Содержание:
В. Даль. Толковый словарь
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Юридический словарь. 1953
Юридический энциклопедический словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2010
КОНСТИТУЦIЯ ж. латин. образованье, устройство правленья, основанiе государственаго управленья. || Основные законы, опредѣляющiе права и обязаности избирательныхъ собранiй и отношенiя ихъ къ государю и къ народу; || законоправленье, ограниченное монархическое правленье, гдѣ законъ выше правителя. Конституцiонный, управляемый конституцiею: условный, къ конституцiи относящiйся. Конституцiонный государь, ограниченный властью государь, законоправитель.
Иллюстрации из Настольного календаря колхозника 1939 года.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
КОНСТИТУЦИЯ, основной закон гос-ва, закрепляющий основы социально-экономич. системы и политич. организации общества в соответствии с интересами господствующего класса. Как содержание, так и форма К. отражают соотношение классовых сил в гос-ве. Конституция СССР и конституции стран народной демократии принципиально отличны от бурж. К. Конституция СССР и конституции стран народной демократии выражают волю народа. Конституция СССР закрепляет гос. строй, основанный на принципах социализма, утверждает победу социалистического обществ. строя, устанавливает, что гос. руководство обществом (диктатура) принадлежит рабочему классу. К. современных империалистич. гос-в, провозглашая на словах суверенитет (верховенство) народа, закрепляют господство эксплуататорского меньшинства — диктатуру буржуазии. Гл. основу бурж. К. составляют принципы капитализма: частная собственность на орудия и средства произ-ва, эксплуатация наёмного труда.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — устройство), осн. закон гос-ва, определяющий обществ. и гос. устройство, порядок и принципы образования представит. органов власти, избират. систему, права и обязанности граждан. К.— основа всего законодательства гос-ва.
К. СССР и др. социалистич. стран закрепляют политич. власть трудящихся, равноправие всех граждан, демокр. избират. систему; предоставляют трудящимся широкие права и свободы и предусматривают гарантии их осуществления. Первой сов. К. была К. РСФСР 1918. После образования Союза ССР была принята К. СССР 1924. К. СССР 1936 законодательно закрепила победу в СССР социалистич. обществ. отношений. Действующая К. СССР (принята в окт. 1977) — К. развитого социалистич. общества, строящего коммунизм (см. в ст. Союз Советских Социалистических Республик). К. имеют также все союзные и авт. республики.
Юридический словарь. Москва, ГОСЮРИЗДАТ. 1953
КОНСТИТУЦИЯ — основной закон государства, выражающий волю господствующего класса, закрепляющий его диктатуру, устанавливающий принципы общественного и государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан. «Сущность конституции,— писал В. И. Ленин,— в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» (Соч., т. 15, стр. 308).
К.— это особого рода юридический закон, к-рый нельзя смешивать с объективными экономическими законами, действующими в данном обществе. Всякая К. отражает требования экономических законов, характерных для данного общества, и в первую очередь требования основного экономического закона и способствует их осуществлению.
К. входит в состав надстройки данного общества. Предопределяемая в конечном итоге базисом, она выступает в качестве силы, активно содейтвующей его оформлению, развитию и укреплению.
К. принимается законодательным органом страны или специально созываемым для этой цели органом (учредительное собрание, национальное собрание, конвент). Иногда принятию К. предшествует референдум о её одобрении. Для изменения К. обычно устанавливается особый порядок, отличный от порядка изменения обыкновенных законов, напр., требуется квалифицированное большинство голосов (как правило, %) в законодательном органе.
К. в своем качестве основного закона призвана быть юридической базой текущего законодательства: обыкновенные законы должны соответствовать конституциям. Однако в действительности это правило соблюдается только в Советском и народно-демократических государствах. В буржуазных же государствах, особенно в государствах современного капитализма, издание в порядке текущего законодательства акта, прямо нарушающего конституцию, — обычное явление.
