ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


РазинРАЗИН, Степан Тимофеевич (ум. 1671), выдающийся руководитель крестьянской войны 1667—71 против феодально-крепостного гнёта, донской казак. Совершив (в 1667—69) во главе отряда казаков поход на зап. и юж. побережье Каспийского моря, Р. вернулся на Дон и весной 1670 возглавил восстание, к к-рому примкнули крепостные крестьяне и угнетённые народности Поволжья (мордва, чуваши, мари). Восставшие заняли города Царицын, Астрахань, Саратов и подошли к Симбирску. Разбитый царскими войсками, Р. отступил на Дон, но в Кагальнике был предательски захвачен богатыми «домовитыми» казаками и выдан царским властям. Казнён в Москве 6 июня 1671.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


РАЗИН Степ. Тим. (ок. 1630—71), предводитель Крест. войны 1670—71, донской казак. В 1662—63 донской атаман, воевал с крымскими татарами и турками. В 1667 с отрядами казацкой голытьбы совершил походы на Волгу и Яик, в 1668—69 по Каспийскому м. в Персию. Весной 1670 возглавил крест. войну, в ходе к-рой проявил себя опытным организатором и военачальником. Выдан казацким старшиной царскому пр-ву. Казнён в Москве.

 

 

РАЗИН // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


РА́ЗИН (Ра­зя) Сте­пан Ти­мо­фее­вич [? – 6(16).6.1671, Мо­ск­ва], дон­ской ка­зак, пред­во­ди­тель Ра­зи­на вос­ста­ния 1670–71 в Рус. го­су­дар­ст­ве. Сын кре­сть­я­ни­на, бе­жав­ше­го на р. Дон и став­ше­го за­жи­точ­ным ка­за­ком; мать Р., ско­рее все­го, плен­ная крым­ская та­тар­ка. Впер­вые упо­мя­нут в ис­точ­ни­ках в 1652. Два­ж­ды полу­чал раз­ре­ше­ние на па­лом­ни­че­ст­во в Со­ло­вец­кий мон. (1652, 1661). Чл. ста­ни­цы (по­соль­ст­ва) Дон­ско­го вой­ска, по­се­тив­шей Мо­ск­ву в 1658–59 для по­лу­че­ния цар­ско­го жа­ло­ва­нья. В 1661 совм. с ка­за­ком Ф. Бу­да­ном на­прав­лен Дон­ским вой­ском вес­ти пе­ре­го­во­ры с калм. тай­ша­ми (ста­рей­ши­на­ми), при­няв­ши­ми рус. под­дан­ст­во, о со­вме­ст­ных дей­ст­ви­ях про­тив Крым­ско­го хан­ст­ва и но­га­ев. Во гла­ве от­ря­да дон­ских ка­за­ков уча­ст­во­вал вме­сте с за­по­рож­ски­ми ка­за­ка­ми и кал­мы­ка­ми в по­хо­де 1662–63 про­тив крым­ских та­тар; объе­ди­нён­ные си­лы вы­иг­ра­ли сра­же­ние близ уро­чи­ща Мо­лоч­ные Во­ды (не­по­да­лё­ку от совр. г. Ме­ли­то­поль). При­ня­то счи­тать, что идея вы­сту­п­ле­ния про­тив рус. вла­стей и зем­ле­владель­цев ро­ди­лась у Р. вслед­ст­вие се­мей­ной тра­ге­дии: в 1665, во вре­мя рус.-польск. вой­ны 1654–67, за де­зер­тир­ст­во из дей­ст­вую­щей рус. ар­мии был каз­нён его стар­ший брат Иван (при­каз от­дал кн. Ю. А. Дол­го­ру­ков). По­сле окон­ча­ния вой­ны Р. ор­га­ни­зо­вал по­хо­ды ка­за­ков (св. 1 тыс. чел.) за до­бы­чей на Вол­гу, Яик (ны­не р. Урал) (1667) и Кас­пий­ское м. (1668–69). Вес­ной 1670 воз­гла­вил но­вый по­ход на Вол­гу, пре­вра­тив­ший­ся в мощ­ное вос­ста­ние. Во вре­мя оса­ды Сим­бир­ско­го крем­ля 1(11).10.1670 по­лу­чил 2 ра­не­ния, а че­рез 3 дня по­сле од­но­го из не­удач­ных штур­мов кре­по­сти с груп­пой со­рат­ни­ков был вы­ну­ж­ден вер­нуть­ся на Дон. Оп­ра­вив­шись от ра­не­ния, Р. стал со­би­рать си­лы для но­во­го по­хо­да. Од­на­ко 14(24).4.1671 до­мо­ви­тые (бо­га­тые) ка­за­ки во гла­ве с ата­ма­ном Дон­ско­го вой­ска К. Яков­ле­вым взя­ли Р. в плен в Ка­галь­ниц­ком го­род­ке на р. Дон (ны­не не су­ще­ст­ву­ет). В Мо­ск­ву Р. (вме­сте с бра­том Фро­лом, так­же пле­нён­ным на До­ну) был дос­тав­лен под кон­во­ем 2(12) ию­ня то­го же го­да. Каз­нён че­рез чет­вер­то­ва­ние на Бо­лот­ной пло­ща­ди.

