ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907
Эстонская мифология — Википедия

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907


эстонская мифологияТара — верховный богъ у языческихъ эстовъ...

Эстонская миѲологiя.— Несмотря на близкое родство Э. миѲологiи съ миѲологiей финской (см. XXXVI, стр. 18), древнiя эстонскiя вѣрованiя возможно возстановить благодаря эпическимъ произведенiямъ, въ которыхъ главное мѣсто занимаетъ поэма Kalewi poeg (см. Калевипоегъ, XIV, 11). Верховнымъ божествомъ древнихъ эстовъ является Jumala. Укко (дѣдушка) у эстовъ во всѣхъ отношенiяхъ отожествляется съ Taara (Toro, Tarapüt и т. под.), богомъ грома (не имѣющимъ ничего общаго съ нѣмецкимъ Торомъ), отчасти богомъ войны, управителемъ солнца; поклоненiе ему совершалось въ лѣсу, подъ звуки волынки (Torapil) — инструмента, ему посвященнаго. Высшiй богъ не исключительно одинъ управляетъ мiромъ, но совмѣстно со своимъ потомствомъ. Въ Kalewi pœg встрѣчаются слѣды почитанiя небесныхъ свѣтилъ. Видеманъ утверждаетъ, что еще теперь существуетъ взглядъ, по которому солнце и луна — живыя существа, борющiяся съ чудовищами и пр. («Aus dem inner, u. auss. Leben der Ehsten»). Къ числу земныхъ боговъ относится Rugutaja, богъ вѣтра, Tulu ema — мать вѣтра. Донынѣ живетъ въ народ вѣера въ злого лѣсного духа Metsa isa, Metsik’a, имѣющаго власть надъ скотомъ, въ честь котораго весною совершаются празднества съ пѣснями и циническими плясками. Царство водяныхъ божествъ у эстовъ достигло меньшаго развитiя, чѣмъ у финновъ. Море — источникъ всѣхъ благъ и богатствъ; Ahti, богъ моря, — богаче всѣхъ существъ; онъ требуетъ себѣ въ дань людей и даетъ за это богатый уловъ. Проф. В. Ф. Миллеръ видитъ въ богѣ Ahti и Ванемуйнѣ прототипы нашихъ былинныхъ Садко и морского царя («Очерки рус. нар. словесности», М., 1897). Эстонскiй мiръ духовъ завершаетъ цѣлый рядъ второстепенныхъ существъ: 1) русалки (Näkk), мужского и женскаго пола, увлекающiя купающихся въ водоворотъ и обладающiя способностью превращаться въ различныхъ животныхъ; 2) подземные духи (maa allused), властители металловъ, сковавшiе корону змѣиному царю; 3) домовые; 4) блуждающiя души, не попадающiя ни въ адъ, ни в рай, и т. п. Воззрѣнiя на загробную жизнь у эстовъ развиты сильнѣе, чѣмъ у финновъ. По древнему вѣрованiю, души умершихъ покоятся на мѣстѣ ихъ погребенiя. Загробный мiръ состоитъ изъ двухъ царствъ: небеснаго и земного. Небесное жилище находится въ лонѣ «дѣдушки», куда попалъ герой Kalewi pœg, созерцая богов въ вѣчной радости и счастьѣ. Царство смерти, Manala или Tuonela — мѣсто, окруженное со всѣхъ сторон ужасной рѣкой, совершенно схожее съ землею, съ лѣсами, полями и горами, но лишь въ страшномъ видѣ, заселенное хищными, дикими звѣрями. Владыка загробнаго мира — ни добрый, ни злой Tuoni. Э. эпосъ подробно описываетъ похожденiя Kalewi poeg’a по царству мрака. Э. миѲологiя не знала борьбы между добромъ и зломъ. Крейцвальдъ записалъ космогоническую сагу, въ которой «дѣдушка», творецъ мiра и героевъ Ванемуйне, Ильмаринена и Леммекюне, говоритъ, что онъ не можетъ уничтожить зло, которое есть мѣра добра («Ueber die relig. Vorstellungen des alten Volkes in Liv. u. Ehstland»). Съ другой стороны, властитель загробнаго мiра совершенно не касается злыхъ существъ. Вслѣдствiе этого древнiй эстъ не чувствовалъ своей зависимости отъ высшихъ силъ. См. вышеупом. сочиненiе Крейцвальда; Трусманъ, «Введенiе христ. въ Лифляндiи» (СПб., 1884, глава III: «Религiя древнихъ эстовъ»); Holzmayer, «Erinnerungen aus dem heidnischen Göttercultus» в «Verhandlungen d. gelehrten Estn. Gesell.» (т. VII, 1873); Благовѣщенскiй, «Островъ Эзель и его обитатели» въ «Сборн. Археолог. Инст.», 1881 г.).

М. Ел.