Подлинно демократическими являются советские К. и К. стран народной демократии, Ныне действующая Конституция СССР (см. Советская Конституция) принята Чрезвычайным VIII съездом Советов СССР 5 декабря 1936 г. после почти полугодичного всенародного её обсуждения. День её принятия является в СССР всенародным праздником.
Конституция СССР представляет собой итог пройденного нашей страной пути, законодательное закрепление того, что уже добыто и завоёвано на деле. Её главную основу составляют принципы социализма, его основные устои (социалистическая собственность на орудия и средства производства, отсутствие эксплуатации человека человеком и др.). Она исходит из того, что советское социалистическое общество состоит из двух дружественных друг другу классов — рабочих и крестьян, что государственное руководство обществом (диктатура) принадлежит рабочему классу.
Конституция СССР исходит из того, что все нации и расы равноправны и пользуются одинаковыми правами во всех областях хозяйственной, общественной, государственной и культурной жизни общества. К особенностям Конституции СССР относится её последовательный и до конца выдержанный демократизм. Она не просто провозглашает демократические свободы, предоставляемые советским гражданам, но и обеспечивает их в законодательном порядке известными материальными средствами. Конституция СССР, порождённая уже созданным социалистическим базисом, входит в состав социалистической надстройки и выступает в качестве силы, активно содействующей его развитию и укреплению.
К. стран народной демократии также служат интересам трудящихся. Содержание К. стран народной демократии, как и Советской К., соответствует их классовой сущности. Вместе с тем К. европейских стран народной демократии имеют и отличия от Советской К. Конституция СССР — К. победившего социализма. К. европейских стран народной демократии — К. государств строящегося социализма, К. переходного от капитализма к социализму периода. Они отражают завоевания трудящихся, давшие возможность приступить к успешному строительству социализма.
Конституция СССР и К. стран народной демократии являются ярким свидетельством того, что только при диктатуре рабочего класса содержание К. является тождественным их сущности и наиболее полно и ярко её раскрывает.
Буржуазные К. являются по своей сущности эксплуататорскими, антинародными. Их главную основу составляют принципы капитализма, его основные устои: частная собственность на орудия и средства производства и эксплуатация человека человеком. Буржуазные К. закрепляют диктатуру буржуазии, порядки, выгодные и угодные имущим классам. Они являются по своему существу К. господствующих наций, т. е. националистическими. Часть буржуазных К. прямо отрицает или фактически сводит на нет демократические права и свободы граждан, а другая часть хотя и признаёт в демагогических целях элементарные демократические права и свободы граждан, но сопровождает это формальное признание прав и свобод такими оговорками, что они оказываются совершенно изуродованными.
И. В. Сталин указывал на то, что: «Буржуазные конституции обычно ограничиваются фиксированием формальных прав граждан, не заботясь об условиях осуществления этих прав, о возможности их осуществления, о средствах их осуществления. Говорят о равенстве граждан, но забывают, что не может быть действительного равенства между хозяином и рабочим, между помещиком и крестьянином, если у первых имеется богатство и политический вес в обществе, а вторые лишены и того и другого, если первые являются эксплуататорами, а вторые эксплуатируемыми. Или еще: говорят о свободе слова, собраний и печати, но забывают, что все эти свободы могут превратиться для рабочего класса в звук пустой, если он лишен возможности иметь в своем распоряжении подходящие помещения для собраний, хорошие типографии, достаточное количество печатной бумаги и т. д.» («Вопросы ленинизма», 11 изд., стр. 517).
На современном этапе развития капиталистического общества буржуазия, будучи неспособной удерживать своё господство методами либерализма и буржуазной демократии, отказывается от ею же ранее созданной буржуазной законности (см.). В нарушение действующих К. в капиталистических государствах всё более расширяются полномочия исполнительной власти и администрации за счёт полномочий законодательных органов. К. в странах капиталистического мира всё более утрачивают свое качество основного закона; их значение в жизни государства фактически сводится на нет.
