ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Юридический словарь. 1953
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Юридический энциклопедический словарь. 1987

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 341


СУВЕРЕНИТЕТ, состояние независимости данной гос. власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого гос-ва. Для эпохи империализма характерны грубые нарушения более сильными империалистич. гос-вами С. слабых гос-в, а также попытки бурж. идеологов и политич. деятелей подорвать само понятие С. как якобы устарелое и ненужное. Примером нарушения нац. С. является стремлением к мировому господству США, выраженное в «доктрине Трумэна», «плане Маршалла», агрессивном Северо-атлантич. пакте и др. проявлениях захватнич. политики амер. империалистов. Принцип равноправия людей и наций пр-ва империалистич. гос-в заменили принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан своей страны и особенно трудящихся колониальных и зависимых стран.

Советское социалистическое государство признаёт за любым гос-вом право С. и ведёт на международной арене борьбу против его нарушений. Конституция СССР гарантирует каждой входящей в Союз ССР на началах полной добровольности союзной республике её С.

 

 

 Юридический словарь. — Москва, 1953. — С. 657—660


СУВЕРЕНИТЕТ — состояние независимости данной государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства (см. Вышинский А. Я., Вопросы теории государства и права, 1949, стр. 410).

Понятие С. имеет два аспекта: внутригосударственный и международно-правовой.

Принцип С. возник в период складывания наций и образования национальных государств.

Обоснование суверенитета как верховенства и независимости власти централизованного государства (самодержавия) было сделано в России в 15—16 вв. (Иван III, Иосиф Волоцкий, Иван Пересветов, Иван Грозный) и во Франции в 16 в. (Боден).

В период победы и утверждения капиталистического строя идеологи буржуазии выдвинули с целью привлечения на свою сторону трудящихся понятие «народного суверенитета» (Руссо) и С. нации, С. государства, отождествляя свои интересы с интересами народа.

В действительности С. при капитализме принадлежит господствующему классу — буржуазии, к-рая , использует его в целях своего классового господства внутри страны и охраны своих интересов от буржуазии других наций.

Подлинно народный С. может существовать только в государствах, в к-рых ликвидировано господство эксплуататорских классов, и существует в наст. время в Советском Союзе и странах народной демократии.

Принцип С. является общепризнанным основным принципом международного права. Однако в международно-правовой практике капиталистических государств принцип С. соблюдался только в отношениях между государствами т. н. «европейской цивилизации» и никогда не соблюдался в отношениях с народами малых стран и стран, отсталых в своём экономическом развитии.

Международно-правовая практика капиталистических государств и буржуазная правовая наука полностью отрицают С. колониальных стран, а в целях ограничения С. формально независимых государств ввели ряд институтов: «режим капитуляций», «сферы влияния» и др.

Для того чтобы как-то «оправдать» порабощение капиталистическими государствами народов других стран, буржуазные юристы, вопреки общепризнанному и бесспорному положению, что С. является неотъемлемым свойством всякого государства, выдвинули понятия «несуверенных» или «полусуверенных» государств.

В период домонополистического капитализма, когда ещё не было монополий и мир не был поде-лен между капиталистическими государствами, когда избыточный капитал той или иной вырвавшейся вперед страны находил себе применение на ещё не за-хваченных обширных территориях Азии, Африки и других континентов, принцип С. обеспечивал господство буржуазии на «своём» национальном рынке и не мешал крупным капиталистическим государствам захватывать естественные богатства и эксплуатировать народы отсталых стран.

В период империализма вследствие того, что крайне обострилось противоречие между ростом производственных возможностей капитализма, рассчитанным на получение максимальных прибылей, и относительным сокращением платёжеспособного спроса со стороны населения жаждущие максимальных прибылей капиталистические монополии стремятся преодолеть свои трудности за счёт народов других стран.

Но в период империализма мир уже поделён, нет больше территорий, не состоящих под С. какого-либо государства. Неизмеримо возросло национальное самосознание народов колоний и зависимых стран, настоятельно требующих осуществления своих суверенных прав на самостоятельное и независимое существование.

