ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ОРГорганАН, духовой клавишно-педальный музыкальный инструмент; состоит из неск. групп (регистров) труб (обычно механических), приводимых в звучание воздухом, нагнетаемым мехами. Играют на О. при помощи неск. клавиатур — ручных (мануалов) и ножных (педалей). Каждый клавиш управляет одним и тем же звуком во всех регистрах; регистры, отличающиеся друг от друга звуковой окраской (тембром), включаются при помощи особых рычагов.

 

 

В. Даль. Толковый словарь


ОРГАНЪ м. лат. музыкальное орудiе, составленное изъ большого числа разномерныхъ трубъ, съ поддувальным мехомъ и клавишами; онъ заменяетъ, полнотою и объемомъ весь оркестръ. Большой церковный органъ, зовут также органами: малый, расхожiй, или просто органъ, без ручныхъ клавишей, а играютъ на немъ вертя лебедку, ручку, и притомъ только напевы, набитые на валу; органъ заводной, какъ часы, обычно зовется машиной: органчикъ, для обученiя певчихъ птицъ, серинетка. Чайку покушать, да органчика послушать. Органные мехи. Органный пунктъ, муз. звукъ или нота, которую держитъ басъ, при переходахъ прочихъ голосов. Органистъ, игрокъ, музыкантъ на органе: органщикъ, органный мастеръ; || органщиками зовут и заморскихъ нищихъ, с органишкомъ. Органистовъ очечникъ. Органщиково зяблое лицо. Органщичьи ухватки. Органка ж. стар. опускная решетка в воротахъ. || Пищальная батарея.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ОРГАН, духовой клавишный музыкальный инструмент древнего происхождения. Состоит из набора труб-регистров (деревянных и металлических) разных размеров, пневматических системы (звуконагнетающего устройства и воздухопроводов) и кафедры управления. Имеет несколько клавиатур — ручных (мануалов) и ножных (педалей). Предшественники органа — волынка, древнекитайский шэн, европейская флейта Пана. С 14 в. до середины 18 в. орган был широко распространён в Западной Европе сперва как церковный, затем как светский инструмент. Позднее оттеснён с развитием оперной, камерной, симфонической музыки. Используется преимущественно как сольный инструмент.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


ОРГА´Н, -а, м. Музыкальный духовой клавишный инструмент, состоящий из труб, в к-рые мехами нагнетается воздух. || прил. органный, -ая, -ое. Органная музыка.

ОРГАНИ´СТ, -а, м. Музыкант, играющий на органе. || ж. органистка, -и.

 

 

