ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907


Сибелiусъ (Жанъ) — извѣстный финляндскiй композиторъ (род. въ 1865 г.) Музыкальное образованiе получилъ, главнымъ образомъ, въ гельсингфорсскомъ музыкальномъ институтѣ. Произведенiя С. исполняются нерѣдко и въ Россiи. Вдохновенiе С. черпаетъ въ родной природѣ и народной поэзiи («Калевала»). Главныя его произведенiя: «Sinfoni № 1 e-moll» (1899); «Sinfoni № 2 D-dur» (1902); «Kulle rvo», симфон. поэма для оркестра, соло и хора (1892); «Lemmink ä inen», симфон. поэма для оркестра; «Ouverture E-dur» (1891); «Ouverture a-moll» (1902); музыка къ пьесѣ А. Паула «Kung Kristian II» (1898); «Atenarnes Säng» («Пѣсня аѲинянъ», хоръ мальчиковъ и оркестръ, 1897).

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


СИБЕЛИУС, Ян (родился 1865), финский композитор, виднейший представитель финской культуры. В своих 7 симфониях, симфонических сюитах и поэмах (поэма-кантата «Куллерво», 1892, легенда «Туонельский лебедь», 1893, и др.), фортепианных произведениях, театральной музыке, хорах, песнях и пр. творчески претворил финский и карельский фольклор.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


СИБЕЛИУС (Sibelius) Ян (1865—1957), финский композитор, глава национальной музыкальной школы. Главным образом программные оркестровые сочинения — 7 симфонических, поэмы, в том числе 4 легенды по «Калевале» («Туонельский лебедь» и др.), «Финляндия», «Тапиоля», «Дочь Севера», сюиты, концерт для скрипки с оркестром, «Грустный вальс» (из музыки к драматическому спектаклю, переработанный для концертного исполнения), инструментальные ансамбли и пьесы, песни.

 

 

СИБЕЛИУС // Большая российская энциклопедия. Том 30. — Москва, 2015. — С. 127—128. Версия 2023

СИБЕ́ЛИУС (Sibelius) Ян (Жан; Юхан Юли­ус Кри­сти­ан) (8.12.1865, Хя­мен­лин­на – 20.9.1957, Яр­вен­пяа), фин. ком­по­зи­тор и ди­ри­жёр. Из се­мьи вра­ча. С 1885 в Хель­син­ки, до 1889 учил­ся в Муз. ин-те иг­ре на скрип­ке (у М. Ва­силь­е­ва, Г. Чил­ла­га), тео­рии му­зы­ки и ком­по­зи­ции (у М. Ве­ге­лиу­са), од­но­вре­мен­но изу­чал пра­во в ун-те. В 1888 по­зна­ко­мил­ся с Ф. Бу­зо­ни, ко­то­рый спо­соб­ст­во­вал его раз­ви­тию как му­зы­кан­та. Важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии ху­дож. лич­но­сти сыг­ра­ло сбли­же­ние с ком­по­зи­то­ром и ди­ри­жё­ром Р. Кая­ну­сом, пиа­ни­стом и писате­лем А. Пау­лем, пи­са­те­лем Ю. Ахо, а так­же с семь­ёй Яр­не­фельт, чле­на­ми ко­то­рой бы­ли в т. ч. бра­тья его бу­ду­щей (с 1892) же­ны Ай­но: ком­по­зи­тор и ди­ри­жёр Ар­мас (1869–1958), ху­дож­ник Ээро (1863–1937), пи­са­тель-тол­сто­вец Ар­вид (1861–1932) Яр­не­фельт. С., про­ис­хо­див­ший из шве­доя­зыч­ной се­мьи (фин. яз. изу­чал в ли­цее), во мно­гом под их влия­ни­ем ув­лёк­ся фин. нац. куль­ту­рой. В 1889–91 учил­ся по муз.-тео­ре­тич. пред­ме­там и ком­по­зиции у А. Бек­ке­ра в Бер­ли­не, Р. Фук­са и К. Гольд­мар­ка в Ве­не.

