(15.02.1847, Фрауэнталь-ан-дер-Ласниц — 19.02.1927, Вена)
австрийский композитор, дирижёр, органист, педагог
Его учениками были Густав Малер, Гуго Вольф (в), Ян Сибелиус, Александр фон Цемлинский (ц), Эрих Корнгольд (к), Роберт Лах (л), Джордже Энеску (э) и многие другие.
Именем Фукса в 1934 году был назван переулок Роберт-Фукс-гассе в Вене.
Большая Энциклопедия: В 20 т.— СПб.: Тип. Книгоиздательского Т-ва "Просвещение", 1900—1905
Фуксъ, Робертъ, нѣм. композиторъ, род. 1847, учился въ вѣнской консерваторiи, гдѣ состоитъ преподавателемъ композицiи. Онъ написалъ двѣ оперы: "Die Konigsbraut" и "Die Teufelsglocke", двѣ симфонiи и много пьесъ для фортепiано. Братъ его Iоганнъ Непомукъ Ф., род. 1842, состоитъ директоромъ вѣнской консерваторiи.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Фуксъ (Робертъ Fuchs) — нѣм. композиторъ, род. въ 1847 г. Написалъ симфонiю, серенаду для оркестра, квартетъ для фортепiано и струнныхъ и разныя другiя сочиненiя.
Музыкальный словарь — Москва, 2008
Fuchs Роберт, брат предыдущего, род. 1847; ученик венской консерватории и в наст. время проф. гармонии при том же учреждении; написал: фп-ную сонату, 2 скрип. сонаты, 4 серенады, 2 симфонии (op. 37. G-dur), увертюру "Des Meeres und der Liebe Wellen" (Грильпарцер), мессу F-dur (1897), трио, квартет, изящные пьесы для фп. в 2 и 4 руки, вариации и пр.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ро́берт Фукс (нем. Robert Fuchs; 15 февраля 1847, Фрауэнталь-ан-дер-Ласниц — 19 февраля 1927, Вена) — австрийский композитор и музыкальный педагог. Брат Иоганна Непомука Фукса.
Окончил Венскую консерваторию, где учился, в частности, у Отто Дессоффа и Йозефа Хельмесбергера. Затем преподавал там же, в 1875—1912 гг. профессор теории музыки; учениками Фукса были Густав Малер, Гуго Вольф, Ян Сибелиус, Александр фон Цемлинский, Эрих Корнгольд, Роберт Лах, Джордже Энеску, Ристо Савин и многие другие. В 1894—1905 гг. одновременно органист императорской капеллы.
Камерные сочинения Фукса весьма многочисленны: четыре струнных и два фортепианных квартета, шесть скрипичных сонат, множество фортепианных пьес. Среди его симфонических произведений наибольшей известностью пользовались пять серенад для струнного оркестра и фортепианный концерт, он написал также три симфонии (помимо ранней студенческой и поздней неоконченной) и две оперы.
Именем Фукса в 1934 году был назван переулок Роберт-Фукс-гассе в Вене.
Ott, Alfons, "Fuchs, Robert" in: Neue Deutsche Biographie 5 (1961), S. 672-673 [Onlinefassung]; URL: http://www.deutsche-biographie.de/pnd119271559.html |
Примечания
ВОЛЬФ (Wolf) Хуго (1860—1903), австр. композитор и муз. критик. Предст. позднего романтизма. Работал гл. обр. в жанре песни-романса. Песни на стихи Э. Мёрике, Й. Эйхендорфа, И. В. Гёте и др. (ок. 300), оп. «Коррехидор» (1895) и др.
ЛАХ Роберт (нем. Robert Lach; 29 января 1874, Вена 11 сентября 1958, Зальцбург) австрийский музыковед. Изучал композицию под руководством Роберта Фукса. В 1920—1939 гг. профессор Венского университета, в 1924—1945 гг. Венской академии … Википедия
ЭНЕСКУ (Enescu) Джордже (1881—1955), рум. композитор, глава нац. муз школы. Выступал во мн. странах как скрипач, дирижёр, пианист. Оп. «Эдип» (1931), симфонии, симф. поэмы, сюиты.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
КОРНГОЛЬД (Korngold) Эрих Вольфганг (1897-1957) — австр. композитор, дирижёр. Ученик Р. Фукса, А. Цемлинского, X. Греденера (композиция). Как композитор дебютировал в 1908 (пантомима "Снежный человек"). В нач. 1920-х гг. дирижёр Гамбургского гор. театра. С 1927 преподаватель Венской академии музыки и сценич. искусства (с 1931 проф.). В 1934 эмигрировал в США, где писал гл. обр. киномузыку (музыка к к.-ф. "Робин Гуд", 1938, и др.). Среди др. соч. наиб. известны оперы, в т. ч. "Мёртвый город" (1920, Гамбург).
Музыкальный энциклопедический словарь. 1990
ЦЕМЛИНСКИЙ (Zemlнnsky) Александер фон (14 X 1871, Вена — 15 III 1942, Ларчмонт, штат Нью-Йорк) — австр. дирижёр и композитор. По национальности поляк. В 1884-89 учился в Венской консерватории у А. Доора (фп.), Ф. Кренна (гармония и контрапункт), Р. и Й. Н. Фуксов (композиция). С 1900—03 дирижёр "Карлстеатра" в Вене. Дружеские отношения связывали Ц. с А. Шёнбергом, к-рый, как и Э. В. Корнгольд, был его учеником. В 1904 Ц. и Шёнберг организовали в Вене "Объединение композиторов" для пропаганды музыки современных им композиторов. В 1904—07 первый дирижёр Нар. оперы в Вене. В 1907—08 дирижёр Венской придв. оперы. В 1911—27 возглавлял Новый нем. т-р в Праге. С 1920 преподавал композицию в Нем. муз. академии там же (в 1920 и 1926 ректор) В 1927—33 дирижёр "Кролль-оперы" в Берлине, в 1930—33 — Гос. оперы и педагог Высшей муз. школы там же. В 1928 и в 30-х гг. гастролировал в СССР. В 1933 вернулся в Вену. С 1938 жил в США.
Как композитор наиболее ярко проявил себя в оперном жанре. На творчество Ц. оказали влияние Р. Штраус, Ф. Шрекер, Г. Малер Для муз. стиля композитора характерны напряженность эмоционального тонуса, гармонич. изысканность ...
Ю. В. Крейнина. Музыкальная энциклопедия.— М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982
См. ► Фукс — 20 век. Однофамильцы