ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Краткий философский словарь. 1954
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 21—22


Базис и надстройки. — Способ производства, т. е. производительные силы и производственные отношения образуют экономический базис (основание) общества, на котором возвышается система надстроек — политический строй и учреждения, а также формы общественного сознания — мораль, наука, религия, философия и др. С изменением базиса изменяются более или менее быстро и все надстройки. В политической и идеологической борьбе отражаются экономические условия жизни общества. Но надстройки, непосредственно или косвенно определяющиеся экономическим базисом, не являются, как думают вульгарные экономисты, пассивным следствием экономики, и экономика отнюдь не представляет единственной активной силы в развитии общества. Надстройки оказывают свое влияние на базис и в свою очередь ускоряют или замедляют развитие общества. Так, буржуазия использует свое государство для борьбы с пролетарской революцией, задерживая таким образом революционное развитие общества. Политическая надстройка, следовательно, здесь играет активную реакционную роль. Пролетариат, завоевав политическую власть, уничтожает буржуазную-частную собственность, тормозящую развитие производительных сил, переводит мелкое крестьянское хозяйство на рельсы коллективного, социалистического хозяйства. Взамен частной собственности устанавливается социалистическая общественная собственность на средства производства. Этим пролетарское государство создает неограниченные возможности для развития производительных сил. Это яркий пример активной, революционной роли политической надстройки в развития общества, его экономики и производительных сил. В нашей стране укрепление социалистического государства рабочих и крестьян и овладение марксистско-ленинской теорией являются важнейшими условиями успеха начавшегося уже постепенного перехода к высшей фазе коммунизма.
 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 41—44


БАЗИС И НАДСТРОЙКА. — «Базис, есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения (Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, 5). В марксистской науке об обществе вопрос о базисе и надстройке имеет огромное значение. Правильное понимание того, что составляет базис общества и что является его надстройкой, каково взаимоотношения базиса и надстройки, какова их связь с производством, с производительными силами позволяет вскрывать объективную закономерность развития общества и преодолевать субъективизм в истории общества.

Под базисом марксизм понимает совокупность производственных отношений людей. Производственные  же отношения,  тот или иной тип отношений, характеризуются формой собственности. Состояние производственных отношений показывает, в чьих руках находятся средства производства (см.) — в распоряжении всего общества или же отдельных лиц, групп, классов, использующих эти средства производства для эксплуатации других лиц, групп, классов. В предисловии к работе «К критике политической экономии» Маркс указывал, что совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (с. 7). Базис нельзя отождествлять с производством, а также отрывать от производства. Смешение базиса с производством может привести к неправильному выводу о том, что надстройка определяется непосредственно производством, в то время как в действительности она определяется им через посредство экономического базиса. Отрыв базиса от производства ведут к идеализму, создает неправильное представление о независимости производственных отношений от производительных сил. Марксизм-ленинизм учит, что способ производства представляет собой неразрывное единство производительных сил и производственных отношений. Базис не есть нечто неизменное. Марксизм учит, что базис, исторически изменяется, являясь экономическим строем общества на данном этапе его развития. Например, базис социалистического общества коренным образом отличается от базиса капиталистического строя. Базис социалистического общества характеризуется господством общественной собственности на средства производства и отсутствием эксплуатации человека человеком. Капиталистической базис означает господство частнокапиталистической собственности на средства производства и эксплуатацию наёмного труда.

Если базис обслуживает общество экономической, то надстройка обслуживает общество политическими, юридическими, эстетическими и другими идеями и создаёт для общества соответствующие политические, юридические и другие учреждения. Одна из особенностей надстройки состоит в том, что она не связана непосредственно с производством, с производительными силами. Производительные силы непосредственно определяют базис общества. Надстройка же связана с производством лишь косвенно, через посредство экономики, через посредство базиса. Изменения в уровне развития производительных сил отражаются надстройкой не сразу и не прямо, а после изменений в базисе, через преломление изменений, происходящих в производстве, в изменениях в базисе. Это положение марксизма имеет большое значение в борьбе против всякого рода вульгаризаторов, которые выводят юридические, эстетическое и прочие идеи непосредственно из производства и тем самым искажают действительные закономерности возникновения и развития надстpoйки, её роль и значение в жизни общества.

В своей работе «Марксизм и вопросы языкознания» (см.) И. В. Сталин глубоко раскрыл взаимоотношения надстройки и экoномического базиса. Прежде всего надстройка находится в тесной зависимости от базиса. «Если изменяется и ликвидируется базис, то вслед за ним изменяется и ликвидируется его надстройка, если рождается новый базис, то вслед за ним рождается соответствующая ему надстройка (с. 6). История общества даёт много примеров того, как перестраивается надстройка общества в связи с ликвидацией старого экономического базиса и возникновением нового базиса. Именно эта закономерная связь между надстройкой н базисом даёт возможность понять, почему в разные исторические эпохи существуют разные политические, юридические, эстетические и другие идеи. Надстройка существует сравнительно недолго, она есть продукт одной эпохи, в течение которой живёт и действует данный экономический базис. Находясь в зависимости от базиса, она ликвидируется и исчезает с ликвидацией и исчезновением данного базиса.

