ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. 1978
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Большая российская энциклопедия. 2016
Ссылка

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. — М.: изд. Русский язык, 1978


РЫНОКЪ м. площадь въ городахъ и селахъ, для торговли съѣстными и другими припасами наволѣ (на воздухѣ), мѣсто съѣзда и сходки продавцовъ и покупателей по назначеннымъ днямъ; торгъ, торжище, базаръ. На рынкѣ ума не купишь. За отвѣтомъ, не въ рынокъ идти. Рыночный, къ рынку приндлжщ., отнсщс. Рыночные цѣны, вольныя. || Рынокъ, волж. мысъ, особ. при впаденiи одной рѣки въ другую; плоскiй, округлый мысъ (крутой лбище волж. быкъ, бычекъ сиб). || Вор. небольшой оврагъ, овражекъ, ровчакъ, росточь.

 

 

Энциклопедический Словарь : в 3 т. — М.: изд. БСЭ, 1953—1955


PЫHOК, категория товарного хозяйства; в политико-экономич. значении — предложение и спрос (платежеспособный) на товары или на к.-л. один определённый вид товара как в масштабе миpoвого х-ва — мировой (всемирный) Р., так и в масштабе страны (государства) или её отдельного района. Р. также называют определенное место, где происходит торговля. В условиях капитализма, наряду с Р. товаров — средств производства и предметов потребления, существует Р. труда, на к-ром происходит купля и продажа особого товара — рабочей силы. В период общего кризиса капитализма проблема Р. стала основной проблемой капитализма. После 2-й мировой войны 1939—45 единый всеохватывающий мировой рынок распался, возникли два параллельных мировых рынка — Р. стран демократич. лагеря и Р. капиталистич. стран. Это привело к дальнейшему углублению общего кризиса капитализма. Борьба за передел Р. как «мирными» средствами, так и путем воин — характерная чертя империализма. Эта борьба резко усилилась ввиду распада мирового Р. и сокращения приложения сил главных капиталистич. стран к мировым ресурсам.

В СССР необходимость Р. вытекает из сохранения товарного производства с его «денежным хозяйством». Здесь Р. служит экономич. смычке города и деревни. Сфера Р. охватывает реализацию гл. обр. предметов личного потребления.

РЫНОК «ЧЁРНЫЙ», нелегальный рынок, образующийся в капиталистич. странах в условиях карточного рационирования, правительственной регламентации торговли, цен на товары валютных курсов, а также курсов ценных бумаг и порядка их купли-продажи. Р. «ч.» — весьма распространенное явление в эпоху общего кризиса капитализма, особенно на его втором этапе, когда чрезвычайно усилились конкретные формы проявления гос. монополистич. капитализма.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — М.: изд. СЭ, 1980


РЫНОК, сфера товарного обмена; в политико-экон. значении — предложение и спрос на товары в масштабе мирового х-ва (мировой, внешний Р.), страны (нац., внутр. Р. ) и её отд. p-на (местный Р.). Р. Также наз. определ. место, где происходит торговля.

РЫНОК ЗОЛОТА, особые центры в капиталистич. и развивающихся странах, где происходит регулярная продажа золота. Представлены объединениями банков и специализиров. фирм по торговле золотом его очистке и изготовлению слитков. Гл. междунар. Р. з.— Лондон и Цюрих. Цена золота на этих рынках выступает как его мировая цена. В кон. 1975 она превышала офиц. цену золота, установленную Междунар. валютным фондом (42,22 долл. за тройскую унцию), в 4—5 раз.

РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ, при капитализме сфера формирования спроса и предложения на ссудный капитал. «Продавцами» выступают коммерч. и инвестиц. банки, страховые компании, пенсионные фонды и др., «покупателями» — гос-во, пром. и торговые фирмы, отд. лица. Р. с. к. связан с эмиссией ценных бумаг и движением фиктивного капитала.

РЫНОЧHАЯ СТОИMОСТЬ, стоимость капиталистически произведенного товара, определяемая затратами общественно необходимого труда и регулирующая pыночную цену товара.