Для монополий империалистических стран, и прежде всего монополий США, принцип С. стал серьёзной помехой для извлечения максимальных прибылей путём закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран.

Для того чтобы идеологически разоружить народы мира, ослабить их волю к сопротивлению империалистической экспансии, апологеты империализма — буржуазные учёные юристы, философы, экономисты, дипломаты, правосоциалистические лидеры тщетно доказывают, что якобы принцип С. является архаизмом, от к-рого следует отказаться, что якобы существование суверенных национальных государств является главной причиной потрясающих капиталистический мир экономических кризисов и международных войн, к-рые якобы можно устранить только в том случае, если все государства откажутся от С. и будет создано «единое всемирное государство» с «мировым правительством», правомочным издавать обязательные для всех народов законы.

Буржуазия провозглашает и отстаивает принцип С., когда он обеспечивает ей высокие прибыли, и отказывается от принципа С., когда он не обеспечивает капиталистическим монополиям получение максимальных прибылей.

Космополитическая пропаганда ликвидации С. и создания «всемирного государства» предназначена для того, чтобы прикрыть гонку вооружений и заключение агрессивных военно-политических договоров против СССР и стран народной демократии, замаскировать обострение внутренних противоречий империалистического лагеря, создать видимость каких-то юридических оснований для вмешательства США во внутренние дела других государств, открыть все государственные границы для товаров и капиталов американских монополий, увековечить национальное неравноправие и колониальное рабство, империалистический гнёт кучки миллиардеров над сотнями миллионов трудящихся.

Прикрываясь пропагандой об устарелости С., американские империалисты сколотили агрессивный Северо-Атлантический блок, «Европейское объединение угля и стали» и другие военные блоки и союзы, стремятся превратить Организацию Объединённых Наций и другие международные организации в оружие империалистической экспансии. Всё это рассматривается монополиями США как первые этапы на пути к образованию «всемирного государства», т. е. к достижению своего мирового господства.

Советское государство с первых дней своего существования ведёт последовательную борьбу за строке и неуклонное соблюдение принципа С. как важнейшего принципа международного общения.

В противоположность идеологам империализма, их проповедью государственного «нигилизма», марксизм-ленинизм учит, что к подлинному всемирному объединению человечество придёт не через космополитическое отрицание национального С. и не через ликвидацию независимости существующих государств, а через уничтожение капитализма и полное освобождение народов от социального гнёта, через образование социалистических наций, всесторонне развитие их культуры — национальной по форме и социалистической по содержанию. И только после этого объединение социалистических наций в зональные экономические центры, укрепление интернациональных связей между ними в конечном счёте приведут к единому коммунистическому хозяйству.

С возникновением Советского социалистического государства С. получил качественно новое содержание, соответствующее экономическому строю социалистического государства. Впервые в истории государственный С. стал подлинным С. народа.

В основе советского понимания С. лежит ленинско-сталинское учение о праве наций на самоопределение: «Право на самоопределение, т. е. нация может устроиться по своему желанию. Она имеет право устроить свою жизнь на началах автономии. Она имеет право вступить с другими нациями в федеративные отношения. Она имеет право совершенно отделиться. Нация суверенна, и все нации равноправны» (Сталин И. В., Соч., т. 2, стр. 310—311).

Принцип права наций на самоопределение как равного права любой нации образовать своё государство лёг в основу национальной политики и государственного устройства Советского Союза.

В обращении Всероссийского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 г. сообщалось, что Советская власть обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение. «Декларация прав народов России» провозгласила 15 ноября 1917 г. «равенство и суверенность народов России» и «право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» (СУ РСФСР 1917 г. № 2, ст. 18).

В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» от 25 января 1918 г., вошедшей потом в первую советскую Конституцию — Конституцию РСФСР 1918 г.,— объявлялось, что Российская Советская Республика «учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских Национальных Республик» (СУ РСФСР 1918 г. № 5, ст. 215).

