ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907


Сибелiусъ (Жанъ) — извѣстный финляндскiй композиторъ (род. въ 1865 г.) Музыкальное образованiе получилъ, главнымъ образомъ, въ гельсингфорсскомъ музыкальномъ институтѣ. Произведенiя С. исполняются нерѣдко и въ Россiи. Вдохновенiе С. черпаетъ въ родной природѣ и народной поэзiи («Калевала»). Главныя его произведенiя: «Sinfoni № 1 e-moll» (1899); «Sinfoni № 2 D-dur» (1902); «Kulle rvo», симфон. поэма для оркестра, соло и хора (1892); «Lemmink ä inen», симфон. поэма для оркестра; «Ouverture E-dur» (1891); «Ouverture a-moll» (1902); музыка къ пьесѣ А. Паула «Kung Kristian II» (1898); «Atenarnes Säng» («Пѣсня аѲинянъ», хоръ мальчиковъ и оркестръ, 1897).

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 209


СИБЕЛИУС, Ян (родился 1865), финский композитор, виднейший представитель финской культуры. В своих 7 симфониях, симфонических сюитах и поэмах (поэма-кантата «Куллерво», 1892, легенда «Туонельский лебедь», 1893, и др.), фортепианных произведениях, театральной музыке, хорах, песнях и пр. творчески претворил финский и карельский фольклор.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1215


СИБЕЛИУС (Sibelius) Ян (1865—1957), финский композитор, глава национальной музыкальной школы. Главным образом программные оркестровые сочинения — 7 симфонических, поэмы, в том числе 4 легенды по «Калевале» («Туонельский лебедь» и др.), «Финляндия», «Тапиоля», «Дочь Севера», сюиты, концерт для скрипки с оркестром, «Грустный вальс» (из музыки к драматическому спектаклю, переработанный для концертного исполнения), инструментальные ансамбли и пьесы, песни.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 30. — Москва, 2015. — С. 127—128 // Электронная версия

СИБЕ́ЛИУС (Sibelius) Ян (Жан; Юхан Юлиус Кристиан) (8.12.1865, Хяменлинна – 20.9.1957, Ярвенпяа), фин. композитор и дирижёр. Из семьи врача. С 1885 в Хельсинки, до 1889 учился в Муз. ин-те игре на скрипке (у М. Васильева, Г. Чиллага), теории музыки и композиции (у М. Вегелиуса), одновременно изучал право в ун-те. В 1888 познакомился с Ф. Бузони, который способствовал его развитию как музыканта. Важную роль в формировании худож. личности сыграло сближение с композитором и дирижёром Р. Каянусом, пианистом и писателем А. Паулем, писателем Ю. Ахо, а также с семьёй Ярнефельт, членами которой были в т. ч. братья его будущей (с 1892) жены Айно: композитор и дирижёр Армас (1869–1958), художник Ээро (1863–1937), писатель-толстовец Арвид (1861–1932) Ярнефельт. С., происходивший из шведоязычной семьи (фин. яз. изучал в лицее), во многом под их влиянием увлёкся фин. нац. культурой. В 1889–91 учился по муз.-теоретич. предметам и композиции у А. Беккера в Берлине, Р. Фукса и К. Гольдмарка в Вене.