РЫНОЧНЫЕ ФОНДЫ (товарные фонды), см. ст. Товарные ресурсы.

ТОВАРНЫЕ РЕСУРСЫ, предметы потребления для реализации на внутр. рынке или для экспорта. В СССР осн. масса Т. р. планируется гос-вом и поступают в обращение централизованно через организов. рынок (рыночные фонды). Часть Т. р. реализуется через колхозный рынок или потребит. кооперацию на началах комиссионной торговли. 

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: изд. Русский язык, 1986


РЫ´НОК, -нка, м. 1. Место розничной торговли под открытом небом или в торговых рядах. Колхозный р. 2. Сфера товарного обращения, товарооборота. Выпустить на р. Внутренний р. Борьба империалистов за мировые рынки. || прил. рыночный, -ая, -ое. Рыночная стоимость.

РЫ´НОЧНЫЙ, -ая, -ое. 1. см. рынок. 2. Такой, как бывает на рынке. Рыночная баба (крикливая и грубая). Рыночные манеры.

 

 

 

РЫНОК // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


РЫ́НОК (лат. mercatus – тор­гов­ля или ме­сто для тор­гов­ли), со­во­куп­ность ин­сти­ту­тов, обес­пе­чи­ваю­щих взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду по­ку­па­те­ля­ми и про­дав­ца­ми и спо­соб­ст­вую­щих об­ме­ну.

В эко­но­мич. лит-ре и хо­зяйств. прак­ти­ке тер­мин «Р.» ис­поль­зу­ет­ся в не­сколь­ких осн. зна­че­ни­ях: 1) фи­зич. место для тор­гов­ли; 2) ме­ха­низм со­гла­со­ва­ния спро­са и пред­ло­же­ния и фор­ми­ро­ва­ния рав­но­вес­ной це­ны под воз­дей­ст­ви­ем кон­ку­рен­ции; 3) ры­нок сбы­та, или оп­ре­де­лён­ная об­ласть, в рам­ках ко­то­рой су­ще­ст­ву­ет спрос на то­ва­ры со­от­вет­ст­вую­ще­го про­из­во­ди­те­ля (фир­мы, от­рас­ли, стра­ны).

Исторический очерк

За­ро­ж­де­ние Р. свя­за­но с раз­ви­ти­ем тор­гов­ли как осо­бо­го ви­да тру­до­вой дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Пер­вые фор­мы тор­гов­ли, как сви­де­тель­ст­ву­ют разл. ар­хео­ло­гич. на­ход­ки, су­ще­ст­во­ва­ли уже за 5000 лет до н. э. Об­мен то­ва­ра­ми осу­ще­ст­в­лял­ся на ней­траль­ных тер­ри­то­ри­ях, рас­по­ло­жен­ных на гра­ни­цах по­се­ле­ния разл. пле­мён. Не­сколь­ко позд­нее вы­де­ли­лись це­лые пле­ме­на, спе­циа­ли­зи­ро­вав­шие­ся на «даль­ней», или внеш­ней, тор­гов­ле («тор­го­вые на­ро­ды», напр. фи­ни­кий­цы), бла­го­да­ря ко­то­рым ус­та­нав­ли­ва­лись эко­но­мич. свя­зи ме­ж­ду разл. час­тя­ми ми­ра, напр. ме­ж­ду Ближ­ним Вос­то­ком и Ев­ро­пой.

В ан­тич­ный пе­ри­од в Гре­ции и Ри­ме по­явились ме­ст­ные Р., где кон­цен­три­ро­ва­лась тор­гов­ля, ори­ен­ти­ро­ван­ная на удов­ле­тво­ре­ние по­все­днев­ных по­треб­но­стей го­ро­жан. Позд­нее ры­ноч­ные пло­ща­ди ста­ли не­пре­мен­ным эле­мен­том за­строй­ки во мно­гих го­ро­дах ми­ра. Бла­го­да­ря им­пе­ри­ям сло­жи­лись ми­ро­вые тор­го­вые пу­ти (сре­ди­зем­но­мор­ский; путь пря­но­стей из Ин­дии; Ве­ли­кий шёл­ко­вый путь от Ки­тая и др.) и воз­ник­ли пер­вые ми­ро­вые день­ги (драх­масо­лид).