Юридический энциклопедический словарь. 1987
КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — устройство, установление), основной закон гос-ва, закрепляющий основы общественного и экономич. строя данной страны, форму правления и форму гос. устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и осн. принципы правосудия, избирательной системы. К. отражает соотношение классовых сил в момент её принятия, закрепляет диктатуру господствующего класса. Обладает высшей юридич. силой по отношению ко всем др. нормативным актам, составляющим правовую систему данной страны. Установление соответствия любых нормативных актов К. осуществляется органами конституц. надзора.
Политич. практике совр. бурж. стран известно несколько способов разработки проектов и принятия К. Первая бурж. К.— К. США была разработана учредительным собранием, а затем ратифицирована конституц. конвентами штатов. Во Франции проект действующей К. (1958) выработан конституц. комитетом и затем одобрен путем референдума. К. Италии и Индии разработаны и окончательно одобрены учредительными собраниями. Нек-рые К. (Греции, 1975; Испании, 1978) были выработаны парламентами и вынесены на референдум. Откровенно реакционным способом разработки и принятия К. является октроирование, т. е. осуществление всех процедур, связанных с введением К., односторонним актом исполнительной власти-монархом или президентом.
По форме К. подразделяются на писаные, т. е. составленные в виде единого документа, построенного по определённой схеме, и неписаные состоящие из огромного числа парламентских законов, судебных прецедентов, случаев. Писаные К. существуют во всех буржуазных странах, кроме Великобритании и Новой Зеландии. По способу изменения, внесения поправок и дополнений К. также подразделяются на две группы. Жесткими считаются К., для внесения изменения в к-рые установлен более сложный порядок, чем для принятия обычных парламентских законов. Гибкие К. изменяются в соответствии с обычной законодательной процедурой.
К. совр. 6ypж. гос-ва, как правило, провозглашают ряд демократич. прав и свобод граждан, однако они не содержат реальных гарантий их осуществления. В 20 в. в результате углубления классовой борьбы в большинстве бурж. К. были включены положения о всеобщем избирательном праве, о праве на создание политич. партий, о праве на забастовку и т. д. В целом К. бурж. стран служат орудием диктатуры господствующего класса, к-рый, даже идя на определённые уступки трудящимся, практически находит пути обхода конституц. норм, нарушает им же созданную законность. Установленные К. положения нередко нарушаются нормотворческой деятельностью правительства, расходящейся с К., сужающей законодательные права выборного парламента (см. Делегированное законодательство).
Стремление буржуазии избавиться от конституц. законности, что находит своё выражение в росте дискреционных полномочий исполнительной власти, нарушении демократич. прав и свобод, судебном произволе и т. д., является одним пз выражений кризиса бурж. демократии. Коммунистич. партии капиталистов. стран придают большое значение борьбе за соблюдение конституц. прав и свобод, рассматривая её как составную часть борьбы за социализм.
В социалистич. гос-вах К. не только закрепляют завоевания трудящихся, демократич. права и свободы граждан, но и содержат реальные гарантии их осуществления. Как правило, К. содержат программные положения о дальнейшем развитии общества. Все социалистич. К. но форме являются едиными и систематизированными актами. Проекты К. социалистич. стран разрабатываются обычно конституц. комиссиями и выносятся на всенародное обсуждение.
А. А. Мишин.
КОНСТИТУЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия
КОНСТИТУ́ЦИЯ, особый правовой документ – основной закон государства, имеющий важнейшее значение в жизни страны.
Понятие «К.» употреблялось в некоторых актах рим. императоров и стало их названием (наряду с декретами, эдиктами и др.), иногда использовалось в средние века (в т. ч. для названий уставов некоторых монашеских орденов), но эти акты не были К. ни по содержанию, ни по форме. Как особый документ К. возникла на определённом этапе развития общества для ограничения королевского и феодального произвола. Первая писаная конституция государства была принята в США в 1787.