Услышав в 1890 в Берлине симфонию «Айно» фин. композитора Р. Каянуса, С. оценил возможность сочинения музыки на стихи «Калевалы». Непосредственные впечатления о рунических песнях вынес из поездки в Порво (1891), где услышал сказительницу Параске Ларин (Прасковья Ларина), и из летнего путешествия в Карелию (1892). В 1891 дебютировал как дирижёр в Хельсинки с исполнением собств. сочинений. С 1892 преподавал в Муз. ин-те (среди учеников – Л. Мадетоя) и Оркестровой школе Филармонич. об-ва. В 1890-е гг. входил в артистич. кружок «Симпозиум» (вместе с худ. А. В. Галлен-Каллелой, Каянусом и др.). В 1892 в Хельсинки на волне патриотич. подъёма с огромным успехом исполнена его симфония для оркестра, хора и солистов «Куллерво» (на фин. яз.; под упр. автора, с участием фин. певицы А. Акте) – первое в истории музыки значит. сочинение на сюжет из «Калевалы». Замысел оперы «Постройка лодки» (на сюжет из «Калевалы») С. оставил, находясь под сильнейшим впечатлением от опер Вагнера, услышанных в Байрёйте и Мюнхене (1894); наброски оперы вошли в оркестровую сюиту «Лемминкяйнен» («4 легенды»), в т. ч. вступление к опере стало основой пьесы «Туонельский лебедь» (1895, сюита исполнена в Хельсинки в 1896 под упр. автора). На рубеже веков имя С. стало известно за пределами Финляндии. Части из сюиты «Лемминкяйнен», 1-я симфония (премьера – 1899, Хельсинки, под упр. автора) и симфонич. поэма «Финляндия» (премьера – 1900, Хельсинки, под упр. Каянуса) составили основу концертной программы Филармонич. оркестра Хельсинки под рук. Каянуса на Всемирной выставке в Париже (1900). В 1902 С. впервые продирижировал в Хельсинки 2-й симфонией. В 1904 поселился в Ярвенпяа на вилле «Айнола» (назв. по имени жены композитора), где жил св. 50 лет, выезжая на гастроли и авторские концерты. В 1905 в Берлине состоялась премьера Концерта для скрипки с оркестром (2-я ред., солист К. Галирж, дирижёр Р. Штраус) – поныне одного из самых исполняемых концертов скрипичного репертуара. Под упр. С. прошли премьеры симфонич. фантазии «Дочь Похъолы» (на сюжет из «Калевалы», 1906, С.-Петербург), симфонич. поэм «Дриады» (1910, Осло) и «Бард» (1913, Хельсинки), симфоний № 3 (1906), № 4 (1911), № 5 (1915; все – в Хельсинки). С 1905 неоднократно выступал в Великобритании, в нач. 1910-х гг. посетил с концертами Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Латвию, в 1914 с большим успехом дирижировал написанной по заказу симфонич. поэмой «Океаниды» на фестивале в Норфолке (штат Коннектикут, США), в нач. 1920-х гг. активно гастролировал за рубежом (Великобритания, Италия, Скандинавия). В 1923 в Хельсинки состоялся последний концерт С.-дирижёра на родине (премьера 6-й симфонии), а в 1924 в Стокгольме – последний концерт в карьере С.-дирижёра (премьера 7-й симфонии). В 1926 по заказу Нью-Йоркского симфонич. об-ва С. написал симфонич. поэму «Тапиола» (премьера в 1926, дирижёр – В. Дамрош), по заказу Королевского театра в Копенгагене – музыку к драме У. Шекспира «Буря». Последние опубликованные сочинения – Три пьесы для скрипки и фп. оp. 116 (1929).

С. – один из крупнейших представителей мировой симфонич. музыки, самый известный и авторитетный фин. композитор. Его творчество развивалось гл. обр. в русле романтизма, при этом стилистика некоторых сочинений отразила веяния импрессионизма и отчасти модернизма. В области программной музыки с сер. 1890-х гг. С. опирался на жанр симфонической поэмы, который обогатил возможностями поздне- и постромантического оркестра, трактованного им в оригинальном «северном» варианте. Жанр симфонии, в котором С. работал на протяжении 25 лет (1898–1924), претерпел значит. эволюцию: от романтич. симфонии в духе Чайковского (№ 1), через поворот к классич. стилю (№ 2; написана после посещения композитором Италии в 1901), а затем к модернизму (остро диссонантная по гармонии симфония № 4), к трём последним симфониям, в каждой из которых по-своему решена проблема обновления симфонич. жанра. 5-я (ныне исполняется во 2-й ред., 1919), 6-я и 7-я (одночастная) симфонии и симфонич. поэма «Тапиола» соединяют в себе романтич. состояние духа и блестящее зрелое мастерство их создателя.

Среди др. сочинений: одноактный балет «Скарамуш» (либр. П. Кнудсена, 1913); для оркестра – симфонич. поэмы «Сага» (1892, окончат. ред. – 1902), «Ночная скачка и восход солнца» (1908), «Грустный вальс» из музыки к драме Арвида Ярнефельта «Куолема» («Смерть»; 1903), сюита из музыки к драме М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» (1905), сюита из музыки к сказочной пьесе А. Стриндберга «Сваневит» («Белый, как лебедь», 1909); струнный квартет «Voces intimae» (1909); ок. 100 романсов и песен (б. ч. на швед. тексты, в т. ч. «Чёрные розы»). В Ярвенпяа открыт Мемориальный музей Я. Сибелиуса.

Лит.: Tawaststjerna E. J. Sibelius. Hels., 1965–1988. Osa 1–5; Коженова И. В. О национальных особенностях симфонического творчества Я. Сибелиуса // Из истории зарубежной музыки. М., 1971; Энтелис Л. А. Силуэты композиторов XX века. 2-е изд. Л., 1975; Тавастшерна Э. Сибелиус. М., 1981. Ч. 1.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024