ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Контрапунктистъ — музыкантъ, хорошо владѣющiй контрапунктомъ

Контрапунктъ (ит. Contrapunto, нѣм. Contrapunkt, франц. Contrepoint) — соединенiе нѣсколькихъ мелодическихъ самостоятельныхъ голосовъ, отличающееся полнымъ благозвучiемъ. Разница между гармонiей и К. та, что въ первой голосоведенiе является слѣдствiемъ правильнаго чередованiя аккордовъ, а во второмъ аккорды являются слѣдствiемъ совпаденiя нѣсколькихъ самостоятельныхъ голосовъ. Въ гармонiи на первомъ планѣ выборъ аккордовъ, а на втором — голосоведенiе, не особенно рельефное. Въ К. на первомъ планѣ рельефность, самостоятельность голосоведенiя, а на второмъ — гармонiя. К. предшествовали органъ (въ концѣ Х ст.), параллельный (сочетанiе голосовъ въ квартахъ, квинтахъ, октавахъ въ прямомъ направленiи), блуждающiй (развился изъ предыдущаго, вслѣдствiе прибавленiя другихъ интерваловъ), фо-бурдонъ (сочетанiе голосовъ преимущественно въ секстахъ и квартахъ). Одновременно съ послѣднимъ развился дискантъ, въ которомъ видны попытки придать голосам большую самостоятельность, сообщая имъ противоположное движенiе (XII ст.). Съ развитiемъ нотнаго письма явилось слово К. Къ нотамъ данной мелодiи (Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодiи; нота (punсtus) одной мелодiи ставилась противъ ноты другой. Этотъ процессъ сопоставленiя нотъ — punctus contra punctum или нота (точка) противъ ноты (точки) — и получилъ названiе К. Сперва развился строгiй К., основанный на правильномъ отношенiи всѣхъ мелодическихъ голосовъ къ мелодiи баса. Въ такомъ К. всѣ голоса на сильныхъ временахъ совпадаютъ съ басомъ въ консонансахъ или въ приготовленныхъ диссонансахъ (синкопа), имѣющихъ правильное разрѣшенiе на ступень внизъ. На слабыхъ временахъ допускаются тоже консонансы и плавно идущiе диссонансы. Мелодiя каждаго голоса не можетъ заключать въ себѣ хода на хроматическiй полутонъ, увеличенныхъ и уменьшенныхъ интерваловъ, обѣихъ септимъ и большой сексты. Свободный К., развившiйся позднѣе, основанъ не только на контрапунктическихъ, но и на гармоническихъ правилахъ. Въ немъ допускаются на сильныхъ временахъ диссонирующiе аккорды; движенiе мелодiи гораздо свободнѣе, въ ней только запрещены ходы на увеличенные интервалы и септимы. Какъ строгiй, такъ и свободный К. дѣлятся на простой (всякое правильное контрапунктическое сочетанiе) и сложный, въ которомъ голоса могут взаимно перемѣщаться при сохраненiи полнаго благозвучiя, т. е. каждый голосъ можетъ быть перенесенъ на октаву или другой интервалъ вверхъ или внизъ; напр., партiя дисканта можетъ быть перенесена въ басъ, а партiя баса — въ дискантъ. По числу голосовъ, способныхъ перемѣщаться, сложный К. называется двойнымъ (два перемѣщающiеся голоса), тройнымъ (три), четвернымъ (четыре). На почвѣ К. развились полифоническiя формы имитацiи, канона, фуги, фигурованнаго хорала и пр. Величайшiй композиторъ въ области строгаго К.— Палестрина (см.), въ области свободнаго — I. С. Бахъ (см.). Развитiю контрапункта содѣйствовали теоретики: Франконъ Кельнскiй (1047—1083), Маркетъ Падуанскiй (XIII ст.), Iоаннъ Мурскiй (1300—1360), Iоаннъ Тинкторiй (XV ст.), Iоганъ Фуксъ (XVII ст.), авторъ сочиненiя «Gradus ad Parnassum», Кирнбергеръ (XVIII ст.), новѣйшiе: Денъ, Керубини, Марксъ, Рихтеръ и мн. др.