К. характеризуется особым порядком принятия и изменения, высшей юридич. силой, особым объектом правового регулирования и особыми способами защиты. К. обычно принимается специально создаваемым для этой цели органом – Учредительным (конституционным и др.) собранием или референдумом избирателей. Учредит. собрание, как правило, орган однопалатный и после принятия К. прекращает свою деятельность, но иногда учредит. собранием провозглашает себя действующий парламент – тогда оно может быть однопалатным (в Танзании в 1977) и двухпалатным (в Бразилии при принятии Конституции 1988). В странах мусульм. права основные низамы дарованы (октроированы) монархами (напр., в Саудовской Аравии в 1992), но настоящей К. считается Коран, ему должны соответствовать основные низамы. Временные К. (обычно краткие) иногда провозглашались в странах Азии и Африки военными (военно-революционными и др.) советами после воен. переворотов. Изменение К. (поправки и др.) также осуществляется более сложным порядком по сравнению с др. законами. К. является юридич. базой развития законодательства и правоприменительной практики, все правовые акты, практика деятельности гос. органов должны соответствовать К., иначе они являются недействующими (акты), правонарушающими (действия органов).
К. регулирует основы обществ. и гос. строя, основы правового положения человека и гражданина. Др. законы, правовые акты тоже могут регулировать отд. важные вопросы обществ. и гос. строя (напр., законы о политич. партиях или о выборах в парламент), но не весь комплекс основ обществ. и гос. строя, статуса личности. Для правовой защиты К. действует конституционный контроль. К. – не только юридический, но также политич. и идеологич. документ. Она закрепляет принципы сотрудничества и одновременно правовые рамки борьбы и состязательности разл. социально-политических сил в обществе, отражает идеологию доминирующих в обществе слоёв.
Действующие в государствах мира К. различаются по своей сущности, содержанию и форме. Содержание К. неодинаково в зависимости от регулируемых ими отношений, правовых институтов (напр., в монархич. и республиканских государствах). Различают совр., социальные К. и «старые», инструментальные К. (они ограничиваются перечнем основных политических и личных прав, закрепляют систему органов государства и почти или совсем не содержат социальных положений). Так, «старую» Конституцию США (1787) отличают от «живой» К. толкования конституц. норм Верховным судом США. Это относится и к Конституции Норвегии 1814. По форме К. бывают консолидированными (единый документ, поправки вносятся в его текст, напр. Конституция Китая или Украины), неконсолидированными (состоят из нескольких основных законов, принятых в разное время, как, напр., в Израиле, Швеции), комбинированными (включают обыкновенные законы или статуты, судебные прецеденты, конституц. обычаи, правовую доктрину, напр. в Великобритании, Новой Зеландии). Различают К. гибкие и жёсткие (изменение последних очень затруднено), постоянные и временные (указан срок или событие, когда они прекращают действие), народные (принимаются представительными органами или референдумом) и октроированные (даруются монархами). Если фактич. положение в государстве не соответствует конституц. нормам, такую юридич. К. называют фиктивной.
Конституция в России
Исторический очерк
В Рос. империи первыми документами конституц. свойства (не считая Конституции Царства Польского 1815, носившей локальный характер) были общерос. акты – Манифест имп. Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17(30).10.1905 и Основные государственные законы 1906.
После Окт. революции 1917 в Сов. республике конституц. основы обществ. и гос. строя впервые в обобщённой форме закреплены 3(16).1.1918 в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и резолюции 3-го Всерос. съезда Советов от 15(28).1.1918 «О Федеральных учреждениях Российской Республики».
