Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
Консерваторiя (ит. Conservatorio, фр. Conservatoire, нѣм. Conservatorium) — хранилище искусства, высшее учрежденiе, въ которомъ преподается музыкальное искусство сообразно его традицiямъ и художественно-эстетическимъ требованiямъ. Первая К. (conservatorio Maria di Loretto) возникла въ Неаполѣ въ 1537 г., благодаря старанiямъ священника Таппiи. Наплывъ учащихся былъ такъ великъ, что явилась потребность открыть еще 3 К. въ томъ же городѣ. Позже основаны К. въ Венецiи. К. открывались при духовно-благотворительныхъ учрежденiяхъ и назывались тоже Ospedale (прiюты). Въ 1813 г. неаполитанскiя К. слились въ одно музыкальное учрежденiе, подъ названiемъ «Real collegio di musica». Во Францiи, въ 1783 г., основана Ecole royale de chant et de d e clamation, переименованная въ 1793 г. въ Institut national de musique, а въ 1795 г.— въ Conservatoire. Парижская К. послужила образцомъ для всѣхъ позднейших К. Въ Миланѣ К. учреждена въ 1808 г., Мадридѣ и Прагѣ — 1810 г., Варшавѣ — 1821 г., Вѣнѣ — 1823 г., Лейпцигѣ — 1842 г., Кельнѣ — 1849 г. Въ настоящее время всѣ цивилизованныя страны, въ главныхъ своихъ музыкальныхъ центрахъ, имѣютъ К. Въ СПб. К. основана А. Г. Рубинштейномъ въ 1862 г., при спб. отдѣленiи имп. рус. муз. общества. Въ настоящее время для ея помѣщенiя перестраивается Высочайше пожалованное ей въ 1889 г. зданiе бывшаго Большого театра. Въ 1879 г. учреждено при К. общество для вспомоществованiя недостаточнымъ ученикам. Учащихся въ сезонѣ 1894—95 г. было 592 (254 ученика и 338 ученицъ), изъ нихъ въ фортепiанномъ отдѣлѣ 282, въ оркестровомъ — 165, въ отдѣлѣ пѣнiя — 99, теорiи композицiи — 19, органа — 9. Стипендiатовъ было 139, безплатно учащихся — 73. Кромѣ спецiальныхъ классов, есть обязательные классы — теорiи, фортепiано, исторiи музыки, эстетики, пѣнiя хорового, свѣтскаго и духовнаго и научныхъ предметовъ. Преподавателей и профессоровъ въ музыкальныхъ классахъ — 60, въ научныхъ — 13. Директорами были: А. Г. Рубинштейнъ (1862—1867, 1887—1891), H. И. Заремба (1867—1871), М. П. Азанчевскiй (1871—1876), К. Ю. Давыдовъ (1876—1887). Съ 1891 г. директором К. состоит Ю. И. Iогансен. Московская К. открыта въ 1866 г. Въ настоящее время помѣщенiе ея (на Б. Никитской) перестраивается на средства, собранныя московскимъ отдѣленiемъ имп. рус. муз. общества. Вскорѣ послѣ открытiя К. были устроены въ ней безплатныя квартиры для бѣдныхъ учениковъ. Въ 1894 г. учащихся было 430 (170 учениковъ и 260 ученицъ). Директорами московской К. были: Н. Г. Рубинштейнъ (1866—81), H. А. Губертъ (1881—83), К. К. Альбрехтъ (1883—85), С. И. Танѣевъ (1885—89). Съ 1889 г. директоромъ ея состоитъ В. И. Сафоновъ. Обѣ К. пользуются правительственною субсидiею и состоятъ въ вѣдѣнiи мин-ства внутреннихъ дѣлъ. Дипломъ, выдаваемый окончившему полный курсъ К., даетъ званiе свободнаго художника и льготу 1 разряда по отбыванiю воинской повинности, а лицамъ податного сословiя — личное почетное гражданство; аттестатъ даетъ только льготу по воинской повинности. Въ настоящее время въ Ганноверѣ Оттономъ Гиршнеромъ готовится къ печати обширное сочиненiе: «F uhrer durch die staatlichen Conservatorien aller Lander, ihre Geschichte etc.».