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890


Органъ, (organum — лат., organo — итал., Orgel — нѣм., orgue — франц., organ — англ.) — большой музыкальный духовой хроматическiй клавишный инструментъ съ мѣхами, трубами, трубками (металлическими, деревянными, безъ язычковъ и съ язычками) различныхъ тембровъ. По звуковому богатству и обилiю музыкальныхъ средствъ О. занимаетъ первое мѣсто между всѣми инструментами и считается царемъ инструментовъ. Вслѣдствiе своей выразительности, онъ давно сдѣлался достоянiемъ церкви. Зародышъ О. можно видѣть въ флейтѣ Пана (Syrinx), a так-же въ волынкѣ (Sackpfeife). Евреи примѣняли при богослуженiяхъ родъ О.— магрефа; у грековъ было тоже нѣчто въ родѣ О. (Hydraulikon). У римлянъ былъ комнатный О. (Hydraulis). Изображенiе этого инструмента имѣется на одной монетѣ или жетонѣ временъ Нерона. О. большихъ размѣровъ появились въ IV ст., болѣе или менѣе усовершенствованные О.— въ VII и VIII ст. Папа Виталiанъ (VII ст.) ввелъ О. въ католическую церковь. Въ VIII стол. Византiя славилась своими О. Искусство строить О. развилось и въ Италiи, откуда въ IX ст. они выписывались во Францiю. Позднѣе это искусство развилось въ Германiи. Наибольшее и повсемѣстное распространенiе О. начинаетъ получать въ XIV ст. Въ 1470 г. нѣмецъ Бернгардтъ въ Венецiи ввелъ въ О. педаль, т. е. клавiатуру для ногъ. Старинные О., въ сравненiи съ современными, были грубой работы; ручная клавiатура, напр., состояла изъ клавишъ шириною отъ 5 до 7 дм. Разстоянiе между клавишами было въ полдюйма. Ударяли по клавишамъ не пальцами, какъ теперь, а кулаками. Въ XVI и XVII ст. уменьшены клавиши и увеличено число трубокъ. Въ настоящее время наиболѣе знаменитымъ строителемъ О. считается Вилькеръ въ Лудвигсбургѣ. Об О. писали: Bedos de Celles; «L'art du facteur, d'orgues» (1766—78); Antony, «Geschichtliche Darstellung der Entstehung und vervolkommnung der О.» (Мюнстеръ, 1832); Hopkins, «The organ; its history and construction» (Л., 1855); Seidel, «Die O. und ihr Bau» (4 изд., Лпц., 1887); Wangemann, «Die O. ihre Geschichte und ihr Bau» (3 изд., ib., 1887); Töpfer, «Lehrbuch der Orgel baukunst» (Вѣна, 3 изд. 1888); Frenzel, «Die O. und ihre Meister» (Дрезд., 1894). Усовершенствованные О. достигли огромнаго числа трубъ и трубокъ; напр. О. въ Парижѣ въ церкви St. Sulpice имѣетъ 7 тыс. трубъ и трубокъ. Въ О. бываютъ открытыя съ обѣихъ сторонъ трубы и трубки слѣдующихъ величинъ: въ 1 фт. (Piccolo) — ноты звучатъ тремя октавами выше писанныхъ, въ 2 фт.— ноты звучатъ двумя октавами выше писанныхъ, въ 4 фт.— ноты звучатъ октавой выше писанныхъ, въ 8 фт.— ноты звучатъ, какъ пишутся, въ 16 фт.— ноты звучатъ октавой ниже писанныхъ, въ 32 фт.— ноты звучатъ двумя октавами ниже писанныхъ. Если эти открытыя трубы закрыть съ одной стороны, то ихъ звуки понизятся на октаву. Не всѣ О. имѣютъ трубы большихъ размѣровъ. По величинѣ самыхъ большихъ трубъ въ О. онъ получаетъ свое названiе, напр.