Проект Конституции РСФСР 1918 готовился образованной в апр. 1918 комиссией ВЦИК. В её состав входили представители ВЦИК [от большевиков М. Н. Покровский, И. В. Сталин, Я. М. Свердлов (пред. комиссии), от левых эсеров Д. А. Магеровский и А. А. Шрейдер, от эсеров-максималистов с правом совещат. голоса А. И. Бердников], а также представители от наркоматов (Н. И. Бухарин и др., имевшие право совещат. голоса). Большевики настаивали на закреплении в К. идеи диктатуры пролетариата, левые эсеры и эсеры-максималисты выступали против этого, считая РСФСР государством – выразителем власти всего трудового народа. Большевики, признавая необходимость федеративной формы гос. устройства (в качестве субъектов федерации И. В. Сталин рассматривал автономные области, отличавшиеся особым бытом и нац. составом), тем не менее были сторонниками централизов. модели государства без разделения властных структур на законодат. и исполнит. ветви и стремились прежде всего усилить компетенцию центр. органов. Левые эсеры были приверженцами децентрализов. модели государства с широкой автономией местного самоуправления. Все члены комиссии были едины в решении лишить «эксплуататоров» (буржуазию) избират. прав. Однако по всем остальным аспектам избират. права их мнения разделились: некоторые выступали за равное избират. право для всех трудящихся города и деревни при условии их членства в профсоюзе, за коллективное избират. право (от политических, профессиональных или кооперативных организаций), однако большинство настаивало на законодат. закреплении преимуществ рабочего класса. Дискутировались и др. вопросы. Свой вариант проекта К. подготовила коллегия Наркомата юстиции под рук. П. И. Стучки. Отд. части проектов ВЦИК и Наркомата юстиции были объединены в один проект комиссией ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным (образована предположительно в конце июня – начале июля 1918), при этом были вновь полностью разработаны 11 глав (44 статьи), 9 статей и 3 пункта.
К. РСФСР принята 10.7.1918 5-м Всерос. съездом Советов, 18 июля рассмотрена Президиумом ВЦИК, 19 июля вступила в действие. Сохранила в своём составе «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Носила ярко выраженный классовый характер, закрепила установление «диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком». Утвердила вхождение в состав РСФСР областных автономий на федеративных началах, принадлежность верховной власти Всерос. съезду Советов, а в промежутках между съездами – ВЦИК как высшему законодат., распорядит. и контролирующему органу. Этим был закреплён отказ от принципа разделения властей. К. предоставила демократич. права и свободы только трудящимся, им также давалось исключительное право «защищать революцию с оружием в руках». К. установила производственно-территориальный принцип выборов в Советы. Для гор. населения выборы были прямыми, для сельского – многоступенчатыми (сельские Советы избирали депутатов на волостные и уездные съезды Советов, которые затем посылали депутатов на губернские и областные съезды, а те, в свою очередь, – на Всерос. съезд). Представительство на Всерос. съезде советов от городских Советов осуществлялось по норме 1 депутат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов Советов – 1 депутат от 125 тыс. жит.: в результате рабочие получили приблизительно 3-кратное преимущество по сравнению с крестьянством и др. категориями населения. Избират. права были лишены: лица, прибегавшие к наёмному труду с целью извлечения прибыли; живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.); частные торговцы, торговые и коммерч. посредники; священнослужители; быв. агенты полиции и служащие особого корпуса жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома Романовых; душевнобольные или умалишённые; осуждённые. К. ставила задачу обеспечить трудящимся бесплатное и всестороннее образование. В ней указывалось также, что финансовая политика сов. государства способствует осн. цели – «экспроприации буржуазии» и подготовке условий для «всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств». К. 1918 установила герб и флаг РСФСР. Её положения легли в основу принятых в 1919–29 конституций автономных республик в составе РСФСР, а также сов. республик (УССР, БССР, ЗСФСР).