В ус­ло­ви­ях позд­не­го фео­да­лиз­ма ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли яр­мар­ки, на ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­лась оп­то­вая тор­гов­ля разл. то­ва­ра­ми, а так­же сдел­ки с де­неж­ны­ми ссу­да­ми. Та­кие яр­мар­ки, по су­ще­ст­ву, ста­ли пер­вы­ми ор­га­ни­зо­ван­ны­ми Р., где пре­ду­смат­ри­ва­лись спец. пра­ви­ла тор­гов­ли, кон­троль за це­на­ми и ка­че­ст­вом то­ва­ров. Со­блю­де­ние пра­вил га­ран­ти­ро­ва­лось ме­ст­ной вла­стью.

Ве­ли­кие гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия и по­ли­ти­ка мер­кан­ти­лиз­ма способствовали фор­ми­ро­ва­нию ми­ро­во­го Р. и на­цио­наль­ных Р. в Ев­ро­пе. По­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние бир­жи – ре­гу­ляр­но дей­ст­вую­щие Р. стан­дар­ти­зи­ро­ван­ных то­ва­ров (сырь­е­вых ре­сур­сов, цен­ных бу­маг и др.).

Про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция на начальном этапе капитализма вы­зва­ла даль­ней­шее уг­луб­ле­ние об­ществ. раз­де­ле­ния тру­да, бур­ный рост про­мыш­лен­но­сти и транс­пор­та, ак­тив­ное пе­ре­ме­ще­ние на­се­ле­ния в го­ро­да, что при­ве­ло к фор­ми­ро­ва­нию Р. фак­то­ров про­из­вод­ст­ва, пре­ж­де все­го Р. тру­да. Рост кон­цен­тра­ции ка­пи­та­лов и уси­ле­ние по­треб­но­сти в их сво­бод­ном пе­ре­ме­ще­нии обу­сло­ви­ли фор­ми­ро­ва­ние и рас­про­стра­не­ние раз­но­об­раз­ных Р. дол­го­вых обя­за­тельств, осо­бен­но фон­до­во­го Р., или Р. цен­ных бу­маг, ко­то­рый стал осн. ис­точ­ни­ком при­вле­че­ния до­пол­нит. ре­сур­сов для фи­нан­си­ро­ва­ния ре­аль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки и го­су­дар­ст­ва. В этот же пе­ри­од осн. фор­мой ор­га­ни­за­ции роз­нич­но­го Р. ста­ла тор­гов­ля че­рез ма­га­зи­ны (см. Роз­нич­ная тор­гов­ля).

Тор­го­во-пром. ли­дер­ст­во Ве­ли­ко­бри­та­нии на про­тя­же­нии 19 в. за­кре­пи­ло за Лон­до­ном роль цен­тра ми­ро­во­го Р., а за фун­том стер­лин­гов – ми­ро­вой ва­лю­ты (см. Зо­ло­той стан­дарт). Вслед­ст­вие уси­ле­ния США в 20 в. эти ро­ли пе­ре­шли к Нью-Йор­ку и дол­ла­ру США.

Типы рынков

По объ­ек­там ку­п­ли-про­да­жи (ви­дам то­ва­ра) раз­ли­ча­ют 4 осн. ти­па Р.: Р. по­тре­би­тель­ских то­ва­ров; пром. Р.; Р. тру­да; фи­нан­со­вый Р. Ка­ж­дый из них, в свою оче­редь, пред­став­ля­ет со­во­куп­ность не­сколь­ких спе­циа­ли­зир. Р. Так, в со­ста­ве Р. по­тре­би­тель­ских то­ва­ров вы­де­ля­ют­ся Р. про­до­воль­ст­вия и не­про­до­воль­ст­вен­ных то­ва­ров, отд. то­вар­ные Р. Пром. Р. вклю­ча­ет Р. пер­вич­ных (при­род­ных) ре­сур­сов и про­ме­жу­точ­ных про­дук­тов.