— въ 4 фт.; или въ 8 фт., или въ 16 фт. Клавiатуръ въ О. бываетъ отъ 2 до 5; называются онѣ мануалами. Хотя каждая клавиатура О. имѣетъ объемъ въ 4 ½ октавы, но, благодаря трубамъ, звучащимъ на двѣ октавы ниже или на три октавы выше писанныхъ нотъ, объемъ большого О. имѣет 9 ½ октавъ. Каждый наборъ трубъ одинаковаго тембра составляетъ как-бы отдѣльный инструментъ и называется голосомъ (Stimme, Jeu). Каждая изъ выдвигаемыхъ или вдвигаемыхъ кнопокъ или регистровъ (находящихся надъ клавиатурой или по бокамъ инструмента) приводитъ въ действiе соотвѣтствующiй ей рядъ трубокъ. Каждая кнопка или регистръ имѣетъ свое названiе и соотвѣтствующую надпись, съ обозначенiемъ длины трубъ этого регистра. Названiе регистра и величина трубъ обозначаются на нотахъ надъ тѣмъ мѣстомъ, гдѣ извѣстный регистръ долженъ быть примѣненъ. Регистровъ въ О. от 5 до 100 и болѣе. Всѣ регистры распадаются на двѣ категорiи: 1) регистры съ трубами безъ язычковъ (Jeux de fond, Labialpfeifen). Къ этой категорiи принадлежатъ регистры открытыхъ флейтъ, регистры закрытыхъ флейтъ (bourdons), регистры призвуковъ (jeux de mutation или mixture), въ которыхъ каждая нота имѣетъ нѣсколько (болѣе слабыхъ) гармоническихъ призвуковъ. 2) Регистры, у которыхъ трубы съ язычками (Jeux d'anche, Rohr-oder Schnarrwerke). Соединенiе регистровъ обѣихъ категорiй вмѣстѣ съ микстурой называется plain jeu. Клавiатуры или мануалы расположены въ О. террасой, одна надъ другой. Кромѣ нихъ существуетъ еще клавiатура педалей (отъ 5 до 30 клавишъ), преимущественно для низкихъ звуковъ. Партiя для рукъ пишется на двухъ системахъ, въ ключахъ , какъ для фортепiано. Партiю педалей пишутъ чаще отдѣльно на одной системѣ, въ ключѣ . На клавiатурѣ педалей, называемой просто «педаль», играютъ обѣими ногами, пользуясь поперемѣнно каблукомъ и носкомъ. О. безъ педали называется positiv, маленькiй переносный O. — portativ. Въ наиболѣе употребительныхъ церковныхъ и концертныхъ О. три клавiатуры для рукъ (мануалы) и одна для ногъ. Нижнiй мануалъ — самый близкiй къ играющему — называется первымъ мануаломъ (Grand-orgue), слѣдующiй за нимъ выше — вторымъ мануаломъ (positif, expressif), верхнiй мануалъ — третьимъ (récit, expressif). Облегченiями для играющихъ и средствомъ для усиленiя или ослабленiя звучности служатъ: a) Coppula — механизмъ, съ помощью котораго связываются двѣ клавиатуры, при чемъ выдвинутые на нихъ регистры дѣйствуютъ одновременно. Coppula даетъ возможность играющему на одномъ мануалѣ пользоваться выдвинутыми регистрами другого, b) 4 подножки надъ клавiатурой педалей (Pédale de combinaison, Tritte), изъ которыхъ каждая дѣйствуетъ на извѣстную опредѣленную комбинацiю регистровъ. с) Boîte d'expression — приборъ, состоящiй изъ дверецъ, закрывающихъ и открывающихъ все помѣщенiе съ трубами разныхъ регистровъ, вслѣдствiе чего происходитъ crescendo и decrescendo. Дверцы приводятся въ движенiе подножкой (Schwelltritt). Такъ какъ регистры въ разныхъ О. разныхъ странъ не одинаковы, то въ органной партiи они не обозначаются подробно: выписываютъ надъ тѣмъ или другимъ мѣстомъ органной партiи только мануалъ, обозначенiе трубъ съ язычками или безъ нихъ и величину трубъ. Остальныя подробности предоставляются исполнителю. О. соединяется съ оркестромъ и пѣнiем въ ораторiяхъ, кантатахъ, псалмахъ, а также въ оперѣ, преимущественно какъ аккомпанементъ молитвы.