Н. Соловьевъ.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


КОНТРАПУНКТ, то же, что полифония. В более узком смысле — соединение в одновременном звучании двух и более мелодически самостоятельных голосов, одинаковых по ритму.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


КОНТРАПУНКТ, (нем. Kontrapunkt), 1) то же, что полифония. 2) Подвижный К. — повторное проведение полифонич. построения с изменением интервала между голосами или времени их вступления относительно друг друга. 3) В полифонич. сочинении мелодия, звучащая одноврем. с темой.

 

 

КОНТРАПУНКТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


КОНТРАПУ́НКТ (нем. Kontrapunkt, от лат. punctus contra punctum – точ­ка про­тив точ­ки), 1) од­но­вре­мен­ное со­че­та­ние 2 и бо­лее са­мо­сто­ят. ме­ло­дич. ли­ний в раз­ных го­ло­сах. Тер­ми­ны «кон­тра­пунк­ти­ро­ва­ние», «кон­тра­пунк­ти­че­ское со­еди­не­ние» обо­зна­ча­ют взаи­мо­связь раз­ви­тых и ав­то­ном­но дви­жу­щих­ся го­ло­сов, их со­гла­со­ва­ние по вы­со­те (гар­мо­ни­че­ское) и по вре­ме­ни (мет­ро­рит­ми­че­ское), со­от­не­се­ние по сход­ст­ву (напр., в ка­но­не) или кон­тра­сту (в квод­ли­бе­те). Да­же при от­сут­ст­вии ме­ло­дич. кон­тра­ста для К. спе­ци­фич­но про­ти­во­пос­тав­ле­ние го­ло­сов: ком­пле­мен­тар­ная рит­ми­ка (с ис­поль­зо­ва­ни­ем вы­дер­жан­ных зву­ков), кос­вен­ное и про­ти­во­по­лож­ное дви­же­ние (см. Го­ло­со­ве­де­ние), не­сов­па­де­ние ак­цен­тов (в т. ч. син­ко­пы), куль­ми­на­ций, всту­п­ле­ний и ка­ден­ций, ин­ди­ви­дуа­ли­за­ция тем­бров. Ес­ли при по­вто­ре­нии кон­тра­пунк­тич. со­еди­не­ния ме­ня­ет­ся со­от­но­ше­ние го­ло­сов, К. на­зы­ва­ет­ся слож­ным (см. Слож­ный кон­тра­пункт). Нор­мы кон­тра­пунк­ти­ро­ва­ния не­оди­на­ко­вы в раз­ных муз. сти­лях. 2) Кон­тра­пунк­ти­рую­щий го­лос, при­со­чи­няе­мый к дан­но­му, обыч­но ве­ду­ще­му (напр., про­ти­во­сло­же­ние к от­ве­ту в фу­ге). 3) Об­ласть муз. иск-ва; то же, что по­ли­фо­ния. 4) На­зва­ние муз. про­из­ве­де­ния, в ко­то­ром пре­об­ла­да­ет слож­ная кон­тра­пунк­тич. тех­ни­ка – пре­об­ра­зо­ва­ния и пе­ре­ста­нов­ки тем («Ис­кус­ст­во фу­ги» И. С. Ба­ха; № 11, 19 из «По­ли­фо­ни­че­ской тет­ра­ди» Р. К. Щед­ри­на). 5) В пев­че­ской прак­ти­ке и муз. тео­рии ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния обо­зна­че­ние кол­лек­тив­ной им­про­ви­за­ции, ча­ще на ос­но­ве од­но­го но­ти­ро­ван­но­го го­ло­са (те­но­ра).

И. С. Бах. «Искусство фуги». Contrapunctus XV. Контрапунктическое соединение тем в сложной фуге.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024