капиталистич. собственности (национализация, конфискация), М. проводилась гл. обр. в 1918—21 (Декрет ВЦИК от 20 авг. 1918 «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах»). От М. строений следует отличать М. земли, провозглашавшуюся меньшевиками. См. Муниципализация земли.

МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ, передача земли в распоряжение местных самоуправлений или земств (муниципалитетов). Под М. з. известна меньшевистская программа по аграрному вопросу в период первой бурж.-демократич. революции в России (1905—07). Программа М. з., к-рую меньшевики противопоставляли ленинской программе национализации земли, была реакционной как в политическом, так и в экономич. отношении. Она была рассчитана не на полное уничтожение помещичьего землевладения, а на половинчатый исход революции. Меньшевики не хотели поднимать крестьянство на революцию. Меньшевистская программа М. з. мешала объединению крестьянского движения в единое, притупляла у крестьян сознание необходимости конфискации помещичьей земли, препятствовала развитию бурж.-демократич. революции. В. И. Ленин разоблачал меньшевистскую программу М. з.  

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 855


МУНИЦИПАЛИТЕТ (нем. Munizipalität), выборный орган в системе бурж. местного самоуправления.

МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ, передача земли (безвозмездно или за выкуп) органам местного самоуправления (муниципалитетам) в капиталистич. странах. В период бурж.-демокр. Рев-ции 1905—07 в России меньшевики пытались противопоставить программу М. з. ленинской программе национализации земли.

«МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ», одно из направлений реформистского социализма, рассматривающее передачу в собственность или в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов) гор. транспорта, электростанций, газоснабжения, школ, больниц и т. д. как путь к постепенному «врастанию» капитализма в социализм. Идеи «М. с.» — составная часть воззрения совр. реформистов.

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия


МУНИЦИПА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ (от лат. municipium – са­мо­управ­ляю­щая­ся го­род­ская об­щи­на в Древ­нем Ри­ме), на­се­лён­ная тер­ри­то­ри­аль­ная еди­ни­ца, в ко­то­рой су­ще­ст­ву­ет ме­ст­ное са­мо­управ­ле­ние.

В совр. го­су­дар­ст­вах ме­ст­ное са­мо­управ­ле­ние соз­да­ёт­ся на уров­не об­щин и ре­гио­нов (рай­онов, ок­ру­гов и др.). Вы­бор­ные ор­га­ны обыч­но фор­ми­ру­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с адм.-терр. де­ле­ни­ем, в пре­де­лах адм.-терр. еди­ниц (сёл, го­ро­дов, рай­онов и др.), но та­кая еди­ни­ца ста­но­вит­ся М. о., толь­ко ес­ли в ней фор­ми­ру­ют­ся ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, име­ет­ся своя соб­ст­вен­ность, са­мо­стоя­тель­но при­ни­ма­ет­ся свой ме­ст­ный бюд­жет и т. д. Ка­ж­дое М. о. об­ла­да­ет оп­ре­де­лён­ной ав­то­но­ми­ей, его ор­га­ны соз­да­ют­ся для ре­ше­ния во­про­сов ме­ст­но­го зна­че­ния и не под­чи­не­ны по вер­ти­ка­ли вы­ше­стоя­щим ор­га­нам ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния (напр., ком­му­ны во Фран­ции).
В зарубежных странах

