ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Кондильяк

Этьенн Бонно де Кондильяк (фр. Étienne Bonnot de Condillac; 30 сентября 1715, Гренобль, Франция — 3 августа 1780, Лаи-ан-Валь, Франция)... Википедия

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


КОНДИЛЬЯК (Кондийак) (Condillac) Этьенн Бонно де (1715—80), франц. философ-просветитель. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Д.’Аламбера. Развил сенсуалистич. теорию познания: ощущения — единств. источник знаний («Трактат об ощущениях», 1754). Один из основоположников ассоцианизма в психологии.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


КОНДИЛЬЯК, Этьенн Бонно де (1715—80), франц. философ-просветитель, автор «Трактата об ощущениях» (2 тт., 1754). К. отстаивал сенсуализм в борьбе против метафизич. систем 17 в. и оказал влияние на формирование мировоззрения франц. материалистов 18 в. и на современное ему естествознание, однако сам не был последовательным материалистом и допускал идеалистич. и агностич. ошибки. С одной стороны, он признавал объективную истину, рассматривал ощущения как результат воздействия внешнего мира на органы чувств, с другой стороны, он объявлял сущность вещей непознаваемой. По учению Кондильяка, наши ощущения суть лишь знаки вещей, а не копии этих вещей. На вопрос, какова природа внешних предметов, Кондильяк отвечает, что человек этого знать не может. «Всё, что мы знаем, это что мы называем их телами»,— заявляет он. В этом — его уступка агностицизму. Помимо материальной субстанции Кондильяк признавал субстанцию духовную; он не сумел преодолеть дуализм.

В понимании общественных отношений Кондильяк был идеалистом. По Кондильяку, в общественной жизни решающую роль играют стремления людей получить максимум удовольствий. Лишь тот строй справедлив, в котором стремление человека к наслаждениям находит своё полное осуществление. Хотя сам Кондильяк не был материалистом, его обоснования сенсуализма оказало большое влияние на взгляды французских материалистов XVII в. Маркс и Энгельс видели главную заслугу Кондильяка в его борьбе против идеалистической метафизики XVII в. Кондильяк «доказал, что французы с полным правом отвергли эту метафизику, как простой и неудачный плод воображения и теологических предрассудков (Маркс и Энгельс, т. III, 158—159).

 

 

Краткий философский словарь. 1954


КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно (1715—1780) — французский просветитель, философ-сенсуалист, сторонник Локка (см.). Маркс отмечал, что Кондильяк, как и Локк, развивал ту точку зрения, что не только искусство чувственного восприятия составляют дело опыта и привычки. Но Кондильяк не ограничился повторением локковских идей в вопросах теории познания. В своём знаменитом произведении «Трактат об ощущениях» (1754) он показывает, что вся духовная деятельность человека возникает только из ощущений; он отвергает локковское понимание рефлексии. Согласно Локку, в духовной деятельности человека большое значение имеет рефлексия — независимый от чувств источник знания, особый вид внутреннего опыта, без которого нет познания. Эту непоследовательность в теоретико-познавательных взглядах Локка, являвшуюся уступкой идеализму, Кондильяк преодолел. Будучи более последовательным сенсуалистом, чем Локк, он тем не менее допускал в теории познания серьёзные ошибки.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де (1715—80) — фр. просветитель (Просветительство); родом из Гренобля, католический священник; своими работами способствовал подрыву церковной идеологии. Последователь Локка в теории познания. В отличие от Локка отрицал наличие „рефлексии"— второго, помимо ощущений, источника знаний. Однако непонимание характера связи ощущений с внешними объектами, преувеличение их субъективности приводили К. к выводам, близким субъективному идеализму. Ощущения, по К., вызываются внешними предметами, но ничего общего с ними не имеют. Поскольку же разум связан с миром исключительно через ощущения, то его предметом оказывается не объективный мир, а совокупность ощущений. Тем не менее сенсуализм К. противостоял идеализму Лейбница, всякой спекулятивной, умозрительной философии; он оказал большое влияние на французский материализм 18 в. Осн. соч.: „Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и достоинства" (1749), „Трактат об ощущениях" (1754).
 

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 15. — Москва, 2010. — С. 22 // Электронная версия

КОНДИЛЬЯ́К, Кондийак (Condillac) Этьенн Бонно де (30.9.1715, Гренобль – 3.8.1780, близ Божанси), франц. философ-сенсуалист. Брат Г. Б. Мабли.