Суверенность и равноправие добровольно объединившихся советских республик в законодательном порядке закреплены в Конституции СССР (ст. 13).

Последовательное проведение принципа суверенного равенства наций в строительстве Советского государства, вызвавшее невиданный экономический, политический и культурный расцвет народов, имеет огромное значение для утверждения этого демократического принципа в качестве основного начала в отношениях между народами.

Советский Союз, имея самый прогрессивный общественный строй, последовательно проводит политику мира и сотрудничества всех народов, основанную на уважении С. всех — больших и малых — наций.

В декларации Правительства СССР на межсоюзнической конференции в Лондоне от 24 сентября 1941 г. указывалось:

«Советский Союз осуществлял и осуществляет в своей внешней политике высокие принципы уважения суверенных прав народов. Советский Союз в своей внешней политике руководствовался и руководствуется принципом самоопределения наций. Во всей своей национальной политике, лежащей в основе государственного строя Советского Союза, Советский Союз исходит из этого принципа, в основе которого лежит признание суверенности и равноправия наций. Исходя из этого принципа, Советский Союз отстаивает право каждого народа на государственную независимость и территориальную неприкосновенность своей страны, право устанавливать такой общественный строй и избирать такую форму правления, какие он считает целесообразным и необходимым в целях обеспечения экономического и культурного процветания своей страны» («Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны», т. 1, 1946, стр. 164—165).

Уважение суверенных прав всех народов является одной из основных линий внешней политики Советского государства с первых дней его существования.

Советское государство отказалось от неравноправных договоров царской России с Ираном, Турцией, Афганистаном, Китаем и другими государствами Востока и оказало большую помощь народам этих стран в борьбе за отмену их неравноправного положения в отношениях с империалистическими государствами.

Осуществляя на деле принцип С., Советский Союз неизменно выступает в защиту государств, ставших жертвами империалистической агрессии. Советский Союз выступил в защиту Эфиопии, когда на неё напала фашистская Италия, и против стало-германской интервенции в Испании. СССР решительно протестовал против захвата гитлеровцами Австрии, никогда не признавал «Мюнхена» и аннексии Чехословакии Германией.

В период развязывания второй мировой войны только Советский Союз твёрдо стоял на защите прав малых народов. Народы Западной Белоруссии, Западной Украины, Литвы, Латвии и Эстонии, пользуясь правом на самоопределение, нашли своё спасение от империалистического рабства в братском союзе с народами великой социалистической державы — Союза ССР.

Защита суверенных прав всех больших и малых народов была одной из целей Советского Союза в Великой Отечественной войне против гитлеровской Германии. И. В. Сталин в докладе, посвящённом 25-й годовщине Октябрьской революции, так определял цели войны: уничтожение расовой исключительности; равноправие наций и неприкосновенность их территории; освобождение порабощённых наций и восстановление их суверенных прав; право каждой нации устраиваться по своему желанию.

По инициативе и при поддержке Советского Союза принцип С. был подтверждён в ряде международных актов, подписанных во время и после окончания второй мировой войны.

В Ялтинской декларации 1945 г. предусматривалось восстановление суверенных прав и самоопределения народов, которые были лишены этого агрессивными нациями путём насилия. В Уставе ООН провозглашено: «организация основана на принципе суверенного равенства».

В результате решающей роли Советского Союза в победе над агрессивными государствами во второй мировой войне и последовательно проводимой им политики уважения суверенных прав всех народов, народы Центральной и Юго-Восточной Европы восстановили свой С., создали новый тип государственности — народно-демократическую республику, осуществляющую функции диктатуры пролетариата; великий китайский народ освободился от гоминдановского режима и гнёта иностранных империалистов — создал Китайскую Народную Республику.

Если отношения между капиталистическими странами строятся на грубом попрании С. и на закабалении крупными империалистическими государствами малых и экономически отсталых народов, то отношения Советского Союза с другими государствами основаны на действительном равноправии сторон и признании С. государств.