 

Тара — верховный богъ у языческихъ эстовъ, старый отецъ (wana isa, Taara), также Пельгъ (Pelg). Ему можно было поклоняться три раза въ году; въ другое время другiе боги и легiонъ ангеловъ были заступниками передъ нимъ для людей. Жертвы приносилъ ему владыка дома, у липоваго алтаря, надъ камнемъ синяго цвѣта. Къ нему подходили съ оголенными колѣнами. Если въ домѣ рѣзали животное, то прежде всего часть его преподносилась Т.— Таропочитанiе держалось до введенiя христинства, да и впослѣдствiи исполнители стараго культа сохраняли громадное влиянiе въ практической жизни. Въ магическо-миѲическихъ пѣсняхъ, собранныхъ Нейсомъ и Крейцвальдомъ («Mythische u. Magische Lieder der Esthen», СПб., 1854), мы встрѣчаемъ рядъ общераспространенныхъ народно-поэтическихъ мотивовъ о Т. Ему посвященъ чудесный всемiрный дубъ и вообще дубовыя рощи. Дубъ мiра выросъ отъ желудя, посѣяннаго сыномъ Т. Его дочь (Taara tütar) — птица Сiуро синекрылая, ласточка, напоминающая вѣщаго ворона бога Одина у германцевъ. Дубовыя рощи Таара и обѣтованная земля золота (Kullamaa) встрѣчаются въ пѣсняхъ въ связи съ городомъ Линданиссою (см. статью Э. Вольтера, «Что такое Линданисса», 1901). У чувашѣй встречается богъ Тора, у остяковъ — Турмъ или Торомъ, у лапонцевъ — Тiермесъ или Дермесъ (см.). Всѣ эти слова изъ финскихъ языковъ необъяснимы; они, вѣроятно, заимствованы из скандинавской миѲологiи (Торъ) взамѣнъ нацiональныхъ названiй бога небесъ Юмалъ, Юбмелъ или Укко. Ср. Тарапита. См. Ald. Castrén, «Vorlesungen über finn. Mythologie» (50, 241).

Э. Вольтеръ.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эстонская мифология — комплекс мифов, легенд и верований эстонского народа.

Древние эстонские верования могут быть восстановлены на основе фольклорного материала, собранного главным образом в XIX веке, а также старинных летописей и хроник. Эстонская мифология находится в близком родстве с мифологией финской, соединяя элементы уральского и финноугорского наследия с влияниями балтийской и германской мифологии.

Основой мировоззрения древних эстов была гармония человека с природой. Люди верили, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Согласно самым древним мифам, следы которых сохранились только в народных песнях, предки эстов верили, что мир возник из яйца. Млечный путь считался стволом мирового дерева (эст. Ilmapuu) или дорогой (Linnutee), по которой перелётные птицы несли души покойных в иной мир.

В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов более важным стали небесные божества. Верховным божеством древних эстов был Ukko (Uku) или Vanaisa — Дед. Возможно, что существовал бог грома (Kõu, Pikker). Генрих Латвийский в Хронике Ливоний пишет о военном боге эзельцев (жители острова Сааремаа) с именем Tarapita. Это имя историки интерпретировали по-разному. Чаще всего считалось, что Тарапита — искажение от слов Taara avita! («Таара, помоги!»). Отсюда сделали вывод, что богом эзельцев был Taara (ср. скандинавский Тор). В западной Эстонии, по имеющимся сведениям, по четвергам праздновали вечера Тоора. Связи Taara, Tooru и Тора пока остаются неопределёнными. В мифах и народных песнях встречаются также персонификации небесных светил — Солнца, Луны, звёзд.

К числу земных богов относились Rõugutaja (покровитель беременных женщин и рожениц), Tuule-ema (матушка-ветер), Metsaisa (лесной дух), Metsik (божество плодородия, покровитель полей и скота) и другие.

Иллюстрация к «Калевипоэгу» Оскара Каллиса

Эстонский мир духов завершает целый ряд второстепенных существ: русалки (näkk), увлекающие купающихся в водоворот; подземные духи (maa-alused), сковавшие корону змеиному царю; домовые; блуждающие души и т. п. В эстонской мифологии существовали также великаны — Калевипоэг, Суур Тылл и др.

Воззрения на загробную жизнь у эстов развиты сильнее, чем у финнов. Царство смерти, Manala или Toonela — место, схожее с землёй, с лесами, полями и горами. Владыка загробного мира — ни добрый, ни злой Tooni. Поздней осенью поминали всех умерших: верили, что души умерших посещают свои бывшие дома. Духам накрывали отдельные столы и топили баню, соблюдали тишину и покой.

Эстонский поэт Кристьян Яак Петерсон в 1821 году опубликовал в переводе на немецкий язык работу по финской мифологии финского фольклориста Кристфрида Ганандера. На основе примеров из народного наследия финнов Фридрих Роберт Фельманн в 1844 году опубликовал сборник квазифольклорных эстонских мифологических сказаний на немецком языке. В результате возникла так называемая «эстонская псевдомифология» с пантеоном богов (Vanemuine, Ilmarine), которая через школьные учебники и газеты быстро укоренилась в народном сознании и многими последующими исследователями считалась аутентичной.

 

 

Приложения


ДУХ, в религиозном мировоззрении и идеалистич. философии — начало, источник и движущая сила предметов и явлений природы, внешнего мира. Диалектич. материализм отвергает антинаучные религиозно-идеалистич. представления о Д. и утверждает, на основании данных обществ.-историч. практики и достижений естествознания, что сознание, мышление, Д. являются вторичными по отношению к материи. «Материя не есть продукт духа, а дух сам есть лишь высший продукт материи» (Ф. Энгельс).

ЛЕГЕНДА, поэтический рассказ, главным образом религиозно-дидактического содержания, описание жития «святого», а также повествование об историч. событии, сохранившемся лишь в предании.

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ, слабосветящаяся полоса неправильной формы, опоясывающая звёздное небо; средняя линия М. П. близка к большому кругу, сев. полюс к-рого находится в созвездии Волос Вероники. Свет М. П. слагается из света множества звёзд, составляющих Галактику, к-рые из-за своей удалённости не различаются раздельно при наблюдениях невооруж. глазом. Даже с помощью мощных телескопов удаётся различать лишь небольшую часть звёзд М. П., число к-рых по статистич. подсчётам составляет более 100 млрд.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024