ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


РЕФЕРЕНДУМ, форма непосредственного участия населения в утверждении законов и решении др. вопросов гос. жизни путём всенародного опроса. Р. в капиталистич. странах обычно не отражает подлинной воли народа, т. к. господствующие классы используют все средства (лживая пропаганда, подкупы, террор) для воздействия на участников Р.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


РЕФЕРЕНДУМ (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено), всенар. голосование, проводимое в связи с принятым решением нов. конституции, др. важных законов или внесением в них изменений. Проведение Р. предусмотрено Конституцией СССР (ст. 5).

 

 

  Юридический словарь. 1953


РЕФЕРЕНДУМ — см. Всенародный опрос.

ВСЕНАРОДНЫЙ ОПРОС (р е ф е р е н д у м)— установленная Конституцией СССР форма непосредственного утверждения народом законов и решения им важнейших вопросов государственной жизни, В. о. производится Президиумом Верховного Совета СССР по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик (ст. 49 п. «д» Конституции СССР). В союзных и автономных республиках В. о. производятся Президиумами Верховных Советов этих республик. Во B. о. участвует всё взрослое население (с 18 лет), за исключением умалишённых и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. В. о. производится путём голосования за или против утверждения закона или предлагаемого решения вопроса.

Одной из форм действительного и непосредственного выявления воли народа в СССР и в странах народной демократии является всенародное обсуждение проектов законов (напр., всенародное обсуждение проекта Конституции СССР, проекта Конституции Польской Народной Республики и т. д.).

Референдум, предусматриваемый в законодательстве ряда капиталистических стран, вследствие фактического отстранения широких трудящихся масс от участия в политической жизни, а также давления на его участников, оказываемого во время подготовки и проведения референдума, является одним из способов фальсификации воли народа. Так, в мае 1953 г. в Дании был проведён референдум по проекту новой конституции, в к-рую включена статья о возможности передачи функций государственной власти т. н. международным властям. Такое ограничение государственного суверенитета Дании ее правящими кругами является следствием участия Дании в Северо-Атлантическом плате (см.). Проект новой конституции одобрен, хотя за его принятие голосовало менее половины избирателей, а свыше 40 процентов избирателей вообще не приняли участия в референдуме.
Разновидностью В. о. является плебисцит (см).

 

 

Юридический энциклопедический словарь. 1987


РЕФЕРЕНДУМ (от лат. referendumто, что должно быть сообщено), в гос. праве обращение к избирательному корпусу с целью принятия окончательного решения по конституц., законодательным или иным внутриполитич. и внешнеполитич. вопросам. Условия проведения Р. и его процедура рогулируются конституциями и законодательством соответствующих стран или субъектов федерации. В зависимости от предмета различают: P. конституционный (на голосование выносится проект конституции или конституционной поправки — во Франции, Швейцарии, Испании); законодательный (на голосование выносится проект закона — в Италии); консультативный (предметом Р. является к.-л. важный принцип, от одобрения или отклонения к-рого зависит политика пр-ва,— напр., в Великобритании в 1975 был проведён Р. по вопросу о её членстве в Европейском сообществе).

По способу проведения Р. подразделяется на обязательный, когда проект соответствующего акта обязательно подлежит ратификации избирательным корпусом (напр., проект конституц. поправки по Конституции Испании 1978, проект конституц. поправки во всех штатах США), и факультативный, когда инициатива проведения конституционного либо законодательного Р. может исходить от избирательного корпуса (Италия, 22 штата США), субъекта федерации (Швейцария) или центр. власти (Фракция). По сфере применения Р. может быть общенациональным, если он проводится в масштабах всей нации (гос-ва), или местным, если проводится в отд. субъектах федерации или адм.-терр. единицах.

Формально Р. является одним из институтов непосредственной (прямой) демократии, но степень его реального демократизма зависит от классовой сущности соответствующего гос-ва и его политического режима (см. Режим политический). В бурж. roc-вах с фашистскими и иными авторитарными режимами Р. неоднократно использовался и используется в интересах реакции как средство навязывания воли правящих кругов населению (гитлеровская Германия, франкистская Испания, совр. Чили, Пакистан).

В социалистич. странах (Болгария, ГДР) Р. применяется как способ общенар. одобрения и принятия конституций. Конституция СССР (ст. 108) предусматривает проведение законодательного Р. по решению Верх. Совета СССР.

А. А. Мишки.