Н. Соловьевъ.

 

Большая российская энциклопедия. Том 24. — Москва, 2014. — С. 330 // Электронная версия

ОРГА́Н (лат. organum, от греч. ὄργανον – орудие, инструмент; нем. Orgel, франц. orgue), клавишно-духовой муз. инструмент. Осн. части: трубы (звучащая часть); мехи (часть системы воздухоподачи; до изобретения электромотора воздух накачивали руками или ногами помощники – кальканты); виндла­ды (от нем. Windlade, букв. – воздушный ящик; ёмкости, предназначенные для распределения воздуха по установленным на них трубам); клавиатуры и рукоятки включения регистров (система управления инструментом).

Шамады. Фрагмент органа работы Х. де Чаваррии. 1765. Марчена (близ Севильи, Испания). Фото М. А. Моисеевой

Клавиши и регистровые рукоятки обеспечивают подачу воздуха к соответствующим трубам и связаны с ними при помощи т. н. трактуры. Последняя может быть механической (связь клавиши и трубы осуществляется через ряд передаточных узлов и рычагов), пневматической (связь через тонкую металлич. трубку, по которой идёт воздух), электрической (клапан трубы открывается за счёт импульса постоянного тока в электрич. цепи). Большинство органных труб находится внутри корпуса инструмента, некоторые из них могут быть вынесены на фасад О., обращённый к аудитории. Оформление корпуса О. подчас представляет не меньшую худож. ценность, чем его звучание. Место органиста – пульт, или кафедра, – чаще всего располагается перед фасадом, имеет клавиатуры для рук (мануалы) и для ног (педаль), а также рукоятки включения регистров и педали управления спец. устройствами, среди которых – копулы (механизм, позволяющий при игре на одном мануале использовать регистры другого). При игре органисту обычно помогает ассистент, переключающий регистры, указанные в нотах. Количество мануалов О. – от 1 до 7 (чаще 2–4), диапазон каждого – от «до» большой до «соль» 3-й («до» 4-й) октавы; реальное звучание инструмента может достигать 10 октав.

Под термином «О.» понимаются также малые разновидности инструмента. Портатив (нем. Portativ) – маленький переносной О., крепился на плечевом ремне или располагался на колене исполнителя, который одной рукой играл, а другой накачивал воздух при помощи мехов. Позитив (нем. Positiv) – небольшой О. без педали, часто размещался на столе; при игре органисту требовался помощник, накачивающий воздух. Позитив, составленный язычковыми трубами (обычно не имеющими раструбов), назывался регаль (нем. Regal).

Разнообразие характеристик органных труб даёт возможности для создания множества разных по звучанию регистров, набор которых индивидуален для каждого инструмента. Регистры (группа труб, одинаковых по тембру, но разных по высоте звучания) различаются по форме труб (открытые и закрытые; конич., цилиндрич., квадратного сечения и др.), их мензуре (широко- и узкомензурные), материалу изготовления (металлич. и деревянные) и др. По способу звукообразования трубы (и соответственно регистры) делятся на лабиальные и язычковые. В лабиальных трубах, которые в зависимости от ширины мензуры делятся на принципалы (от лат. principalis – первый, главный), флейты и штрайхеры (от нем. Streicher – смычковые [инструменты]), звук рождается в результате колебания возд. столба внутри трубы. В язычковых трубах звукообразование происходит за счёт колебания бьющего язычка. Трубы язычковых регистров могут иметь длинные или короткие раструбы разл. форм. Некоторые исп. и франц. О. имеют характерные горизонтально расположенные трубы язычковых регистров на фасаде – т. н. шамады (франц. chamade). Регистры различаются также по тесситуре, которая традиционно обозначается числом, соответствующим длине самой низкой трубы данного регистра, чаще всего в футах. Регистры, в названиях которых фигурирует число, кратное 8, называются основными; они звучат в соответствии с нотной записью (8-футовый регистр обозначается 8), на одну или две октавы ниже (16 или 32 соответственно), на одну, две или три октавы выше (4, 2 и 1 соответственно). Особый род лабиальных регистров представляют собой аликвоты – обертоновые регистры. Они редко используются самостоятельно и, являясь выделенными обертонами по отношению к основным регистрам, меняют окраску того основного регистра, к которому добавлены. Названия аликвот часто указывают на интервал, который они составляют с основным тоном, а также содержат дробное число, отражающее их отношение к основному тону (напр.: Quinta 22/3, Terzia 13/5). Существуют регистры, состоящие из нескольких рядов труб, и в этом случае нажатие одной клавиши приводит к воспроизведению нескольких нот; к таковым относятся микстуры (Mixtura, Cornet, Zimbel, Terzian и др.). Комбинация из принципалов в сочетании с аликвотами и микстурами составляет т. н. органное плено (итал. organo pleno, от лат. plenus – сильный, мощный, полнозвучный) – наиболее характерную и показательную звучность О., яркую и торжественную. Особый вид многорядных регистров – нежные и тихие тремолирующие регистры, в которых на каждую клавишу приходится по 2 трубы, настроенные с биением, что создаёт эффект лёгкой вибрации (Aeoline; Unda maris, лат. – морская волна). Устройство, позволяющее достигнуть эффекта вибрации применительно к любому из регистров мануала, – тремулянт (включается обычно отд. регистровой рукояткой). Существуют также «декоративные» регистры: глокеншпиль (нем. Glockenspiel – колокольчики), регистры, изображающие пение птиц (исп. Pajaritos, нем. Nachtigall), и др.