К фи­нан­со­во­му рынку от­но­сят Р. ка­пи­та­ла, пре­ж­де все­го дол­го­сроч­ных обя­за­тельств (ак­ций, об­ли­га­ций), и ры­нок высо­ко­ли­к­вид­ных, крат­ко­сроч­ных фи­нан­со­вых ак­ти­вов, или де­неж­ный Р. (ва­лют­ный, меж­бан­ков­ских кре­ди­тов, ка­зна­чей­ских век­се­лей, де­по­зит­ных сер­ти­фи­ка­тов и т. д.).

Ин­но­ва­ци­он­ный ха­рак­тер эко­но­мич. раз­ви­тия сти­му­ли­ру­ет воз­ник­но­ве­ние спро­са на но­вые то­ва­ры, что объ­ек­тив­но вле­чёт за со­бой не­пре­рыв­ный про­цесс об­ра­зо­ва­ния но­вых ча­ст­ных Р., осо­бен­но Р. ин­фор­ма­ции и ин­фор­мац. тех­но­ло­гий. Это спо­соб­ст­ву­ет рас­ши­ре­нию гра­ниц Р., его гло­ба­ли­за­ции. Од­но­вре­мен­но уси­ли­ва­ет­ся взаи­мо­за­ви­си­мость от­дель­ных его эле­мен­тов, фор­ми­ру­ет­ся еди­ная сис­те­ма рын­ка.

В про­стран­ст­вен­ном от­но­ше­нии Р. под­раз­де­ля­ет­ся на ме­ст­ный (ло­каль­ный), на­цио­наль­ный и ме­ж­ду­на­род­ный (ми­ро­вой). При оп­ре­де­ле­нии про­стран­ст­вен­ных гра­ниц Р. большое зна­че­ние име­ют та­кие фак­то­ры, как транс­порт­ные из­держ­ки; при­род­но-кли­ма­тич. ус­ло­вия; ха­рак­тер то­ва­ра; од­но­род­ность вку­сов по­ку­па­те­лей. Так, Р. ско­ро­пор­тя­щих­ся про­до­вольств. то­ва­ров и стро­ит. ма­те­риа­лов вслед­ст­вие вы­со­ких из­дер­жек хра­не­ния и транс­пор­ти­ров­ки, как пра­ви­ло, име­ют ло­каль­ный ха­рак­тер. Гра­ни­цы Р. ка­пи­та­ла, на­про­тив, зна­чи­тель­но ши­ре, что обу­слов­ле­но уни­фи­ци­ро­ван­ным ха­рак­те­ром фи­нан­со­вых ин­ст­ру­мен­тов, воз­мож­но­стью за­клю­чать сделки на зна­чит. рас­стоя­ни­ях и в разл. ча­со­вых поя­сах в ус­ло­ви­ях ком­пь­ю­те­ри­за­ции бир­же­вых опе­ра­ций и раз­ви­тия гло­баль­ных те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных се­тей.

Теории рынка

В эко­но­мич. тео­рии фе­но­мен Р. рас­смат­ри­ва­ет­ся пре­ж­де все­го в рам­ках про­бле­мы взаи­мо­дей­ст­вия спро­са и пред­ло­же­ния и фор­ми­ро­ва­ния еди­ной рав­но­вес­ной це­ны под влия­ни­ем сил кон­ку­рен­ции. Раз­гра­ни­чи­ва­ют­ся 2 осн. ас­пек­та дан­ной про­бле­мы: воз­мож­но­сти дос­ти­же­ния час­тич­но­го и об­ще­го рав­но­ве­сия. В пер­вом, бо­лее про­стом, слу­чае речь идёт об отд. об­лас­ти Р. (рын­ке кон­крет­но­го то­ва­ра, напр. ви­део­ди­сков). Та­кой Р. счи­та­ет­ся тем со­вер­шен­нее, чем сво­бод­нее взаи­мо­дей­ст­вие про­дав­цов и по­ку­па­те­лей, чем бы­ст­рее во всех его час­тях в од­но и то же вре­мя ус­та­нав­ли­ва­ет­ся еди­ная це­на на со­от­вет­ст­вую­щий то­вар.