В за­ру­беж­ных стра­нах при­ня­то раз­ли­чать об­щин­ные (ни­зо­во­го уров­ня) и ре­гио­наль­ные М. о. Об­щин­ные об­ра­зо­ва­ния (об­щи­ны, ком­му­ны и др.) – это круп­ные сё­ла, груп­пы се­ле­ний, не­боль­шие го­ро­да. В них поч­ти во всех стра­нах для ре­ше­ния ме­ст­ных во­про­сов со­зы­ва­ет­ся сход (со­б­ра­ние) жи­те­лей, из­би­ра­ют­ся ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния (со­вет, мэр и др.), при­ме­ня­ют­ся разл. фор­мы не­по­сред­ст­вен­ной де­мо­кра­тии (ме­ст­ный ре­фе­рен­дум и др.). В ре­гио­наль­ных еди­ни­цах (граф­ст­ва, ок­ру­га и др.), ес­ли они яв­ля­ют­ся М. о., соз­да­ют­ся со­вет и его ор­га­ны. На­ря­ду с эти­ми ор­га­на­ми, на том и др. уров­не мо­жет быть на­нят оп­ла­чи­вае­мый управ­ляю­щий (спе­циа­лист по ме­недж­мен­ту), под­чи­нён­ный этим ор­га­нам, вы­пол­няю­щий их ре­ше­ния. В ре­гио­наль­ные М. о. (тер­ри­то­ри­аль­ные кол­лек­ти­вы) во мно­гих стра­нах на­зна­ча­ют­ся так­же пред­ста­ви­те­ли пра­ви­тель­ст­ва. В за­ру­беж­ных стра­нах М. о. раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от со­ци­аль­но-ис­то­рич. ус­ло­вий и дей­ст­вую­щей мо­де­ли са­мо­управ­ле­ния кон­крет­но­го го­су­дар­ст­ва. М. о. яв­ля­ют­ся, как пра­ви­ло, го­род­ские и сель­ские по­се­ле­ния (ком­му­на, ма­ги­ст­рат, му­ни­ци­па­ли­тет, ху­тор, по­сад, при­ход и др.).

Для то­го что­бы М. о. бы­ло жиз­не­спо­соб­ным, мог­ло вы­пол­нять свои за­да­чи на собств. сред­ст­ва (кро­ме это­го, во всех стра­нах су­ще­ст­ву­ют суб­си­дии и до­та­ции ме­ст­ным ор­га­нам са­мо­управ­ле­ния из цен­тра), оно долж­но иметь оп­ре­де­лён­ное ко­ли­че­ст­во жи­те­лей, за­ни­маю­щих­ся про­из­во­ди­тель­ной дея­тель­но­стью, свою соб­ст­вен­ность, фи­нан­сы, оп­ре­де­лён­ные эко­но­мич. ос­но­вы. Для соз­да­ния ни­зо­во­го М. о. за­ко­ны мн. стран ус­та­нав­ли­ва­ют не­об­хо­ди­мую чис­лен­ность на­се­ле­ния, при­чём ино­гда – за­ня­то­го оп­ре­де­лён­ным ви­дом тру­да (напр., в шта­те Ала­ба­ма, США, – не ме­нее 75 чел., в Ка­ли­фор­нии, США, – 500, в Шве­ции – 3000, в Ин­дии – 5000 при плот­но­сти на­се­ле­ния не ме­нее 1000 чел. на 1 квад­рат­ную ми­лю, при­чём 3/4 на­се­ле­ния не долж­но быть за­ня­то в с. х-ве). В не­ко­то­рых стра­нах сель­ские рай­оны не мо­гут быть М. о., ими яв­ля­ют­ся толь­ко го­ро­да с ус­та­нов­лен­ной чис­лен­но­стью про­жи­ваю­щих.
В России

В России в со­от­вет­ст­вии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном «Об об­щих прин­ци­пах орга­ни­за­ции ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния в РФ» (2003) М. о. – го­род­ские или сель­ские по­се­ле­ния, му­ни­ци­паль­ные рай­оны, го­род­ские ок­ру­га, внут­ри­го­род­ские тер­ри­то­рии города фе­де­раль­но­го зна­че­ния. Ка­ж­дое М. о. име­ет свой ус­тав, при­ни­мае­мый его пред­ста­вит. ор­га­ном или на ме­ст­ном ре­фе­рен­ду­ме. Ус­тав под­ле­жит гос. ре­ги­ст­ра­ции (су­ще­ст­ву­ет так­же ре­естр М. о.). Чис­лен­ность на­се­ле­ния, не­об­хо­ди­мая для соз­да­ния М. о., в Рос­сии оп­ре­де­ле­на за­ко­ном толь­ко для сель­ских по­се­ле­ний: один на­се­лён­ный пункт или неск. на­се­лён­ных пунк­тов с чис­лен­но­стью жи­те­лей бо­лее 1000 чел. (в ме­ст­но­стях с вы­со­кой плот­но­стью на­се­ле­ния не ме­нее 3000 чел.). Пре­об­ра­зо­ва­ние М. о. (объ­е­ди­не­ние, раз­де­ле­ние, из­ме­не­ние ста­ту­са) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся за­ко­на­ми субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции по ини­циа­ти­ве на­се­ле­ния или ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, ор­га­нов гос. вла­сти РФ, ор­га­нов вла­сти субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции. Ка­ж­дое М. о. не­по­сред­ст­вен­но на схо­дах гра­ж­дан, мест­ных ре­фе­рен­ду­мах или че­рез соз­да­вае­мые ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния са­мо­стоя­тель­но ре­ша­ет во­про­сы ме­ст­но­го зна­че­ния (Фе­де­ра­ция ус­та­нав­ли­ва­ет об­щие прин­ци­пы, субъ­ек­ты РФ из­да­ют за­ко­ны о ме­ст­ном са­мо­управ­ле­нии).