Имя Кондильяк получил по названию имения, которое его отец приобрёл в 1720. Учился в парижской семинарии и Сорбонне, в 1740 возведён в сан священника, но отказался от обязанностей священнослужителя. Интересуясь философией и науками, сблизился с Ж. Ж. Руссо и Д. Дидро, с помощью последнего опубликовал анонимно в Амстердаме «Опыт о происхождении человеческих знаний» («Essai sur lʼorigine des connaissances humaines», 1746; рус. пер. 1980), имевший большой успех. В этом сочинении К. разделял концепцию Дж. Локка, согласно которой существуют два источника знания – внешний опыт (ощущения и восприятия) и внутр. опыт (рефлексия, т. е. наблюдение над деятельностью сознания). После выхода в 1749 «Трактата о системах» («Traité des systèmes», рус. пер. 1938) избран членом Берлинской АН. В этом трактате К. подверг критике метафизич. системы Р. Декарта, Н. Мальбранша, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница как построенные на отвлечённых принципах, тогда как истинная система должна начинать с идей «наиболее простых, сообщаемых нам органами чувств; образовать из них сложные понятия, которые, сочетаясь между собой, в свою очередь произведут другие понятия…» (Соч. М., 1980. Т. 1. С. 288). В «Трактате об ощущениях» («Traité de sensations», vol. 1–2, 1754, рус. пер. 1935) К. полностью отказался от идей Локка, считая (как и Ж. О. де Ламетри), что единственным источником всех данных сознания (внимания, памяти, желания, суждения и, наконец, размышления) являются ощущения. Более того, все эти свойства сознания представляют собой не что иное, как «ощущение в его различных превращениях» (Соч. М., 1982. Т. 2. С. 192). Чтобы выяснить, как происходят эти превращения, К. придумал знаменитый мысленный эксперимент, последовательно наделив некое существо – «бесчувственную мраморную статую»  обонянием, вкусом, слухом, зрением и осязанием.

К. активно участвовал в обществ. жизни, общался с П. А. Гольбахом, К. А. Гельвецием, Вольтером, П. Ж. Ж. Кабанисом, Б. Франклином, А. Р. Ж. Тюрго и др. При этом он отказался от сотрудничества в «Энциклопедии» Д. Дидро и резко выступил против материализма, благодаря чему пользовался доверием властей. В 1758–67 он находился в Пармском герцогстве в качестве воспитателя наследника престола Фердинанда – внука Людовика XV, создав за это время «курс занятий» в 16 томах (опубл. в 1775), включавший работы по литературоведению, логике, истории философии. В 1767 возвратился в Париж; в 1768 избран членом Франц. академии, однако, прочитав вступит. лекцию, уединился в своём деревенском замке и предался науч. занятиям. Завершив в 1780 «Логику» (рус. пер. Т. Ф. Осиповского, 1805), К. не успел закончить большой трактат «Язык исчислений» («La langue des calculs», опубл. в 1798), в котором, следуя идеям Г. В. Лейбница, пытался построить искусственный язык символов и правил оперирования ими.

Разработанная К. сенсуалистич. теория познания сыграла важную роль в развитии франц. Просвещения. При решении психофизич. проблемы он в духе окказионализма утверждал, что тело совершенно отлично от души и может быть лишь поводом, а не причиной возникновения наших знаний, так что душа способна приобретать знания и без помощи органов чувств (как, напр., после смерти тела). Однако, постулируя существование духовной субстанции – носителя сознания, К. заявлял, что самосознание возникает лишь благодаря изменениям, которые мы ощущаем в себе, и помещается в определённой части мозга, называемой им sensorium commune (общее вместилище). При этом он был номиналистом, резко выступавшим против приписывания идеям действительности. Согласно К., характер народа формируется под влиянием климата и формы правления, которой он придавал решающее значение. После Франц. революции 18 в. работы К. были положены в основу филос. образования.

Литература

Соч.: Œuvres philosophiques. P., 1947–1951. Vol. 1–3; Соч.: В 3 т. М., 1980–1983.

Лит.: Bizzarri R. Condillac. Brescia, 1945; Lefèvre R. Condillac. P., 1966; Богуславский ВМ. Кондильяк. М., 1984.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024