Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 10
ПРИБЫЛЬ, в условиях капитализма превращённая форма прибавочной стоимости. Основной целью и движущим мотивом капиталистич. произ-ва является произ-во и присвоение прибавочной стоимости. На поверхности явлений прибавочная стоимость выступает в замаскированной форме как порождение всего авансированного капитала, приобретает превращённую форму пробыли. Но К. Маркс показал, что прибавочная стоимость является результатом эксплуатации наёмного труда и порождается не всем капиталом, затраченным на производство, а только той его частью, к-рая употребляется на покупку товара-рабочей силы (см. Переменный капитал). П. выражает эксплуатацию рабочего капиталистом. Рост П. находится в прямой зависимости от роста эксплуатации рабочего класса. Отношение прибавочной стоимости ко всему авансированному капиталу составляет норму прибыли. Чем сильнее эксплуатация, тем большую массу прибавочной стоимость, а следовательно и П., извлекают капиталисты, тем выше норма П. Напротив, повторение органического состава капитала понижает её. Основным двигателем капиталистического хозяйства является извлечение П. Стремясь получить высокую П., капиталисты перемещают свои капиталы из менее доходных отраслей произ-ва в более доходные. В отраслях с низкой нормой П. произ-во сокращается, цены поднимаются выше стоимости и форма П. повышается; в отраслях с высокой нормой П. произ-во расширяется, цены опускаются ниже стоимости и норма П. понижается. Чем шире конкуренция, тем быстрее уравниваются формы П. отдельных отраслей, превращаясь в общую или среднюю норму П. В погоне за П. капиталисты усиливают эксплуатацию рабочего класса и всех трудящихся, снижают заработную плату. В эпоху империализма монополистич. капитал не довольствуется средней П., как это было в эпоху пром. капитализма, а добивается обеспечения максимальной П. путём эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путём закабаления и систематич. ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путём войн и милитаризации народного х-ва.
В СССР, где ликвидированы эксплуататорские классы и где трудящиеся являются хозяевами всего обществ. богатства, нет прибавочной стоимости и капиталистов. П. В условиях социализма П. приобретает новое содержание, отражающее новые производств. отношения. П. при социализме является частью продукта для общества; она образуется на социалистических предприятиях за счёт роста производительности труда. П. является одним из осн. источников социалистического накопления. Рост П. в социалистическом обществе способствует развитию народного х-ва, обеспечению максимального удовлетворения постепенно растущих материальных и культурных потребностей всего общества.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1070
ПРИБЫЛЬ, экон. категория, выражающая финанс. результаты хоз. деятельности предприятий. При капитализме П.— превращенная форма прибавочной стоимости, результат эксплуатации труда наемных рабочих — составляет цель капиталистич. произ-ва. Представляет собой излишек стоимости над издержками произ-ва. В условиях домонополистич. капитализма стремление к получению наивысших прибылей воплощалось, с одной стороны, в присвоении отд. капиталистами добавочной прибыли — сверхприбыли, с другой — в образовании ср. прибыли. Переход к монополистич. капитализму создал экон. предпосылки для извлечения монопольной прибыли.
При социализме П.— конкретная форма стоимости прибавочного продукта или чистого дохода предприятия. Создается планомерно организованным трудом свободных от эксплуатации людей. Определяется как разность между выручкой в оптовых ценах предприятия и полной себестоимостью реализованной продукции. Используется в качестве экон. рычага повышения эффективности социалистич. произ-ва, гл. источника получения средств для развития произ-ва и повышения жизненного уровня народа.
ПРИБЫЛЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия
ПРИ́БЫЛЬ, экономич. категория, под которой (в общем виде) понимается превышение доходов экономич. субъекта над осуществлёнными им расходами. П. является основным мотивом предпринимательской деятельности и источником финансирования воспроизводства.
П. используется в качестве показателя оценки деятельности экономич. субъекта, и в зависимости от метода её расчёта и задач формирования показателя существуют разл. трактовки её определения. Выделяются два осн. подхода: теоретический и бухгалтерский.
