ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Я

Содержание:
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. Электронная версия. 2017
Материал из Википедии

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Издание пятое. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 577—578


Я„Я" (в философии) — духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным „я" обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки и способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории философии, толкуя „я" в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического, деятельного основания человеческого „я". Часто эта проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения философских систем. По Декарту, „я" обнаруживает себя как то, что принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории. Нем. классическая философия отказалась от психологически-индивидуалистического толкования „я", свойственного англ. эмпиризму. Но она отделила „я" от живого общественного человека и превратила в „трансцендентальный субъект". Не понимая изначально предметного характера деятельности, Фихте считал такое „я" субстанцией, абсолютным творческим началом, к-рое полагает не только самого себя, но и все сущее как свое „не-я". Развивавший диалектику объективный идеализм истолковал общественную сущность человеческого „я" как стоящую над конкретными людьми отчужденную силу — мировой разум (Гегель) и т. п. Иррационализм воспроизвел ощущение личности в буржуазном об-ве, сталкивающейся с отрицанием в ней „я". Но иррациональная т. зр. на индивида лишь увековечивает ситуацию отчуждения. Фрейдизм выразил расщепленность личности в условиях капитализма, биологизацию побуждений как погруженность „я" в „оно" (царство слепых влечений), а искаженное восприятие индивидом своей собственной общественной сущности — как результат контроля враждебного ему „сверху". В классово антагонистических формациях расщепление и отчуждение деятельности действительно ведет к обезличению индивида, к утрате им своего „я". Поэтому в основе преодоления ложных концепций „я" лежит реальная борьба за утверждение человеком себя в качестве творца общественных отношений и норм жизни об-ва. Самое полное и свободное проявление в каждом человеке как активно действующем субъекте его человеческого „я" становится возможным при коммунизме, в условиях всестороннего развития личности.


Я-КОНЦЕПЦИЯ — относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с др. людьми и относится к себе. Я-к.— целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе, Я-к.— предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы); динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др. Становление Я-к. будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе к-рого субъект „смотрится, как в зеркало, в другого человека" (Маркс К., Энгельс Ф., т. 23, с. 62) и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-к., и прежде всего самосознания,— одно из важных условий воспитания сознательного члена общества на основе коммунистического мировоззрения.
 

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 617. Электронная версия

Я (лат. ego), грамматич. самоназвание субъекта; в философии и психологии выступает в качестве субстантивированного местоимения, фиксирующего идентичность сознающего себя субъекта, синоним таких понятий, как самость и личность.

Я в философии

Понятие Я появляется у Р. Декарта в качестве мыслящего субъекта как самодостоверного начала философии: «[Я] мыслю, следовательно существую» (cogito ergo sum). Это понимание Я как «мыслящей субстанции» утверждается в рационалистич. традиции новоевропейской философии. Для Г. В. Лейбница специфич. отличием разумных душ от всех др. сущих является способность к саморефлексии, непосредств. постижению того, что называется Я, душой, духом. В противоположность этому Д. Юм с позиций эмпиризма видел в Я не субстанцию, но лишь «пучок восприятий», объединённых ассоциативными связями.

В «критической философии» И. Канта проводится различие между эмпирическим и трансцендентальным Я. Эмпирич. Я в качестве предмета внутр. чувства содержит множество определений, делающих возможным внутр. опыт, и так же относится к числу явлений, как и предметы внешнего чувства. Трансцендентальное Я – это априорно устанавливаемое единство сознания (апперцепции), обеспечивающее единство структурированного опыта («Я мыслю» должно сопровождать все мои представления). Это чисто рефлексивное Я, о котором ничего сказать нельзя.

Учение И. Канта о трансцендентальном Я как субъекте мышления получило дальнейшее развитие в нем. идеализме. Самополагание абсолютного (не индивидуального) Я в акте самосознания лежит в основе всей философии И. Г. Фихте. Для Г. В. Ф. Гегеля сущность и абсолютный предмет самосознания как простого для-себя-бытия есть Я. А. Шопенгауэр определяет Я как тождество в субъекте двух гетерогенных начал – метафизического (воли) и физического (интеллекта как функции мозга). С критикой этого умозрительного понятия Я выступил С. Кьеркегор, противопоставивший абстрактному и бессодержательному абсолютному Я Фихте конкретное эмпирич. Я повседневного опыта. В феноменологии Э. Гуссерля тезису о «случайности» мира (всего телесного и вещного) противостоит тезис о «необходимом» чистом Я, совершающем интенциональные акты сознания.