Ус­лы­шав в 1890 в Бер­ли­не сим­фо­нию «Ай­но» фин. ком­по­зи­то­ра Р. Кая­ну­са, С. оце­нил воз­мож­ность со­чи­не­ния му­зы­ки на сти­хи «Ка­ле­ва­лы». Не­по­сред­ст­вен­ные впе­чат­ле­ния о ру­ни­че­ских пес­нях вы­нес из по­езд­ки в По­рво (1891), где ус­лы­шал ска­зи­тель­ни­цу Па­ра­ске Ла­рин (Пра­ско­вья Ла­ри­на), и из лет­не­го пу­те­ше­ст­вия в Ка­ре­лию (1892). В 1891 де­бю­ти­ро­вал как ди­ри­жёр в Хель­син­ки с ис­пол­не­ни­ем собств. со­чи­не­ний. С 1892 пре­по­да­вал в Муз. ин-те (сре­ди уче­ни­ков – Л. Ма­де­тоя) и Ор­ке­ст­ро­вой шко­ле Фи­лар­мо­нич. об-ва. В 1890-е гг. вхо­дил в ар­ти­стич. кру­жок «Сим­по­зи­ум» (вме­сте с худ. А. В. Гал­лен-Кал­ле­лой, Кая­ну­сом и др.). В 1892 в Хель­син­ки на вол­не пат­рио­тич. подъ­ё­ма с ог­ром­ным ус­пе­хом ис­пол­не­на его сим­фо­ния для ор­ке­ст­ра, хо­ра и со­лис­тов «Кул­лер­во» (на фин. яз.; под упр. ав­то­ра, с уча­сти­ем фин. пе­ви­цы А. Ак­те) – пер­вое в ис­то­рии му­зы­ки зна­чит. со­чи­не­ние на сю­жет из «Ка­ле­ва­лы». За­мы­сел опе­ры «По­строй­ка лод­ки» (на сю­жет из «Ка­ле­ва­лы») С. ос­та­вил, на­хо­дясь под силь­ней­шим впе­чат­ле­ни­ем от опер Ваг­не­ра, ус­лы­шан­ных в Бай­рёй­те и Мюн­хе­не (1894); на­бро­ски опе­ры во­шли в ор­ке­ст­ро­вую сюи­ту «Лем­мин­кяй­нен» («4 ле­ген­ды»), в т. ч. всту­п­ле­ние к опе­ре ста­ло ос­но­вой пье­сы «Туо­нель­ский ле­бедь» (1895, сюи­та ис­пол­не­на в Хель­син­ки в 1896 под упр. ав­то­ра). На ру­бе­же ве­ков имя С. ста­ло из­вест­но за пре­де­ла­ми Фин­лян­дии. Час­ти из сюи­ты «Лем­мин­кяй­нен», 1-я сим­фо­ния (пре­мье­ра – 1899, Хель­син­ки, под упр. ав­то­ра) и сим­фо­нич. по­эма «Фин­лян­дия» (пре­мье­ра – 1900, Хель­син­ки, под упр. Кая­ну­са) со­ста­ви­ли ос­но­ву кон­церт­ной про­грам­мы Фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ра Хель­син­ки под рук. Кая­ну­са на Все­мир­ной вы­став­ке в Па­ри­же (1900). В 1902 С. впер­вые про­ди­ри­жи­ро­вал в Хель­син­ки 2-й сим­фо­ни­ей. В 1904 по­се­лил­ся в Яр­вен­пяа на вил­ле «Ай­но­ла» (назв. по име­ни же­ны ком­по­зи­то­ра), где жил св. 50 лет, вы­ез­жая на га­ст­ро­ли и ав­тор­ские кон­цер­ты. В 1905 в Бер­ли­не со­стоя­лась пре­мье­ра Кон­цер­та для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (2-я ред., со­лист К. Га­лирж, ди­ри­жёр Р. Штра­ус) – по­ны­не од­но­го из са­мых ис­пол­няе­мых кон­цер­тов скри­пич­но­го ре­пер­туа­ра. Под упр. С. про­шли пре­мье­ры сим­фо­нич. фан­та­зии «Дочь По­хъо­лы» (на сю­жет из «Ка­ле­ва­лы», 1906, С.-Пе­тер­бург), сим­фо­нич. по­эм «Дриа­ды» (1910, Ос­ло) и «Бард» (1913, Хель­син­ки), сим­фо­ний № 3 (1906), № 4 (1911), № 5 (1915; все – в Хель­син­ки). С 1905 не­од­но­крат­но вы­сту­пал в Ве­ли­ко­бри­та­нии, в нач. 1910-х гг. по­се­тил с кон­цер­та­ми Нор­ве­гию, Шве­цию, Да­нию, Гер­ма­нию, Лат­вию, в 1914 с боль­шим ус­пе­хом ди­ри­жи­ро­вал на­пи­сан­ной по за­ка­зу сим­фо­нич. по­эмой «Океа­ни­ды» на фес­ти­ва­ле в Нор­фол­ке (штат Кон­нек­ти­кут, США), в нач. 1920-х гг. ак­тив­но га­ст­ро­ли­ро­вал за ру­бе­жом (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ита­лия, Скан­ди­на­вия). В 1923 в Хель­син­ки со­сто­ял­ся по­след­ний кон­церт С.-ди­ри­жё­ра на ро­ди­не (пре­мье­ра 6-й сим­фо­нии), а в 1924 в Сток­голь­ме – по­след­ний кон­церт в карь­е­ре С.-ди­ри­жё­ра (пре­мье­ра 7-й сим­фо­нии). В 1926 по за­ка­зу Нью-Йорк­ско­го сим­фо­нич. об-ва С. на­пи­сал сим­фо­нич. по­эму «Та­пио­ла» (пре­мье­ра в 1926, ди­ри­жёр – В. Дам­рош), по за­ка­зу Ко­ро­лев­ско­го те­ат­ра в Ко­пен­га­ге­не – му­зы­ку к дра­ме У. Шек­спи­ра «Бу­ря». По­след­ние опуб­ли­ко­ван­ные со­чи­не­ния – Три пье­сы для скрип­ки и фп. оp. 116 (1929).