Новый тип отношений сложился между СССР и странами народной демократии. Эти отношения основаны на взаимном уважении С. и интересов, на искреннем стремлении к подлинному сотрудничеству, взаимной помощи, к поддержанию и обеспечению международного мира и безопасности.

Этот же принцип уважения суверенных прав всех народов лежит в основе позиции Советского Союза в его отношениях с капиталистическими государствами.

После второй мировой войны Советский Союз выступает в защиту малых народов, борющихся за свои суверенные права, за самостоятельное и независимое существование. Так было, напр., при рассмотрении в Совете Безопасности ООН заявления Сирии и Ливана о выводе англо-французских войск с их территории, англо-египетского спора и др. Советский Союз решительно протестовал против вмешательства во внутренние дела Индонезии и Греции, против американской интервенции в Корее. Советский Союз в соответствии с Ялтинским и Потсдамским соглашениями последовательно отстаивает суверенные права германского народа на объединение и создание единой, независимой, миролюбивой и демократической Германии.

Советский Союз настаивает на освобождении Японии от иностранной оккупации и превращении её в независимое демократическое и миролюбивое государство.

В борьбе за строгое соблюдение принципа С. в международных отношениях Советский Союз отстаивает не только интересы советского народа, но и всех других народов мира.

Борьба Советского Союза за С, неизбежно связывается с возглавляемой им борьбой всего прогрессивного человечества за прочный и длительный мир во всём мире.

Вот почему борьба Советского Союза за С. горячо поддерживается не только народами стран народной демократии, но и народами капиталистических государств, зависимых и колониальных стран.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1294


СУВЕРЕНИТЕТ (от франц. souverainete — верх. власть) государства, независимость гос-ва во внеш. и верховенство во внутр. делах. Уважение С.— осн. принцип совр. междунар. права и междунар. отношений. Закреплён в Уставе ООН и др. междунар. актах.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, Русский язык, 1986. — С. 675


СУВЕРЕНИТЕ´Т, -ая, м. Полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики. Государственный с. Национальный с.

 

 

Юридический энциклопедический словарь. — Москва, 1987. — С. 459—461


СУВЕРЕНИТЕТ (нем. Souveränität, от франц. souverainete — верховная власть), веpxoвенство и независимость власти. 1. С.  г о с у д а р с т в а — верховенство гос. власти внутри страны и её независимость во внешнеполитич. сфере. Верховенство и независимость как суверенные свойства гос. власти выражают со политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутр. и внешнеполитич. деятельности гос-ва. Как важнейшие свойства государственной власти они представляют собой качественные признаки государства. характеризуют его политико-правовую сущность.

Верховенство состоит в правомочий устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность гос. органов и общественных орг-ций, наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан. Оно предполагает самостоятельность государственной власти внутри страны и её независимость от власти любого другого государства.

Межгос. общение есть общение суверенных гoc-в. В сфере внешнеполитич. деятельности каждое гос-во нe может не учитывать С. других гос-в, поэтому общение гос-в осуществляется в форме их взаимных соглашений. Результатом согласия гос-в подчинять свои действия в определенной области отношений тем или иным согласованным правилам, к-рые с момента заключения соответствующего соглашения становятся обязательными для этих гос-в, являются нормы международного права. Существует органич. взаимосвязь и тесная согласованность внутр. верховенства гос. власти и внешней её независимости: независимость гос. власти во вне обусловлена самим фактом её верховенства внутри гос-ва. В то же время верховенство гос. власти невозможно без её независимости — необходимого условия верховенства.

С. реализуется в функционировании органов гос-ва — представительных, исполнительных и распорядительных, судебных и др., а также в правовой системе гос-ва. Отношения, составляющие суть С., определяются экономич. и социальным строем общества, общественными устоями гос-ва. Только в способе произ-ва, как непосредственном отношении собственников средств произ-ва к производителям, можно увидеть «...Самую глубокую тайну, скрытую основу всего общественного строя, а следовательно, и политической формы отношении суверенитета и зависимости, короче, всякой данной специфической формы государства» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.25, ч. 2, с. 354). В условиях различных социально-экономич. формаций классовое содержание С. гос-ва не может оставаться неизменным. Закономерное связи между социально-классовой и политико-правовой сторонами сущности государственной власти дают возможность определить подлинное содержание С.