В католич. церкви и в большинстве протестантских (лютеранская и др.), где О. является частью муз. оформления богослужения, он обычно располагается на зап. стене над входом, однако может находиться и в др. местах: между колоннами центр. нефа, в трансепте, над алтарной преградой. В храме могло быть 2 и более больших О., и устанавливались они по-разному (напр., один ближе к алтарю, чтобы аккомпанировать хору, а другой – на хорах; напротив друг друга между колоннами центр. нефа).

Исторический очерк

Предшественник О. – античный гидравлос. Сохранились сведения о существовании О. в сер. – 2-й пол. 1-го тыс. в Зап. Европе и Византии, причём его использование ограничивалось светской обстановкой; в христианской церкви он стал применяться предположительно на рубеже 1–2-го тыс.

Ср.-век. О. – это т. н. блокверк, звучащий единым хором принципальных труб. Клавиши его были очень широкими – по ширине труб, а система воздухоподачи несовершенной, поэтому играть на блокверке можно было лишь простые одноголосные мелодии. О., сопоставимый с совр. инструментами, сложился в эпоху Возрождения: появились новый тип трактуры (позволивший сузить клавиши до удобного размера), регистровые рукоятки для отд. рядов труб, ножная клавиатура из нескольких клавиш – предшественница педали. Репертуар О. Позднего Возрождения и раннего барокко – переложения, затем обработки вокальных источников и вариации на танцы и песни. В тот период появились первые нотированные образцы органной музыки. Для нотации применялась в осн. табулатура (буквенная, цифровая), позднее – запись в виде партитуры. Совр. нотация трёхстрочная: 2 верхние строки предназначены для мануалов, нижняя – для педали.

Органная специфика в музыке эпохи Ренессанса не отражена: тот же репертуар исполнялся и на др. инструментах. Центры органной культуры в этот период – Нидерланды (Я. П. Свелинк), Испания (А. де Кабесон), Италия (К. Меруло, А. и Дж. Габриели).

Фото М. А. Моисеевой Орган работы А. Р. Мартинеса. 1792. Ла-Сека (близ Вальядолида, Испания).

Первый расцвет органного иск-ва пришёлся на эпоху барокко: была усовершенствована конструкция О., стал разнообразнее регистровый состав, появились типично органные жанры, с которыми связано развитие исполнительской виртуозности. В этот период развивались нац. школы: итальянская (Дж. Фрескобальди, А. Майоне), испанская (Ф. Корреа де Араухо, П. Бруна), северонемецкая (Д. Букстехуде, В. Любек), южнонемецкая (И. Я. Фробергер, Георг Муффат), французская (Ф. Куперен, Н. де Гриньи) и др.; каждой свойственны свои конструктивные особенности инструмента, жанровая система, исполнительские традиции. К данному периоду относится творчество И. С. Баха – крупнейшего органиста и органного композитора, эксперта в области органостроения. Среди наиболее значительных мастеров органостроения – Г. Зильберман и др. члены этого семейства (см. в ст. Зильберман). Интерес к О. уменьшился у композиторов-классиков [см. в ст. Классика в музыке (2-е значение)], которые отдавали предпочтение молоточковым клавишным инструментам (известно неск. органных пьес В. А. Моцарта).

Орган работы Г. Зильбермана. 1735. Собор Св. Петра во Фрайберге (Германия).

Возрождение О. приходится на эпоху романтизма. На первый план в романтич. органном иск-ве вышли крупные нем. и франц. музыканы: Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, Й. Рейнбергер, М. Регер; С. Франк, Ш. М. Видор, Л. Вьерн и др. Мировое признание получили инструменты нем. фирм «Валькер», «Зауэр», франц. мастера А. Кавайе-Коля. Сложился новый – большой романтический О., получивший назв. «симфонического» за свою способность соперничать с оркестром по силе и разнообразию звучания. В это время начала применяться пневматич. трактура, появилась возможность плавной смены динамики при помощи швеллера (жалюзи, открытие или закрытие которых с пульта О. при помощи спец. педали делает звучание громче или тише) и др.