Для ре­ше­ния боль­шин­ст­ва во­про­сов ме­ст­но­го зна­че­ния не­об­хо­ди­мы эко­но­мич. ус­ло­вия. Эко­но­мич. ба­за М. о. – иму­ще­ст­во, на­хо­дя­щее­ся в соб­ст­вен­но­сти, сред­ст­ва бюд­же­тов, а так­же иму­ществ. пра­ва. М. о. мо­гут иметь в соб­ст­вен­но­сти уча­ст­ки зем­ли, соз­да­вать пред­при­ятия и уч­ре­ж­де­ния, ко­то­рые яв­ля­ют­ся их соб­ст­вен­но­стью. В соб­ст­вен­но­сти М. о. мо­жет на­хо­дить­ся так­же иму­ще­ст­во, пред­на­зна­чен­ное для осу­ще­ст­в­ле­ния отд. гос. пол­но­мо­чий, пе­ре­дан­ных М. о. за­ко­на­ми субъ­ек­тов РФ, иму­ще­ст­во для обес­пе­че­ния дея­тель­но­сти ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния (напр., транс­порт­ные сред­ст­ва), иму­ще­ст­во, пред­на­зна­чен­ное для обес­пе­че­ния элек­тро-, те­п­ло-, га­зо- и во­до­снаб­же­ния на­се­ле­ния, не­ко­то­рые ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги, мос­ты и др. Ка­ж­дое М. о. еже­год­но при­ни­ма­ет свой бюд­жет. До­хо­ды бюд­же­тов М. о. фор­ми­ру­ют­ся за счёт собств. до­хо­дов (до­хо­дов от ме­ст­ных на­ло­гов и сбо­ров), от­чис­ле­ний от фе­де­раль­ных и ре­гио­наль­ных на­ло­гов и сбо­ров, до­хо­дов от му­ни­ци­паль­ных пред­при­ятий и уч­ре­ж­де­ний и др. иму­ще­ст­ва. Рас­хо­ды из бюд­же­тов М. о. осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с рее­ст­ра­ми рас­ход­ных обя­за­тельств М. о., ко­то­рые при­ни­ма­ют­ся пред­ста­вит. ор­га­на­ми ка­ж­до­го М. о. Про­ект бюд­же­та М. о. в обя­за­тель­ном по­ряд­ке вы­но­сит­ся на пуб­лич­ные слу­ша­ния жи­те­лей. Бюд­жет и от­чёт о его ис­пол­не­нии под­ле­жат офиц. опуб­ли­ко­ва­нию.

Ка­ж­дое М. о. соз­да­ёт свои ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. В Рос­сии струк­ту­ру ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния со­став­ля­ют пред­ста­вит. ор­ган ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, ис­пол­нит. ор­ган ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, гла­ва М. о., ме­ст­ная ад­ми­ни­ст­ра­ция (ис­пол­ни­тель­но-рас­по­ря­дит. ор­ган), кон­троль­ный ор­ган и иные ор­га­ны, пре­ду­смот­рен­ные ус­та­вом М. о., ес­ли они об­ла­да­ют собств. пол­но­мо­чия­ми по во­про­сам ме­ст­но­го зна­че­ния. Кро­ме то­го, в управ­ле­нии М. о. ис­поль­зу­ют­ся разл. фор­мы не­по­сред­ст­вен­ной де­мо­кра­тии – ре­шаю­щие (напр., го­ло­со­ва­ние по во­про­су об объ­е­ди­не­нии М. о.) и кон­суль­та­тив­ные (пуб­лич­ные слу­ша­ния, пра­во­творч. ини­циа­ти­ва гра­ж­дан, оп­рос гра­ж­дан и др.).

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024