В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 3. — М.: Русский язык, 1978. — С. 15
ПАНТОМИМА ж. греч. выразительное тѣлодвиженье, нѣмое объясненье, передача чувствъ или мыслей лицомъ и всѣмъ теломъ. || Родъ балета, драматическое зрѣлище безъ речей, нѣмая игра; пантомимическое, —мимное зрѣлище.
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 599
ПАНТОМИМА, 1) вид театрального представления без слов — содержание действия раскрывается в П. посредством движений и мимич. игры актёров. 2) В балете сюжетная сцена, не имеющая чисто танцевального характера, основанная на драматически выразительной игре исполнителей.
ПАНТОМИМИКА, выразительные движения человеческого тела, в отличие от мимики (движения лица). Оба вида входят в общую систему выразительных движений. В узком смысле — бессловесная игра актёра.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980
ПАНТОМИМА (от греч. pantomimos, букв.— всё воспроизводящий подражанием), вид сценич. иск-ва, в к-ром осн. средства создания худ. образа — пластика, жест, мимика исполнителя.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986. — С. 423
ПАНТОМИ´МА, -ы, ж. Мимическое представление без слов. || прил. пантомимный, -ая, -ое и пантомимический, -ая, -ое.
ПАНТОМИМА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия
ПАНТОМИ́МА (от греч. παντόμιμος – всему подражающий), вид сценич. искусства, в котором главным художественным приёмом является пластич. выразительность актёра. Истоки П. восходят к иск-ву др.-греч. мимов, сочетавших слово и пластику. Древняя П. могла воспроизводить любые действия: существовали водные, акробатич., конные П., П.-процессии и др. Разделение слова и жеста произошло в др.-рим. П. кон. 1 в. до н. э., где актёр изображал действия, комментируемые хором и музыкантами. В средние века П. была иск-вом гистрионов. В 16–18 вв. она возродилась в комедии дель арте, некоторые персонажи которой стали масками позднейших мимов. Во Франции установление театральной монополии (1680) и особенно введение сообразных ей ограничений на исполнение разговорных сцен (1707) и вокальных номеров (1709) повлекло за собой бурный расцвет П. на подмостках балаганного театра. В 18 в. к П. как элементу драматизации балета обращаются Дж. Уивер и Ж. Ж. Новерр. Развитию П. в самостоят. театральную форму способствовала эстетика романтизма. Как актёры П. прославились Дж. Гримальди и Ж. Г. Дебюро, положивший начало жанру лирич. П. В Англии последней трети 19 в. П. разыгрывалась преим. артистами цирка и мюзик-холла, откуда она в нач. 20 в. пришла в кинематограф, пережив очередной расцвет в творчестве мимов немого кино – Ч. Чаплина, Б. Китона, Г. Ллойда и др.
Традиционная П., как правило, «рассказывает» некую историю, жесты в этом случае служат своего рода подстрочником – иллюстрацией либо заменой звучащего слова. В 1920–40-е гг. Э. Декру, отказавшись от дискурсивного понимания жеста, разрабатывал основы новой, неиллюстративной П., где отправной точкой зрелищности является тело актёра. Эта линия получила продолжение в актёрском иск-ве Ж. Л. Барро, М. Марсо, Р. Дево, М. Серро, в спектаклях Е. Гротовского и Э. Барбы. Среди др. известных мимов 20 в. – Л. Фиалка (Чехословакия), Х. Томашевский (Польша), М. Тенисон (Литва), А. Дариус (США).
В России к П. обращались Н. Н. Евреинов, К. А. Марджанишвили, М. А. Чехов, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, А. А. Румнев, Р. Е. Славский, Б. Г. Амарантов, А. А. Елизаров, В. В. Мартынов и др. Существуют П. всевозможных жанров и видов – от короткого эпизода до многоактного спектакля; широко используется артистами эстрадной миниатюры (А. И. Райкин) и цирковой клоунады (Карандаш, Ю. В. Никулин, Л. Г. Енгибаров, В. И. Полунин).
Лит.: Славский Р. Е. Искусство пантомимы. M., 1962; Барро Ж.-Л. Размышления о театре. M., 1963; Румнев А. А. Пантомима и ее возможности. М., 1966; Mimo e Mimi / A cura di M. De Marinis. Firenze, 1980; Маркова Е. В. Современная зарубежная пантомима. М., 1985; Рутберг И. Г. Искусство пантомимы. Пантомима как форма театра. М., 1989; Декру Э. Слово о миме. Архангельск, 1992; Хайченко Е. Г. Великие романтические зрелища. М., 1996; Brincken J. von. Tours de force – die Ästhetik des Grotesken in der französischen Pantomime des 19. Jahrhunderts. Tüb., 2006; Юшкова Е. В. Пластика преодоления: Краткие заметки об истории пластического театра в России в XX в. Ярославль, 2009.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Марсель Марсо
Пантомима: Пабло Сибес
Пантоми́ма (от др.-греч. παντό-μῑμος — пантомим (актёр, играющий с помощью одних телодвижений) ← др.-греч. παντ(ο), πᾶς — весь, целый + др.-греч. μῖμος — мим, актёр; подражание, воспроизведение) — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