Н. Соловьевъ.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
КОНСЕРВАТОРИЯ, высшее муз. учебное заведение. В 16 в. в Италии К. назывались приюты для сирот в к-рых с 17 в. было введено обучение музыке. Во время франц. бурж. революции конца 18 в. была основана К. в Париже. В Петербурге К. учреждена в 1862, в Москве — в 1866. В СССР — 20 К. и 2 муз. института типа К. (1953); большинство из них открыто в столицах союзных республик и в областных городах за годы Советской власти.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
КОНСЕРВАТОРИЯ (от лат. conservatorio), высшее муз. уч. заведение, готовит музыкантов-исполнителей, композиторов, теоретиков. При крупнейших сов. консерваториях имеются аспирантура, ассистентура, ср. спец. муз. школа. В России первые К. были открыты в Петербурге (1862) и Москве (1866).
Большая российская энциклопедия. Том 15. — Москва, 2010. — С. 74. Электронная версия
КОНСЕРВАТО́РИИ [итал. conservatorio (ед. ч.), от лат. conservo – охранять, сохранять], учебные заведения, готовящие специалистов в области муз. искусства. Термин восходит к назв. гор. приютов в Италии 16 в., где детей обучали ремёслам и музыке (с целью подготовки церковных певчих). Первая К., «Санта-Мария ди Лорето», появилась в Неаполе в 1537; в 1797, в результате её объединения с К. «Сант-Онофрио», возникла К. «Лорето, а Капуана», в 1806 к ней присоединились ещё две К., образовав Королевский муз. колледж. В Венеции учебные заведения такого рода назывались «оспедале» (итал. ospedale). В 18 в. итал. К., где обучались и иностранцы, играли значит. роль в подготовке композиторов и музыкантов-исполнителей.
К. как спец. высшие учебные заведения существуют с кон. 18 в. В 1795 основана Парижская консерватория. В 19 в. К. открылись во многих крупных городах Европы и Америки: Праге (1811), Вене (1817; с 1908 Академия музыки и сценич. иск-ва), Брюсселе (1832), Будапеште (1840), Лейпциге 1843 (с 1941 Высшая школа музыки), Бостоне (1853), Бухаресте (1864), Копенгагене (1867), Хельсинки (1882; с 1939 Академия музыки им. Я. Сибелиуса).
Первые в России высшие муз. учебные заведения – Санкт-Петербургская консерватория (1862) и Московская консерватория (1866), в дальнейшем открылись К. в Саратове (1912), Одессе (1913), Тифлисе (1917) и др. городах. К. функционировали почти во всех столицах союзных республик СССР, после 1991 многие из них переименованы в академии. В РФ действуют К.: в Екатеринбурге (1934, с 1946 Уральская), Казани (1945), Нижнем Новгороде (1946), Новосибирске (1956), Астрахани (1969), Петрозаводске (1991; основана в 1967 как филиал Ленинградской К.), Ростове-на-Дону (1992; основана в 1967 как Муз.-педагогич. ин-т), Магнитогорске (1993) и др. Существенную роль в распространении в России муз. образования сыграли также общедоступные народные К. (первая открыта в Москве в 1906). До 1917 К. в России включали младшие и старшие отделения. Совр. рос. К. – высшие учебные заведения с 5-летним курсом обучения (принимаются лица со средним муз. образованием), выпускающие исполнителей (инструменталистов, вокалистов, дирижёров), композиторов, музыковедов. В крупнейших высших учебных заведениях имеются аспирантура (готовит науч. работников в области теории и истории музыки) и ассистентура (стажировка исполнителей, композиторов и педагогов). При ряде рос. К. открыты средние спец. муз. школы, муз. училища (крупнейшее – Музыкальное училище при Московской консерватории).
Высшие муз. учебные заведения нередко именуются также музыкальными академиями, институтами (напр., Кёртис музыкальный институт в Филадельфии) либо школами музыки (напр., Джульярдская школа в Нью-Йорке).
С 1953 в Европе проводятся междунар. конгрессы директоров К. С 1956 функционирует Ассоциация европ. академий, К. и высших школ музыки.
За рубежом К. называются также мн. учебные заведения среднего звена (напр., Мюнхенская К., Мадридская К.).