Вырастая на определенном экономическом базисе, надстройка не является, однако, как думают всякого рода вульгаризаторы, пассивной, а экономический базис отнюдь не представляет единственной активной силы в развития общества. К вульгаризаторам, отрицавшим активную роль надстройки, принадлежали «экономисты» и меньшевики с их проповедью «теории стихийности», с их отрицанием необходимости диктатуры пролетариата для построения социализма. Вульгаризаторскую идею о пассивности надстройки сознательно используют и современные правые социалисты, проповедующие враждебную марксизму теорию мирного врастания капитализма в социализма без революционной борьбы, без свержения власти буржуазии. Марксизм-ленинизм разбил эти оппортунистические, контрреволюционные «теории», направленные на сохранение отживших свой век реакционных порядков. Марксизм требует учитывать огромную роль надстройки — государственного строя, права, политических, философских и других идей — в развития и укреплении базиса, её породившего. Иначе и не может быть: надстройка для того и создаётся базисом, чтобы помогать ему оформиться и укрепиться. Надстройка в классовом обществе носит классовый характер, она не может безразлично относиться к своему базису, одинаково относиться ко всем классам, — иначе она не будет надстройкой. Оказывая серьёзное влияние на базис, надстройка ускоряет или, наоборот, замедляет развитие общества. Так, империалистическая буржуазия использует своё государство для борьбы с пролетарской революцией, задерживая прогрессивное развитие общества. Все средства политического и идеологического воздействия буржуазного гocyдарства пущены в хoд, чтобы притупить политическое сознание масс и сделать их орудием политика империализма. Политическая надстройка, следовательно, здесь играет активную реакционную роль. Пролетариат, завоевав политическую власть и используя объективный закон обязательного соответствия производства иных отношений характеру и производительных сил (см.), уничтожает буржуазную частную собственность, тормозящую развитие производительных сил, создает условия для перехода мелкого крестьянского хозяйства на рельсы коллективного, социалистического хозяйства. Взамен частной собственности устанавливается социалистическая общественная собственность на средства производства. Здесь мы имеем яркий пример активной революционной роли политической надстройки в развитии общества, его экономики и производительных сил.

При социализме роль надстройки становится особенно значительной. Oбъясняется это тем, что в отличие от капиталистического общества, где развитие хозяйства основано на стихийных законах, в советском социалистическом обществе народное хозяйство развивается по научно разработанным планам, отражающим объективные экономические законы социализма и находящимся в соответствии с ними. Никогда еще в истории человечества государство не выполняло в такой мере хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функции, как это осуществляет Советское государство. Могучая воздействующая роль политики Коммунистической партии и Советского государства на развитие экономического базиса состоит в том, что эта политика основывается я на учёте объективных. экономических законов со циализма, строится в соответствии с назревающими историческими потребностями. Зная законы общественного развития, Коммунистическая партия заранее предвидит основные процессы экономического развития в будущем и соответственно намечает программу деятельности государства, мобилизуя для осуществления этой программы народные массы. Таким образом, рассматривая надстройку как зависящую от экономического базиса, марксизм вместе с тем со всей силой подчеркивает огромную активную роль надстройки в развитии экономического базиса. В настоящий период, когда советский народ под руководством Коммунистической партии осуществляет грандиозные задачи постепенного перехода от социализма и коммунизму, важным условием успешного движения вперед является дальнейшее укрепление Советского государства, воспитание трудящихся масс в духе коммунизма, советского патриотизма, укрепление всего идеологического фронта, борьба с пережитками капитализма в сознании людей.

Марксистско-ленинское учение о базисе и надстройке общества является действительным руководством в борьбе за уничтожение капиталистического строя и построение коммунизма. Если буржуазное государство, буржуазное право активно содействуют сохранению экономического базиса капитализма, зкономического строя эксплуатации и угнетения, то без уничтожения власти буржуазии, учит марксизм-ленинизм, невозможно и уничтожение капиталистического строя, невозможно социальное освобождение рабочего класса и всех трудящихся и, следовательно, невозможно строительство социализма. Только социалистическая революция, уничтожающая диктатуру буржуазии и устанавливающая диктатуру пролетариата, обеспечивает переход от капитализма к социализму, создаёт условия для построения социалистического, а затем и коммунистического общества — таков вывод, который вытекает из марксистско-ленинских положений о базисе и надстройке.