Вто­рой, бо­лее слож­ный, ас­пект свя­зан с дос­ти­же­ни­ем об­ще­го рав­но­ве­сия, т. е. рав­но­ве­сия во всей взаи­мо­свя­зан­ной сис­те­ме Р., пред­по­ла­гаю­ще­го вы­рав­ни­ва­ние ус­ло­вий эко­но­мич. дея­тель­но­сти пу­тём пе­ре­рас­пре­де­ле­ния фак­то­ров про­из­вод­ст­ва ме­ж­ду от­рас­ля­ми и сфе­ра­ми эко­но­ми­ки. Дос­ти­же­ние об­ще­го рав­но­ве­сия оз­на­ча­ет, что ре­сур­сы уже рас­пре­де­ли­лись та­ким об­ра­зом, что ни один из уча­ст­ни­ков Р. не име­ет сти­му­лов к из­ме­не­нию цен и объ­ё­мов вы­пус­ка.

На по­ве­де­ние ры­ноч­ных аген­тов и ре­зуль­та­тив­ность функ­цио­ни­ро­ва­ния кон­крет­ных Р. су­ще­ст­вен­ное влия­ние ока­зы­ва­ют их струк­тур­ные осо­бен­но­сти: уро­вень кон­цен­тра­ции про­дав­цов и от­но­си­тель­ные раз­ме­ры Р.; ха­рак­тер пред­ла­гае­мо­го про­дук­та, сте­пень его од­но­род­но­сти; ус­ло­вия вхо­да на Р. и вы­хо­да с не­го (на­ли­чие или от­сут­ст­вие барь­е­ров); ка­че­ст­во и дос­туп­ность ры­ноч­ной ин­фор­ма­ции и др. В за­ви­си­мо­сти от этих осо­бен­но­стей вы­де­ля­ют­ся разл. ти­пы Р., диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные по уров­ню раз­ви­тия кон­ку­рен­ции. Ба­зо­вой, иде­аль­ной мо­де­лью Р., обес­пе­чиваю­щей эф­фек­тив­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов и ма­те­ри­аль­ных благ, слу­жит Р. со­вер­шен­ной кон­ку­рен­ции. Для не­го ха­рак­тер­ны: 1) на­ли­чие зна­чит. чис­ла про­дав­цов од­но­род­но­го про­дук­та, при этом до­ля кон­крет­но­го про­дав­ца на Р. не­ве­ли­ка, и ка­ж­дый из них в от­дель­но­сти не в со­стоя­нии су­ще­ст­вен­но по­вли­ять на це­ну; 2) от­сут­ст­вие барь­е­ров для вхо­да на Р. и вы­хо­да с не­го; 3) на­ли­чие со­вер­шен­ной ин­фор­ма­ции, обес­пе­чи­ваю­щей пол­ное и дос­то­вер­ное зна­ние об ус­ло­ви­ях рын­ка.

Эф­фек­тив­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние Р. воз­мож­но лишь в том слу­чае, ес­ли от­но­ше­ния ме­ж­ду эко­но­мич. аген­та­ми, воз­ни­каю­щие в про­цес­се ку­п­ли-про­да­жи, ин­сти­ту­цио­на­ли­зи­ру­ют­ся, т. е. за­кре­п­ля­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щи­ми нор­ма­ми и пра­ви­ла­ми, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют рас­пре­де­ле­ние прав соб­ст­вен­но­сти, обес­пе­чи­ва­ют кон­троль за со­блю­де­ни­ем кон­трак­тов, пре­ду­смат­ри­ва­ют стра­хо­ва­ние рис­ков, га­ран­ти­ру­ют пре­дос­тав­ле­ние не­об­хо­ди­мой ин­фор­ма­ции, при­да­вая хо­зяйств. про­цес­сам бо́льшую ус­той­чи­вость и пред­ска­зуе­мость.