Проблема «другого Я» (лат. alter ego), рассматривавшаяся в трансцендентальной философии как взаимное признание, исходящее из свободного самоопределения личности, получила в 20 в. дальнейшее развитие в разл. версиях феноменологич. и экзистенциальной философии (М. Шелер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Э. Левинас, М. Мерло-Понти, Ж. П. Сартр и др.). Взаимоотношение Я и Ты (их единство – высший принцип философии у Л. Фейербаха) – одна из центр. тем диалогич. (см. Диалог) философии (Ф. Эбнер; М. Бубер, «Я и Ты», 1923), а также диалектической теологии. Исходным в истолковании этой темы является взаимоотношение человека и Бога, и в силу его асимметрич. характера приоритетным в нём выступает Ты (как и во многих межчеловеческих отношениях, напр. в педагогике).

Я в психологии,

субъективное представление и переживание собственной личности. У. Джеймсом были выделены два аспекта Я, открывающиеся в интроспекции (самонаблюдении): наблюдающее, или познающее, Я, отчётливо переживаемое, но про которое ничего нельзя сказать, и наблюдаемое, или познаваемое, Я – то, что субъект может сообщить о себе (впоследствии было названо «образ Я», или «Я-концепция»). З. Фрейд в своей трёхчленной концепции психики понимал Я (нем. Ich, лат. Ego) как сознательную инстанцию, контролирующую действия субъекта на основе принципа реальности, противопоставляя её импульсивному иррациональному Оно (нем. Es, лат. Id), представляющему сферу бессознат. влечений, управляемых принципом удовольствия, и сформировавшемуся под давлением общества Сверх-Я (нем.Über-Ich, лат. Superego), стремящемуся подчинить действия субъекта социальным и культурным ограничениям. Понимание Я у Фрейда получило развитие в эго-психологии (А. Фрейд, Х. Кохут, Х. Хартман и др.). Выдвинутое К. Г. Юнгом понятие самости (нем. Selbst) рассматривалось им в качестве главного из архетипов коллективного бессознательного, задающего конечную перспективу развития личности – обретение ею целостности в процессе индивидуации. Дж. Г. Мид в концепции целостного Я (Self), формирующегося через усвоение отношения др. людей, выделил такие его аспекты, как «моё» (Me), выражающее воспринятые субъектом социокультурные нормы и установки конкретного сообщества, и Я (I) – непосредств. ощущение своей самобытности и нетождественности с этими установками.

С сер. 20 в. разл. аспекты Я становятся предметом систематич. изучения в социальной психологии и психологии личности. Г. Олпорт выделил следующие фазы развития этих аспектов: 1. Телесная самость, ощущение границ своего тела, отделяющих его от др. объектов. 2. Чувство самоидентичности, использование местоимения «я». 3. Чувство самоуважения вследствие успешного решения задач. 4. Ощущение принадлежности себе части мира, понятие «моё». 5. Образ себя, понимание видения себя другими, переживание внешних оценок. 6. Реалистич. мышление. 7. Выбор жизненных целей, поиск смысла. 8. Самосознание, синтезирующее все остальные аспекты.

К. Хорни, опираясь на введённое З. Фрейдом различение реального и идеального Я, показала, что здоровое развитие личности опирается на осуществление реального Я, а подмена его стремлением реализовать идеальное Я ведёт к разным вариантам невротич. развития. К. Роджерс выявил, что здоровое развитие и сближение между реальным и идеальным Я вытекает из опоры на собств. опыт и открытость ему, в противовес опоре на внешние оценки, и разработал подходы к укреплению позитивной самооценки.

