ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907

Калевъ — легендарный великанъ эстонцевъ, отецъ ихъ нацiональнаго героя Kalewipoyeg (см. выше, Калевипоегъ), покоящiйся, по древнимъ сказанiямъ, подъ ревельскимъ Вышгородомъ (Домбергомъ), насыпаннымъ надъ нимъ изъ камней его женою Линдою. Отъ имени К. производятъ старорусское названiе РевеляКолывань.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ка́лев в карело-финской мифологии — родоначальник карельских, финских богатырей — Вяйнемёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сыновьями. От его имени происходит название поэтического эпоса Элиаса Лённрота «Калевала». Калевала (фин. Kalevala) — эпическое имя страны, дословно — «место, где живёт Калев».

Ка́лев в эстонской мифологии — легендарный богатырь-великан, основатель державы-княжества на Вирском берегу, отец эстонского национального героя Калевипоэга (эст. Kalevipoeg — сын Калева), главного персонажа одноимённого эстонского национального эпоса «Калевипоэг». Согласно древним сказаниям Калев похоронен под таллинским холмом То́омпеа (Вышгород), который был образован из огромных каменных валунов, натасканных его женой Линдой, чтобы накрыть могилу умершего мужа. По легенде, из её слёз возникло озеро Юлемисте. Имя Калев широко используется в современной Эстонии.

От имени Калев, возможно, происходит древнее название Таллина — Колывань, известное по сочинению арабского географа Аль-Идриси (1154 год) и древнерусским и русским письменным источникам (с 1223 года по начало XVIII века). Оно могло образоваться от искажённого эстонского эст. Kalevan — «к Калеву относящийся».

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907


Колывань — старинное русское названiе Ревеля. Въ первый разъ К. встрѣчается въ суздальской лѣтописи по академическому списку, подъ годомъ 1223-мъ: «прииде князь Ярославъ (Всеволодовичъ) отъ брата в Новъгородъ съ всею областию и поиде к Колываню, и повоева всю землю Чюдьскую; а полона приведоша бес числа, но города не взяша и злата много взяша». Затѣмъ К. упоминается въ лѣтописяхъ подъ годами 1228, 1268, 1269, 1343, 1391, 1433, 1495, 1572 и проч. Ревель продолжает называться К. еще въ XVII и XVIII стол. Такъ, въ нотѣ Карлу XII, которою Россiией объявлялась война Швецiи, Ревель наз. К. При этомъ Шафировъ, указывая на законность притязанiя русскихъ на Эстонiю, выводитъ имя К. отъ русскихъ словъ кола (ограды) Ивана. Такая этимологiя совершенно фантастична, но она доказываетъ насколько русскiе считали имя К. нацiональнымъ наименованiемъ. Послѣ завоеванiя Эстляндiи Ревель офицiально уже пересталъ называться Колыванью, тѣмъ не менѣе, въ народѣ имя К. сохранялось еще въ теченiе XVIII в. вмѣстѣ съ памятью о переименованiи. Такъ, въ солдатской пѣснѣ (временъ Петра Вел.) о взятiи Ревеля, записанной въ Рязанской губ., поется: «какъ во славномъ то во городѣ въ К., что по нонѣшнему названьицу славный городъ Ревель, тамъ стояли полатушки бѣлы-каменныя» и проч. (см. «Пѣсни», П. Кирѣевского, вып. 8, стр. 216). Варiантъ этой пѣсни, съ именемъ города Колыванова вѣмсто К., былъ записанъ еще въ 1893 г. на Кавказѣ (см. «Сборникъ матерiаловъ для описанiя мѣстн. и племенъ Кавказа», вып. XV, 1893 г., стр. 278).

Что касается происхожденiя имени К., то оно находитъ себѣ объясненiе не въ русскомъ, а въ финскомъ языкѣ, точно такъ-же, какъ имя былиннаго богатыря Колывана (см.). Преданiя о нацiональномъ финскомъ и эстонскомъ богатырѣ Калевѣ, распространенныя во всей области финновъ и эстонцевъ, были прикрѣплены и къ мѣстности, на которой возникъ Ревель. Такъ, одна старинная эстонская пѣсня о смерти Калева говоритъ, что онъ похороненъ подъ горой близъ Ревеля. Есть и сказанiе объ основанiи Ревеля сыномъ Калева, Калевипоегомъ (см.). По всей странѣ эстовъ и ливовъ разсѣяны воспоминанiя о геройскомъ сынѣ Калева (см. Колыванъ). Главные герои финской Калевалы (см.) носятъ эпитетъ сыновъ Калева.               Bc. Миллеръ.