В со­от­вет­ст­вии с ин­сти­ту­цио­наль­ным под­хо­дом Р. рас­смат­ри­ва­ет­ся как со­во­куп­ность эко­но­мич. ин­сти­ту­тов, обес­пе­чи­ваю­щих по­сто­ян­ную связь ме­ж­ду про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми эко­но­мич. благ.

Функции в экономике

Р. вы­пол­ня­ет ряд важ­ных со­ци­аль­но-эко­но­мич. функ­ций. 1) Че­рез со­гла­со­ва­ние спро­са и пред­ло­же­ния и фор­ми­ро­ва­ние рав­но­вес­ной це­ны про­ис­хо­дит рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов и ма­те­ри­аль­ных благ ме­ж­ду разл. по­треб­но­стя­ми и сфе­ра­ми дея­тель­но­сти. 2) Осн. па­ра­мет­ры (сиг­на­лы) рын­ка (це­на, ди­на­ми­ка спро­са и пред­ло­же­ния, уро­вень про­цент­ных ста­вок, кур­сы ва­лют и цен­ных бу­маг и т. д.) слу­жат важ­ней­шим ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции о си­туа­ции в эко­но­ми­ке, обес­пе­чи­вая гиб­кость и ди­на­мизм во вза­им­ной адап­та­ции про­из­вод­ст­ва и по­треб­ле­ния. 3) Ме­ха­низм ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции спо­соб­ст­ву­ет по­вы­ше­нию ка­че­ст­ва то­ва­ров и ус­луг, вне­дре­нию ин­но­ва­ций, обес­пе­чи­ва­ет по­тре­би­те­лю воз­мож­ность вы­бо­ра. 4) Вы­яв­ля­ет об­ществ. по­лез­ность то­ва­ров и ус­луг, по­зво­ля­ет оце­нить, в ка­кой ме­ре ин­ди­ви­ду­аль­ные из­держ­ки ка­ж­до­го то­ва­ро­про­из­во­ди­те­ля со­от­вет­ст­ву­ют об­ществ. ус­ло­ви­ям про­из­вод­ст­ва.

Дей­ст­вие ры­ноч­ных сил не все­гда обес­пе­чи­ва­ет эф­фек­тив­ное пред­ло­же­ние не­об­хо­ди­мых об­ще­ст­ву благ, в этих слу­ча­ях го­во­рят о про­ва­лах или изъ­я­нах Р. (от англ. market failures). Про­ва­лы Р. воз­ни­ка­ют вслед­ст­вие внеш­них эф­фек­тов, ог­ра­ни­чен­ной кон­ку­рен­ции и не­пол­но­ты ин­фор­ма­ции. Так, внеш­ние эф­фек­ты воз­ни­ка­ют в тех слу­ча­ях, ко­гда часть из­дер­жек или вы­год, свя­зан­ных с про­из­вод­ст­вом дан­но­го бла­га, не на­хо­дит от­ра­же­ния в це­не это­го бла­га. Та­ко­вы, напр., из­держ­ки от за­гряз­не­ния ок­ру­жаю­щей сре­ды, ко­то­рые не­сёт ме­ст­ное на­се­ле­ние, вы­ну­ж­ден­ное тра­тить боль­ше де­нег на ме­ди­ка­мен­ты, или все на­ло­го­пла­тель­щи­ки, ес­ли строи­тель­ст­во очи­ст­ных со­ору­же­ний фи­нан­си­ру­ет­ся из гос. бюд­же­та.