В России О. появился во 2-й пол. 15 в. в качестве светского инструмента при дворе государей и знати, позднее и в театре. Небольшие О. имелись в нач. 17 в. в государевой Потешной палате, во 2-й пол. 17 в. при дворе Алексея Михайловича работал польский органный мастер Симон Гутовский. В православной службе орган никогда не использовался. В 19 в. появились первые органные сочинения рус. композиторов – В. Ф. Одоевского, затем С. И. Танеева, А. К. Глазунова и др.; со 2-й пол. 19 в. игре на О. стали обучать в С.-Петерб. и Моск. консерваториях. В советское время развитие органного иск-ва было продолжено в русле академич. образования и концертной практики; среди крупнейших отеч. органистов – А. Ф. Гедике, И. А. Браудо, Л. И. Ройзман.

В 20–21 вв. интерес к О. сохраняется во многих странах. Совершенствуются средства управления О.: напр., появились т. н. свободные комбинации, благодаря которым можно запрограммировать ряд регистровых сочетаний и затем менять их нажатием кнопки. В органостроении формируются 2 устойчивые тенденции: изучение, реставрация и копирование историч. инструментов; создание универсальных инструментов, объединяющих черты разл. органных традиций. Одной из ведущих «органных» стран остаётся Франция, где О. продолжает своё развитие как церковный инструмент; среди композиторов 20 в. (которые чаще всего были исполнителями-виртуозами) – М. Дюпре, Ш. Турнемир, Ж. Ален, О. Мессиан, Ж. Лангле.

Новые разновидности О. появились в 20 в. Т. н. театральный О. (англ. theatre organ) – инструмент, призванный заменить оркестр на спектакле или киносеансе; обладает теми же осн. технич. характеристиками (система подачи воздуха, трубы и др.), но имеет ряд дополнит. устройств, которые позволяют воспроизводить звучание фп., ударных инструментов, разл. немузыкальные звуки (напр., сирену) и др.; эта разновидность получила широкое распространение, гл. обр. в США. См. также Электроорган.

 

 

Ссылки


 

 

Примечания


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, инструменты, предназначенные для извлечения муз. звуков, а также ритмич. шумов. М. к. делятся на группы в зависимости от звучащего тела и на подгруппы — по способу извлечения звука. К группе струнных М. и. относятся: смычковые (скрипка, виолончель, кяманча и др.) — звук извлекается проведением смычка по струнам; щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка, тар и др.) — струны ущемляют пальцами или пластинкой (медиатром, плектром); клавишно-ударные (рояль, пианино и др.) — звук извлекают путём удара по струнам молоточками, приводимыми в действие передаточным от клавиш механизмом. К группе духовых М. и. относятся: медные (труба, валторна, карнай и т. п.), деревянные (флейта, кларнет, зурна и т. п.) и клавишо-педальные (орган); в духовых М. и. звук возникает от колебания заключённого в них столба воздуха. К группе язычковых М. и. относятся все типы гармоник (баян, аккордеон, концертино и т. п.) и фисгармоний. Ударные М. и. (литавры, барабаны, бубны, ксилофон и т. п.) приводятся в звучание ударами палочек, колотушек и т. п.

РЕГИСТР (в  музыке), 1) группа труб органа или язычков фисгармонии, аккордеона и т. п. одинакового тембра. 2) Участок звукового диапазона муз. инструмента или певческого голоса, занимающий определённое положение по высоте. Бывает высокий, средний и низкий Р.

ТЕМБР, окраска, оттенок звука. Характер Т. зависит от количества, относительной силы и порядка возникновения обертонов, входящих в состав данного звука. Т. отличает звучание одного муз. инструмента или голоса от другого.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024