 

 

 Энциклопедический Словарь : в трёх томах. — М.: БСЭ, 1953—1955. — Т. 1, с. 131


БАЗИС И НАДСТРОЙКА. Базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка — это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие  им политические, правовые и др. учреждения. Базис обслуживает общество экономически, а надстройка обслуживает общество политическими, юридическими, эстетическими и др. идеями и создаёт для общества соответствующие политические, юридические и др. учреждения. Всякий базис имеет соответствующую ему надстройку. Надстройка живёт и действует в течение той эпохи, когда живёт данный экономич. базис. Надстройка связана с производством косвенно, через посредство экономики, базиса. Порождённая базисом, надстройка становится величайшей активной силы, помогающей своему базису оформиться, укрепиться и ликвидировать старый базиси старые классы. Величайшей революционной силой является советская социалистическая надстройка, направляющая и организующая движение советского общества к коммунизму.

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 101


БАЗИС И НАДСТРОЙКА, понятие ист. материализма. Базис (от греч. basis — основание) — совокупность ист.-определ. производств. отношений, лежащих в основе надстройки, совокупности идеологич. отношений и взглядов — политика, право, мораль, религия, философия, иск-во и соответствующие им орг-ции и учреждения (гос-во, партии, церковь и др.). Определяемая базисом надстройка в то же время оказывает на него и об-во в целом активное воздействие. Б. и н. развиваютсяв пределах одной обществ.-экон. формации. При смене формаций устаревшие Б. и н. заменяются новыми. При этом рев. силами ликвидируются реакц. базис и элементы надстройки и сохраняются подлинные ценности в области культуры и нравственности.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 35—36


БАЗИС И НАДСТРОЙКА — категории исторического материализма, выработанные для характеристики осн. структурных элементов каждой общественно-экономической формации. Их методологическое значение в том, что они позволяют дать анализ этих структур под углом зрения материалистического решения осн. вопроса философии применительно к об-ву. В противовес различного рода концепциям технологического детерминизма, пытающимся непосредственно вывести характеристики об-ва из используемой им техники и технологии, марксизм доказывает, что основой господствующих в каждом об-ве идей, учреждений и организаций является экономический Б., т. е. присущая об-ву совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. Ленин характеризовал Б. как «экономический скелет» общественной формации. Н. — это взаимосвязанных явлений, порожденных экономическим Б. и активно влияющих на него. В Н. входят: а) совокупность духовных образований (мыслей, чувств, настроений, идей, теорий, учений), расчленяемых при дальнейшем анализе на политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические и философско-мировоззренческие; б) совокупность отношений между людьми, к-рые в отличие от базисных, материально-производственных отношений, складывающихся независимо от воли и сознания людей, наз. идеологическими, ибо, определяясь Б., они складываются в соответствии с указанными формами идеологического сознания, выступая как политические, правовые, нравственные и т. д. общественные отношения; в) совокупность учреждений и организаций-политических (государство, партии), правовых (суд), религиозных (церковь) и т. д. Б. и н. — понятия соотносительные. Б. определяет качественную особенность данной формации, тем самым отделяя ее от других, а порожденная им Н. характеризует своеобразие социальной и духовной жизни каждой формации. Взятые вне связи с понятием формации, они становятся мертвыми, как органы, отделенные от организма. Б. и н. — явления, обязательные для всех формаций и специфичные для каждой из них. Живя в об-ве и подчиняясь требованиям объективных законов, люди вынуждены вступать в материальные отношения, образующие Б. всей их общественной жизни. При переходе от одной общественно-экономической формации к другой Б. новой формации зарождается в недрах старой в виде экономического уклада. Лишь социалистический Б. начинает складываться не при капитализме, а в результате социалистической революции и утверждается в процессе строительства нового об-ва. Поскольку люди действуют как сознательные существа, т. е. объективные законы, потребности, интересы так или иначе отражаются в их сознании, побуждая их к деятельности, на основе материальных отношений с необходимостью возникают определенная идеология и соответствующие ей отношения, учреждения и организации, к-рые образуют Н. данной формации и служат защите и укреплению ее Б. С возникновением классового об-ва осн. учреждением Н. становится государство, обеспечивающее классу, господствующему в экономике, господство во всей системе Н. В ходе развития данной формации и обострения ее противоречий создаются новые идеи, учреждения и организации классами, заинтересованными в ее ликвидации. Эти надстроечные элементы не входят в господствующую Н., которая стремится их подавить или по крайней мере ограничит сферу их влияния. В антагонистических формациях Н. со всеми ее идеями, идеологическими отношениями, учреждениями и организация есть продукт, результат и орудие классовой борьбы. Надстроечные явления обладают относительной самостоятельностью, что обеспечивает им возможность активно воздействовать на все стороны общественной жизни, в том числе и на Б. Революционный переход от одной формации к другой связан прежде всего с заменой одного Б. другим, в соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во всей Н. Определенную эволюцию Б. и н. претерпевают и в рамках одной формации, напр. в ходе вступления социалистического об-ва в стадию зрелого социализма и т. д. Развитие капитализма ведет к усилению реакционной роли Н. Только в социалистическом об-ве, где экономический Б. лишен антагонизмов, Н. становится все более однородной в социальном отношении, способной служить прогрессивному развитию об-ва и его Б.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024