В. Даль. Толковый словарь. — Москва, 1976
ПЕДАГОГИКА ж. греч. наука о воспитанiи и обученiи дѣтей, молодежи. Педагогическiй институтъ, образующiй учителей. Педагогъ, человѣкъ, посвятившiй себя этому предмету.
...Учитель, -ница; учильщикъ, -щица каз. уф. наставникъ, преподаватель; професоръ; обучатель. Учительша, жена учителя. Учитель письма, рисования, исторiи. Учителевъ, учительницынъ, что лично ихъ; учительскiй, къ нимъ отнсщс. Учительское мѣсто, званiе; — прiемы. Учительный мужъ, стар. ученый. — посланiе, поучительное. Учительствовать црк. учить, поучать, наставлять. || Быть в званiи, въ должности учителя. Учительство, учение. Вашимъ учительствомъ паки востаетъ ересь Адрiанская. ...
Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 489
УЧИТЕЛЬ, специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися. Подготовка У. в СССР осуществляется сетью педагогич. училищ, учительских и педагогич. ин-тов. Для повышения квалификации и распространения передового опыта У. существуют ин-ты усовершенствования учителей, методич. и педагогич. кабинеты, проводятся центральные (в РСФСР) и местные «Педагогические чтения».
Том 2. — С. 619
ПЕДАГОГ, лицо, ведущее преподавательскую или воспитат. работу, — школьный учитель, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель техникума или высшей школы.
ПЕДАГОГИКА, наука о воспитании, образовании и обучении подрастающих поколений в соответствии с целями и задачами, выдвигаемыми конкретно-историч. условиями жизни людей. Начало развития П. относится к древним векам. Зародилась П. в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогич. системы, положившие начало развитию П. как науки, появились в Древней Греции (5—4 вв. до н. э.). П. на протяжении всей истории классового общества служила целям и интересам эксплуататоров. Она базировалась на идеалистич. философских основах и поэтому никогда не представляла собой системы подлинно научных знаний. Только открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом объективных законов развития человеческого общества и дальнейшее развитие этого учения В. И. Лениным и И. В. Сталиным позволили обосновать и поднять П. на ступень действит. науки. Советская П., коренным образом отличаясь от бурж. П., является качественно новой, высшей ступенью педагогич. науки, базирующейся на прочном фундаменте марксистско-ленинской теории. Она призвана разрешать задачи подготовки и формирования нового человека — члена советского общества, вскрывать закономерности педагогич. процесса, разрабатывать формы, содержание и методы коммунистического воспитания детей.
Буржуазная П. эпохи империализма служит силам реакции, захватнич. целям и замыслам империалистов.
МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
ПЕДАГОГИКА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ, воспитат. воздействие педагога на воспитуемого через коллектив, членом к-рого он является. Идея П. п. д. выдвинута и разработана А. С. Макаренко.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА, составная часть проф. подготовки педагогич. кадров. Проводится обычно в базовых школах, и др. детских учреждениях и является обязательной для студентов педагогических вузов и учащихся педагогических училищ.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая развитие психики ребёнка в процессе воспитания и обучения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, высшие педагогич. учебные заведения. В СССР имеют 4-годичный (заочные — 5-годичный) курс; подготовляют учителей для ср. школы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ, старшие (8-е) классы в женских гимназиях дореволюц. России; 11-е классы в нек-рых женских ср. школах СССР, подготовляющие учительниц для нач. школ.
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ», ежегодные конференции, организуемые Академией педагогич. наук РСФСР с целью обмена опытом учебно-воспитат. работы и привлечения к научной разработке вопросов воспитания и обучения передовых учителей, работников просвещения и родителей учащихся. Проводятся также и в др. союзных и автономных республиках, в краях и областях.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ, совещат. орган при директоре или заведующем школы, училища, техникума, дет. дома, интерната, дет. сада для рассмотрения вопросов учебно-воспитат. характера.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, среднее педагогич. учебное заведение, готовящее учителей для нач. общеобразоват. школы, а в СССР также воспитательниц детских садов, преподавателей физич. культуры и старших пионерских вожатых. В советские П. у. принимаются лица, окончившие 7-летнюю школу.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1405, 1067, 990
УЧИТЕЛЬ в СССР, специалист, осуществляющий коммунистич. воспитание, образование и обучение подрастающего поколения в общеобразоват. школах (см. Педагог, Преподаватель). В 1978 — 2,7 млн. учителей, из них 125 Героев Соц. Труда, около 290 тыс. награждены орденами и медалями СССР, 35 тыс. носят звание засл. учителя школы.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 1) работник высш., ср. спец. и проф.-техн. уч. заведений, ведущий к.-л. предмет и воспитат. работу (в общеобразоват. школе — учитель). 2) Штатная должность на кафедрах высших учебных заведений.