Са­мо­сто­ят. зна­че­ние в эко­но­мич. тео­рии и хо­зяйств. прак­ти­ке име­ет про­бле­ма Р. сбы­та (для отд. фир­мы, от­рас­ли, стра­ны в це­лом). В совр. мак­ро­эко­но­ми­ке эта про­бле­ма рас­смат­ри­ва­ет­ся с точки зре­ния воз­мож­но­сти реа­ли­за­ции все­го объ­ё­ма про­из­ве­дён­но­го про­дук­та. Центр. ме­сто здесь от­во­дит­ся во­про­су о транс­фор­ма­ции сбе­ре­гае­мой час­ти со­во­куп­но­го до­хо­да в ин­ве­сти­ции. В со­ответ­ст­вии с тео­ри­ей Дж. М. Кейн­са та­кая транс­фор­ма­ция не про­ис­хо­дит ав­то­ма­ти­че­ски, и в си­лу это­го со­во­куп­ное пред­ло­же­ние мо­жет пре­вы­шать со­во­куп­ный спрос, что про­яв­ля­ет­ся в кри­зи­сах сбы­та («пе­ре­про­из­вод­ст­ва»). Для про­ти­во­дей­ст­вия кри­зи­сам, со­глас­но Кейн­су, не­об­хо­ди­ма ак­тив­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ст­ва, на­прав­лен­ная на сти­му­ли­ро­ва­ние спро­са, в т. ч. го­су­дар­ст­вен­но­го. Тем же це­лям мо­жет слу­жить ос­вое­ние но­вых Р. сбы­та. На мик­ро­уров­не эти про­бле­мы ре­ша­ют­ся пу­тём про­ве­де­ния спец. мар­ке­тин­го­вых ис­сле­до­ва­ний отд. Р., пред­по­ла­гаю­щих изу­че­ние по­тре­би­тель­ско­го спро­са, рек­лам­ную раз­ра­бот­ку про­дук­тов, по­иск но­вых то­вар­ных ниш и ка­налов сбы­та, раз­ра­бот­ку схем ор­га­ни­зации про­цес­са про­дви­же­ния про­дук­та к по­тре­би­те­лям.

При­зна­ние или от­ри­ца­ние спо­соб­но­сти Р. к са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­нию яв­ля­ет­ся гл. ме­то­до­ло­гич. пред­по­сыл­кой в разл. по­зи­ци­ях совр. эко­но­ми­стов. Кри­зис нео­кейн­си­ан­ст­ва и кру­ше­ние мо­де­лей пла­но­вой эко­но­ми­ки обусловили сдвиг в мак­ро­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке к де­ре­гу­ли­ро­ва­нию (ли­бе­ра­ли­за­ции) фи­нан­со­вых и фон­до­вых рын­ков. В со­че­та­нии с ин­фор­ма­ци­он­ной ре­во­лю­ци­ей это при­ве­ло к уве­ли­че­нию ми­ро­во­го Р. про­из­вод­ных цен­ных бу­маг (де­ри­ва­ти­вов) и ми­ро­во­му фи­нан­со­во­му кри­зи­су 2008–09. После этого кризиса во многих странах усилено регулирование финансового Р. См. Рав­но­ве­сие в эко­но­ми­ке, Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка.

Библиография

Лит.: До­лан Э. Дж., Лин­дсей Д. Е. Рынок. Мик­ро­эко­но­ми­че­ская мо­дель. СПб., 1992; Мар­шалл А. Прин­ци­пы эко­но­ми­че­ской нау­ки. М., 1993. Т. 2; Ко­уз Р. Фир­ма, ры­нок и пра­во. М., 1993; Swedberg R. Markets as social structures // The Handbook of economic sociology / Ed. by N. Smelser, R. Swed­berg. N. Y., 1994; Ту­ган-Ба­ра­нов­ский М. И. Ос­но­вы по­ли­ти­че­ской эко­но­мии. М., 1998; Ро­бертс Дж. Рын­ки со­вер­шен­ной и не­со­вер­шен­ной кон­ку­рен­ции // Эко­но­ми­че­ская тео­рия / Под ред. Дж. Иту­эл­ла и др. М., 2004; Бро­дель Ф. Ма­те­ри­аль­ная ци­ви­ли­за­ция, эко­но­ми­ка и ка­пи­та­лизм, XV–XVIII вв. 2-е изд. М., 2006–2007. Т. 1–3; Лин­дб­лом Ч. Ры­ноч­ная сис­те­ма: что это та­кое, как она ра­бо­та­ет и что с ней де­лать. М., 2010; Оль­се­вич Ю. Я. Фун­да­мен­таль­ная не­оп­ре­де­лен­ность рын­ка и фи­нан­со­вые тео­рии. СПб., 2013.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024