Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
Контрапунктистъ — музыкантъ, хорошо владѣющiй контрапунктомъ.
Контрапунктъ (ит. Contrapunto, нѣм. Contrapunkt, франц. Contrepoint) — соединенiе нѣсколькихъ мелодическихъ самостоятельныхъ голосовъ, отличающееся полнымъ благозвучiемъ. Разница между гармонiей и К. та, что въ первой голосоведенiе является слѣдствiемъ правильнаго чередованiя аккордовъ, а во второмъ аккорды являются слѣдствiемъ совпаденiя нѣсколькихъ самостоятельныхъ голосовъ. Въ гармонiи на первомъ планѣ выборъ аккордовъ, а на втором — голосоведенiе, не особенно рельефное. Въ К. на первомъ планѣ рельефность, самостоятельность голосоведенiя, а на второмъ — гармонiя. К. предшествовали органъ (въ концѣ Х ст.), параллельный (сочетанiе голосовъ въ квартахъ, квинтахъ, октавахъ въ прямомъ направленiи), блуждающiй (развился изъ предыдущаго, вслѣдствiе прибавленiя другихъ интерваловъ), фо-бурдонъ (сочетанiе голосовъ преимущественно въ секстахъ и квартахъ). Одновременно съ послѣднимъ развился дискантъ, въ которомъ видны попытки придать голосам большую самостоятельность, сообщая имъ противоположное движенiе (XII ст.). Съ развитiемъ нотнаго письма явилось слово К. Къ нотамъ данной мелодiи (Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодiи; нота (punсtus) одной мелодiи ставилась противъ ноты другой. Этотъ процессъ сопоставленiя нотъ — punctus contra punctum или нота (точка) противъ ноты (точки) — и получилъ названiе К. Сперва развился строгiй К., основанный на правильномъ отношенiи всѣхъ мелодическихъ голосовъ къ мелодiи баса. Въ такомъ К. всѣ голоса на сильныхъ временахъ совпадаютъ съ басомъ въ консонансахъ или въ приготовленныхъ диссонансахъ (синкопа), имѣющихъ правильное разрѣшенiе на ступень внизъ. На слабыхъ временахъ допускаются тоже консонансы и плавно идущiе диссонансы. Мелодiя каждаго голоса не можетъ заключать въ себѣ хода на хроматическiй полутонъ, увеличенныхъ и уменьшенныхъ интерваловъ, обѣихъ септимъ и большой сексты. Свободный К., развившiйся позднѣе, основанъ не только на контрапунктическихъ, но и на гармоническихъ правилахъ. Въ немъ допускаются на сильныхъ временахъ диссонирующiе аккорды; движенiе мелодiи гораздо свободнѣе, въ ней только запрещены ходы на увеличенные интервалы и септимы. Какъ строгiй, такъ и свободный К. дѣлятся на простой (всякое правильное контрапунктическое сочетанiе) и сложный, въ которомъ голоса могут взаимно перемѣщаться при сохраненiи полнаго благозвучiя, т. е. каждый голосъ можетъ быть перенесенъ на октаву или другой интервалъ вверхъ или внизъ; напр., партiя дисканта можетъ быть перенесена въ басъ, а партiя баса — въ дискантъ. По числу голосовъ, способныхъ перемѣщаться, сложный К. называется двойнымъ (два перемѣщающiеся голоса), тройнымъ (три), четвернымъ (четыре). На почвѣ К. развились полифоническiя формы имитацiи, канона, фуги, фигурованнаго хорала и пр. Величайшiй композиторъ въ области строгаго К.— Палестрина (см.), въ области свободнаго — I. С. Бахъ (см.). Развитiю контрапункта содѣйствовали теоретики: Франконъ Кельнскiй (1047—1083), Маркетъ Падуанскiй (XIII ст.), Iоаннъ Мурскiй (1300—1360), Iоаннъ Тинкторiй (XV ст.), Iоганъ Фуксъ (XVII ст.), авторъ сочиненiя «Gradus ad Parnassum», Кирнбергеръ (XVIII ст.), новѣйшiе: Денъ, Керубини, Марксъ, Рихтеръ и мн. др.
Н. Соловьевъ.
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 145
КОНТРАПУНКТ, то же, что полифония. В более узком смысле — соединение в одновременном звучании двух и более мелодически самостоятельных голосов, одинаковых по ритму.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 630
КОНТРАПУНКТ, (нем. Kontrapunkt), 1) то же, что полифония. 2) Подвижный К. — повторное проведение полифонич. построения с изменением интервала между голосами или времени их вступления относительно друг друга. 3) В полифонич. сочинении мелодия, звучащая одноврем. с темой.
КОНТРАПУНКТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Версия 2022
КОНТРАПУ́НКТ (нем. Kontrapunkt, от лат. punctus contra punctum – точка против точки), 1) одновременное сочетание 2 и более самостоят. мелодич. линий в разных голосах. Термины «контрапунктирование», «контрапунктическое соединение» обозначают взаимосвязь развитых и автономно движущихся голосов, их согласование по высоте (гармоническое) и по времени (метроритмическое), соотнесение по сходству (напр., в каноне) или контрасту (в кводлибете). Даже при отсутствии мелодич. контраста для К. специфично противопоставление голосов: комплементарная ритмика (с использованием выдержанных звуков), косвенное и противоположное движение (см. Голосоведение), несовпадение акцентов (в т. ч. синкопы), кульминаций, вступлений и каденций, индивидуализация тембров. Если при повторении контрапунктич. соединения меняется соотношение голосов, К. называется сложным (см. Сложный контрапункт). Нормы контрапунктирования неодинаковы в разных муз. стилях. 2) Контрапунктирующий голос, присочиняемый к данному, обычно ведущему (напр., противосложение к ответу в фуге). 3) Область муз. иск-ва; то же, что полифония. 4) Название муз. произведения, в котором преобладает сложная контрапунктич. техника – преобразования и перестановки тем («Искусство фуги» И. С. Баха; № 11, 19 из «Полифонической тетради» Р. К. Щедрина). 5) В певческой практике и муз. теории европ. Средневековья и Возрождения обозначение коллективной импровизации, чаще на основе одного нотированного голоса (тенора).
И. С. Бах. «Искусство фуги». Contrapunctus XV. Контрапунктическое соединение тем в сложной фуге.