С. Т. Разина везут на казнь. В цепях идёт его брат Ф. Т. Разин. В верхнем углу – портрет С. Т. Разина. Английская гравюра. 1672.
 

Об­раз Р. как сим­вол воль­но­лю­би­во­го че­ло­ве­ка от­ра­зил­ся в рус. лит-ре, му­зы­ке, фольк­ло­ре: «Пес­ни о Стень­ке Ра­зине» А. С. Пуш­ки­на (1824–26), по­эмы «Стень­ка Ра­зин» В. А. Ги­ля­ров­ско­го (1882–88) и «Ра­зин» В. В. Хлеб­ни­ко­ва (1920), стих. «Из-за ост­ро­ва на стре­жень…» Д. Н. Са­дов­ни­ко­ва (1883), во­каль­но-сим­фо­нич. по­эма «Казнь Сте­па­на Ра­зи­на» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1964), ро­ма­ны «Сте­пан Ра­зин» С. П. Зло­би­на (1951) и «Я при­шёл дать вам во­лю» В. М. Шук­ши­на (1971) и др. Имя Р. но­сит ряд на­се­лён­ных пунк­тов и ули­цы во мно­гих го­ро­дах Рос­сии, а так­же утёс на Вол­ге. Па­мят­ник Р. ус­та­нов­лен в пос. Сред­няя Ах­ту­ба Вол­го­град­ской обл. (2009; скульп­тор С. А. Щер­ба­ков).

Лит.: Лу­нин Б. В. С. Ра­зин. Рос­тов н/Д., 1960; Бу­га­нов В. И. «Ро­зы­ск­ное де­ло» С. Ра­зи­на // Оте­че­ст­вен­ная ис­то­рия. 1994. № 1; Са­ха­ров А. Н. С. Ра­зин. 3-е изд. М., 2010.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Степа́н Тимофе́евич Ра́зин, известный также как Сте́нька Ра́зин (1630 год, Зимовейская-на-Дону, Русское царство — 6 [16] июня 1671, Москва, Русское царство) — донской казак, предводитель восстания 1670—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. Отец — казак Тимофей Разя... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Материал по теме


Восстание Разина

Восстание Разина 1670—1671 гг.

 

 

Проф. С. Ѳ. Платоновъ. Сокращенный курсъ Русской исторiи для средней школы. Изданiе второе, съ 8 картами. Складъ изданiя у Я. Башмакова и Ко. Петроградъ. 1915


§ 84. Движенiе Разина. Рядъ потрясенiй и волненiй, пережитыхъ народомъ въ теченiе пятнадцати лѣтъ, имѣлъ своими послѣдствiемъ усиленное бѣгство на Донъ. Закладчики, не желавшiе идти въ тягло; крестьяне, скрывавшiеся отъ прикрѣпленiия; «гилевщики», то-есть участники «гилей», бунтовъ,— все это уходило изъ государства, гдѣ стало трудно и голодно жить, въ казачьи городки на Дону, съ надеждою стать тамъ свободными казаками. Но старые донскiе казаки, жившiе на Дону осѣдло, «домовито», не принимали всѣхъ бѣглецовъ въ свой «кругъ» и не считали ихъ равными себѣ казаками. Полноправные казаки участвовали всѣмъ «кругомъ» въ выборы своей «старшины», въ рѣшенiи войсковыхъ дѣлъ и въ дѣлежѣ «государева жалованья» — тѣхъ «запасовъ» зерна, суконъ, пороха и свинца, которые присылались на Донъ изъ Москвы (§ 75). Новоприбылые люди не допускались въ «кругъ», жалованья не получали и носили на Дону, въ отличiе отъ домовитыхъ казаковъ, прозвище «голытьбы», «голутвенныхъ» казаковъ, то-есть голи. Положенiе такой голи было тяжело. Пахать землю казаки на Дону запрещали, боясь, что земледѣлiе превратитъ казаковъ въ крестьянь и поведетъ къ закрѣпощенiю ихъ Москвою. Поэтому хлѣба на Дону было мало; его надо было покупать на деньги, которыхъ у голытьбы не было. Лучшiя места для промысловъ (охотничьихъ и рыболовныхъ) были заняты домовитыми казаками, и потому голытьбѣ приходилось работать батраками на казачьихъ промыслахъ... Читать в книге

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024