Энциклопедический Словарь. 1953—1955
БИЗНЕС (англ.— дело, сделка, торговля), широко распространённый в США термин, обозначающий любой вид деятельности, приносящий прибыль. Для империалистов кровопролитнейшие захватнич. войны также представляют собой Б.
БИЗНЕСМЕН, делец, коммерсант, предприниматель, занимающийся бизнесом.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
БИЗНЕС (англ. business), предпринимат. деятельность; дело, занятие, являющееся источником наживы.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: изд. Русский язык, 1986
БИЗНЕС [нэ], -а, м. То, что является источником личного обогащения, наживы (деловое предприятие, ловкая афера и т. п.). Делать б. на чем-н. (наживаться).
БИЗНЕСМЕН [нэ], -а, м. В капиталистическом мире: делец, предприниматель.
БИЗНЕС // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия
БИ́ЗНЕС (англ. business) (предпринимательство), экономич. деятельность в условиях рынка, направленная на получение прибыли. Может осуществляться как в сфере материального произ-ва, так и в отраслях экономики, производящих услуги. Бизнесмен (предприниматель) как самостоят. субъект рынка, в отличие от управляющего (менеджера) как наёмного работника, действует на свой страх и риск.
Понятие «Б». связано не с организационно-правовыми формами управления коммерч. деятельностью, а со структурой собственности. От развития Б., а следовательно, и от взаимоотношения гос. и муниципальных органов с собственниками конкретных направлений коммерч. деятельности во многом зависят темпы экономич. роста в стране. Б. – осн. источник пополнения доходной части бюджетов всех уровней. Социальная роль Б. выражается в обеспечении занятости значит. части населения и решении ряда социальных задач при реализации инвестиционных проектов. Масштабы реализации социальной роли Б. в обществе во многом зависят от содержания диалога Б. с властными структурами и от уровня культуры не только бизнесменов, но и общества в целом, поскольку Б. – это часть общества, в которой отражаются и национальные, и исторические, и культурные ценности той или иной страны.
Различают Б. малый, средний и крупный. Наиболее сложно организовать малый Б. «с нуля» для физич. лиц, не имеющих опыта предпринимательской деятельности и достаточных собств. средств для вложения в новое дело, – привлечение первоначального капитала осуществляется, как правило, среди знакомых или родственников. Важнейшими условиями успешного развития Б. в стране являются системы бизнес-образования (прежде всего экономич., юридич. и управленч.), науки как системы знаний о современных, наиболее эффективных методах ведения Б. и гос. регулирования либо направленного на стимулирование развития Б., либо создающего препятствия для стабильной коммерч. деятельности и выполняющего преим. фискальные функции. Исходный принцип управления Б., как и любым объектом управления, – ориентация на выбор наиболее рационального варианта использования имеющихся ограниченных ресурсов. Науч. обоснование системы управления Б. базируется на использовании методов системного, ситуационного, комплексного, функционального, процессного и поведенческого подходов, позволяющих найти наилучшее управленч. решение среди имеющихся альтернативных вариантов.
В России Б. имеет свои особенности. После отмены крепостного права (1861) наблюдалось бурное развитие предпринимательской деятельности. Однако в результате Окт. революции 1917, национализации фабрик и заводов, а также коллективизации с. х-ва предпринимательство в России замирает. Только в 1990-е гг. в ходе формирования частной собственности Б. возрождается и развивается. Малый Б. в России (в отличие от развитых стран) пока не получил большого распространения.
Лит.: Колесникова Л. А. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной экономике. М., 2001; Румянцева Е. Е. Развитие предпринимательства в Белоруссии и других странах СНГ // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1.
В русском языке слова предпринимательство и бизнес используются как синонимы, но иногда имеют разное значение... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