Конституция СССР 1924 разработана в связи с образованием СССР в дек. 1922. Её основой стали Декларация об образовании СССР и Договор об образовании Союза ССР 1922, утверждённые 1-м Всесоюзным съездом Советов (1922). Оба документа дорабатывались Конституц. комиссией ЦИК СССР (образована в янв. 1923 во главе с М. И. Калининым), которая с февраля действовала под рук. комиссии ЦК РКП (б) во главе с И. В. Сталиным. Свои редакции Декларации и Договора представили ЦИК РСФСР, ЦИК УССР, ЦИК БССР, поправки и замечания по Договору поступили от ЗСФСР. Расхождения в проектах и мнениях членов Конституц. комиссии ЦИК СССР предопределялись различиями во взглядах на модель создаваемого союзного государства. Несмотря на официально закреплённую в Договоре об образовании СССР точку зрения В. И. Ленина о необходимости сочетания суверенитета (полновластия) Союза с суверенитетом входивших в него республик, значит. часть парт. и гос. руководителей (Сталин, Калинин, Д. И. Курский, Д. З. Мануильский, Г. К. Орджоникидзе и др.) считали наиболее жизнеспособным государство с сильным центром. Часть парт.-гос. элиты союзных республик (Х. Г. Раковский, Н. А. Скрыпник, П. Г. Мдивани, Ф. И. Махарадзе и др.) пыталась предельно расширить полномочия республиканских органов власти и управления. Согласованный проект был утверждён 6.7.1923 2-й сессией ЦИК СССР 1-го созыва, и К. была немедленно введена в действие. Окончат. её утверждение состоялось на 2-м съезде Советов СССР 31.1.1924.
К. СССР 1924 закрепила объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, их территориальную целостность, установила единую денежную и кредитную систему, единое союзное гражданство и одновременно гражданство каждой республики. Союзным республикам гарантировалось право свободного выхода из Союза (носило декларативный характер, т. к. не был выработан механизм его реализации). К ведению верховных органов Союза было отнесено: регулирование всех важнейших направлений внешней и внутр. политики единого государства, включая представительство СССР в междунар. отношениях; изменение внешних границ; решение вопроса о приёме в состав Союза новых республик; руководство Вооруж. Силами Союза ССР; определение соответствия постановлений высших органов власти союзных республик К. СССР и др.
Система высших органов власти отражала доктринальную установку сов. руководства на отказ от принципа разделения властей. Верховным органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся в соответствии с неравным избират. правом: от городских Советов по норме 1 депутат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов Советов – 1 депутат от 125 тыс. жит. В период между съездами Советов высшим органом власти являлся ЦИК СССР, объединяющий законодат. и исполнит. функции, а в период между сессиями ЦИК – его Президиум. ЦИК СССР состоял из двух равноправных палат – Союзного Совета (избирался Всесоюзным съездом Советов пропорционально населению каждой из союзных республик) и Совета Национальностей (формировался из представителей союзных и автономных республик, автономных областей), каждая из палат избирала свой Президиум, члены которого в полном составе входили в состав Президиума союзного ЦИК. ЦИК СССР образовывал правительство – СНК, ответственное перед ЦИК и его Президиумом, являвшееся исполнит. и распорядит. органом, но обладавшее также законодат. функциями – правом издавать декреты. Для непосредственного руководства отд. сферами гос. управления создавались наркоматы – общесоюзные, а также объединённые, образуемые как в центре, так и в союзных республиках. К. закрепляла систему высших органов власти и управления союзных республик, аналогичную союзной.
К. СССР 1924 определила компетенцию нового высшего судебного органа – Верховного суда СССР. Спец. глава была посвящена Объединённому государственному политическому управлению (ОГПУ). К. установила герб и флаг СССР. Остальные вопросы конституц. права (обществ. устройство, права, свободы и обязанности граждан, избират. система) регулировались республиканскими конституциями, они предусматривали преимущество рабочих по сравнению с крестьянством в реализации пассивного и активного избират. права, лишение этого права многих категорий населения, многоступенчатую систему выборов. Изменение К. СССР являлось исключительной прерогативой Всесоюзного съезда Советов.
Конституция РСФСР 1925 принята 12-м Всерос. съездом Советов 11.5.1925. Закрепила вхождение РСФСР в состав СССР и передачу союзным органам части республиканских полномочий. Определила юридич. статус автономных республик как субъектов РСФСР, структуру их высших органов гос. власти и управления. Впервые за Президиумом ВЦИК был закреплён статус законодат. органа (в период между сессиями ВЦИК). Конституция ввела президиумы исполкомов местных советов для руководства текущей работой и проведения в жизнь постановлений... Читать оригинал
Ссылка
- Конституция СССР — ЭнциклопедиЯ