 

 

  РЕФЕРЕНДУМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Версия 2022


РЕФЕРЕ́НДУМ (лат. referendum, букв. – то, что должно быть сообщено), голосование граждан по вопросу государственного (регионального, местного) значения. Впервые этот институт непосредственной демократии был применён в Швейцарии. Используется на общенациональном, региональном и местном уровнях в Италии и России, региональном и местном – в США и Канаде и др. В большинстве стран на голосование не выносятся вопросы чрезвычайного и безотлагательного характера, требующие спец. подготовки, и те, ответ на которые заранее предопределён.

В зависимости от вопроса, выносимого на голосование, выделяют конституц., законодат., адм. и междунар. Р. На конституционный Р. выносится проект нового основного закона или предложение по частичному изменению действующего. В одних странах на голосование выносится любая конституц. поправка (Азербайджан, Швейцария, Дания), в других Р. применяется факультативно, как одна из возможных процедур внесения изменений (Россия, Италия, Франция). В Австрии проводится обязательный Р. в случае полного пересмотра текста конституции и факультативный – если поправки предложены парламентским меньшинством. На законодательный Р. выносятся проекты или действующие акты. Различают ратифицирующий, т. е. утверждающий законопроект, Р. (Франция, Великобритания), и отклоняющий Р., предполагающий отмену положений действующего закона (Италия, Венесуэла). На административном Р. решаются вопросы управленческого характера – изменение адм.-терр. деления или границ субъектов федерации (Италия, Германия), досрочное прекращение полномочий гос. органов (президента – Австрия, Исландия, парламента – Латвия). На международный Р. выносятся проекты межгосударств. договоров и соглашений. Так, в Швейцарии в обязательном порядке проводится Р. для решения вопросов о присоединении к организациям коллективной безопасности и наднациональным сообществам.

Исходя из юридич. силы принимаемых решений, различают резолютивный Р. (проводится с целью вынесения решения, носит обязательный характер) и консультативный Р. (проводится с целью выявления преобладающего мнения, носит рекомендат. характер). Консультативный Р. (Испания, Венгрия) позволяет более гибко сформулировать выносимый на голосование вопрос, предложить неск. альтернативных ответов.

Р. Рос. Федерации – всенародное голосование по вопросам гос. значения, регламентируется федеральным конституционным законом. Р. не проводится в условиях воен. и чрезвычайного положения, а также в течение 3 мес после его отмены. Он не может быть проведён также в ряде иных случаев, установленных законом (в последний год полномочий Президента РФ или Гос. думы, в период избирательной кампании и т. п.). Повторный Р. (голосование по вопросам, имеющим по смыслу и содержанию ту же формулировку, что и вопросы, выносившиеся на голосование ранее) не проводится в течение 2 лет после офиц. опубликования результатов голосования. На Р. РФ не могут быть вынесены вопросы изменения статуса субъектов Федерации; досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента, Гос. думы, а также проведения досрочных выборов Президента, депутатов Гос. думы либо перенесения сроков таких выборов; избрания, назначения на должность, досрочного прекращения, приостановления или продления полномочий лиц, замещающих гос. должности РФ; персонального состава федеральных органов гос. власти и иных федеральных гос. органов; учреждения, избрания, досрочного прекращения, приостановления или продления сроков полномочий предусмотренных междунар. договором РФ органов или должностных лиц; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; вопросы, отнесённые к исключительной компетенции федеральных органов гос. власти. Инициаторами Р. могут стать 2 млн. граждан РФ, имеющих право участвовать в голосовании (при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами России находится место жительства не более 50 тыс. из них), Конституц. собрание – в отношении проекта Конституции РФ, федеральные органы гос. власти – в случаях, предусмотренных междунар. договорами РФ. Р. назначается Президентом РФ после получения решения Конституц. суда о соответствии инициативы Конституции. Днём голосования определяется любое воскресенье в течение периода от 60 до 100 дней после офиц. опубликования решения о Р. Однако проведение Р. РФ одновременно с выборами федеральных органов гос. власти на всей территории страны не допускается. Голосование считается состоявшимся, если в нём приняло участие более половины граждан, внесённых в списки участников Р. Решение считается принятым, если за вопрос проголосовало более половины лиц, участвовавших в Р. Принятое решение вступает в силу со дня офиц. опубликования результатов голосования. Оно может быть отменено или изменено посредством проведения нового Р. РФ, если само решение не предусматривает иного порядка.

 

 

Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран...

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024