С. – один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей ми­ро­вой сим­фо­нич. му­зы­ки, са­мый из­вест­ный и ав­то­ри­тет­ный фин. ком­по­зи­тор. Его твор­че­ст­во раз­ви­ва­лось гл. обр. в рус­ле ро­ман­тиз­ма, при этом сти­ли­сти­ка не­ко­то­рых со­чи­не­ний от­ра­зи­ла вея­ния им­прес­сио­низ­ма и от­час­ти мо­дер­низ­ма. В об­лас­ти про­грамм­ной му­зы­ки с сер. 1890-х гг. С. опи­рал­ся на жанр сим­фо­ни­че­ской по­эмы, ко­то­рый обо­га­тил воз­мож­но­стя­ми позд­не- и по­стро­ман­ти­че­ско­го ор­ке­ст­ра, трак­то­ван­но­го им в ори­ги­наль­ном «се­вер­ном» ва­ри­ан­те. Жанр сим­фо­нии, в ко­то­ром С. ра­бо­тал на про­тя­же­нии 25 лет (1898–1924), пре­тер­пел зна­чит. эво­лю­цию: от ро­ман­тич. сим­фо­нии в ду­хе Чай­ков­ско­го (№ 1), че­рез по­во­рот к клас­сич. сти­лю (№ 2; на­пи­са­на по­сле по­се­ще­ния ком­по­зи­то­ром Ита­лии в 1901), а за­тем к мо­дер­низ­му (ост­ро дис­со­нант­ная по гар­мо­нии сим­фо­ния № 4), к трём по­след­ним сим­фо­ни­ям, в ка­ж­дой из ко­то­рых по-сво­ему ре­ше­на про­бле­ма об­нов­ле­ния сим­фо­нич. жан­ра. 5-я (ны­не ис­пол­ня­ет­ся во 2-й ред., 1919), 6-я и 7-я (од­но­ча­ст­ная) сим­фо­нии и сим­фо­нич. по­эма «Та­пио­ла» со­еди­ня­ют в се­бе ро­ман­тич. со­стоя­ние ду­ха и бле­стя­щее зре­лое мас­тер­ст­во их соз­да­те­ля.

Сре­ди др. со­чи­не­ний: од­но­акт­ный ба­лет «Ска­ра­муш» (либр. П. Кнуд­се­на, 1913); для ор­ке­ст­ра – сим­фо­нич. по­эмы «Са­га» (1892, окон­чат. ред. – 1902), «Ноч­ная скач­ка и вос­ход солн­ца» (1908), «Гру­ст­ный вальс» из му­зы­ки к дра­ме Ар­ви­да Яр­не­фель­та «Куо­ле­ма» («Смерть»; 1903), сюи­та из му­зы­ки к дра­ме М. Ме­тер­лин­ка «Пел­ле­ас и Ме­ли­зан­да» (1905), сюи­та из му­зы­ки к ска­зоч­ной пье­се А. Стринд­бер­га «Сва­не­вит» («Бе­лый, как ле­бедь», 1909); струн­ный квар­тет «Voces intimae» (1909); ок. 100 ро­ман­сов и пе­сен (б. ч. на швед. тек­сты, в т. ч. «Чёр­ные ро­зы»). В Яр­вен­пяа от­крыт Ме­мо­ри­аль­ный му­зей Я. Си­бе­лиу­са.

Лит.: Tawaststjerna E. J. Sibelius. Hels., 1965–1988. Osa 1–5; Ко­же­но­ва И. В. О на­цио­наль­ных осо­бен­но­стях сим­фо­ни­че­ско­го твор­че­ст­ва Я. Си­бе­лиу­са // Из ис­то­рии за­ру­беж­ной му­зы­ки. М., 1971; Эн­те­лис Л. А. Си­лу­эты ком­по­зи­то­ров XX ве­ка. 2-е изд. Л., 1975; Та­васт­шер­на Э. Си­бе­ли­ус. М., 1981. Ч. 1.

 

 

ССЫЛКИ


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024