Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 184
БИЗНЕС (англ.— дело, сделка, торговля), широко распространённый в США термин, обозначающий любой вид деятельности, приносящий прибыль. Для империалистов кровопролитнейшие захватнич. войны также представляют собой Б.
БИЗНЕСМЕН, делец, коммерсант, предприниматель, занимающийся бизнесом.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980
БИЗНЕС (англ. business), предпринимат. деятельность; дело, занятие, являющееся источником наживы.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: изд. Русский язык, 1986
БИЗНЕС [нэ], -а, м. То, что является источником личного обогащения, наживы (деловое предприятие, ловкая афера и т. п.). Делать б. на чем-н. (наживаться).
БИЗНЕСМЕН [нэ], -а, м. В капиталистическом мире: делец, предприниматель.
БИЗНЕС // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Новая версия
БИ́ЗНЕС (англ. business) (предпринимательство), экономич. деятельность в условиях рынка, направленная на получение прибыли. Может осуществляться как в сфере материального произ-ва, так и в отраслях экономики, производящих услуги. Бизнесмен (предприниматель) как самостоят. субъект рынка, в отличие от управляющего (менеджера) как наёмного работника, действует на свой страх и риск.
Понятие «Б». связано не с организационно-правовыми формами управления коммерч. деятельностью, а со структурой собственности. От развития Б., а следовательно, и от взаимоотношения гос. и муниципальных органов с собственниками конкретных направлений коммерч. деятельности во многом зависят темпы экономич. роста в стране. Б. – осн. источник пополнения доходной части бюджетов всех уровней. Социальная роль Б. выражается в обеспечении занятости значит. части населения и решении ряда социальных задач при реализации инвестиционных проектов. Масштабы реализации социальной роли Б. в обществе во многом зависят от содержания диалога Б. с властными структурами и от уровня культуры не только бизнесменов, но и общества в целом, поскольку Б. – это часть общества, в которой отражаются и национальные, и исторические, и культурные ценности той или иной страны.
Различают Б. малый, средний и крупный. Наиболее сложно организовать малый Б. «с нуля» для физич. лиц, не имеющих опыта предпринимательской деятельности и достаточных собств. средств для вложения в новое дело, – привлечение первоначального капитала осуществляется, как правило, среди знакомых или родственников. Важнейшими условиями успешного развития Б. в стране являются системы бизнес-образования (прежде всего экономич., юридич. и управленч.), науки как системы знаний о современных, наиболее эффективных методах ведения Б. и гос. регулирования либо направленного на стимулирование развития Б., либо создающего препятствия для стабильной коммерч. деятельности и выполняющего преим. фискальные функции. Исходный принцип управления Б., как и любым объектом управления, – ориентация на выбор наиболее рационального варианта использования имеющихся ограниченных ресурсов. Науч. обоснование системы управления Б. базируется на использовании методов системного, ситуационного, комплексного, функционального, процессного и поведенческого подходов, позволяющих найти наилучшее управленч. решение среди имеющихся альтернативных вариантов.
В России Б. имеет свои особенности. После отмены крепостного права (1861) наблюдалось бурное развитие предпринимательской деятельности. Однако в результате Окт. революции 1917, национализации фабрик и заводов, а также коллективизации с. х-ва предпринимательство в России замирает. Только в 1990-е гг. в ходе формирования частной собственности Б. возрождается и развивается. Малый Б. в России (в отличие от развитых стран) пока не получил большого распространения.
Лит.: Колесникова Л. А. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной экономике. М., 2001; Румянцева Е. Е. Развитие предпринимательства в Белоруссии и других странах СНГ // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1.
В русском языке слова предпринимательство и бизнес используются как синонимы, но иногда имеют разное значение... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