Э. Эриксон в своей периодизации личностного развития выделил поиск идентичности (ответ на вопрос «кто я?») в качестве важнейшей задачи в подростковом возрасте. Проблема идентичности (в т. ч. Я-концепции и самооценки) стала центр. проблемой психологии личности с кон. 1960-х гг. Регулярно проводятся конференции, издаются спец. журналы. С 2002 оформилось Об-во исследований диалогического Я (проблемы внутр. диалога, поставленные в работах Л. С. Выготского, М. М. Бахтина и Дж. Г. Мида в 1920–30-х гг. и в концепции Х. Херманса). В русле транзактного анализа был описан ряд разл. «эго-состояний», позволивший выделить качественно различающиеся аспекты Я. С кон. 1980-х гг. получила развитие концепция «возможных Я» Х. Маркус, в которой ставится акцент на изучение потенциальных вариантов изменения себя в перспективе будущего.

В экзистенциальной психологии с 1960-х гг. особое внимание уделяется «внутреннему центру» активности (Р. Мэй, Дж. Бюджентал), лежащему в основе способности человека к «самодистанцированию» (В. Франкл), активного отношения к самому себе. Самодистанцирование и внутр. диалог связаны с процессами рефлексии и выступают важным механизмом развития личности. Особой проблемой стало изучение самоотношения личности, выросшее из исследований самооценки.

Лит.: Лапшин И. И. Проблема «чужого я» в новейшей философии. СПб., 1910; Theunissen M. Der Andere. Studien zur Sozialontologie der Gegenwart. 2. Aufl. B.; N. Y., 1977; Waldenfels B. Grundmotive einer Phänomenologie des Fremden. Fr./M., 2006.

Лит.: Меаd G. H. Mind, self and society... Chi., 1934; Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978; он же. В поисках себя. М., 1984; Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983; Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986; Пантилeев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991; Олпорт Г. Становление личности. М., 2002; Handbook of self and identity. N. Y., 2003; Петровский В. А. «Я» в персонологической перспективе. М., 2013. См. также лит. при статьях Идентичность, Личность.

 

 

Я (философия)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Я — центральное понятие многих философских систем, в которых субъект является первичным активным и систематизирующим фактором, носителем духовных способностей.

По Р. Декарту «Я мыслю» является исходным принципом философии, которое сопровождает каждый сознательный акт, у Декарта, которого считают основателем рационализма, «сфера Сознания» и «Я» сливается.

Немецкая классическая философия отождествляет «сферу Я» со «сферой Сознания», осознанных действий, что характерно для рационализма.

Г. В. Лейбниц считал, что мы осознаём лишь немногое из того, что переживает душа. И. Кант различал эмпирично-индивидуальное и «чистое Я», которое выступает как «трансцендентальное целое апперцепции» и как «носитель категорического императива». По Й. Г. Фихте, «Я» — абсолютное творческое начало, которое является фундаментом всего сущего и самого себя как «не Я».

Г. В. Ф. Гегель, исходя из принципа исторического развития, рассматривал «Я» в зависимости от степени развития морального самосознания, духовной зрелости эпохи. В ходе истории ширится сфера человеческой ответственности, круг осознанных действий, которые находятся под контролем «Я».

У экзистенциалистов, которые исходят из интенциональной структуры сознания, «Я» выступает как активный творческий полюс сознания, противоположный осмысленному предмету. По их мнению «Я» невозможно осмыслить в своей активности, оно как лезвие сознания, которое рационализирует его поток, оставаясь при этом иррациональным. Отсюда исходит утверждение о неосознании личности, о невозможности человеком познать своё «Я».

Литература

на русском языке
  • Ерохов А.Е. Я как Единое. СПб.: Реноме, 2017
  • Кон И. С. Открытие «Я». М., 1979.
  • Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого «Я». М., 1964.
  • Новая философская энциклопедия в четырёх томах. М.: «Мысль», 2010. Т. 4. С. 497—502.
  • Шеллинг Ф. О Я как принципе философии // Ранние философские сочинения. СПб., 2000.
на других языках
  • Kunihiko Nagasawa. Das Ich im deutschen Idealismus und das Selbst im Zen-Buddhismus: Fichte und Dogen . Freiburg, 1987. — 105 p.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024