ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 442


МУНИЦИПАЛИТЕТ, орган гор. или сел. самоуправления в бурж. странах.

МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ, в СССР принудительный переход имущества (строений и др.) из частной собственности отдельных лиц в ведение местных Советов. Наряду с др. видами экспроприации капиталистич. собственности (национализация, конфискация), М. проводилась гл. обр. в 1918—21 (Декрет ВЦИК от 20 авг. 1918 «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах»). От М. строений следует отличать М. земли, провозглашавшуюся меньшевиками. См. Муниципализация земли.

МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ, передача земли в распоряжение местных самоуправлений или земств (муниципалитетов). Под М. з. известна меньшевистская программа по аграрному вопросу в период первой бурж.-демократич. революции в России (1905—07). Программа М. з., к-рую меньшевики противопоставляли ленинской программе национализации земли, была реакционной как в политическом, так и в экономич. отношении. Она была рассчитана не на полное уничтожение помещичьего землевладения, а на половинчатый исход революции. Меньшевики не хотели поднимать крестьянство на революцию. Меньшевистская программа М. з. мешала объединению крестьянского движения в единое, притупляла у крестьян сознание необходимости конфискации помещичьей земли, препятствовала развитию бурж.-демократич. революции. В. И. Ленин разоблачал меньшевистскую программу М. з.  

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 855


МУНИЦИПАЛИТЕТ (нем. Munizipalität), выборный орган в системе бурж. местного самоуправления.

МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ, передача земли (безвозмездно или за выкуп) органам местного самоуправления (муниципалитетам) в капиталистич. странах. В период бурж.-демокр. Рев-ции 1905—07 в России меньшевики пытались противопоставить программу М. з. ленинской программе национализации земли.

«МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ», одно из направлений реформистского социализма, рассматривающее передачу в собственность или в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов) гор. транспорта, электростанций, газоснабжения, школ, больниц и т. д. как путь к постепенному «врастанию» капитализма в социализм. Идеи «М. с.» — составная часть воззрения совр. реформистов.

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия


МУНИЦИПА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ (от лат. municipium – самоуправляющаяся городская община в Древнем Риме), населённая территориальная единица, в которой существует местное самоуправление.

В совр. государствах местное самоуправление создаётся на уровне общин и регионов (районов, округов и др.). Выборные органы обычно формируются в соответствии с адм.-терр. делением, в пределах адм.-терр. единиц (сёл, городов, районов и др.), но такая единица становится М. о., только если в ней формируются органы местного самоуправления, имеется своя собственность, самостоятельно принимается свой местный бюджет и т. д. Каждое М. о. обладает определённой автономией, его органы создаются для решения вопросов местного значения и не подчинены по вертикали вышестоящим органам местного самоуправления (напр., коммуны во Франции).

В зарубежных странах

В зарубежных странах принято различать общинные (низового уровня) и региональные М. о. Общинные образования (общины, коммуны и др.) – это крупные сёла, группы селений, небольшие города. В них почти во всех странах для решения местных вопросов созывается сход (собрание) жителей, избираются органы местного самоуправления (совет, мэр и др.), применяются разл. формы непосредственной демократии (местный референдум и др.). В региональных единицах (графства, округа и др.), если они являются М. о., создаются совет и его органы. Наряду с этими органами, на том и др. уровне может быть нанят оплачиваемый управляющий (специалист по менеджменту), подчинённый этим органам, выполняющий их решения. В региональные М. о. (территориальные коллективы) во многих странах назначаются также представители правительства. В зарубежных странах М. о. различаются в зависимости от социально-историч. условий и действующей модели самоуправления конкретного государства. М. о. являются, как правило, городские и сельские поселения (коммуна, магистрат, муниципалитет, хутор, посад, приход и др.).

Для того чтобы М. о. было жизнеспособным, могло выполнять свои задачи на собств. средства (кроме этого, во всех странах существуют субсидии и дотации местным органам самоуправления из центра), оно должно иметь определённое количество жителей, занимающихся производительной деятельностью, свою собственность, финансы, определённые экономич. основы. Для создания низового М. о. законы мн. стран устанавливают необходимую численность населения, причём иногда – занятого определённым видом труда (напр., в штате Алабама, США, – не менее 75 чел., в Калифорнии, США, – 500, в Швеции – 3000, в Индии – 5000 при плотности населения не менее 1000 чел. на 1 квадратную милю, причём 3/4 населения не должно быть занято в с. х-ве). В некоторых странах сельские районы не могут быть М. о., ими являются только города с установленной численностью проживающих.

В России

В России в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003) М. о. – городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории города федерального значения. Каждое М. о. имеет свой устав, принимаемый его представит. органом или на местном референдуме. Устав подлежит гос. регистрации (существует также реестр М. о.). Численность населения, необходимая для создания М. о., в России определена законом только для сельских поселений: один населённый пункт или неск. населённых пунктов с численностью жителей более 1000 чел. (в местностях с высокой плотностью населения не менее 3000 чел.). Преобразование М. о. (объединение, разделение, изменение статуса) осуществляется законами субъектов Федерации по инициативе населения или органов местного самоуправления, органов гос. власти РФ, органов власти субъектов Федерации. Каждое М. о. непосредственно на сходах граждан, местных референдумах или через создаваемые органы местного самоуправления самостоятельно решает вопросы местного значения (Федерация устанавливает общие принципы, субъекты РФ издают законы о местном самоуправлении).

Для решения большинства вопросов местного значения необходимы экономич. условия. Экономич. база М. о. – имущество, находящееся в собственности, средства бюджетов, а также имуществ. права. М. о. могут иметь в собственности участки земли, создавать предприятия и учреждения, которые являются их собственностью. В собственности М. о. может находиться также имущество, предназначенное для осуществления отд. гос. полномочий, переданных М. о. законами субъектов РФ, имущество для обеспечения деятельности органов местного самоуправления (напр., транспортные средства), имущество, предназначенное для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, некоторые автомобильные дороги, мосты и др. Каждое М. о. ежегодно принимает свой бюджет. Доходы бюджетов М. о. формируются за счёт собств. доходов (доходов от местных налогов и сборов), отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, доходов от муниципальных предприятий и учреждений и др. имущества. Расходы из бюджетов М. о. осуществляются в соответствии с реестрами расходных обязательств М. о., которые принимаются представит. органами каждого М. о. Проект бюджета М. о. в обязательном порядке выносится на публичные слушания жителей. Бюджет и отчёт о его исполнении подлежат офиц. опубликованию.

Каждое М. о. создаёт свои органы местного самоуправления. В России структуру органов местного самоуправления составляют представит. орган местного самоуправления, исполнит. орган местного самоуправления, глава М. о., местная администрация (исполнительно-распорядит. орган), контрольный орган и иные органы, предусмотренные уставом М. о., если они обладают собств. полномочиями по вопросам местного значения. Кроме того, в управлении М. о. используются разл. формы непосредственной демократии – решающие (напр., голосование по вопросу об объединении М. о.) и консультативные (публичные слушания, правотворч. инициатива граждан, опрос граждан и др.).

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024