2) С.  н а ц и о н а л ь н ы й — полновластие нации, её политич. свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей нац. жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного гос-ва.

С. нации имеет своей предпосылкой нац. потребности, интересы и цели, вытекающие из объективных условий её существования и являющиеся важнейшим стимулятором развитии нации, её борьбы за своё освобождение. В качестве национальных могут выдвигаться интересы, выразителем к-рых выступает ведущий класс данной нации, а также интересы, общенациональный в полном смысле слова.

В капиталистических странах нац. общность в смысле единства интересов изжила себя. В. И. Ленин отмечал: «есть две нации в каждой современной нации...» (Полн. собр. соч., т. 24, с. 429). Это положение не исключает возможности формирования в отдельные историч. периоды общенац. интересов и задач (напр., при борьбе против иностр. господства). Однако общие коренные нац. интересы возникают лишь с утверждением социалистич. общества на основе ликвидации эксплуататорских классов.

В сов. гос-ве с первых же дней его существования было ликвидировано деление наций на господствующие и угнетённые, уничтожены все формы нац. порабощения. Всем нациям и народностям было предоставлено п р а в о  н а  с а м о о п р е д е л е н и е. Это право рассматривается марксистско-ленинской теорией как право нации самостоятельно решать вопрос о своём государственном существовании. Это значит, что нация имеет право отделиться и образовать своё национальное государство, но она имеет право устроить свою жизнь и на началах автономии, в рамках единого государства, либо вступить с другими нациями в федеративные отношения. Вопрос о том, какую именно форму самоопределения избирает нация, решается самими нациями в зависимости от конкретной исторической обстановки, политич., экономич., культурных условий и т. д.

В. И. Ленин предвидел, что последовательное осуществление права наций на самоопределение в условиях социалистич. строя не только не приведет к разъединению многонационального централизованного государства, но, наоборот, будет служить основой для демократического объединения народов, ибо с уничтожением капитализма исчезает причина, толкающая угнетённые народы к отделению (см. Ленин В. И., Полн. собр. соч., т. 27, с. 68).

Действующая Конституция СССР (ст. 70) определяет Союз ССР как единое многонац. государство, образов. в результате свободного самоопределения наций.

Нации, борющиеся против колониальных режимов за свою независимость, находятся под защитой международного нрава.

3) С. н а р о д н ы й — полновластие народа, т. е. обладание народом социально-экономич. и политич. средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех трудящихся в управлении делами общества и гос-ва. С. народа неотъемлем от самого содержания социализма, закономерно вытекает из социально-экономич. и государственно-правовых устоев социалистич. строя и одновременно служит главной гарантией стабильности и прочности этого строк, динамики его прогрессивного развития и совершенствования.

Конституция СССР (ст. 2) закрепила принцип полновластия сов. народа: «Вся власть в СССР принадлежит народу». Полновластие сов. народа вытекает из самой социально-классовой сущности Сов. гoc-ва; его экономич. основой является социалистов. собственность на средства производства. Сов. народ осуществляет гoc. власть через Советы народных депутатов, составляющие политич. основу СССР.

Полновластие сов. народа проявляется также в деятельности др. гос. органов, в многообразных формах общественной самодеятельности трудящихся (общественные орг-ции, трудовые коллективы), в институтах непосредственной (прямой) демократии: всенародное обсуждение важнейших законопроектов, всенародное голосование — референдум по важнейшим вопросам гoc. жизни, всеобщее избирательное право при выборах нар. депутатов и нар. судей и др. См. также Государство, Политическая система социализма, Социалистическое самоуправление народа.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024