ПЕДАГОГ (от греч. paidagogos — воспитатель), 1) лицо, ведущее практич. работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющие спец. подготовку в этой области (учитель общеобразоват. школы, преподаватель проф.-тех. уч-ща, ср. спец. уч. заведения, воспитатель дет. сада и т. д.). 2) Учёный, разрабатывающий теоретич. проблемы педагогики.
ПЕДАГОГИКА (греч. paidagogike), наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни об-ва и развитии личности, процесс образования и обучения. Включает теорию воспитания, дидактику, школоведение. В Др. Греции пед. учения появились в 5—4 вв. до н. э. как часть филос. систем. В период становления бурж. об-ва возникли прогрессивные пед. системы Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега и др. В дорев. России её развитие было связано с рев.-демокр. обществ. мыслью (А. Н. Радищев, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и др.), пед. учением К. Д. Ушинского. Марксистско-ленинская П. решает задачи коммунистич. воспитания, образования и обучения, формирования всесторонне развитой личности. П. взаимосвязана с философией, психологией, анатомией и физиологией человека и др. Её отрасли: П. детская (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов), проф. образования, семейного воспитания, вузовская, военная, культ.-просвет. работы, дефектология, методики преподавания уч. предметов, история П. и др. В развитие сов. П. большой вклад внесли Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. И. Калинин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986
ПЕДАГО´Г, -а, м. Лицо, занимающее преподавательской и воспитательной работой. || прил. педагогический, -ая, -ое.
ПЕДАГО´ГИКА, -и, ж. Наука о воспитании и обучении. || прил. педагогический, -ая, -ое. П. факультет (готовящий специалистов по педагогике). П. институт. (готовящий учителей).
ПЕДАГОГИ´ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, чна. Соответствующий требованиям педагогики. П. поступок. || сущ. педагогичность, -и, ж.
УЧИ´ТЕЛЬ, -я, м. 1. (мн. -я, ей). Лицо, к-рое обучает чему-н., преподаватель. Школьный у. Народный у. У. математики. День учителя (праздник советских учителей). 2. (мн. -и, -ей). Глава учения (во 2 знач.), тот, кто учит (научил) чему-н. (высок). Великие учителя коммунизма. || ж. учительница, -ы (к 1 знач.). || прил. учительский, -ая, -ое (к 1 знач.). У. тон. (перен.: поучающий.
УЧИ´ТЕЛЬСКАЯ, -ой, ж. Комната в школьном здании, где собираются учителя.
УЧИ´ТЕЛЬСТВО, -а, ср., собир, УЧИТЕЛЯ (в 1 знач.). Советское у.
УЧИ´ТЕЛЬСТВОВАТЬ, -твую, -твуешь; несов. Быть учителем (в 1 знач.).
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т. — СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
УЧИТЕЛЬ. Журналъ для наставниковъ, родителей и всѣхъ желающихъ заниматься воспитанiемъ и обученiемъ детей — педагогическiй журналъ, выходившiй въ СПб. 2 раза въ мѣсяцъ, съ 1861 по 1870 г. Издатели-редакторы: первоначально — I. И. Паульсонъ и Н. X. Вессель, съ 1865 г.— I. И. Паульсонъ; съ 1867 по 1870 г.— изд. Д. Е. Кожанчиковъ, ред. I. И. Паульсонъ. При журналѣ давались приложенiя: 1) «Справочный Листокъ» (1862—70), 2) «Натуралистъ». Вѣстникъ естественныхъ наукъ и сельскаго хозяйства» подъ ред. Д. С. Михайлова (1864—68) и 3) «Чтенiе для юношества» (1864—66) по 24 вып. въ годъ. Изданiе это, давая руководящiя статьи для учителей и воспитателей по всѣмъ отраслямъ педагогическаго дѣла и для родителей по вопросамъ домашняго образованiя и воспитанiя, отводило видное мѣсто также статьямъ для самообразованiя и съ этой цѣлью ввело нѣсколько приложенiй къ журналу.
Ссылка
- Школа — ЭнциклопедиЯ