В рамках экономич. теории речь идёт об экономич. П., под которой понимают превышение доходов экономич. субъекта над всеми расходами, в т. ч. альтернативными (неявными) издержками. С точки зрения неоклассич. теории экономич. П. на конкурентных рынках может возникать только в краткосрочном периоде, поскольку в долгосрочном периоде, когда все факторы произ-ва становятся переменными, капитал перетекает из убыточных отраслей в прибыльные; в результате норма П. уравнивается и экономич. П. становится равной нулю. В условиях несовершенной конкуренции фирма получает монопольную экономич. П., связанную с тем, что монополист может диктовать цену потребителю. Различаются трактовки П. и источников её происхождения. Представители маржиналистской теории рассматривали П. как вознаграждение предпринимателя за процесс координирования факторов производства – труда и капитала. Сторонники данного подхода объясняют происхождение П. внешними причинами, связанными с динамичностью и неопределённостью рыночной конъюнктуры или нарушениями конкурентного равновесия. Общепринятой в 18–19 вв. была трактовка П. на капитал как третьей составной части валового дохода наряду с заработной платой и рентой. Экономисты того времени не делали различия между явными и неявными затратами и считали П. излишек, получаемый капиталистом после возмещения расходов. А. Смит определяет П. как доход, получаемый с капитала лицом, которое лично употребляет его в дело. П. на капитал подразделялась обыкновенно на процент на вложенный капитал (как вознаграждение предпринимателя за воздержание от расходования капитала на текущее потребление) и на предпринимательский доход, принимающий форму платы за управление предприятием и несение определённого делового риска.
К. Маркс тоже отмечает, что П. распадается на процент и предпринимательский доход. Однако, согласно теории Маркса, доход капиталиста определяется величиной стоимости, созданной трудом, а не капиталом или предпринимательскими способностями. П. в марксистской теории совпадает с прибавочной стоимостью, образованной за счёт превышения потребительной стоимости товара над издержками его произ-ва для предпринимателя, т. е. стоимостью постоянного капитала и рабочей силы.
В неоклассич. теории подход к данному вопросу также основан на трактовке П. как остаточного дохода, но её источником является не труд наёмного рабочего, а деятельность самого предпринимателя. Основной специфич. функцией предпринимателя считается несение бремени риска и неопределённости. Согласно подобному взгляду на теорию предпринимательства, П. является вознаграждением за предпринимательский риск, который возникает вследствие неопределённости экономич. конъюнктуры.
Теоретически осн. цель предпринимателя состоит в том, чтобы максимизировать П. (экономическую). Согласно неоклассич. теории, условием максимизации П. является произ-во такого объёма выпуска, при котором дополнительно проданная единица товара принесёт доход, равный предельным издержкам его произ-ва (равенство предельного дохода предельным издержкам: MR=MC). Данное условие максимизации П. справедливо для любого типа фирм – как конкурентных, так и фирм, действующих в условиях несовершенной конкуренции. Отличие конкурентных фирм заключается в невозможности воздействовать на цену товара, которая складывается на рынке под воздействием спроса и предложения. Рыночная цена, являясь для предпринимателя экзогенным фактором, не зависит от объёма выпуска фирмы и приносит одинаковый доход от продажи каждой дополнит. единицы товара (т. е. цена совпадает с предельным доходом, P=MR). Таким образом, условие максимизации П. для конкурентной фирмы получает вид: P=MC.
Бухгалтерская П. не учитывает альтернативных (неявных) издержек и формируется только исходя из установленных норм законодательства о бухгалтерском учёте. На величину П., формируемой в рамках бухгалтерского учёта, влияет как состав доходов и расходов, учитываемых в отчётном периоде, так и методы их признания (отражения в учёте). Существенным аспектом, отличающим разл. стандарты бухгалтерской отчётности, служит различие в методах оценки активов и обязательств, в связи с чем бухгалтерская П. организации за один отчётный период может значительно разниться в зависимости от используемых стандартов бухгалтерского учёта и отчётности (нац. стандарты, междунар. стандарты финансовой отчётности и т. д.). Исходя из бухгалтерского подхода к определению П. различают валовую П. (выручка от реализации за вычетом себестоимости продукции), П. до налогообложения (валовая П., скорректированная на все виды накладных расходов, а также внереализационные доходы и расходы), чистую П. (полученная по результатам бухгалтерского учёта и уменьшенная на сумму налога на П.), нераспределённую П. (остающаяся после распределения части чистой П. в виде дивидендов). Налогооблагаемая П. может отличаться от бухгалтерской П. и часто формируется на основе последней путём корректировок, установленных налоговым законодательством.
Библиография
Лит.: Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1997. Т. 2; Чеканский А. Н., Фролова Н. Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. М., 1999.