 

Колыванъ — имя богатыря, упоминаемаго русскими былинами. Личность Колывана представлена въ русскомъ эпосѣ лишь въ смутныхъ очертанiяхъ. Въ былинѣ («Сборн. Гильфердинга», № 185), гдѣ выведенъ богатырь К., онъ является въ сообществѣ съ Муромляномъ-богатыремъ и Самсономъ-богатыремъ. Имъ приписывается такая же похвальба перевернуть землю, какъ и Святогору, слѣдовательно, предполагается, что они отличаются такою же непомѣрной силой. За похвальбу они наказаны такъ же, какъ Святогоръ: они всѣ трое не могли поднять сумки переметной — земной тяги — и погрязли въ землю. Въ былинѣ, записанной въ Алтайском округѣ («Пѣсни Кирѣевскаго", I, стр. 7—10), К. съ отчествомъ Ивановичъ представленъ стоящимъ на заставѣ богатырской вмѣстѣ съ Ильей Муромцемъ, Самсономъ Васильевичемъ, Добрыней Никитичемъ и Алешей Поповичемъ, но никакихъ подвиговъ не совершаетъ. Отчество Колывановичъ носитъ въ былинахъ иногда богатырь Самсонъ (Тихонравовъ и Миллеръ, «Былины старой и новой записи», № 49; Кирѣевскiй, IV, стр. 44). Упоминается однажды и Иванъ Колывановичъ (Кирѣевскiй, I, стр. 58). Наконецъ, встрѣчается и сложное названiе богатыря Самсонъ-Колуванъ (Тихонравовъ и Миллеръ — «Былины старой и новой записи», № 8).

Имя Колыванъ вошло въ наши сѣверныя былины изъ финскихъ сказанiй, въ которыхъ является общераспространеннымъ именемъ главныхъ богатырей. Такъ герои Калевалы (см.), Вэйнэмейненъ, Лемминкэйненъ, Куллерво и др., обыкновенно въ рунахъ называются сынами Калева, Калевичами (Kalevan poika). Главный герой эстонскихъ народныхъ сказанiй также постоянно называется сыномъ Калева (Kalevipoeg). Имя мифическаго родоначальника финскихъ богатырей Калева толкуется какъ скалистый, при чемъ предполагаютъ, что онъ олицетворяетъ скалистую природу Финляндiи. Сказанiя о сынахъ Калева разсеяны по Финляндiи, Эстляндiи и общеизвѣстны въ русской Карелiи (въ Олонецкой и Архангельской губ.), гдѣ были собраны въ наибольшемъ количествѣ руны Калевалы. Немудрено, что слыша финскiя сказанiя о богатырѣ Kalevan poika, русское населенiе запомнило его имя и усвоило его былевому эпосу, сдѣлавъ из родительнаго падежа Kalevan имя К. и отчество Колывановичъ. Однако, содержанiе финскихъ сказанiй о Kalevan poika не отразилось на былинахъ: запоминалась только одна черта финскаго богатыря, что онъ былъ великанъ и отличался непомѣрной силой. Такъ, напр., около Юрьева показываютъ громадный камень, брошенный сыномъ Калева при состязанiи съ братьями. Мѣстное преданiе въ области Пскова разсказываетъ, что когда враги угрожали странѣ, сынъ Калева вознамѣрился построиться въ другой мѣстности и отправился въ Псковъ за досками. Нагруженный двѣнадцатью дюжинами громадныхъ досокъ, онъ пошелъ вбродъ Чудскимъ озеромъ, и вода доходила ему только до чреслъ.

Ср. Fr. Kruse, «Urgeschichte des Esthnischen Volksstammes» (p. 175); Wiedemann, «Aus dem inneren und äusseren Leben der Esten» (1876, p. 421). О финскомъ происхожденiи имени К. см. ст.: Schiefner'a, «Versuch einer Erklärung des Zusammenhangs finnischer Sagen mit russischen» въ «Erman's Archiv für wissenschaftliche Kunde von Russland» (XXII, 1863); Bc. Миллеръ, «Отголоски финскаго эпоса въ русскомъ» («"Журн. Мин. Нар. Просв.», ч. CCVI, отд. 2, стр. 123 и слѣд.); Comparetti, «Der Kalewala oder die traditionelle Poesie der Finnen» (Галле, 1892, стр. 190).

Вс. Миллеръ.

 

 

Примечания


ПРЕДАНИЕ, народное сказание о каком-либо происшествии. Преданиями насыщены древние исторические летописи, хронографы, далей и др. В дореволюционном народно-поэтическом творчестве в преданиях ярко выражалось стремление народа к освобождению (предание о Степане Разине, о Емельяне Пугачёве и многие другие).

ЭПИТЕТ, в стилистике простейшая форма тропа, образное определение, придающее речи особую выразительность. Эпитет может быть не только прилагательным, но и существительным (например, «проказница зима»), наречием или деепричастием («волны несутся, гремя и сверкая») и др. В народно-поэтическом творчестве утвердились некоторые постоянные эпитеты, например; «красная девица», «лебедь белая» и др.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

 


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024